Хлопцы, не трогайте Ленина!

Людмила Троян
Моя очередная  поездка в село к внучке ничем не должна была отличаться от всех других. Да она и не отличалась, если бы не один пассажир.
Я не люблю этот маршрут. Никогда не знаешь какая тётка или мужик подсядут в маршрутку по дороге. Я имею в виду какие сумки или коробки, а главное с чем, они будут с собой везти. Но, одно их объединяло. Они были грязными. А сами владельцы этого багажа не особо переживали по поводу других пассажиров. Ну заденут они тебя  этой сумкой. Ну оставит она на твоей одежде  грязный след и хозяин багажа даже не извинится. Это ты ему скажи спасибо, что он не по голове твоей проехался.
Увы, сама водить машину я не умею. А у сына не всегда есть возможность возить меня. Одним словом, всё было как всегда. Пассажиры входили и выходили. Матерились, ругались, смеялись или вообще были на "своей волне" заткнув уши наушниками. Я, по привычке, сидела на самом последнем сидении. Больше возможности остаться чистым и не втянутым в какие либо разборки. Маршрут был не очень длинным. 55 км от города. Преодолевал микроавтобус это расстояние за 1 час. Вот просто ходил он редко. Два раза в сутки. Я выходила на последней остановке. Обычно, до последней остановки, в рабочие дни, доезжали не больше 3-4 человек. На этот раз нас было двое. Я обратила внимание на этого парня ещё в Днепре на вокзале, когда он стоял и ждал отправления. Он был в военной форме с большой пятнистой сумкой на плече. Хотя, подобной одеждой, да ещё и на вокзале, сейчас никого не удивишь. Просто у него была странная причёска. Кажется, это называется "осэлэдець". Полностью выбритая голова с очень длинным чубом. Всю дорогу парень сидел за водителем и смотрел в окно. Так и доехали до конечной остановки.
- Дядя Слава, - спросила я водителя, пробираясь к выходу,- не подбросишь к моему дому за червонец? Сумка тяжёлая.
- Да я бы и так подбросил, только ты же знаешь этих баб. Один раз кого-то подбрось, потом всё село развозить придётся. А ты, как всегда, с сумками. Люди из села продукты везут, а ты в село. - Покачал головой водитель.
- Ну, Вы же знаете моих "хозяйственных". У них как не украли, так пропало. Ну ладно. И на том спасибо. Дойду. Мне не привыкать.
- А это что, конечная? - Спросил парень.
- Конечная. - Ответил ему водитель.
Мы вышли из маршрутки и она тут же уехала,оставляя за собой столб пыли. Я старалась поудобнее устроить тяжёлую спортивную сумку на своём плече и украдкой наблюдала за парнем. Он озирался по сторонам, словно кого-то ждал. Было видно, что он не знает куда ему идти.
- А Вы не подскажете где дом Шиловых?
- Нет. Я не знаю местных жителей. Но, если хочешь, пойдём со мной. Тут не далеко. Буквально 2 минуты. Возле памятника Ленину есть местный бар. Там всегда много молодёжи и они знают всех местных жителей. Они тебя даже отведут. Здесь стоять нет никакого смысла. До утра может никого не быть.
Парень пошёл рядом со мной.
- А здесь что, до сих пор есть памятник Ленину?
- Есть. И даже дом пионеров есть.
- Как дом пионеров? Вы ещё скажите, что пионеры есть.
- Нет. Пионеров, точно, нет. Но, мне кажется, что местные жители были бы не против пионеров. А здание так называют по старой привычке. Дети просто повторяют за взрослыми. Вот и всё.
- А почему Вы говорите,что местные не против пионеров?
- Здесь нет никакой политики. Просто раньше дети ходили в дом пионеров и были чем-то заняты. А сейчас просто слоняются по улицам. Курят травку да пиво пьют. Это в лучшем случае. Ну вот и пришли. Видишь сколько людей там? А мне в другую сторону.

И кто бы мог подумать, что среди ночи, я опять столкнусь с этим парнем?
Нужно было мне сходить с сыном на местный ставок. Крапивы нарвать. Почему среди ночи? Потому что в 6  утра назад, в город, возвращаться. А посредине пути этот памятник Ленину и находился. Когда мы шли на ставок, встретили возле памятника нескольких  ребят. Лет так под 25.Они увидели моего сына и сказали
- О! Вован, ты куда? Тут помочь нужно.
- Не. Не могу. - Ответил сын. - Мамка приехала всего на одну ночь. Мне ей помочь нужно.
А когда мы шли назад, увидели довольно странную картину. Весь памятник был обмотан верёвками. А эти верёвки привязаны к мотоциклу. Таким образом ребята пытались  свалить  его на землю. Но, видимо памятник был сделан на совесть и падать не хотел. Но и ребята оставлять его на месте не собирались. А командовал всем этим "парадом" пассажир из маршрутки.
- Вован! - Опять закричали ребята. - Ну давай подсоби!
Сын перевёл на меня взгляд.
- Ты когда уже поумнеешь? - Сказала я тихо. - Ты уже раз помог и в тюрьму сел. Оно тебе надо? Он тебе мешает этот памятник?
- Мне - нет. - Ответил сын.
- Ну вот и не трогай его.
И тут к ребятам подбежал мужчина пенсионного возраста.
- Хлопцы! Не трогайте Ленина! Выпили лишнего и идите спать домой. Чы вам бильшэ нема чого робыты? Идить соби. Дався вам цэй памятник?
- Ты кто такой, папаша? - Спросил парень из маршрутки.
- Как кто? Так меня всё село знает. Я же директор школы. А ты к кому приехал? Вижу, что не из наших. Не из местных.
- Таких директоров как ты - стрелять нужно! Прямо возле таких памятников. - Вдруг заявил парень. - Ты возьми ещё детям галстуки повяжи и про великую Россию расскажи. Про дружбу народов!
Директор явно не ожидал такого негатива к свой персоне. Он стоял и не знал,что ему ответить. В его взгляде читалось недоумение. Ведь всё село признавало его авторитет.
- Что притих? - Наступал на него парень. - Сука коммунистическая! Пригрелся здесь!
-Да нормальный он мужик. - Вдруг заступился за своего директора мой сын. Он работает в школе.- Чего ты к нему пристал? Ну стоит этот Ленин и пусть себе стоит. Кому он мешает? Груда разбитых камней  лучше будет?
Парень развернулся к моему сыну. Ну, тут я уже никак смолчать не смогла бы. Вот всегда у меня так. Не хочу, а вечно куда-то влезу!
- А что плохого в дружбе народов? - Спросила я. - Разве война лучше? Да пусть этот памятник ещё сто лет тут стоит! Это наша история. Хотим мы этого или нет, но это было. Так почему бы не оставить, как памятник истории? Разве кто-то кого-то заставляет поклонятся ему?
- Да вы тут все просто ох...! За что мы там воюем? За свободную Украину!
- Мы говорим про памятник.
- Так вот с этих мелочей всё и начинается! Я приехал к другу. Он из вашего села. Я не мог приехать на похороны  Шилова. Я был ранен. И я никогда бы не поверил, что здесь такие не сознательные люди! Шилов воевал на Донбассе за то, что бы этот Донбасс не пришёл в ваш дом. Он был на Майдане и в числе первых ушёл добровольцем. А вы что?
 А что мы? - Появился у директора школы голос. - Мы каждый месяц отвозим продукты волонтёрам. Всем селом собираем. Кто что может. Мы не успеваем повестки получать на наших мужиков. На это ваше АТО. Будь оно проклято! Кто тебя дал право нас судить? Памятник тебе помешал? Да ты лучше жене Шилова помоги. На огороде ей помоги! Одна осталась с тремя детьми. И где же та помощь, которую ей государство обещало? А где мать Шилова, ты знаешь? Через месяц похоронили, после сына. Сердце не выдержало! Уходи от сюда, от греха подальше! А то не посмотрю, что старый. Горлопан! Ишь ты, памятник ему мешает! А ты его сюда ставил? А ты жителей села спросил, мешает он им или нет? У нас людям некогда про памятники думать. У нас людям нужно думать чем скот зимой кормить да дом отопить? А вы что стоите как призраки? - Повернулся директор школы к местным. - Речь отняло? Денис? Андрюха? У вас дети уже! Головой думать надо и не шляться по ночам по улицам! Да взялись бы все с утра и помогли жене Шилова. По дому чего сделать. На огороде. Вот это я понимаю помощь. А от этого памятника ей ни жарко и не холодно. Стыдно, хлопцы!

Парни молча сопели и отвязывали от мотоцикла верёвки.
- Пошли. - Взяла я сына под руку. - У нас точно, не люди, а стадо. Вожак не понятно откуда вырисовался, гавкнул и все за ним....хоть в пропасть....главное, есть на кого потом свалить собственную глупость.
Уже придя в дом я спросила сына
- А кто такие эти Шиловы?
- Мам, ну ты же его знаешь! Он к тебе за яблоками  приезжал, когда ты здесь жила после травмы.
- Яблоки? У меня? Так я их никому не продавала. Ну, только той женщине которая мне сметану с творогом приносила. Мы обменивались. У неё невестка в школе учительницей работает. Она приходила с мужем несколько раз. Хорошая такая. Добрая. Муж всё время смеялся.
- Ну так это они и есть!
- Да ты что?
- Я тебе точно говорю. Когда Майдан начался - он сразу ушёл. Сам. Жена с мамкой не пускали. Он всё равно ушёл. За идею!  Потом  на Донбасс добровольцем. Я подробностей не знаю. В отпуск он часто приезжал. Гулянка была на всё село. А последний раз, как чувствовал, что не вернётся. Пил не просыхая и всё село поил. Сказал, что это последний раз идёт туда и всё. Представляешь, 2 дня не дотянул. И что интересно, не в бою погиб.  В туалет отошёл и пулю схватил.
- Так тётя Таня, мамка его, умерла?
- Да.
- Жалко. Хорошая тётка была. А кто же их хоронил? Жена из Харькова, из детского дома. Мне тятя Таня рассказывала. Институт закончила и по направлению сюда попала.
- Село хоронило. Деньги сельсовет выделил. Люди давали. А его военные сами хоронили. Сами привезли и всё устроили. Попросили только место выделить для поминок. Им целый клуб отдали. Возле памятника Ленина. Тут такие похороны были! Военных понаехало, больше чем местных. На кладбище салют давали.  Речи там всякие. Говорят, больше двух тысяч человек было. В школе его фото повесили в рамке. Хотели даже его именем школу назвать. Жена отказалась. Фотку снимает, когда вешают. Говорит, что если не прекратят его имя мусолить, вообще из села уедет.
- Почему?
- Ну а кому понравится, каждый день приходить на работу и видеть это фото? Ей и детям её? Сразу плакать хочется...не до работы уже.
- А ты сам разговаривал с этим парнем, когда он в отпуск приезжал?
- Говорил пару раз. Он пьяным в школу пришёл. Я его домой отводил. Жена его попросила. Я его спрашивал как в их батальон попасть?
- Ты что совсем сумма сошёл?
- Мам, а что делать? Ты обижаешься, что я постоянно прошу. А как на мою тысячу гривен в месяц втроём можно прожить? А он говорил, что именно их батальон хорошо зарабатывает.
- Ну не ценой же чужой крови.
- Мам, не начинай! Мне плевать какой ценой. Мне кто поможет? У меня ребёнок голодный. Кому, кроме тебя, есть до этого дело?
- А ты хозяйство заведи, как все сельские жители и не будет голодным.
- А хозяйство что, воздухом питается? Ты знаешь сколько тонна пшеницы сейчас стоит?
- Нет. Не знаю. Но люди как-то выходят из положения и не ценой чужого горя.
- Ладно. Не будем. Я всё равно у тебя всегда не прав.
- И что же он тебе ответил, когда ты его спросил?
- Он сказал, что нечего мне там делать. Что не  за то он на Майдане стоял. И не за то семью бросил и дальше воевать пошёл. Не правильно всё получилось. Не так, как изначально было задумано.
- Ну вот видишь! Просто задумано было совсем другими. И ему только казалось, что играет он по своим правилам. Что у него есть выбор и он хозяин своей судьбы. А он оказался просто пешкой в чужой игре. И ты тоже хочешь?
- Он просто решил заработать. Ну, когда уже понял. Я тоже. А кто сейчас правильно живёт?
- И много заработал? Так много, что жене с детьми теперь жить не на что. И матери на похорон всем селом собирали. Кому его жена с детьми теперь нужна? Государству? Друзьям? Так ты сам видел....Хочешь и для свой жены с дочерью такого счастья?
- Мам, почему всё так плохо кругом?
- Потому что всё так глупо.
- А знаешь, он мне сказал .... Только просил никому этого не говорить.
- Ну так может быть он эту пулю от своих и получил?
- Ты так думаешь?
- Ничего я не думаю. Предполагаю.
- Нет. Ведь это были мысли многих, а не его одного.
- Кого в наше время может удивить предательство даже самых близких людей? Даже друзей, с которыми прошёл через войну.
- Мам, он говорил, что такого мнения многие.
- Многие - это не все. И этим всё сказано. Чистых войн не бывает. Потому что не бывает чистой политики. Ну, вот и ночь прошла. Опять я не спала. Пора собираться. А то на маршрутку опоздаю.

И уже с пустой сумкой на плече я шла мимо уцелевшего памятника Ленину к своей маршрутке. Что я чувствовала? Даже не знаю как сказать. Какою-то тягучую, мрачную тоску. Чувство не то усталости, не то безысходности. Запах спелых груш и яблок наполнял всё село. Но, почему-то, не радовало.