Ч. 3 Найти иголку в стоге сена

Владимир Врубель
 
Предыдущая страница   http://www.proza.ru/2015/09/23/1735

Как найти иголку в стоге сена? Подобная задача стояла и перед Томми Томпсоном. Он был, конечно, редкостным авантюристом. Набрал долгов на 1,4 миллиона долларов, не имея ни малейшей возможности расплатиться с кредиторами в случае неудачи.

Зато у Томми была светлая голова учёного. Для поиска лежащего на дне Атлантики парохода он применил метод байесовских статистических данных. Впервые его использовали учёные военно-морских сил США при поиске атомной подводной лодки «Scorpion», которая погибла по неизвестной причине  21 мая 1968 года.

Подводная лодка затонула на глубине 3000 метров. Между прочим, метод байесовских статистических данных для поиска утерянных объектов  помог отыскать самописцы с самолёта Air France Flight 447, потерпевшего аварию над океаном в 2009 году.

Томпсон приступил к поискам парохода в 1986 году. Он вышел в океан на самоходной плоскодонной барже «Louisiana», которая до того, как он её купил, использовалась для перевозки грузов к нефтяным платформам.

На основании изученных им исторических документов и научных данных ему предстояло обследовать участок океана у берегов Каролины площадью 1400 квадратных миль.

Обследование производилось гидролокатором SeaMARC IA. Восемь недель Томми и его команда энтузиастов провела в море, обследуя дно. Они назвали свою работу «косить газон», потому что старались не пропустить ни один участок дна.

Исследователи обнаружили один подозрительный участок. На снимках, сделанных спущенной на глубину фотокамерой, были видны очертания парохода и тени, похожие на гребные колёса.
 
Начавшиеся штормы вынудили остановить работу на самом интересном месте и вернуться на берег. Томпсон  с командой продолжили работу на берегу, занимаясь составлением графиков на основе полученных данных и дорабатывая спускаемый аппарат.

Однако ранней весной всё пришлось остановить, из-за сведений о том, что конкуренты отправились в море туда, где Томпсон проводил поиски. Он немедленно вышел в море.

Дополнительные исследования показали, что обнаруженный пароход не был «Central America». Но когда они вышли на второй, перспективный пароход, рядом встали с угрозами суда конкурентов.

В нервной обстановке команде Томпсона удалось всё же поднять артефакт с нового места, а это уже было основанием для обращения в федеральный суд. Однако Томпсона продолжали одолевать сомнения, что они обнаружили тот самый пароход.

Зимой 1987-1988 года он снова и снова изучал данные, полученные от гидролокатора и, в конце концов, пришёл к выводу, что принятое им и другими исследователями за груды песка, на самом деле, могут с большой степенью вероятности быть обломками «Central America».

О своём открытии Томпсон сообщил только нескольким самым доверенным людям. Сезон 1988 года он решил начать на старом месте. Это должно было отвлечь внимание конкурентов. Томми предполагал, что кто-то из сотрудников может сказать лишнее, нельзя было исключать и подкуп кого-либо из команды.

Сам же, объявив, сотрудникам, что будет проводить на другом месте испытания доработанного глубоководного оборудования, с близкими друзьями на «Arctic Discoverer»  приступит к исследованию нового перспективного местоположения парохода.

11-го сентября Томпсон с пятью коллегами спустили глубоководный аппарат и заняли места в рубке управления без окон, с чёрными стенами, на которых светились только экраны мониторов. Для защиты компьютеров кондиционерами в рубке поддерживалась низкая температура.

Рубка была защищена от прослушивания специальным пенопластовым покрытием, «акустической пеной». Аппарат с гидролокатором перемещался к песчаным холмам. Вскоре на экране увидели первые артефакты.

Первым они обнаружили гигантское гребное колесо. Шансы, что предположение Томпсона было верным, возросли, но до окончательной уверенности ещё было далеко. Огромные  чугунные колёса исследователи изучали в течение четырёх часов.

С этого времени, предупредил Томпсон, в рубку могут входить только те шесть человек, которые присутствовали при открытии, все они должны сохранять  в тайне увиденное. Если это «их» пароход, то на нём невероятное количество золота, а оно всегда толкало людей на непредсказуемые поступки.

Продолжение http://www.proza.ru/2015/09/24/1299

На фотографии: одно из гребных колёс парохода «Central America»