Почему я не поступил во Львовский университет

Иван Краснов 2
1957 год мне  молодому  лейтенанту  за   мое  активное участие  в работе   окружной  газеты "На  страже Родины"  предложили   поехать   на  курсы  политсостава    в  город  Львов  по подготовке военных   журналистов. И  хотя  я  только  что   женился,  моя  жена  студентка  пятого  курса  Ленинградского  института   не возражала, понимая, что «служба – есть служба».

Так,  в  сентябре  1957  года  я   оказался  в   областном  городе   западной  Украины   - городе Львове,    штабе  Прикарпатского   военного   округа.  Курсы  политсостава  располагались около большого и  красивого  Стрийского  парка,  в  котором  любили   отдыхать   горожане.

В  центре  города   находился большой  памятник  польскому   поэту -  другу   А.С.  Пушкина,   Адаму  Мицкевичу.    Вокруг  памятника стояли  скамеечки,  где  было  можно   отдохнуть.  В первые  дни нашего  пребывания в  городе было  интересно  наблюдать, как  многие  горожане,   проходя  через  площадь,  останавливались  около  памятника  А.Мицкевичу, опускались  на  левое  колено,  снимали  головной  убор и  молились.  Я  до  сих  пор не могу понять,  что   означал  этот  их поступок  - знак  уважения  к   поэту  или  сравнение   его  с  Христом.

Для  нас  офицеров  курсов  политсостава  значимым    местом  был  окружной  Дом  офицеров,  так  как  мы  много  времени  проводили   в   нём.  Сюда  приходили   мы  на  торжественные   собрания,  встречи с  окружным   руководством,   концерты,    вечера  отдыха и  танцы по  субботам. 
Большинство  слушателей    были  молодые  офицеры,  бывшие   комсомольские  работники  и  начальники  полковых   клубов. На курсах  у нас  было  два  отделения   или  факультета:   журналистов  и  клубных  работников, среди  моих  товарищей  по   отделению  журналистики  многие    успели   закончить  заочно  различные  факультеты    государственных   университетов  или  заочно  ещё  учились  в  вузах.

С  первых  дней   наших  занятий   я подружился  с  лейтенантом  Крайним Леонидом  Андреевичем.  Он  также  приехал на  курсы  из  Ленинграда, был     командиром  взвода   зенитного   полка.    Леня   был   высокого роста,  интеллигентный   офицер,  начитанный, хорошо  играл на   фортепиано - предмет  моей  зависти,  так  как  я  давно  мечтал  научиться   играть  на этом  инструменте.      Ростом    он   был выше    меня,  курчавые   волосы   обрамляли    высокий  лоб. Серые    глаза    выдавали  в  нем недюжинный    ум.   Родом  он  был  из  Одессы,  учился  заочно на  третьем   курсе  географического  факультета  Одесского   университета.  Он  мне   сразу  признался,  что  уже  второй   год  пишет  роман  из  жизни  молодых   офицеров.  Я  пишу  так  подробно  о  своем  товарище,  потому что наши  пути  соединились  на  многие  годы, и  он  сыграл  в  моей  жизни определенную  положительную  роль.

Здесь  я  впервые  встретился  с  Федей  Контузоровым,  с  котором  нас  судьба  свела   на   многие   годы   по  будущей   службе.   Одним  словом,  на  курсах  политсостава  я  встретился  с  замечательными  товарищами,   хорошими   офицерами,  профессионалами   своего  дела.  И  хотя  лишь  немногие  из  нас  стали  журналистами,  но  все  мы  стали  хорошими  политработниками,  преданными  своему   делу.

Все  мы  были   примерно   одного  возраста  - лет двадцати    пяти.  И все  мы  были  заражены  одной  и той же идеей -  пока  молоды, не  терять  времени  даром,  получить  глубокие  знания.

Я   мечтал   поступить на заочный  исторический   факультет  Львовского   Государственного   университета.  Леня  одобрил   мой  план.  Поэтому, не  теряя  времени  даром,  я  быстро   собрал  необходимые   документы  и   уже  в  августе  месяце  принес  заявление  о  поступлении  на  подготовительные  курсы.   До  этого  в   Выборге ,  ещё в  1955   году  я  поступил  на  вечерний   университет   марксизма-ленинизма  и  через два  года   успешно   его  закончил,  получив  неплохие  знания  по   общественным   дисциплинам.
Учиться  я  любил и  после  окончания    артиллерийского    кадетского    корпуса  практически   все  время   продолжал  свою  учебу  заочно.  Никто  не  мешал  мне  ходить на  подготовительные  курсы.  Преподаватели   подобрались  знающие,  любящие  свое  дело.  Помню,  на  занятии  по  русскому  языку  и  литературе  мы  разбирали  сложно-сочиненные   предложения.   Преподаватель продиктовала    нам   предложение:  « Гирей   сидел,  потупя    взор; Янтарь  в  устах  его  дымился;   Безмолвно  раболепный   двор Вкруг    хана  грозного  теснился».

Мне  так  понравилось  эти   поэтические  строки ,   взятые   из  незнакомой  мне  поэмы, что  в перерыве  я  подошел  к  педагогу  и, стесняясь и  краснея  за  свое  незнание,  спросил     из  какой   поэмы   это  предложение,  мне   оно  очень    понравилось.  Педагог   без   чувства  превосходства   ответила:  -Это  предложение   из   поэмы  А.С.  Пушкина   «Бахчисарайский   фонтан».
На  следующий  день  я  пошел  в  библиотеку  курсов,  взял  томик    А. С.  Пушкина и  с  радостью  нашел  полюбившуюся  мне   поэму.  Нужно   заметить,  что  я  серьезно  готовился  к  вступительным    экзаменам    в  университет,  почти  не  пропускал  занятия.  Со  мной  ходили    на  занятия  простые   украинские   ребята  и  девушки,  многие  из них  уже  работали  преподавателями   в   школе.  У нас  никогда не  возникало  противоречий  на  национальной   почве, да  собственно мы и не знали, кто  какой  национальности.

В  октябре  месяце  на   курсы  политсостава  прибыла  большая  группа  преподавателей  средних  школ из  разных  областей  Украины.  Все  они  числились  офицерами  запаса  по    военно-учетной   специальности      политсоства.  Особенно  я  подружился  с  преподавателем   литературы  Виктором.  Меня  всегда  притягивают  как  магнитом  к  себе  люди, влюбленные    в   поэзию  да и   вообще   люди  с характером  поэтического склада.   Я  помню,  он  так  доверился  мне ,  что   уже   через    пару  дней  я   знал   всю  его  жизнь,  в том  числе  и  его  семейную  трагедию.
Он   был  женат,  имел   трехлетнего сына .  На  свое   несчастье (а, может быть, и счастье),  встретил он   в  том же  районе, где преподавал в  школе    литературу,  свою      прежнюю  школьную  любовь . На  курсы  во  Львов  она  ему  присылала  не  письма,  а   поэмы.  Мне  кажется,   когда  человек  влюблен,  ему  хочется   рассказать  об  этом  как   можно  большему  количеству  своих  товарищей  и  даже  незнакомым  людям.

Он  мне  показывал  её  письма,  разрисованные  эмоциональными  рисунками. Я  даже  помню, как  звали  эту  девушку - Галя.  Вот  она  пишет  ему,     как  она  страдает  от  своей  любви .  Вот   птица-галка, не  дождалась  своего  любимого  и,  сложив   крылья,  лежит  уже  в  гробу.  Читать    её  письма   к  возлюбленному   спокойно  было невозможно.   - Ваня,-  обращался  он  ко  мне,- я не  могу  без неё  жить,  мне  нужно  разводиться  с  женой.  Посоветуй,  как  мне  быть.    На  его  беду, первым  секретарем  райкома  партии  этого  района  был  его  родной  брат.  Он  знал  историю    Виктора  и   грозил  ему  всяческими  карами  в  случае  его  развода  с  женой.  -Ты  же  меня  опозоришь на  весь район,-  писал  брат  Виктору.- Какой  же  я  буду  первый  секретарь  райкома партии,  если  допущу  развал  семьи  родного  брата?

Узнав,  что  я  готовлюсь  сдавать  вступительные   экзамены  на  исторический  факультет  университета,  Виктор   с  рвением   взялся   помогать  мне   в   подготовке  к  экзаменам:  устраивал  мне  свой  экзамен   по истории,  и  если  я  затруднялся  с  ответом, тут же  мне  рассказывал   тот или  иной   раздел.  Во  всем    чувствовался  в нем  преподаватель  школы. Мы  много   беседовали  с ним  по  литературе.  И только  убедившись,  что  я  хорошо   знаю   пройденный  материал,  мы  переходили  к  новой  теме.  Мне   было  легко  и  комфортно  с ним  общаться.

Из интересных  занятий на курсах  мне на  всю  жизнь  запомнился   старший   преподаватель  тактики он  же  по  совместительству   руководитель  отделения   тактических  дисциплин    полковник  Андреев  Игорь  Иванович. До  перевода  его на  преподавательскую  работу  во  Львов   Игорь  Иванович   был   командиром   мотострелковой   бригады.  Когда   мы  спрашивали  его,  не  скучно   ли   ему   после  бригады  читать  лекции  по  тактике    на  девятимесячных  курсах   политсостава,  он с задором  отвечал:  - Вот  смотрите,  я  работаю  в  большом   городе,  хожу      на  занятия    не    в  полевой  форме,  не  в  сапогах   и    шинели,  перетянутой  ремнем,  как  в  бригаде , а  как  белый   человек,  в  начищенных  до  блеска  туфлях,  в  брюках  навыпуск ,   заканчиваю  рабочий  день в  17.ОО,   о   чем  в  войсках   можно   было только  мечтать.
Лекции   по  тактике  он  читал  изумительно,  образно,  эмоционально. Некоторые    его  образы   по  тактике мне  запомнились на  всю  жизнь, хотя  мне  позже пришлось  прослушать  лекции   по  этой дисциплине  в  нескольких академиях.  Приведу  для   читателя  пару  примеров, подтверждающих мою оценку.

Для  тех, кто  служил в  армии,  будет  понятно,  что  такое  организовать  взаимодействие   во  время  наступления:  когда  командир  ставит  задачу  перед  своими  подчиненными  на  наступление,  он   своим  подчиненным  командирам   подчеркивает:  1. Откуда  будут наступать  на противника:  2. Зачем,  какую  цель  они  должны  решить; 3.Для   чего  это  делается.   Игорь  Иванович,  чтобы  мы – политработники,   легче  запомнили,  что  такое  «решить  задачу  на  наступление»,  знакомит нас с ассоциативной историей :  «Петровский  или  Николаевский   солдат   бежит  вечером  в  самоволку.  Навстречу    ему  офицер и  вопрошает:-  Откуда,   зачем,    для  чего? Солдат  кратко  отвечает: - Из   казармы, в кабак, за вином.  Я  думаю  даже  не  бывший  военный,  а  простой  читатель  запомнит последовательность решения «задачи на наступление»  :  Откуда,  зачем,  для  чего.  По  крайней  мере  я, как   военный  человек,  запомнил  на  всю  свою  жизнь  , как   нужно  правильно поставить  задачу  перед  своими   подчиненными  на  наступление.

Если , читатель,  Вам  интересна   образность  лекции  по  тактике  нашего    бывшего  комбрига,  то вот ещё один пример. Преподаватель  спрашивает  аудиторию: -  Что такое время «Ч»?.   И сам тут же отвечает: - Время  «Ч»  в  наступлении - это  когда  сапог  нашего   солдата   наступает  на     голову   противника  в  его  окопе.  Вот   командир и  должен  рассчитать,  сколько  времени  должен  бежать  наш  солдат, чтобы  в течение  времени  «Ч»   его  сапог   мог  наступить на  голову  противника.

Эти  два примера  я  привел  для  того,  чтобы  показать насколько лекции   преподавателя  были  эмоциональными и  образными. Если  же лектор  будет  читать  лекцию  сухим,  казенным   языком,  то слушатель  (студент) заснет на  его  лекции. А сон  студента на  лекции,  как говорил  один  психолог,  есть  нормальная  реакция  здорового  организма  на  нулевую  информацию.
Хотелось     бы   еще  несколько  слов   сказать  о  самом   городе  и  его  жителях.

Мне  несколько  раз  пришлось  беседовать  с  коренными жителями   города и  запомнилось,  что   они  не   были  патриотами  советской   власти.  Более того, они этого не скрывали.  Так,  рядовой  работник,  у  которого  мы  с  женой  снимали  комнату,  представился  нам: - Пан Василий.  Потом  он заявил   мне,  что   при  советской  власти   живется  ему  намного   хуже,  чем  при  польской, и  поэтому  радоваться   ему  нечему.

Следует  отметить,  что   Советское  правительство   очень  внимательно   относилось  к  жителям  западной  Украины.    Так,   нормы  жилья  на  человека   были    в  полтора  раза  выше,  чем  в    России.  Всякого  рода   послаблений   законодательства  у  жителей  Западной  Украины   было  тоже больше.  Как  в  городе,  так и  в пригороде   было  много  различных   религиозных   символов    католической    церкви.    За  городом  вдоль  дорог  стояли скульптурные изображения Божьей Матери (Матки Боски).  Конечно,  во Львове  и   во  всей  Западной  Украине  население  было  более   верующим,  нежели  в  России.

Вернемся    к  описанию нашего - слушателей курсов политсостава, быта и  жизни. Все мы  закончили  недавно  военные  училища  и    работали  на  должностях   комсомольских   или  клубных  работников  всего лишь  два-три  года. Правда,    в  отделении  клубных  работников   учился с  нами  один  капитан   Герой   Светского  Союза.  Он  получил   эту  высокую награду  за  отражение   танков  противника. В бою  он  лично   подбил   четыре  вражеских  танка,  и     его  героизм   решил  исход  боя  бригады.  Для  Героя  Советского   Союза  в  1957  году  занимать  должность  начальника  клуба  полка  было    маловато.  Парень  он  был  простой,  коммуникабельный.  Я  его  как-то  спросил: - Миша,  ведь  тебя  с  радостью  приняли бы на  учебу  в Военно-политическую  академию, зачем  тебе  нужны  эти  курсы?-  Он ничуть не  смущаясь,   ответил: - Ваня,  у  меня  нет  среднего  образования.  Мне нужно   сначала  закончить     среднюю  школу, а  потом  уже  идти  в  академию.

Не  знаю,  как  в  будущем  сложилась  судьба   моего  знакомого.  Одно  знаю,  он  был  далек  от  борьбы  за  карьеру.   Я просто знаю и  других   Героев   Советского   Союза,  которые   как  и  мой  знакомый  Михаил,  вначале были  командирами  артиллерийского   расчета, а   потом  после  окончания  военного  училища  и  военной  академии  стали  генералами. 

Одним  из  таких   генералов    был  моим  начальником.  Так, в восьмидесятые  годы,  когда  я  стал  преподавателем в артиллерийской академии в Ленинграде,   начальником   политического   отдела   академии   был  генерал-лейтенант  Белявский  Борис  Васильевич.  Он  в годы  войны был  сержантом, командиром    артиллерийского   расчета   установок   «Катюш»,   как  и  мой  товарищ  на  курсах.   Я ни  в  коей   мере  не  хочу  принизить  героизм  тех   генералов,  которые в  годы  войны  были   сержантами,  совершив  героический  подвиг   и  получив   высокую  награду,  продолжили  свою  учебу  и  службу в  вооруженных  силах,  занимали   в  армии  высокие  должности.  Честь  им  и  хвала  за  их  героизм.

Ну,  а  как  назвать  подвиг   миллионов  офицеров,  солдат  и  сержантов,  которые   отдали  свою   жизнь  в  боях  за  Родину?  Мы,  дети  своих   отцов, погибших  в  боях      той   войны  гордимся   своими   отцами,   хотя  они не  успели  получить  такой  высокой  награды.  Мы   все  должны  помнить об  их  героических  подвигах  на  всю    оставшуюся  жизнь.

Однако   вернемся   к  учебе  на  курсах в городе Львов.  Мне   было  приятно  увидеть  и   услышать на  одном  из   торжественных  собраний  Львовского  гарнизона     командующего   войсками  Прикарпатского   военного   округа  генерала   армии  Батова  Павла  Ивановича. В  1944 году  он был командующим   65  гвардейской  армией,  в  частях  которой    воевал  и погиб  мой  отец  в  августе  1944  года    при  освобождении   польского   города   Соколки.  В  повести  «Последняя  встреча  с  отцом» я уже описал моё свидание с отцом перед его возвращением на фронт.

Если  приравнять военный  округ к  фронту, можно сказать, что  я  встретилися   с отцом   в  одном  округе  (фронте) в  1957   году, т.е.   через  тринадцать  лет    после   его   гибели.  - Что  же,  это  неплохо,  мой  дорогой  отец,  я  шел   по  твоему   боевому  пути  и  встретил  тебя,  но  уже  после  твоей  смерти.  Дети  выбирают  дороги  своих  отцов.    Отец,  я   достойно  пронес вплоть  до  1988  года  знамя,  под   которым  ты  воевал  в  рядах  Советской   Армии,  и не  моя   вина,  что   Красное   Знамя  Советской  Армии   было   спущено    не  теми  полководцами,  которые   победоносно   водрузили  его   над   поверженным  Берлином.

Хотелось  бы  на собственном примере показать  материальное  положение  младших   офицеров,   которые   учились  вместе  со  мной   во Львове. В  июле  1958  года  ко  мне  приехала   жена,   только что  окончившая  химико-фармацевтический    институт   в  Ленинграде. Мы  сняли     комнатку  в   трёхкомнатной  квартире,  за  которую  нужно   было   платить  250 руб. - около 15%  нашего дохода.  Денег  катастрофически  не   хватало  на  питание, я уже не говорю о развлечениях.  И мы  вынуждены  были искать различные способы получения денег, например, идти на ранок, чтобы продать выданные мне сапоги и  рубашку.

Подходила  к  концу  моя    учеба  на  курсах   политсостава.  В   июле  месяце   из  Москвы  стали  приезжать   кадровые   органы   Министерства   обороны  с  предложениями   нашей   дальнейшей   службы.   В  один из  дней  всех   слушателей  курсов  собрали  в  клубе,  и  перед   нами  выступили    представители   погранвойск.  Нас  агитировали   перейти на  службу  в   погранвойска  на  должность  заместителя   начальника   заставы   по  политической    части,   рассказали  об  обязанностях    заместителя  начальника  заставы и материальном обеспечении в случае согласия. Квартиру   давали   сразу  по  приезде  на  заставу, а также - персональную   лошадь  под  седлом.  Офицеры,   служившие  на  Кавказе  и в   Средней  Азии, согласились занять эту должность.

Подхожу  к  кульминации   моей   повести   об  учебе   во  Львове. Напомню, что параллельно с этой учёбой я готовился поступать во Львовский Государственный университет. И в  июле  месяце  я  уже закончил  сдавать  все  экзамены  на  исторический  факультет   университета. Моя  глубокая   подготовка  дала  положительные  результаты:  все вступительные   экзамены  я  сдал  на  «отлично»  и  ходил  с  гордо   поднятой   головой,  довольный  собой.   

Начали  вывешивать списки, зачисленных на  заочное  отделение   исторического   факультета. Я  ходил  каждый   день  после занятий  на  курсах в  университет   и   проверял    списки  зачисленных. Список  постоянно рос, но своей фамилии я  в  списке не  находил,  хотя и видел в списках  зачисленных   своих   товарищей - абитуриентов, получивших на  экзаменах  тройку»  и  даже  не  одну.

Не  выдержав  выпавших  на  мою  долю  переживаний,  я  пошел  к  проректору   университета  по  заочному  обучению.  Постучав  в  дверь,  я  робко  вошел в  кабинет и   произнес: -  Добрый  день. Его  ответ  - Если  по  вопросу  приема,  я   с  Вами  разговаривать не  буду!.   -  Вы   же не  знаете,  по  какому   вопросу  я  пришел, но  заранее   не  желаете  со  мной  разговаривать.  Все-таки  я  успел  у  него  спросить,  почему   меня  не  приняли в  университет,  хотя  я  сдал  все   экзамены на  «отлично». - Этот  университет  не  для  русских,  а  для  украинцев,  – был  краткий  ответ. -Но  в  нашей  стране в ВУЗы  принимают  людей    любой   национальности- возразил  я.-Я  буду на  Вас  жаловаться  в  ЦК  компартии   Украины. - Пишите  хоть  Господу  Богу,  отреагировал он. На  прощание  я  ему  только  сказал .  –Вы  националист.  В   ответ -  молчание.  Я  хлопнул  дверью  и  вышел.

Через  день  я  действительно  написал  жалобу  в  ЦК компартии   Украины.     Я  написал,  что несмотря на  отлично сданные  все  экзамены  меня не зачислили  во Львовский   государственный     университет, объяснив, что этот университет   только  для   украинцев.  Через  десять  дней  я  получил  ответ  из  ЦК    компартии   Украины ,    где  говорилось,  что  моя  жалоба  рассмотрена и что ответ  я могу  получить у  проректора    университета  по   заочному   отделению. Естественно,  идти  к  махровому  националисту   было   бесполезно,  этим  я  бы  только  унизил  себя
 Хотелось бы  отметить,  что  национализмом  были   заражены больше  руководители  как  партийной,  так и государственной  власти и  в  меньшей  степени  простой  народ. В  подтверждение  своих  слов  приведу  еще  один  пример  проявления  национализма.  В  1964  году  мне пришлось  служить  за  границей  в  ГСВГ  в  артиллерийском  полку,  который  носил  наименование
Черновицко-_Гнезнинский.  Это  наименование   полк   получил  за  активное  участие  в освобождении  города  Черновцы  Украины  и  польского  города  Гнезно. Я  будучи  пропагандистом  этого  полка  рассказывал   молодым  воинам  боевой  путь  полка и не только  рассказывал,  этот  боевой  путь  был  нарисован   на карте в  комнате  боевой славы  полка.  Я  написал    в  январе  1965  года  письмо  в  Черновицкий   городской   комитет   партии  о  том,  что  полк  носит   почетное  наименование   города  Черновцы   и  нам  бы  хотелось   узнать,  чем  славен  сегодня ваш   город.  Подписали это   обращение  командир  полка  и  заместитель  командира  полка  по  политической  части.  Нам  даже не  ответили на  это  обращение,  хотя  в  полку   служило  много  солдат и  офицеров  с  Украины.
  Не  там ли  зарождались  ростки  национализма,  которые   дали  хорошие  всходы  сегодня.  Возможно,  мы  сегодня   пожинаем  богатый   урожай  махрового   национазма  и  агрессии  Киевской  хунты.