Волшебные очки

Нетта Юткевич
Волшебные очки.
 Шестилетняя Лиля возилась в песке на берегу моря. Мама лежала на шезлонге и   читала книжку, а папа, уткнувшись, как обычно, в  Айфон просматривал  новости, или переписывался с друзьями в Контакте.  Мама иногда отдёргивала его. Она говорила, что папа подсел на интернет и в социальные сети. 
  Лиля так не думала – папа сидел на подстилке под зонтом, а не на интернете. Лиля набирала в пластмассовые чашечки влажный песок, хорошо утрамбовывала  его  и переворачивала.  Песок принимал форму  чашечки, а сверху появлялся  тисненый рельеф  бабочки, или клубнички, или  зайчика. 
Время от времени она забегала в воду и волны ласково обмывали ей коленки. Иногда она приседала,  и тогда волны добирались до волос.  Она быстро вскакивала, набирала в ведёрце воды и бежала дальше  играть со своими стаканчиками.
Вдруг в её сторону полетел мяч. Лиля отбросила его обратно мальчикам, которые играли по соседству. Но ветер подхватил мяч и понёс в другую сторону. Лиля бросилась следом, а ветер  уносил мяч дальше и дальше.  Лиля  бежала изо всех  сил, но наткнулась на шезлонг, и чуть не перевернула пожилого мужчину, который в нём сидел.
 –Извините. Я не нарочно.
-Ничего, ничего. – сказал старик. – Ничего  страшного не произошло.  – А как тебя зовут, девочка?
-Лиля.  Но мама меня называет и Люлей,  и Люшей,  и  Ликой,  и просто - цветочек мой.
Пока она разговаривала со стариком, мальчик догнал мяч и унёс его. 
Старик выглядел как-то не так, как обычные  отдыхающие.  На нём был  светлый, чуть измятый костюм. Длинные, седые волосы  развивались на ветру.  Седая борода с усами  закрывали пол-лица. На носу сидели странные  очки - два цветных обруча, словно снятые с детской пирамидки, скрученные по центру проволокой. Такие же самодельные дужки отходили в две стороны, и цеплялись за уши. Один обруч  жёлтого цвета, второй зелёного, прикрывали, оставшуюся половину лица.
-Ой, - сказала Лиля, - какие необычные у вас очки!
- Это волшебные очки. Стоит одеть их на нос, представить себе сказку и ты немедленно попадёшь в неё.
-Если я представлю себе сказку  про русалочку, я попаду в море и стану русалочкой?
-Тебе нужно будет назвать имя героя этой сказки. Тогда ты попадёшь в сказку и станешь  её частью.
-А как вернуться ?
-Нужно просто снять  очки.
-А можно мне попробовать?
Старик протянул Лиле очки.
-Осторожно. Смотри, чтобы они не рассыпались.
Лиля  моментально нацепила очки.  От нетерпения она даже забыла поблагодарить старика.  Девочка представила себе сказку «Спящая красавица», и добавила «Хочу быть Авророй».
Лиля немножко волновалась  попадёт ли она в правильную сказку. Потому что принцессу в сказке братьев Гримм  звали Дикой Розой, а у Диснея – Утренняя заря – Аврора.
Она  не успела поразмыслить об  этой путанице имён, как  оказалась  в пролёте  тёмной  лестницы, которая вела наверх. Спящая красавица никогда не заходила в эту часть замка.  Папа-король строго-настрого запрещал  взбираться в башни, заглядывать в старые коморки, кладовые комнаты. Папа говорил, что эти места предназначены для обслуживающего персонала, а ей юной принцессе, не пристало заходить  в них.
Аврора  хотела повернуться и убежать, но услышала какой-то странный звук. Ей захотелось посмотреть откуда  идёт  этот  звук. Она поднялась и оказалась перед старой тяжёлой дверью.
На секунду ей стало страшно. Но двери растворились сами по себе. Принцесса увидела старенькую, сгорбленную женщину, которая сидела у прялки.  Ногой она крутила колесо прялки, в руке  - держала веретено.
-Наконец! – сказала старуха хриплым голосом. – Я тебя 16 лет ждала. Она направила веретено в сторону девушки.
Но тут Лиля опомнилась.  Она ведь  не принцесса, а девочка Лиля.
-Будете ещё сто лет ждать.
Она развернулась. Переступила порог коморки. Но старуха бросила ей вслед веретено, как копье.  Веретено попало в дверную раму. Пока старуха кинулась  извлекать его, Лиля быстренько стащила очки и оказалась снова на берегу моря.  Она стала взглядом искать старика, но его нигде не было видно. В руках  она держала самодельные очки.  Лиля положила их на песок и решила никогда больше ими не пользоваться.
-Люлечка, мороженое будешь?
-Да. – какой ребёнок отказывается от мороженого?
Но в  голову сами лезли сказки. «Золушка» - подумала она. Какая девочка не хочет быть Золушкой? -Люлечка, ты вся испачкалась. Побежали в море.
Но Лиля уже не слышала. Она снова  надела очки, подумала о сказке и сказала  - «меня в Золушку преврати».
Золушка как раз закончила уборку в кухне и вышла на улицу выбросить мусор. Ей очень хотелось попасть на бал, но сёстры с мачехой уже уехали, и Золушка смирилась со своею участью. Вдруг на лужайке возле дома, как из-под земли появилась Фея.
-Не горюй девочка. И ты поедешь на бал.
Она  велела  Золушке принести всё необходимое для парадной кареты, кучера, лошадей, пажей.  Несколько прикосновений волшебной палочки и перед домом мачехи сверкала золотом карета. Белоснежные лошади били от нетерпения копытами по мощёной дороге. Фея коснулась старого,  вылинявшего  платья, и оно превратилось в воздушное нагромождение шёлка и  кружев.
Золушка осмотрелась, двумя пальчиками приподняла подол, покрутилась:
-Спасибо, но в платье чего-то не хватает.
–Капризуля.  Тебя одеть непростая задача. – Золушке-Лиле показалось, что это её мама говорит.
Фея прикоснулась волшебной палочкой ещё раз, и вокруг декольте,  и по низу платья появились живые розы. Золушка была прекрасна. Наряд благоухал и очаровывал своим ароматом.  Фея осмотрела Золушку ещё раз и сказала:
-Вырастешь, станешь дизайнером вечернего платья.- сказала Фея.
 -А как я поеду на босу ногу?
-Прости. –Фея  протянула Золушке хрустальные туфельки.
На балу происходило всё,  как в сказке. Принц не спускал глаз с прекрасной незнакомки. Он взял её руку в свою и они закружились  в вихре вальса. Золушке казалось, что она парит в воздухе а не скользит по паркету зала. Время приближалось к полуночи.
-Лиля, ты вся липкая. Я тебя обниму, и мы приклеимся друг к другу. Пошли, окунёмся море!
 Лиля  побежала вниз по лестницам,  стаскивая на ходу очки. Всё вернулось на свои места.
Бултыхаться в море с мамой, стоило всех сказок. Мама поддерживала Лилю подмышки и они вместе прыгали на волнах. Иногда волна накрывала Лилю с головой, но мама быстро выдёргивала девочку из воды  и  они бежали на берег и падали, хохоча, на песок.
Лиля очень любила маму. С мамой всегда было интересно. Папу она тоже любила, но с ним не было  так интересно. В куклы он не играл, книжки читал без интонаций, монотонно. Лиля путала где Вини-Пух,  а где Пятачок.
Иногда она вместе с папой и его друзьями ездила на рыбалку. Лиля забрасывала удочку и, глядя на поплавок, засыпала. Иногда ей позволяли ловить головастиков. Она их выпускала несколько в банку и воображала, что они, на самом деле - заколдованные принцессы. С головастиками она могла играть довольно долго, к громадному удивлению папы.
Пока мама  обмазывала дочке  руки, плечики  и, конечно, личико защитным кремом, Лиля  подумала про «Алису в стране чудес». Мысленно пробежалась  по событиям сказки, но не смогла выбрать героя, а Алисой ей  быть совсем не хотелось.  Она вспомнила сказку «Аленький цветочек». И оказалась в саду, где росли диковинные цветы. Лиля порхала от одного к другому, словно пчёлка. Но нектар она не пила как пчёлы, а вдыхала  с упоением  аромат белых роз, едва уловимый запах  пионов, дурманящий запах ирисов.  Вдруг она увидела возле фонтана  существо похожего то ли  на бизона, то ли на  медведя. Присмотревшись, оказалось, что у существа человеческие руки, и костюм, которые носили мужчины в 19-м веке.
Заметив девочку, страшилище закрыло лицо руками, чтобы  её не испугать. Ведь оно не знало, что Лиля сто раз была в зоопарке, видела носорогов, гиппопотамов,  тигров -  куда страшнее, сидевшего у фонтана.
Лиля  подбежала к нему.
-Ты хочешь играть в прятки? – удивилась девочка.
- Я не хочу тебя испугать.
-Ты видел крокодилов? Они страшнее, чем ты, а я их не боялась.  Внешность не имеет значения. Важно что у тебя в душе. Если ты хороший, то тебя другие будут любить. Обязательно  найдётся девушка, которая тебя полюбит. – Лиля знала точно, что такая девушка найдётся. Ей читали «Аленький цветочек» много раз.
Кроме того, она сама была знакома с разными случаями из жизни.  У папы была сестра – тётя Алина. У тёти Алины было заболевание – псориаз. Это такие бляхи на коже.  Они шелушились и производили неприятное впечатление.  Когда  тётя Алина была на втором курсе,   в неё влюбился молодой человек – Николай. Он ухаживал за тётей Алиной. Но что он не делал, а тётя  не соглашалась встретиться с ним,  вместе сходить в театр, или кино. О походе на пляж речи быть не могло. Тётя не давала к себе прикоснуться,  и всячески избегала Николая.  Однажды он признался в очередной раз в любви,  тёте стало его жалко. И тогда  она  рассказала ему  правду, задрала юбку и приподняла  ногу, поражённую  бляшками псориаза. 
 -Это псориаз. – сказал Николай. -У моей сестры тоже псориаз. Это всё? Или у тебя есть ещё страшные тайны?
-Разве этого недостаточно?
-А тебе говорили, что ты самая красивая девушка в нашем городе? Самая умная, и необыкновенная. – пересказывала Лиля. - Они поженились,  живут счастливо.  И у них родилось трое детей.
Эту историю Лиля слышала  раз сто. Всегда, когда собирались родственники отмечать какой-то праздник, или день рождения  тёти Алины, после первого бокала вина, дядя Николай вспоминал  эту смешную историю, которая обрастала  каждый раз, новыми деталями.
Лиля рассказала чудовищу  про тётю Алину даже лучше, чем дядя Николай. Она ведь знала эту историю наизусть.
-Если я встречу такую девушку, как она узнает какой я?
-Не волнуйся. Она поймёт. Когда к нам в детский сад новенький приходит, я сразу знаю хороший  ли это мальчик, или будет драться и ломать игрушки.
-Ты думаешь?
-Я знаю  точно. – Лиля  обняла чудовище. - Прощай! -  Она сняла очки и всё вернулось на свои места.
В море  показались парусные катамараны. Парни и девушки готовились к соревнованиям. Лиля сразу вспомнила сказку про Ассоль. «Алые паруса» - подумала Лиля: подружка Ассоль. В сказке не было такого образа. Тем не менее она оказалась рядом с девушкой, смотревшей внимательно вдаль. На горизонте море словно было отчерчено от неба  тёмно-синей линией. Иногда проплывала рыбацкая шхуна по направлению к пристани.
Наконец, Ассоль обратила внимание на девочку.
Ты давно сидишь здесь? Ты, наверное, хочешь пить?
Она достала из плетёной  корзинки  бутылку с водой,  и предложила  Лиле пить.
Но Лиле пить не хотелось.
-В жару нужно пить как можно больше. – сказала Ассоль.  -Пора домой. Папа, наверное,  устал выслушивать насмешки. Пойду, приготовлю ему  обед.
- Что смешного  делает твой папа?
-Насмехаться и смеяться – это разные вещи.  И мой папа ничего не делает. Наш рыбацкий  посёлок смеётся надо мной.
-А ты что делаешь такого смешного, извини, - насмешливого?
- Я сижу  у моря и жду принца с алыми парусами.  Все думают, что я не в своём уме.  И они, скорее всего, правы. Головой я понимаю, но сердце говорит мне совсем другое.
-Послушай, - сказала  6-ми летняя  девочка Лиля,  – в жизни  случаются  чудеса, но  мы  их сами  создаём.
-Ты ещё совсем маленькая. Ты ещё  ничего не знаешь о жизни.
-Верно. Но я знаю, что принц на алых парусах приедет за тобой.
-Откуда он, вообще, может узнать обо мне?
- К вашей пристани причаливают корабли со всего света. Молодые люди служат матросами, заходят в разные порты.  Может быть  принц, услышал о тебе,  и послал корабль к вашему посёлку,  разузнать  действительно ли ты существуешь. Разве такого не может быть?
Лиле не читали ещё «Алые паруса». Сама она тоже не могла прочитать толстую книгу для взрослых. Но она несколько раз видела этот фильм по телевизору, и знала его почти наизусть. Однажды, когда она заболела гриппом и не пошла в детский сад, «Алые паруса» показывали дважды – утром и вечером. Она знала точно, как принц узнал об Ассоли, но ей не хотелось выдавать  капитана  Грея.
-Ты очень добрая девочка. А теперь прощай.  Не хочу, чтобы папа  голодал из-за своей глупой дочери. – Ассоль встала, отряхнула песок и собралась уходить.
-Нет-нет.  - Лиля вцепилась ей в платье двумя руками. -Смори, смотри. На горизонте красная точка.
Девушка  стала вглядываться в даль. И действительно,   далеко на горизонте появилась красная точка. Точка начала увеличиваться. Очертания парусного корабля  медленно проявлялись из тумана. Она сжала  Лилину руку, и  Лиля слышала,  как у Ассоль колотится сердце. А корабль медленно приближался и становился всё ближе, и всё больше.  Молодой капитан стоял на палубе и смотрел в подзорную трубу.
-Побежали к причалу. – сказала Ассоль.
Они ждали на берегу – Ассоль, мечта которой должна была осуществиться  в ближайшие  минуты;  и маленькая  девочка, верившая, что каждый может сделать свою мечту былью.
 Молодой капитан  сошёл на берег и направился к Ассоль, словно был знаком с ней всю жизнь. Он подошёл к девушке и взял её за руку.
-Ассоль, что это за кольцо с рубином у тебя на пальце?
-Не знаю. Однажды я уснула в лесу. А когда проснулась, на пальце сверкало кольцо.
-Это я  надел его тебе на палец,  и спросил, станешь ли ты моей женой. Но ты спала и ничего не ответила ? Что же ты скажешь сейчас?
-Да! Да, дорогой мой принц! Но как ты узнал, что меня зовут Ассоль?
-Это имя,  как песня, звучало в моём сердце всю жизнь.
Лиля сняла очки  и бросилась на песок возле мамы. Она заметила, что жёлтый обруч в очках  немножко освободился, кусочек проволоки откололся. Девочка постаралась закрутить проволочку сильнее.
Мама обняла дочку и велела папе собирать вещи. Пора домой. Вместе с Лилей они  пошли в душ, смыть соль морской воды, и запах ветра. Лиля всё время оглядывалась в надежде найти старика и вернуть очки. Но нигде-нигде его не было видно.
«Ладно. В следующий раз». – подумала Лиля и забрала очки с собой. Мама только теперь обратила внимание на странное сооружения - два пластмассовых обруча, скрепленных  проволокой посредине.
-Ты сама это сделала?
-Нет. – Лиля не умела врать. - Это мне волшебник дал. Это волшебные очки.
-А ты не хочешь их оставить на пляже.
-Конечно нет, я должна их вернуть волшебнику. Может быть, он завтра придёт.
Мама посмотрела на свою шестилетнюю дочь. «Она  ещё такая наивная» – подумала про себя. – «Разберётся. От действительности не убежать».
Когда они вернулись домой, Лиля положила очки на полке возле кровати и пошла обедать вместе с папой и мамой. Ела она молча. Её занимали разные мысли. Завтра, наверное, волшебник придёт к морю и нужно будет вернуть очки. Ладно, - подумала девочка, - последнее путешествие. Она кое-как доела котлету с пюре, и пошла к себе в комнату отдыхать.
Но мысли о сказках не оставляли её. Она перебирала их в уме:  быть Белоснежкой ей не хотелось, и не хотелось быть принцессой на горошине, сказка про русалочку кончалась очень грустно. Вдруг у неё само вырвалось: Красной шапочкой в "красную шапочку".
Тропинка проходила через густой лес, где рядом росли  осины, берёзы,  липы, и ели  с  размашистыми лапами.  Красная шапочка несла бабушке корзинку с пирожками. По дороге она распевали песенки и подпрыгивала в такт. Вдруг на тропинку выпрыгнул волк. Лиля ждала его, и совсем не испугалась.
-Куда ты идёшь девочка?
-Я иду в своей больной бабушке, но никогда не скажу тебе, где она живёт.
Волк уцепился за ручку корзинки.  Лиля, не долго думая, ударила его ногой в живот. Волк отпустил корзинку и отлетел под самое дерево, с которого ему на нос посыпались шишки. Неожиданно, непредсказуемо, противореча, сюжету сказки волк сел и заплакал.
-Я снова останусь голодным. В этом лесу мне нечем питаться. Зайцы стали такие хитрые, так умело запутывают следы, что я гоняюсь–гоняюсь, а потом выхожу к тому же месту, где начал погоню к реке, только с другой стороны. А заяц сидит на противоположном берегу и смеётся…
-Да. – сказала Лиля. – Ничего не скажешь. Рёбра у тебя светятся сквозь слой шерсти. – Ей стало жалко волка.
-Я тебе дам несколько пирожков.
А шоколад? –за хныкал  Волк.
-Шоколад вреден для собак, значит - и для волков. Ты можешь умереть от шоколада.
-Меня всё равно. Охотники поймают и убьют меня, так хоть перед смертью чего-то вкусного поем.
Лиля призадумалась. Кого спасать – непонятно. Она знала, что «все животные нужны, все животные важны». Это была папина поговорка. Он ей объяснял, что волк - это санитар леса. Лиля не очень понимала почему, но  папе верила безоговорочно.
-А ты умеешь сторожить дом? – спросила она.
-Как  сторожить? – изумился Волк.
-Как собака.
-Обижаешь, девочка. Сторожить – это ниже моего волчьего достоинства.
-Хорошо. – сказала Лиля. – Тогда я пошла.
-Нет. Погоди. Как это сторожить?
-Любая дворняга знает, как это делается. Стоить ей учуять, что к дому приближается чужой, она начинает громко лаять.  Так собака сообщает, что к дому кто-то приближается. Кто-то чужой,  может быть, и не человек, а медведь.
-Это просто.
-Вот так  и ты будешь бабушке служить. Бабушка будет каждый день тебя кормить вдоволь и поить. И ещё делать прививки, чтобы ты не заболел. Ты станешь рабочим волком, а не тунеядцем. Ты свой корм будешь зарабатывать.
Волк сглотнул слюну.
-Ну что, ты согласен?
-А меня будут отпускать побегать, погулять?
-Конечно, но с ошейником. На ошейнике будет написано твоё имя. Да, как тебя зовут?
-Волк.
-Нет, Волк - это не имя. Это кто ты есть. Я девочка. Но зовут  меня - Лиля.
-Так как же меня зовут? У волков нет имени? – волк хотел снова расплакаться.
-Назовём тебя Форс. Это   по-английски  сила. Я в кино видела.
-Красиво. – Волк даже лизнул Лилю-Красную Шапочку прямо в щеку.
-Побежали, Форс.
Волк бегал быстрее чем Лиля. Он каждый раз находил гриб, вырывал его и приносил Лиле. Пока они добежали к  маленькому домику, в котором жила бабушка, грибы уже переваливались через край и Лиле пришлось собирать их в знаменитую красную шапочку. От шапочки отходили два красные ленточки, которые завязывались под подбородком, чтобы ветер не сорвал ее. Лиля связала их, и держала  шапочку, как кошелку.
Девочка представила волка бабушке и рассказала ей грустную  историю его жизни. Бабушка уже себя чувствовала лучше. Она  сказала, что ей нездоровится тогда, когда не о ком заботится.
-Надо будет ему будку построить.-  Но, кажется, у меня осталась будка после Тузика.
 Она пошла в сарай и вернулась с чудесной будкой. В будке бабка настелила старых одеял, положила подушку и мягкие игрушки, с которыми когда-то игралась Лиля. Форс залез в будку проверить или она не маловата  ему. В ней было так удобно, что ему не хотелось покидать столь шикарное жилище.
Бабушка сделала  чай для себя и Красной Шапочки, волку дала кусок мяса.
Вдруг появились охотники.
За столом сидели бабушка с внучкой, волк сидел рядом. Бабушка время от времени гладила его по голове. Увидев столь пасторальную картину, у охотников от удивления глаза полезли на  лоб.
Заикаясь, они стали спрашивать бабушку или она не видела волка.
--Конечно, видела. Вот он. Это мой сторожевой волк и он меня охраняет. Я надеюсь, что никто не посмеет тронуть его.
          Охотники заверили, что никогда не тронут волка, и удалились с миром.
Лиля тоже попрощалась со всеми. Она должна была возвращаться. Девочка сняла очки и побежала по той же тропинке, по которой пришла. Правда, стоило ей удалиться от бабушкиного дома неведомая сила подняла её и опустила  дома, прямо на кровать.
Тут Лиля заметила, что  желтый обруч отвалился и потерялся. Проволочка переломилась  и от неё остался маленький кусочек. Лиля больше не встречала старика-волшебника. Иногда она пыталась сама смастерить подобные. Но они оставались игрушкой. Сказки Лия видела и без очков, и без очков превращалась в сказочных героинь.