Оковы трансцендентного мифа

Тамирлан Бадалов
Когда дуют ветры, одни возводят стены, а другие - ветряные  мельницы.
Конфуций

Тревожные и неудобные  вопросы о том, откуда всё берётся и куда исчезает,   подспудно теребят и будоражат всякого, кто задумывается не только о хлебе насущном. И удовлетворяют нас не все ответы, а только  те, которые мы в состоянии понять (усвоить).
Так уж произошло, в силу грустных  обстоятельств, в последнее время часто приходилось выслушивать много благочестивых праведных сентенций, видеть укоренившиеся в нашей среде поминальные  обряды, сталкиваться с туманными мистическими заклинаниями. Обстановка не располагала к спорам и дискуссиям, но желание высказаться  по  некоторым сущностным вопросам,  на которые человек  натыкается на протяжении всей своей жизни, появилось.
Скажу сразу, ряд каверзных загадок мироздания (например, целесообразность или  целеполагание)  не имеют убедительных разъяснений,  а оттого часто   становятся  предметом недобросовестных спекуляций. На другие -  вполне  удовлетворительные  ответы  получены  давно,  надо  только не полениться и заглянуть в первоисточники. Третьи - ждут своих исчерпывающих объяснений. Четвёртые - никогда не будут разгаданы.
В современных концепциях о зарождении Вселенной и появления  живой природы на Земле в последние десятилетия произошёл  значительный концептуальный прорыв.  Этому  способствовали лавинообразные открытия, связанные с научно-технической революцией и наступлением эры электроники. Наконец, на некоторые вопросы о причинных связях и механизмах  эволюции ответы появились совсем недавно - в последние годы.
 К началу ХХI века было доказано, что при определённых условиях, под воздействием ультрафиолетового излучения, в результате сложной химической реакции, превращение неорганических молекул в органические (самовоспроизводящиеся) - возможно.  Это совершенно фантастическое открытие, произвело фундаментальное изменение   в представлениях о зарождении живой материи.
Превращение неорганических молекул в органические произошло на Земле  около четырёх миллиардов  лет назад. А коль так, то дальнейшая эволюция рано или поздно приводит к появлению  более сложных соединений, органических цепочек. Сначала протоклеток, затем  замысловатых нитей РНК и ДНК, и наконец, происходит зарождение белковых образований. А там, ещё через пару  миллиардов  лет (!!!) недалеко и до живых организмов. Так и произошло. Микробиологи утверждают, что многоклеточные формы жизни начали распространяться на Земле около 530-540 миллионов лет назад. То есть, для того чтобы превратить органические молекулы в примитивные формы многоклеточной жизни эволюционному процессу понадобилось затратить 90% своего времени (!!!).
Религиозное мировоззрение отвергает теорию спонтанного зарождения жизни, в результате физико-химических процессов, считая это Волей Провидения.
Живой природе понадобилось свыше 500 миллионов лет, чтобы в результате эволюции и естественного отбора, примерно, 2,5 миллиона лет назад появились далёкие предки человека - род Homo. Иначе говоря, с момента появления многоклеточных существ до появления рода Homo понадобилось долгое эволюционное развитие, на которое ушло  99,5% (!!!) всего времени.  Обстоятельства этого развития тщательно обоснованы,  имеют много веских  доказательств  и не вызывают особых  разночтений в научном сообществе.
Согласно современным представлениям,  человек прямоходящий (Homo erectus) выделился в качестве самостоятельной ветви эволюции более 500 тысяч лет тому назад (т.е., через два миллиона лет (!!!) после появления рода Homo), а человек разумный (Homo sapiens), владеющий членораздельной речью, умеющий  абстрактно мыслить, способный изготовлять и использовать орудия труда - примерно  через 250 тысяч лет.
 Разумный человек  на то  и разумный, что стал задумываться над происходящим. Он  понимал свою зависимость от внешних разрушительных сил, ощущал собственное бессилие перед лицом стихии, искал причину спонтанных  природных явлений,  поражался непредсказуемости некоторых событий, переживал за свои оплошности и практические неудачи. Он не мог объяснить тайну сновидений, причину болезней, испытывал страх перед смертью и многое другое, что озадачивало его.
В нём накапливалось вопросы, на которые не находилось рациональных ответов, отсюда зарождение оккультизма и мистического сознания: попытка  выстроить свои отношения с таинственным метафизическим миром ритуально, с помощью мифов, в основе которых  вера в  сверхъестественные силы. Страх перед неизвестным  изгонялся  разными способами  -  таинственными заклинаниями, магическими обрядами, культовыми поклонениями, - такими как тотемизм, фетишизм, шаманизм и прочие священнодействия, подробно описанные в многочисленных источниках.
Не случайно первые религиозные системы  в Древнем   Египте,  Китае, Греции, Риме, у индо-иранцев, ассиро-вавилонян,  ацтеков и майя,  древних германцев -  исходили из убеждения, что существуют невидимые  человеку божественные существа, от которых зависит всё происходящее. Этих божеств было много: в одних случаях они представлялись  очеловеченными, в других - в образах животного мира, в-третьих - в культах одушевлённых предметов и т.д. На этой почве проросли  первые религиозные представления, в этом были истоки религиозного политеизма (многобожия).
 Политеизм,  как определённый тип веры  (язычество, поклонение идолу)  -  был фундаментом всех древнейших этнических религий, почитавших  СОЗДАНИЕ  - результат  Божественного проявления, в отличие от более поздних теистических верований, в основе которых было  поклонение  СОЗДАТЕЛЮ.
Прошло много тысячелетий (!!!), в течение которых человечество накопило  опыт нестыковок, противоречий  и разочарований, прежде чем сформировало основы современных монотеистических верований.
Предположительно с XIII века до н.э., т.е. через  250 тысяч лет  после появления человека разумного, были написаны  первые Книги Ветхого завета.  А ещё через 1300 лет, около 600 г. до н. э., по версии Библии, Моисей в течение сорока дней, со слов Всевышнего (???),  записал текст Торы (или Пятикнижие - совокупность иудейских законов). "... и говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, говорил как с другом своим" (Исх.33:11)
Надеюсь, следите за гигантскими историческими промежутками, можете сопоставить очередность и последовательность событий без моей подсказки...
Ещё через шесть столетий, согласно Евангелию, в результате непорочного зачатия  Марии от Святого Духа (?!),  на свет появился Иисус из Назарета - Мессия  (Сын Божий), и стали звать его Иисус Христос. С его именем связаны каноны Нового Завета, появившиеся в течение 1-го века н.э.  Последователи Иисуса - христиане  - убеждены были в том, что иудеи исповедовали "неправильную" религию, поэтому на протяжении многих веков всеми доступными средствами (как правило, огнём и мечом) насаждали "правильное" мировоззрение. И добились немалого: в настоящее время примерно 2,4 миллиарда людей являются  приверженцами  христианства, что составляет 33% от населения планеты.
В  610 г.н.э., согласно исламским каноническим текстам, когда Мухаммеду было 40 лет, в уединении в пещере  Хира,  - во сне (?!) ему явился ангел  и продиктовал первые пять аятов Корана. Поэтому этот год признаётся годом возникновения ислама. К началу 2015 года численность мусульман оценивалась в 1,8 миллиарда, т.е. примерно 25% от населения планеты.
 Считается,  что Коран был ниспослан Всевышним на седьмое Небо (?!), а затем ангел Джебраил (Архангел Гавриил) передавал его частями пророку Мухаммеду в течение двадцати трёх лет его пророческой деятельности. Мусульмане утверждают, что прежние Писания  (Тора Моисея, Псалтирь Давида и  Евангелие Иисуса) были искажены недобросовестными служителями религии  и  правителями,  и что Коран содержит в себе новый и окончательный  закон Бога. По их мнению, это последнее Послание служит основным средством постижения  истины, исправления правок и добавлений, содержащихся  в прежних Писаниях. Почему последнее, почему другим народам так не повезло, - не разъясняется.
Здесь нет моих умозаключений.  Это сжатая компиляция из  известных источников, демонстрирующая только уровень аргументации апологетов...
Напомню, зарождение мировых религий относится к периоду господства геоцентрической модели  мироздания,  предполагавшей, что в центре пространственно ограниченной Вселенной неподвижно покоится Земля, а все небесные светила -  Солнце, Луна, планеты и звёзды, вращаются вокруг неё. Об осевом вращении Земли и наклонении оси к плоскости эклиптики всерьёз заговорили лишь в XV веке, т.е. через полторы тысячи лет нового исчисления.
 В законченном виде  иная модель планетарной системы  - гелиоцентрическая - была  изложена только в XVI веке Николаем Коперником.  А через сто лет, в 1633 году, в Риме, суд инквизиции приговорил Галилео Галилея к пожизненному заключению, за публичную поддержку ранее запрещённой концепции, сформулированной   Коперником, которую  католическая церковь  осудила, как  еретическое  учение, противоречащее текстам  Священного Писания.  А именно, - Псалмов  (Псал. 103:5),  стиху из  Экклезиаста  (Екк. 1:5),  а также важному фрагменту из «Книги Иисуса Навина» (Нав. 10:12), где недвусмысленно утверждается, что "Земля неподвижна, а Солнце ходит вокруг Земли"
Внимание (!!!), представление  о геоцентрической модели мира было всеобщим и неколебимым всего лишь четыреста лет назад...
Ещё через сто лет - один из крупнейших философов  XVIII века - Вольтер,  за критику религиозных суеверий и предрассудков, был предан анафеме католической церковью. Парадокс в том, что Вольтер не отрицал религию, считая её нравственной уздой для народа. Однако за свой сарказм по отношению к церковным порядкам неоднократно подвергался гонениям и вынужден был эмигрировать, то во Францию, то в Германию, то в Швейцарию. Тем не менее  до конца жизни, он не изменил своего отношения к церкви. Кстати, Вольтеру принадлежит крылатая фраза: "Если бы Бога не существовало, его следовало бы выдумать".
Одним из центральных догматов  авраамических религий является миф о сотворении жизни на Земле. Различия между иудаизмом, христианством и исламом минимальны  и  несущественны, зато все они сильно отличаются от современной космологической модели Вселенной. Сейчас, правда, некоторые богословы утверждают, что стиль Писания поэтический, иносказательный, что исчисление времени не астрономическое,  аллегорическое (оно, якобы, закодировано), но большинство теологов настаивает на  буквальном понимании первых глав книги Бытия (о сотворении мира за шесть  дней).
Если  сравнить  с  известными теперь знаниями, этот миф, не имеющий доказательств, приходится воспринимать   как  чудо. Напомню, наша Солнечная система возникла через девять с лишним  миллиардов лет (!!!) после Большого Взрыва, а сегодняшние формы жизни на Земле, по мнению биофизиков,  - результат длительной эволюции в течение 4,54 миллиардов лет.
Итак, День первый.
Вначале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безводна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
И отделил Бог свет от тьмы, назвал  свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро. (Странно, солнца ещё нет, оно появится на четвёртый день, а свет уже есть...)

День второй.
И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом.
(Какая-то семантическая пляска. Если  "твердь"  это небо (?!), как оно могло оказаться "посреди воды", и почему небо, воздушное и рассеянное, именуется противоположной субстанцией - "твердью")

День третий.
И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле.
(Специалисты по геодинамике утверждают прямо противоположное, - сначала, по мере остывания газообразного сгустка, образовалась земная кора и лишь затем, в результате вулканической деятельности, возникли океанические впадины)

День четвертый.
И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днем, и светило меньшее, для управления ночью, и звезды.
(Многие звёзды и звёздные скопления возникли  раньше  Земли и Солнца. Об этом две тысячи лет назад не могли знать.  Например, возраст Солнца - 4,57 млрд.лет, а возраст звезды - субгиганта в созвездии Весов  (HD 140283), открытой сто  лет назад, - 13,2-13,5 млрд. лет)

День пятый.
И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, и всякую птицу пернатую по роду ее.
(Не могли пресмыкающиеся, рыбы и птицы  появиться в один день.  Первые животные, напоминающие рыб, появились  приблизительно 500-530 миллионов лет назад,  первые пресмыкающиеся - 300-350 миллионов лет, а первые птицы - намного позже - 150-200 миллионов лет тому назад)

День шестой.
И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и тварей, и зверей земных по роду их. И сказал Бог: сотворим человека по образу и по подобию Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми тварями, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему.
(Если под  тварями, подразумеваются членистоногие, то они появились раньше рыб и зверей, т.е., приблизительно  570-600 миллионов лет назад)

Повествование  завершается тремя первыми стихами второй главы книги Бытия, где сказано, что Творец «почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал», и «благословил Бог седьмый день, и осветил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал» (см. Быт. 1:1—2:3).
Ислам, в принципе, соглашается с такой трактовкой событий: "Поистине, ваш Господь - Аллах, Кто сотворил небеса и землю за шесть (небесных) дней и после утвердил Себя на Троне (Вседержавия)…" (Сура “Аль Ара`аф”, 7:54). Исламские богословы отрицают лишь наличие седьмого дня;  по их мнению, Аллах - Всесильный и Всемогущий, не нуждался в дне отдыха.
Резонное, а главное, очень  "принципиальное"  возражение...
Согласно Священному Писанию, на шестой день творения Бог создал Человека: "И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их" (Быт. 1:27). Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину, которая стала женою для первого человека и обязана была ему подчиняться (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».
И далее: поселил Он их среди  Эдемского сада и даровал бессмертие, при условии, что они не вкусят плода Древа познания Добра и Зла. Но  Сатана в образе Змея искусителя уговорил Еву попробовать плод:  «Вы будете как боги, знающие добро и зло», а она (ох, уж эти женщины!) поделилась плодом с Адамом.  Адам не смог отказать  любимой   и,  нарушив запрет,  вкусил  плод из рук её, за что нам теперь свыше двух тысяч лет приходиться расплачиваться. Вот ведь как получается: из-за беспечности влюблённого нашего прародителя  мы  лишены  счастья быть бессмертными...
Любопытно, но до этого происшествия Адам и Ева  не осознали своей наготы, а потом вдруг устыдились и спрятались от Бога, решив, что нагота это неприличие. Религиозных художников однако эта моральная аскеза не остановила, и они с удовольствием продолжали изображать обнажённые фигуры с весьма откровенным эротическим содержанием. 
Невинный проступок  оказался страшным  грехопадением всего лишь потому, что   человек вознамерился присвоить себе Божественное право решать, что есть  добро, а что -  зло. Не слишком ли жестоко по отношению к здравомыслящему и пытливому существу?
При всём уважении к  большой художественной ценности Библии, нужно признаться, что всерьёз рассматривать миф о сотворении иначе, как красивую и наивную легенду этического характера,  невозможно.
Тем не менее, многие просвещённые люди продолжают считать, что религии отведена  уникальная   роль, выделяющая её из ряда других общественных институтов. Во-первых - добродетельная - обуздание животного начала в человеке; во-вторых - умиротворяющая - удержание людей от взаимного истребления; в третьих - утешительная - перед лицом тяжких болезней и  смерти. Убеждение это исходит из того, что подавляющая часть населения мало образована, неустроенна в жизни, утомлена борьбой за выживание, нуждается  в моральной поддержке. С другой стороны, -  люди предприимчивые, добившись благополучия, озабочены неприкосновенностью своих накоплений. И те, и другие готовы отстаивать свою "правду", своё понимание "справедливости", не ограничивая себя в методах. Эта борьба безжалостна, она не имеет нравственных ориентиров. В этом смысле, утверждают апологеты,  духовные предписания и наставления, смягчая нравы, выполняют важную назидательную роль. С этим вроде бы  трудно не согласится.
Однако, как ни печально,  исторический опыт демонстрирует противоположное: вопреки благим намерениям, религии фактически стравливают, разъединяют людей, принадлежащих к разным географическим ареалам, к разным верованиям. 
Как же так, скажет набожный человек, ни одна  из Больших Книг не провозглашает ненависти  к  иноверцам, напротив, все они повествуют о любви к ближнему своему, о  миролюбии.  Так-то оно так, но обернитесь вокруг, гляньте на окружающих, снимите розовые очки так называемой  толерантности, и вы обнаружите, что спустя два с лишним тысячелетия неустанных проповедей, барьеры между людьми разных конфессий не только не преодолены, но даже возросли, стали ожесточённей.
Одно из двух: или  наставления о терпимости пролетают мимо ушей паствы, поскольку далеки от насущных интересов, или  не учитывают истинную природу человека. К примеру, среди верующих не меньше убийц и насильников, чем в среде неверующих. А суды инквизиции и современные религиозные войны оставили такой кровавый след, что возникают большие сомнения в миротворческой миссии религии.
Удивительный феномен - нет достоверных данных даже о количестве конфессий в мире. Прежде всего  потому, что их границы часто размыты, а символы фактически перекрёстны. Но их невероятно много. Науке известно около  пяти тысяч религий (по некоторым оценкам, их значительно больше).  При этом  каждая - считает только своё мировоззрение абсолютно верным, а остальные - глубоким заблуждением. 
Почему их так много?.. Если Бог один -  почему он не вселил одну достоверную идею в сердца всех верующих,  почему допустил распад того же христианства или ислама  на разные, непримиримые  конфессии и секты, каждая из которых считает только своё видение истинным?  Почему они так враждебны по отношению друг другу? Вопросы, на которые не должно быть  уклончивых ответов. Невежество - основной источник агрессии.
Общая численность  верующих также  сильно варьируется в зависимости от информатора. По максимальной оценке, доля людей, причисляющих себя по этническим корням и происхождению к определённой конфессиональной группе, составляет  80% от общей численности населения планеты. По другим источникам, в мире - 60% верующих, 25% - нерелигиозных людей  и 15% - убеждённых атеистов. Если Он всесилен и милостив, то почему  не помог "заблудшим"  встать на путь истинный, почему лишил их своей благодати, от чего такая сегрегация?
 Объективная сложность в определении числа верующих заключается ещё и в том, что число совершающих  обряды, регулярно посещающих молельные дома - это одна величина, а причисляющих  себе к той или иной конфессиональной группе - совсем другая.  По некоторым данным, это соотношение, порядка - 1:10.
Атеизм обывателя глубоко и надёжно упрятан. Значительная часть людей, не придерживаясь религиозных предписаний, не интересуясь духовной практикой, боится  даже упоминаний о своей тайне. Формально следуя когда-то заведённым догмам, осторожный обыватель  живёт со  включённым внутренним цензором, предпочитая не высказывать своего мнения. Главное условие - не отличаться, быть похожим на окружающих. Делай как все, живи как все, не высовывайся.
Конформизм такого рода  во многом обусловлен отсутствием  элементарных знаний  и зиждется на обычном обывательском страхе, осторожности - "мало ли что, а вдруг там, наверху, кто-то есть..."  Уж лучше перестраховаться.
Как известно, научное сообщество и научная мысль  отождествляется с Разумом и Просвещением. Эта деятельность, вскрывая собственные ошибки и заблуждения, без колебаний разрушает любые иллюзии, невзирая на прошлые парадигмы. Это похоже на  течение горной быстрины, естественный поток которой, подмывая корни шатких,  прибрежных деревьев и кустов, постоянно раздвигает  берега,  расширяет  горизонт.  Противоположно тому действует церковь. Она лелеет и пестует иллюзию Справедливости и Воздаяния; если не здесь, то в ином мире. Это утешает и даёт человеку слабому, лишённому критического разума, надежду на спасение. Покорность и благоговение признаётся вполне достаточной добродетелью, чтобы защититься от земных напастей. Если же не получится в земной жизни, то у верующего всегда есть надежда приобрести блаженство в загробной жизни. Приятная гипнотическая иллюзия.   
Двадцатое столетие вооружило человечество новыми техническими средствами с небывалыми прежде возможностями познания. За один прошедший  век было сделано больше открытий, чем за всю предшествующую историю человечества в целом. Научное знание всё глубже проникает в микромир и всё дальше продвигает нас  в недра Вселенной. Постоянно уточняется теория, а иногда радикально меняются прежние модели мироустройства. 
Как говорят учёные, мы находимся в точке технологической сингулярности. Не меняются только религиозные представления, с удобной оговоркой о трансцендентальности Божественного промысла.