Грач

Виктор Решетнев
                Грач

      Сегодня, прогуливаясь по улицам родного города, я наблюдал интересную картину. Для этого времени года было необычно тепло, если не сказать жарко. Сентябрь уже перевалил за середину, а на улице жара плюс двадцать шесть, не меньше.
      Возле бывшего еврейского кладбища, на месте которого теперь разбит городской парк, я остановился. Внимание моё привлёк грач. Он что-то клевал в высохшей траве. Делал это он с удовольствием, и я бы даже сказал с увлечением. Запускал свой огромный клюв в травяной куст, стучал им по его основанию, и затем вытаскивал из него что-то съестное. Получалось это у него мастерски, словно птица демонстрировала мне свои навыки. Грач был необычных размеров, очень крупным, так, что я даже сначала засомневался, не ворон ли это…
      Нет не ворон, клюв голый, а голова и плечи отливают фиолетовым. Точно, это был настоящий красивый грач.
      Почувствовав на себе посторонний взгляд, он перестал клевать и внимательно на меня посмотрел. Сперва одним глазом, потом, провернув голову, другим. Взгляд у величавой птицы был спокойный и умный.
    - Да, именно умный, - подумал я, - откормился тут на городских харчах и ходит вразвалочку. Интересно, улетают они теперь на зиму, или нет?
      Я вспомнил картину Алексея Саврасова «Грачи прилетели».
      В девятнадцатом веке эти птицы улетали на юг каждую осень, да и в моём детстве тоже. Я помню их чёрные полчища, собиравшиеся в конце сентября на полях и потом взлетавшие в небо. Шуму от этого было – ого-го. Мы тогда только-только заканчивали копать картошку. А сейчас моя мать, когда смотрит в окошко, частенько наблюдает, как посреди зимы грачи бродят по тротуарам и и что-то там клюют… Опять же, грачи это или вороны?
      А грациозная птица всё смотрела на меня и чуть ли не улыбалась. Тёмно сизый отлив её перьев на голове и шее временами отдавал чёрно-синим металликом.
    - Как у моей машины, - подумал я и тут же поправил себя, - как у бывшей моей машины… сейчас на ней езжу не я.
      Внимательно осмотрев меня обоими глазами по очереди и не почувствовав с моей стороны опасности, грач снова принялся за своё дело.
      Да, умный грач, а потому сытый и красивый. Интересно, сколько их сейчас в городе? Тысяча, две тысячи? А может пять, или даже десять?!
      Но всё равно, какими бы умными и сытыми не были эти птицы, они вряд ли изменились за последний миллион лет. Как были грачами, так ими и остались. Ну, может быть немного расширили свой ареал обитания, и то за счёт человека…
      А мы, люди, сильно ли мы поумнели за последние пять тысяч лет, чтобы нам так расплодиться на Земле?
      Да нет. Более того, в основной массе своей мы поглупели, да и внешне теперь выглядим хуже, чем всего лишь сто лет назад. Но свой ареал обитания мы расширили неимоверно, лишив законного места других существ. Но долго ли будет так продолжаться? Неужели в скором будущем нас станет ещё больше: в два или даже в три раза?
      Вряд ли. Природа придумает что-нибудь, чтобы нас поубавилось, потому что территории, нами занимаемые, не законны. Никто не давал нам права на глобальное расселение.
      Тогда как же быть. Как быть с развитием и экспансией разума на планете? Как быть с будущим людей?
      А никак, будущее не за нами, не за людьми, оно за искусственным интеллектом, который мы сами и сотворим. Ему и определять потом, где нас держать: в клетках, или на воле. Вот говорят, что скоро машины, созданные нами нас и поубивают. Это не так, в этом политики нас стараются убедить. На самом деле убивают не машины, и даже не оружие, убивает всегда человек. Искусственный разум, или Сверхразум, наоборот, исправит такое положение.
    - И долго нам этого ждать? - спросите вы...
      Тут я отвлёкся и поднял голову.
      Я уже и не заметил, что стоял и разговаривал сам с собой. Умная птица, перестав клевать, с интересом за мной наблюдала.
    - Ладно, давай... пока, - сказал я ей, помахав рукой, и продолжил прогулку, - как-нибудь в другой раз обсудим этот вопрос.
      На улице тем временем стало ещё жарче…

     P. S.
     Сегодня 21-е сентября, но жара по-прежнему не спадает. Утром вместе с женой мы прогуливались мимо того же места, и увидели уже не одного грача, а целый десяток. Красивые грациозные птицы клевали что-то в пожелтевшей траве. Не обращая на нас внимания, они гордо прохаживались друг перед другом. Мыслей о судьбе человечества в этот раз в моей голове уже не возникло...   
      
                19.09.2015г.