Эбру

Наталья Мезенцева Тайна
        Эбру – это стихийный танец красок на воде. Так можно определить это восточное изобразительное искусство. Процесс создания картин (или декоративной бумаги) полон  неожиданных сюрпризов: никогда не знаешь точно, что получится в результате, хотя сюжет заранее продуман. Рисунок повторить практически невозможно. Копиисту в данной технике делать нечего.

Арабески слагаются сами, только прикоснись к краске на воде, поставь точку и проведи линию – готов стебель или листок. Под рукой всегда рождается растительный орнамент. Будто вода заколдована или краски закодированы только под природные узоры: может проявиться рисунок на  срезе камня, ветки деревьев, цветы...

Я расколдую, раскодирую и выпущу на волю эбру: оно осилит космос! Хочу дать эбру возможность испытать новые ощущения. Запрет «соперничать» с Всевышним касается только изображения живых существ: людей и животного мира. Почему-то не возбраняется «соперничать» в воспроизведении растительного мира, облаков, космических красочных перекличек. Беру в кавычки слово «соперничать», потому что вряд ли здравомыслящему придет такое на ум. Тем не менее, исламская традиция хочет обезопасить гордецов-художников, запретив им изображать одушевленных.  А как притягательно небо, космос, плавное движение облаков, контраст цвета грозовых туч и ослепительных солнечных лучей, хоровод созвездий… Мы не соперничаем с высшим Создателем, мы просто пытаемся отображать то, что восхищает в уже сотворённом им мире.

Техника так проста и радушна, кажется, готова принять любого. Но не тут-то было. Многие хотят воспользоваться ей, но почему-то всегда находятся причины не начать (или не продолжить) рисовать. Так она допускает до себя только тех, кто ей предан, или же детей – их всех и всегда. Это в традициях Востока: детям разрешено то, что у взрослых под запретом.

Круг – природная форма, из круга (в объеме – это шар) рождается всё. Чуть прикоснешься, круг сразу вытягивается в каплю, можно сделать овал, листок, росток. Икринка, семя, почка – то, из чего происходит всё живое. В эбру тоже так, в другой живописи –  ничего подобного. Эта капелька или шарик на воде – зародыш будущей картины, художник разукрашивает свой вымышленный мир, он волен это делать по своему желанию, умению.

Надо прислушаться, присмотреться, понаблюдать за движением красок в воде, задуматься. Это не бесхитростный процесс. Сначала дают зацепку, разрешая порезвиться, а потом следует остановить себя и ухитриться найти контакт с водой и краской. Иначе за первой эйфорией, когда кажется, всё получилось само собой, следует череда неудач или просто не ярких повторов темы, стиля – всё без новизны, без искры. После завершения рисунка можно дополнить его фигурами людей, чтобы получилась привычная для европейца живопись. Это нарушит традицию, изначальную идею растительного орнамента. Хотя в медресе в центре Стамбула, где дают мастер-классы по эбру, представлены на фоне растительного орнамента кружащиеся в своем мистическом танце дервиши: белые одежды развеваются, красные головные уборы придают яркость хороводу. Даже на Востоке теперь отходят от древних правил: всё меняется. Почему дервиши часто кружатся в рисунках эбру?

При подготовке водной основы следует долго, тщательно размешивать сухой растительный порошок в воде.  Пока кружатся белые крупные «снежинки», легко представить себе танец –  кружение дервишей. Теперь понятно: дервиши сами подсказали своё появление на рисунках!

Завораживающий сеанс эбру – работа души, поиск  тропы, ведущей к красоте. Капля за каплей, словно шаг за шагом, рисунок делается всё красивее. Растягивая и меняя форму капелек, видишь растения, стебли, листья и цветы – они дружелюбно встречают  и тоже указывают путь сквозь чащу, раскрываясь и приглашая в дивное пространство впереди. Идёшь и с интересом улавливаешь новое внутри себя и новое в создаваемом тобой (и не только тобой, а ещё кем-то!) рисунке. Многое появляется неожиданно, краски, несмотря на участие художника, своевольно  взаимодействуют с китре, создаётся неповторимый рисунок. И еще одна особенность этой техники живописи: если картина создана правильно, гармонично, то она звучит.

Преклоняясь перед могуществом великих Творцов, художники предстают перед зрителями малыми творцами своих миров. И никакая техника живописи не удивляет самого творящего так, как это делает эбру: всегда к задуманному заранее сюжету припасён дар, и всегда восхитительный. Созданный мир получается интереснее, чем задуманный изначально – значит, художник был не одинок в творчестве, другая сила помогла.
***
Болгария. Сентябрь 2015г.

Картина автора