Константиново

Юрий Курский
        Лет в шестнадцать я впервые прочитал томик стихов Есенина, и его поэзия сразу покорила меня искренностью, мелодичностью и необыкновенной образностью. На фотографиях в книге облик поэта нежен и красив, жизнь его была короткой и яркой, а смерть трагичной. Стихи поэта легко запоминаются и берут за душу. Каждая строчка Есенина – чудо, и трудно что-либо выделить в его творчестве.

Он трепетно любил свою землю:

Чёрная, потом пропахшая выть!
Как мне тебя не ласкать, не любить?
Выйду на озеро в синюю гать
К сердцу вечерняя льнёт благодать.

Проникновенно писал о доме и родных местах:

Где ты, где ты, отчий дом,
Гревший спину под бугром?
Синий, синий мой цветок,
Неприхоженный песок.

        Я перечитал все стихи и поэмы Есенина, и мне захотелось побывать на его родине. В летний отпуск отправился из Курска в Москву. Потом пересел на поезд до Рязани и, не доезжая до города, вышел на станции Рыбное. Я читал, что этой дорогой Есенин ездил в родное село Константиново. От станции поехал на попутной легковушке и попросил водителя остановиться километрах в трёх от села. Хотелось пройтись по есенинской земле, под рязанским небом подышать воздухом этого края, посмотреть на места, которые видел поэт. Я свернул с асфальтированной дороги на тропинку и направился по ней через желтеющее хлебное поле. Был августовский тёплый денёк, светило солнце, в вышине пел жаворонок, в воздухе чувствовалась приятная предосенняя прохлада. Когда приблизился к сельской околице и увидел сады и огороды около домов, мне пришли на ум строчки поэта:

Вижу сад в голубых накрапах,
Тихо август прилёг ко плетню.
Держат липы в зелёных лапах
Птичий гомон и щебетню.

        В селе я спросил у старушек, сидящих на лавочке, о том, как пройти к дому Есенина. «Иди по этой улице, - сказали мне, - и по левой стороне будет его изба. Там всегда толкутся люди".Я шёл по ровной и прямой улице, без ложбин и оврагов, около палисадников копались куры, у дороги гуси пощипывали травку. Обыкновенное с виду село, ничего вроде особенного нет, а меня охватило волнение при мысли о том, что здесь бегал Сергей - «желтоволосый, с голубыми глазами» сельский мальчишка, впоследствии ставший великим поэтом.

        Бревенчатый домик Есенина невелик, под окнами растут берёзы. Я подождал, пока группа людей вышла из него, и с радостным волнением ступил на порог. Комнатки в доме маленькие, потолки низкие и, заходя в дверь, нужно наклоняться. Простая крестьянская изба, но с какой любовью воспел её поэт! Во дворе банька, где он слагал первые стихи. Недалеко от дома зелёные луга и холмистый берег Оки, с которого открываются неоглядные заокские дали.

Опять вспомнилось:

Потому, что я с севера, что ли,
Что луна там огромней в сто раз,
Как бы не был красив Шираз,
Он не лучше рязанских раздолий.

       Побродив по прибрежным косогорам, я спустился к реке и посидел на берегу. Подумалось, что чудо есенинской поэзии заключается в безмерной любви поэта к отчему краю, к родной сторонке и всему, что есть в ней. Слишком он любил свою «родину кроткую» - и из его любящего сердца выпевались необыкновенные строчки. Эту огромную любовь он претворил в стихи.

        Несколько дней  я жил в местной гостинице и ходил по сельским улицам и окрестностям. Село как село, таких в России тысячи, наверняка, есть и красивее. И всё же такое – одно! В нём родился Сергей Есенин. Каждый день экскурсионные автобусы приезжали в Константиново, и вереницы людей шли и шли к домику поэта...