Роберт Говард - Призрак Лагеря Колорадо

Роман Дремичев
Robert Howard: The Ghost of Camp Colorado

Опубликовано в «Техасской Звезде» в апреле 1931

Усталый барабан доносит до солдат
Последний свой сигнал;
Не соберутся на параде жизни
Те, кто был смел и пал.

«Привал мёртвых»

На берегу реки Джим Нед в округе Колман в Западном Техасе есть призрак. Это материальный призрак, построенный из тёсаного квадратного камня и крепкий древесины, но так же это фантом, восставший из руин забытого прошлого. Это всё, что осталось от армейского поста, известного как Лагерь Колорадо в дни исследования Техаса. Этот лагерь, один из линии гарнизонов, построенных в 1850-х годах для защиты поселенцев от набегов индейцев, имел короткую жизнь, но достаточно активную. Когда Генри Сакетт, чьё имя хорошо известно в пограничных летописях, пришел в лагерь Колорадо в 1870 году, он обнаружил, что пост давно заброшен и глинобитные здания лежат в руинах. На этих руинах он построил дом, и это был его собственный жилой дом и общественная школа вместо старого поста, термин который сегодня применяют для Лагеря Колорадо.
Сегодня этот дом, - построенный им в 1870 году, такой же крепкий, как если бы был возведён вчера, - представляет собой великолепный образчик домов первопроходцев Техаса. Он стоит на фундаменте старого армейского магазина, многие из его дверей и досок, что пошли на пол, взяты из старых правительственных зданий, тех пиломатериалов, которые были свезены сюда три четверти века назад. Двери, крепкие, как железо, стоят прямо, под их краской шрамы от пуль и стрел - немое свидетельство тех дней, когда команчи скатились вниз, как красное облако войны, и волна разрушений докатилась до кирпичных стен, где стойкие люди в синих одеждах удерживали границу.
Этот пост стоял первоначально на реке Колорадо в 1856 году, но был перенесён на реку Джим Нед, хотя и сохранил оригинальное название. Построен он в 1857 году, в волнующие времена движения поселенцев на запад и индейских набегов; в период своего расцвета этот пост защищали известные люди - майор Ван Дорн (1), капитан Теодор О'Хара (2), чья поэма «Привал мёртвых» захватила сердца целого поколения, генерал Джеймс Б. Худ (3), генерал Джеймс П. Майор (4), генерал Кирби Смит (5) и знаменитый генерал Фитцхью Ли (6), племянник генерала Роберта Ли (7). Из Лагеря Колорадо майор Ван Дорн, первый командир поста, отправился в штат Юта в дни беспорядков мормонов. Так же из Лагеря Колорадо выехали генерал Джеймс П. Майор с войском Ван Дорна и капитан Сол Росс, позже губернатор Техаса, на экспедицию, которая привела к смерти Пета Нокона, последнего великого военного вождя команчей, и захвату его белой жены, Синтии Энн Паркер, чья жизнь, проведённая в плену у индейцев, представляет один из классических образов юго-запада.
Когда тучи Гражданской войны поднялись над восточным горизонтом, и парни в синем покинули пост в 1861 году, их отъезд не положил конец связи Лагеря Колорадо с историей краснокожих. Покинув свой дом и магазин, что были построены на месте старого поста, Генри Сакетт уехал с капитаном пограничного батальона рейнджеров Малтби в 1874 году, преследуя Большую Ногу и Джапа Команча, которые пронеслись, оставляя позади себя след огня и крови, через западный Техас. На Ручье Дав, в округе Руннелс, который граничит с округом Колман на западе, рейнджеры нагнали мародеров, и винтовка Генри Сакетта вместе с оружием капитана Малтби прервали жизненный путь Большой Ноги и Джапа Команча, и привели к быстрому окончанию последнего индейского набега в центральные земли Западного Техаса.
Из первоначальных зданий поста осталось только одно - караулка, небольшое каменное помещение с наклонной крышей, которое теперь соединено с домом. Это единственное сохранившееся здание из камня; другие, построенные из кирпича, уже давно осыпались и исчезли. От казарм, офицерских квартир, кузницы, пекарни и других составляющих армейского лагеря остались только кучи камней и фундаменты, в которых иногда ещё можно проследить план здания. Некоторые из старых загонов для скота до сих пор ещё стоят, построенные из тяжёлых камней и укреплённые кирпичами, но они тоже постепенно крошатся и падают на землю.
Старая караулка, всего с одним окном, теперь замурованным, образует кладовую в задней части дома Сакетта; она имеет свою яркую историю, кроме военного положения на территории поста. После того, как лагерь покинули солдаты, она служила в качестве салуна, где гражданские поселенцы с округи утоляли свою жажду, спорили по политическим вопросам и, предположительно, превратили её в блокпост на случай индейской угрозы. Одна сцена кровопролития, как минимум, свидетельствует о жестоких нравах этого бара: двое поссорившихся мужчин, едва выйдя из дверей салуна, стрелялись, как это было принято на границе, и проигравший в этой ужасной игре падал мёртвым.
Сегодня на одной из стен ещё видны глубокие щели там, где двое арестованных солдат, заключённых здесь, когда здание служило тюрьмой, пытались в тщетной попытке пробить себе путь на свободу через прочный, твёрдый камень стен. Кто были они, какое преступление совершили и какие инструменты использовали - давно забыто, только царапины, которые они сделали, остаются немым свидетельством их отчаяния и их неудачи.
В ранние дни здесь был ещё один салун, но на сегодня от этого здания не осталось никаких следов. Тем не менее, он работал как минимум до того времени, когда был образован округ Колман, поскольку именно здесь первый шериф округа, празднуя прекрасный повод своего избрания, вышел из салуна, выстрелил шесть раз в воздух и прокричал: «Округ Колман, Боже, и я шериф каждого проклятого фута здесь! Я ухватил удачу за хвост! Ура!»
Слово в отношении строителя дома, который в настоящее время и представляет Лагерь Колорадо, не может быть плохим. Уважаемый Генри Сакетт родился в Орсетте, графство Эссекс, Англия, в 1851 году и приехал в Америку ещё юным. Построив дом в 1870 году, в основном своими силами, он жил здесь до своей смерти несколько лет назад, исполняя обязанности начальника почтового отделения при семи президентах и хозяина магазинчика для поселенцев. Южная сторона каменного дома, построенная как одна большая комната, была использована в качестве почтового отделения и основного склада. Генри Сакетт был пионером в прямом смысле этого слова, честный и повсеместно уважаемый джентльмен, член пограничного батальона рейнджеров, а позже представитель в законодательном органе Техаса от округов Браун и Колман. Он женился на мисс Мэри МакНамара, дочери капитана Майкла МакНамара из армии Соединённых Штатов. Госпожа Сакетт до сих пор живёт в Лагере Колорадо.
Сельская местность здесь необычайно живописна - дорога, гряды холмов, покрытые густыми зарослями мескитовых деревьев и карликовых дубов, извивающаяся река, проложившая свой путь через узкую долину. На склонах пасётся крупный рогатый скот и овцы, и над всем нависает сонный покой. Но легко воскресить прошлое в день грёз - увидеть глинобитные стены, поднявшиеся из пыли забвения и вставшие, словно призраки, чтобы ещё раз услышать слабый и призрачный зов сигнальной трубы, увидеть старые корали (8), наполненные худыми мустангами с гневным взглядом, здания и учебные плацы с одетыми в синие одежды фигурами -  загорелыми, стойкими людьми, с солнцем и ветром открытых земель в глазах - старых драгун! Так же не трудно вообразить, что вон там трясётся чапараль, но не от ветра, там ползёт, скрываясь, тёмная фигура, и что раскрашенное, медное лицо со свирепым взглядом смотрит из кустов, и солнце сверкает на томагавке, сжатом в красной руке.
Но они уже давно исчезли в ночи - отчаянные, буйные кавалеристы, раскрашенные команчи, поселенцы в их грубой простой одежде и одежде из кож. Только по ночам ветер шепчет старые сказки Лагеря Колорадо.
Где-то в полумиле от дома Сакетта стоит ещё один пережиток прошлого - своего рода камень-указатель, безусловно отмечающий конец одного века и начало другого. Он стоит на склоне холма в углу большого ранчо  Дибрелла - мраморный монумент, на котором есть надпись:

Ветерок 21 31984
Герефордская корова
Родилась 1887. Умерла 1903
Мать стада Дибрелла
Дибрелл

Этот памятник отмечает место покоя одной из первых зарегистрированных короткорогих коров центральных земель Западного Техаса. Когда Ветерок родилась, Западный Техас был полон полудиких Лонгхорнов, потомков того рогатого скота который испанцы привезли из Андалусии; сейчас можно долго блуждать, прежде чем обнаружить хоть одного из этих живописных обитателей старых пастбищ. Толстые, беломордые, короткорогие герефорды породы и вида Ветерка заменили их и распространились на запад, лонгхорны следом за буйволами и индейцами  были преданы забвению.


1 Эрл Ван Дорн (17 сентября 1820 - 7 мая 1863) - полковник армии США, во время Гражданской войны в США был генерал-майором армии Конфедерации.
2 Теодор О'Хара (11 февраля 1820 - 6 июня 1867) - поэт, офицер армии США во время американо-мексиканской войны,  полковник Конфедерации  во время Гражданской войны. Стал известным благодаря написанию поэмы «Привал Мёртвых», которую цитируют на многих военных кладбищах.
3 Джон (Джеймс) Белл Худ (1 июня 1831 - 30 августа 1879) - генерал Конфедерации во времена Гражданской войны в США.
4 Джеймс Патрик Майор (14 мая 1836 - 8 мая 1877) - офицер армии США, бригадный генерал во время  Гражданской войны в США. 
5 Эдмунд Кирби Смит (16 мая 1824 - 28 марта 1893) - офицер армии Конфедерации во время Гражданской войны в США. После окончания войны Смит работал в телеграфном и железнодорожном бизнесе, а также был профессором колледжа до своей смерти.
6 Фицхью Ли (19 ноября 1835 - 18 апреля 1905) - племянник генерала Роберта Эдварда Ли, генерал кавалерии в армии Конфедерации в годы Гражданской войны, губернатор Вирджинии, дипломат и генерал армии США во время испанской войны.
7 Роберт Эдвард Ли (19 января 1807 - 12 октября 1870) - генерал армии Конфедеративных Штатов, командующий Северовирджинской армией, главнокомандующий Конфедерации.
8 Кораль - загон для выпаса крупного рогатого скота.