Абрикосовы - вахтанговские дети

Александр Ясень-Горелов
        Первопрестольная всегда была гостеприимна и благосклонна
   к Людям открытым, искренним. Нравственно чистым.
        На протяжении более полутора веков, одним из самых уважаемых
   купеческих семейств в Москве был род Абрикосовых - многочисленный,
   а со временем - очень и очень "разветвлённый".

        Об "славных купеческих деяниях" (от производства сладостей,
   торговлей ими до меценатства "по высшему разряду" - только одно
   строительство "мансарды" Московской Консерватории успешно сберегло
   городской казне около миллиона "золотых" рублей) этой почтеннейшей
   фамилии и рассказано, и написано достаточно.

        А я попытаюсь рассказать Вам об могучем "творческом ответвлении"
   от основного "родового древа" - Андрее Львовиче, Александре Тихоновне,
   Григории Андреевиче и Марине Михайловне (Кузнецовой) Абрикосовых.
        Именно о Них  и пойдёт моя неторопливая "песнь белого стиха" -
   ибо только так и можно попытаться рассказать об этих весьма неординарных
   людях - "Абрикосовых-Арбатских", а точнее - об "Абрикосовых-
   Вахтанговских".
        Сразу предупреждаю моего возможного читателя - я всегда искренне
   любил, уважал, уважаю и буду ещё о-о-очень долго уважать и любить это
   воистину "Благословенное Семейство", которое и я сам, и моя семья знавали
   и в славе, и в горестях Благословенное Самим Всевышнем - Творчески,
        Человечески, Нравственно.

        А для подобного рассказа - подходит
   исключительно "белый стих". Им-то я и попытаюсь
   рассказать об этих Личностях, с кем мне посчастливилось
   работать на одной Сцене и (не побоюсь этих слов) -
   дружить до нынешних - весьма с-"мутных" времён.

        Ничего того, что в обычае (статично-нудному
   повествованию) у "биографов", а именно - свехточные
   даты, тщательный перечень сыгранных и репетировавшихся
   ролей, многословных цитат из многочисленных рецензий
   Их современников - не будет.
        Будет исключительно моя личная точка зрения
   на прекрасных Людей, а не очередная "версия"
   об известнейших "Творческих Работниках" прекраснейшего 
   России(хотя рассказывать об Абрикосовых и не коснуться
   их "актёрской сути" - не реально).
        Но, повторяю, -
   это будет только моя личная "точка отсчёта".
   Ведь и помимо меня есть великое множество
   общеобразовательных "источников информации" -
   газетные и журнальные статьи и вырезки, кино-
   и телехроника, театральная и кинокритика, пожелтевшие
   от времени программки триумфальных премьер, афиши -
   рассыпающиеся от времени, прекрасно написанные,
   профессионально отредактированные и отлично изданные
   мемуары  Их коллег-современников. Читайте их...

        А начинать надо с самого начала - с Фундамента...
   Фундаментом Абрикосовых-Вахтанговских, которых лично
   я знаю более сорока лет, а моя семья - ещё с довоенных
   времён, была абсолютно естественные для Них - Вера
   и элементарная (для Них) человеческая Порядочность,
   основанные на непоколебимости моральных устоев
   и редчайшей доброжелательности, заложенные
   в Них генетически :

   "М о г   с д е л а т ь   д о б р о е   д е л о,
    н о   н е   с д е л а л   -   т р и ж д ы   п о д л е ц !"


        Во времена становления российского купечества
   об всеобщей грамотности российского народонаселения
   можно было только наивно мечтать и по-этому основой
   взаимоотношений было не просто "золотое правило",
   а - Неписанный Закон :

    "С л о в о   к у п е ч е с к о е   -   
              д о р о ж е   з о л о т а !"

        Только основываясь на абсолютном доверии
   к партнёру и велись дела, которые у некоторых
   вскоре становились "миллионными".
        Именно таким ярым "законником" и был основатель
   Рода Абрикосовского - Степан, по прозвищу "Абрикосов",
   дворовый человек помещиков Левашовых, что из села
   Троицкого, Чамбарского уезда Пензенской губернии
   Российской Империи (на чём, частично, видимо
   и "погорел",  подразорившисмь  к 1814 году).

        И прошло-то ведь всего четыре поколения,
   но уже более 150 потомков достославного рода
   расселились по Матушке-Земле - кто-то за Океаном,
   кое-кто поближе - "В Европах" (и в Крыму), и -
   в Первопрестольной...

       Об двух Академиках -
   отце и сыне Абрикосовых (Алексее Ивановиче
   и Алексее Алексеевиче) "речи" моей здесь не будет,
   хотя выдающиеся заслуги отца в паталогоанатомии
   (Герой Социалистического Труда и Лауреат Сталинской
   Премии), а сына - в (тоже Премия, но уже - Нобелевская),
   были не менее знаменательны в том роде деятельности,
   которую они избрали, став в разные годы действующими
   Академиками СССР и США.
        Отмечу, что имеются очень "весомые"
   доказательства того, что Лауреат Сталинской Премии -
   Народный Артист СССР Андрей Львович Абрикосов немало
   способствовал прекращению преследования своего
   дяди по делу "Кремлёвских врачей-убийц".
        Да и мой матушке, когда нас вернули со
   "сталинского курорта" в заброшенной северной
   деревеньке Волоковая, Он одним своим звонком помог
   решить проблему с её трудоустройством в тогдашнем   
   Центральном  Транспорта, а впоследствии -
   в Малом.
        В 1970 году, встретив в "старом" Бутово
   своё "юридическое" совершеннолетие, я готовился
   к призыву на службу в ВМФ СССР.
        "Семейный совет" решил, что я должен принять
   "таинство крещения" в нашем "родовом" Храме -
   церкви святителя Николая Мироликийского, на родине
   прадеда - Рогожском посёлке Москвы (по строгому,
   "единоверческому" канону). Матушка - позвонила.
   Андрей Львович согласился стать моим "крёстным".
        "Чудны дела Твои, Господи!"...

        А вот на московской, во все времена
   богатой талантами, Сцене, с 30-х годов 20-го века,
   одной из самых ярких артистических личностей стал
   правнук Степана "Абрикосова" - Андрей Львович.
        О том, что это был далеко не самый "неслабый"
   Артист того - революционного, а значит - дерзкого
   и порою (но только не в случае с Андреем) самонадеянного
   поколения, говорит тот факт, что автор "Тихого Дона",
   на роль Григория Мелехова(этого Мученика Революции)
   в первой экранизации романа(1930 год, режиссёры И.Правов
   и О.Преображенская)одобрил именного Его - совсем юного
   (всего-то - 23 года!) вчерашнего слесаря и почти
   неопытного в "актёрском деле", а увлекающийся,
   но весьма "прагматичный" в работе Николай Охлопков,
   в своей первой постановке Шекспира, в роли Мавра
   не видел никого иного(хотя работа над образом
   у Абрикосова, тогда - "единственного", шла очень
   и очень проблемно).
        Не менее успешными были Его дальнейшие
   работы у Николая Охлопкова - и в "Аристократах",
   и в "Угрюм реке" (в роли Прохора Громова),
   в Его прославленном Реалистическом .

        Художником-постановщиком этих спектаклей,
   был подлинно "революционер от сценографии" -
   "нарисовавший" множество других прекрасных спектаклей
   у Охлопкова. А став главным художником Малого  -
   экранизированную "Вассу Железнову" и несколько
   прекрасных кинофильмов - "Светлый путь"
   и "Особые гастроли", а "заодно" - Московский
   Фестиваль Молодёжи и Студентов 1957 года -
   Борис Георгиевич Кноблок.

        В одном "приватном"  разговоре,
   известный кинематографист Борис Генрихович Вельшер
   мне "по секрету" поведал об одном интереснейшем
   "житейском эпизоде", прекрасно характеризующим
   Андрея Львовича, как хлебосольного хозяина
   и весьма "увлекающегося" Человека.
        Абрикосов-отец, после удачного съёмочного дня
   в "Секретаре обкома",возвращался домой в Высотку
   на площади Восстания вместе, с тогда ещё "периферийный",
   Владимиром Самойловым и Борисом Вельшером - молоденьким
   вторым режиссёром "Мосфильма" и дежурным администратором.
   Решили "отметить" свою хорошую работу прямо в 21-й "Волге",
   но при этом Андрей Львович совершенно упустил из внимания,
   что у Него в этот день - огромного значения, весьма
   "немаленькое", семейное торжество. Машина сделала
   три круга вокруг Высотки (Андрей Львович трижды "посещал"
   кабинет директора находящегося в доме "Гастронома",
   возвращаясь с пакетами).
        В итоге - было выпито три пол-литровочки
   медалированной "Столичной" и Андрей Львович попал
   под маленькую, но - "горячую ручку", своей супруги
   Александры Тихоновны, которая весь вечер ждала
   Его за накрытым  со знаменитым на всю
   театрально-кинематографическую  Москву семейным
   "гвоздём программы" - запечённой в духовке уткой
   с яблоками.
        Удачный съёмочный день было решено
   отпраздновать ещё разочек - "капитально"...
        Вот так, в кругу коллег-друзей Абрикосов-отец,
   отметил 37-летие своего брака с Александрой Тихоновной -
   матушкой Григория Андреевича. А Владимир Самойлов
   выехал в Горький только утренним поездом
   (на вечерний спектакль - не опоздал).

        Очень плодотворно работал
   с Андреем Абрикосовым великий Сергей Эзенштейн.
        Его воевода Гаврила Алексич в "Александре Невском" -
   роль далеко не "второго плана", - глубоко символична.
        Он - умудрённый воин, эталон воинского долга,
   не только спасает Героя Средневековой Руси -
   юного князя Александра Невского, но и буквально
   "из под носа" уводит невесту у своего кинематогра-
   фического "соперника" - Николая Охлопкова
   в роли несколько "анархиствующего" Васьки Буслая.
        В гениальнейшем "фильме на века", единственным
   нравственно достойным "противовесом" Ивану Грозному-
   Николаю Черкасову, является именно Митрополит Филипп-
   Андрей Абрикосов.

        Не случайно, что до выявления всей подлинной
   "актёрской мощи" Олега Ивановича Янковского,
   ни советские, ни потом - российские режиссёры
   не решались на экранизацию, исторически сверхсложной,
   "Эпохи Предсмутной".
        В их "артистической обойме" не находилось Артистов,
   способных на работу над такими противоречиво-героическими
   характерами: Иван Грозный, князь Курбский, Малюта Скуратов,
   Митрополит Филипп.

        К сожалению с приходом новой
   "исторической реалии" порядком подзабыта
   прекрасная работа Андрея Львовиче в заглавной
   роли фильма "Степан Разин", исторически очень
   реалистично снятого прекрасным режиссёрским дуэтом" -
   Иван Правов и Ольга Преображенская, в тоже
   весьма "смутном" 1939 году.
        На съёмках этого замечательного фильма,
   частично проходивших в дельте красавицы Волги,
   Андрей Абрикосов очень опасно заболел (скорее всего -
   брюшным тифом), но мастерство медиков и могучий
   молодой организм победили смертельную болезнь.

        Видеть "вживую" работ Абрикосова-старшего
   мне почти не посчастливилось, но люди, вкусу
   которых я не могу не доверять (старшее поколение
   вахтанговцев, Б.Г.Кноблок - человек безукоризненного
   вкуса, сценограф и многогранный художник, сама одна
   из талантливейших "Вахтанговских детей", прекрасный
   литератор - друг детства и юности Григория Абрикосова -
   Анна Владимировна Масс, да и моя матушка - обучавшаяся
   танцу у Ирмы, приёмной дочери Айседоры Дункан
   и танцевавшая у Всеволода Мейерхольда и в Московской
   Оперетте в 30-40 годы, знавшая именно "театрального"
   Андрея Львовича в тех лет) не один раз говорили мне,
   что в те годы, в театральной Москве равных Ему было
   не более 7-9 человек - Михаил Царёв, два Бориса -
   Ливанов и Бабочкин, оба Николая - Мордвинов и Хмелёв,
   Алексей Дикий, Игорь Ильинский (в лучших своих работах)
   и Николай Павлович Охолопков - всё более уходивший
   в режиссуру.
   
        Долгие годы поклонники вахтанговского 
   вспоминали о величии трагедии Его Жана Вальжана
   в "Отверженных" Виктора Гюго. Особенно - после
   французского кинофильма с Жаном Габеном...
   Невольно сравнивали работы этих великих Мастеров.
   Спорящие обычно соглашались, что "сравнивать" -
   бесполезно: одно дело - "белый" киноэкран, а иное -
   живая театральная Сцена, где (не буду дальше продолжать
   эту мысль - Вы всё отлично понимаете, что нельзя
   сравнивать игру двух великих Артистов, что любое
   "сравнивание" - удел или профессиональных критиков,
   или - дилетантов)...

        В Ленинграде - подлинные Титаны советских
    и Кино -Николай Константинович Черкасов
   и Бруно Артурович Фрейндлих.

        О любвиобильности мужчин из рода
   Абрикосовых в Москве (и не только в ней) ходили
   легенды. Что-ж, друзья...
        В числе великого множеств Талантов,
   дарованных Господом русскому Человеку, есть такие -
   увлечённость и неистовость. Работой, гражданским
   и человеческим долгом. Своими страстями. Бывало...
        Но будьте уверены - более нравственно чистых
   людей я мало встречал в артистической (не говорю
   об т.н. - "богемной") среде, которую неплохо
   знаю с самого раннего детства.
        Практически про любого "актёра", а уж тем-более
   про таких "зубров", как Отец и Сын Абрикосовы, великое
   множество "легенд" ходило и доныне ходит в "Стране-
   Закулисии". Но вот в чём никто и никогда, даже при
   всём своём жгучем желании, не мог обвинить Их -
   так это в театральных "склоках", "разборках", не говоря
   уже о "подставах" и уж тем-более -
   измене, или предательстве.

        Я сам много раз видел, как уже больной,
   Григорий Андреевич нежно ухаживал за уже неизлечимой
   Мариной Михайловной, которая в годы блистательного
   рассвета своей сценической и кинематографической карьеры,
   мужественно и решительно ушла со сцены и "из кадра",
   для того, что-бы Её любимый "Гришенька" был абсолютно
   спокоен за нежный покой в своей домашней "цитадели".
        Подобных примеров лично мне ведомо всего пять -
        Ариадна Гельц-Тур,
        Наталья Львовна Масс,
        сама Марина Михайловна,
        Констанция Францевна Роек,
        которая после замужества
        на Виталии Дмитриевиче Доронине и рождения
        дочери Елены (прекрасной "иллюстрации" отрицания
        утешительной для многих "побасенки" о "детях гениев",
        увы - покойной), почти "ушедшая в кулисы" Малого .
        В "арьергарде" этого истинно героического "списка" -
        Муза Викторовна Крепкогорская, которая была
        не просто нежной женой, а - настоящим "психо-реаниматором"
        Великого Русского Артиста Георгия Александровича Юматова,
        на которого в последние годы Его жизни была объявлена
        настоящая травля - мерзкая, жестокая,
        бессердечная, постыдная.


        Отдельного и очень серьёзного "разговора"
   заслуживает восстановление, а точнее - "академическое"
   строительство разбомбленного в первую бомбардировку Москвы
   здания  им. Вахтангова - 23 июля, когда во время
   ночного дежурства на крыше , погибли безымянный (увы!)
   пожарный и прекрасный Артист и педагог - первый театральный
   наставник (и учитель "правил хорошего тона") А.Д.Папанова
   в Д.К.завода "Каучук" - Василий Васильевич Куза,
   о котором Анатолий Дмитриевич тепло вспоминал всю
   свою нелёгкую жизнь.
        Об том, что он увидел на Арбате в этот день,
   в своём трагическом стихотворении рассказал
   Павел Григорьевич Антокольский - старейший вахтанговец,
   режиссёр, драматург и прекрасный поэт.
        Личная "симпатия" Иосифа Виссарионовича Сталина
   к одному из своих "любимцев" (в будущем - директору )
   весьма благоприятно сказалась на том, что Столица получила
   самое современное и оборудованное по самому последнему
   слову театральной техники тех лет, здание на Арбате-26,
   радующее всех нас с открытия сезона 1952 года
   и по сей день.
   (Правда благополучное возвращение вахтанговцев
   из эвакуации в Москву, не обошлось без рискованной
   "маленькой армянской хитрости" Анастаса Ивановича
   Микояна - давнего и преданного поклонника
   вахтанговского Театра).


   Г р и г о р и й   А б р и к о с о в -
         "П а н   а т а м а н
   Г р и ц и а н   Т а в р и ч е с к и й".

        Вот уж кого-кого, а Его, - "Поцелованного Богом"
   Артиста, почти невероятной даже для вахтанговской Сцены,
   "всеобъемлющей" драматической мощи, Капризная Дама -
   "Планида Актёрская", навечно заставила носить "маску"
   анархиствующего борца против Советской Власти, "крепкого
   мужика" - "Пана атамана Грициана Таврического".

        На сегодняшний день Абрикосова-младшего
   (если не считать кино- и телезрителей, да тех
   вахтанговцев, кому сейчас далеко "За 35-ть")
   помнят по Его работам на сцене, по всей России
   не более четырёх десятков тысяч человек.
        А ведь это был ярчайший - именно
   драматический Талант, которому даже в годы
   "славного советского театра" завидовали очень
   и очень многие "заклятые друзья-коллеги",
   которых и самих, как говорится - "Бог не обидел".
   Мало я видел более пронзительных сцен, чем в спектакле
   "Господа Глембаи" с Его и Юрия Васильевича Яковлева
   участием, которые я помню и по сей день.А Его :

   "Хочу я зрителю сказать теперь
    В начале представленья -
    Театр - Отец, Театр мне - Мать,
    Театр - моё предназначенье.

    Играл в провинции мой дед
    И покорял партер и ложи.
    И мой пра-правнук рампы свет,
    Когда-нибудь увидит тоже...

    Не признаю я тишь, до гладь -
    Люблю восторг и вдохновенье -
    Театр - Отец, Театр мне - Мать,
    Театр - моё предназначенье!"

        Эти Его куплеты из "Льва Гурыча Синичкина"
   всегда вызывали у переполненного Зала, как минимум -
   тройное бисирование. И Григорий Андреевич,
   как-бы нездорово себя не чувствовал в последние годы,
   снова и снова выходил к рампе и благодарил Зрителя,
   а мы - "монты", на "всякий пожарный" стояли
   за кулисами и видели то, чего зрителям видеть
   не должно - струящийся липкий пот и почти
   полуобморок от огромной усталости,
   этого Могучего Героя.
       Он не "играл репертуар", Он - жил на Сцене.
   Так было во "Фронте", в "Ожидании", "Будьте здоровы".
   Так было в "Мещанине во дворянстве", "Потопе,
   "Неистовом гасконце" и "Однажды в Калифорнии".
   И особенно - в "Великой магии", где Он - нежно любящий
   свою смертельно больную дочь (Светлана Переладова - ужасно
   ушедшая из жизни в страшную жару июля-августа 1984 года),
   а Он - большой и сильный Человек (Отец!), не в силах
   Ей помочь и хотя-бы на миг оттянуть то безжалостное
   мгновение, когда для Его Любимой Дочери закроется
   "последний занавес" в Её юной жизни.

       Елена Борисовна Добронравова - невероятно
   красивая необычайной чистоты необъяснимой небесно-
   душевной красотой, сокурсница Григория (курс первой
   Адельмы, истинно трагической вахтанговской актрисы -
   Анны Алексеевны Орочко) всегда с радостным восхищением
   вспоминала Их совместную работу в "Фоме Гордееве".
       Именно эта постановка, мудрого в своём величии
   Рубена Николаевича Симонова, открыла всей Стране,
   а не одной только театральной Москве, новую театральную
   Личность - Григория, сына Андрея Львовича Абрикосова,
   всего два года, как выпорхнувшего из могучего
   "Щукинского гнезда".
       "Фома Гордеев". И было это почти шестьдесят
   лет тому назад в лето 1956, от Р.Х. - Отец и Сын
   Абрикосовы, впервые вместе, на ставшей Им родной
   Сцене Московского Академического Театра имени
   Евгения Вахтангова и за целых одиннадцать лет
   до всенародной "Свадьбы в Малиновке".

       Абрикосов-сын в 1969 году в прекрасном спектакле
   и его теле-версии - "Оперативной командировке", играет
   Человека-Легенду - бесстрашного Разбойника-романтика,
   Комбрига-анархиста - Григория Ивановича Котовского
   (через два года после татушкинской "Малиновки").
       До  Него этот сложнейший и противоречивый
   человеческий характер смог воплотить на кино-экране
   великий "Арбенин" 1941 года - Николай Дмитриевич Мордвинов.

       Их талантливый преемник - Владислав Борисович Галкин,
   родится только в 1971 году, а Его "Котовский" выйдет
   на телеэкран лишь через полвека - в ещё о-о-о-очень
   да-а-а-лёком 2010 году.


   "Г Р И Ц И А Н   А Р Б А Т С К И Й",
      или - "Великая магия" имени Григорий

   Андрей Львович блестяще воплощает образ
   Григория Мелехова в 1930 году таким, каким
   этого Мученика Революции видел автор
   эпохального романа-летописи.
   Родившегося в 1932 году сына нарекает этим -
   "опасливым" и очень редко встречаемым на Руси
   (после "Первого Смутного Времени") мужественным именем.
   Абрикосов-сын блестяще воплощает на Сцене и телеэкране
   сложнейший образ Григория Котовского в 1969 году,
   но входит в историю советского кинематографа под "имечком"
   своего другого анти-"героя" - "Грициан Таврического",
   блистательно сыгранного Им, со свойственным Абрикосовым,
   естественным для Них мастерством, в 1967 году,
   в прекрасной музыкальной комедии Бориса Александрова
   (либретто - Л.Юхвида и Г.Ярона) "Свадьба в Малиновке",
   где Он играет вместе с Андреем Львовичем -
   своим Отцом "по-жизни" и по-роли.

   "Бодрый", "Непоседливый", "Помнящий" -
   сильное, быстрое, но и, несколько, - злое имя.
   Ему свойственны - повышенная душевная чуткость,
   зачастую - ранимость. Недоверчивость и осторожность.
   Он очень не любит, когда Им командуют в мелочах,
   но внимателен к разумному совету (даже если этот совет
   исходит от не особенно "приятного", для Него и Его друзей,
   не всегда благожелательного человека).
   Очень разборчив в общении.Конкретен в своих поступках.
   Ненавидит наступающих не только Ему на "больное место",
   но мгновенно устремляется на помощь своим, попавшим в абсолютно
   любое жизненное "неуютство", друзьям.
   "Денди", в самом лучшем значении этой характеристики.
   Он всегда тщательно выбрит, всегда "с иголочки" одет-обут
   от самых лучших мастеров своего города (даже если это будет -
   какая-то "Самая дырявая Дыра" провинциальной России).
   Подражает не Он - подражают Ему, с Его природным умом
   и вкусом (оттого и преследуют Его постоянно и повсюду
   завистливые взгляды Его весьма многочисленного "окружения").


   И З   С Т Р А Н Ы   "З А К У Л И С И И"

       Это очень хорошо известно всем "людям театра" -
   у каждого спектакля, идущего на Сцене, или уже сошедшего
   с текущего репертуара, кроме афишного наименования,
   есть и своё внутреннее "имечко" (для "внутреннего
   пользования").
       Так прекрасный "Антоний и Клеопатра" у вахтанговцев
   именовался несколько фамильярно : "Клёпа".Отличнейший
   "Степан Разин" (с безукоризненной режиссурой Михаила
   Ульянова и, как всегда в Вахтангове - великолепнейшей
   хореографией массовых сцен - Мариса Рудольфовича Лиепы),
   звался несколько усмешливо : "Скоморохи".
       И так далее - много-чего можно припомнить весьма
   и весьма интересного из жизни разных Театров...

       Но и Артисты - от "кушать подано" до "зубров",
   имеют свои "внутренние" имена.Театр Вахтангова -
   не исключение из этих всеобщих никем не писанных
   "правил".
       Далеко не всегда эти "прозвища" лицеприятны
   и лестны, по отношению к носящим их (мне, увы, известны
   очень многие), но "имячко" Абрикосова-младшего (а точнее -
   те искренние интонации, с какими оно произносилось)
   было подлинной иллюстрацией всеобщей любви "закулисии",
   когда говорили о Нём, произнося Его "псевдоимя".
       "Пана Атамана" можно было услышать и у монтировщиков,
   и у осветителей. Им грешили - "реквизит", костюмеры,
   пожарные и мастера театрального грима.
   Да и коллеги не забывали (забывшись).
   "Планида"...

       Когда в самом конце 70-х годов сложилась
   наша "банная команда" - Ваш покорный слуга,
   Андрей Ярославцев, реквизитор Серёга Песков,
   "иррегулярно" - "Тоха" (Анатолий Меньшиков -
   блестяще игравший в "Ричарде третьем" лорда Хестингса,
   "в очередь" с Григорием Андреичем) и Он сам, я как-то
   исподволь, что-бы не только Его ухо резало пошловатым
   "имечком", стал обращаться к Нему "Грициан Андреевич",
   "Грициан Арбатский", или вообще - "Комбриг".
   Несколько раз мы ходили в Сандуны, но "трёхрублёвый"
   снобизм этих бань к нам "не прилип" и в итоге мы облюбовали
   бани Астраханские, как более "народные", где почти ни кто
   не лез к нам (а точнее - к "Грициану") со стандартными
   100-граммовыми предложениями (употреблять которые приходилось,
   в основном, мне), где был отличный сухой пар.
   Забота о вениках - берёзовых и особенно любимых Андреичем -
   дубовых, тоже лежала на мне - экс-к.м.с., периодически
   подрабатывавшему у "балетных" редкими сеансами  пост
   тавматического массажа, без дружеских сеансов которого
   "Комбриг" последние пять-шесть лет, с трудом восстанавливал
   свою "офицерскую" выправку, которая так выгодно "оттеняла"
   Его от "блеска" более молодых людей (в том числе и - коллег)
   и в Театре, и в "благородном собрании" ВТО, и
   (чего греха таить!) - в фойе ресторана
   гостиницы "Белград".

   
   Н Е   П Р И З Н А Ю 
           Я   Т И Ш Ь,   
              Д А   Г Л А Д Ь.

       Мне не хотелось писать эти последние строки,
   но хорошенько поразмыслив и всё взвесив, я всё-же решил,
   что - надо.
       Григорий Андреевич, все свои последние годы, начиная
   с достославной "перестройки", как и добрые 95% Его коллег-
   ровесников и ровесниц, практически не был занят ни на Теле-
   видении, ни в Кино, а "нововведения" в реалии российской жизни
   требовали очень и очень значительных "вливаний" и в медицину
   (особенно для Него - в первую очередь, из-за болезненного
   состояния матери - Александры Тихоновны, прогрессирующей
   болезни супруги - Марины Михайловны, да и Его самого -
   Несгибаемого), и в "бытовуху", которая стремительно съедала
   все Его театральные и кинонакопления.
   Вообще-то, глядя на Его запущенный дачный участок под Чеховым,
   где так и не была  построена хотя-бы деревянная "сараюшка" -
   я справедливо сомневался в реальности оных.
   
       Практически единственный надёжный и неутомимый
   (внешне) кормилец Семьи - Он неустанно был вынужден
   "делать бабки", как говорят теперь ровесники Его внука.

   Всё та-же ответственность.
   Прежде всего - перед собственной Совестью:
   "Слово купеческое - дороже золота!".
   А Он дал это Слово - тогда, в теперь
   уже очень далёком 1958 году, когда талантливая,
   удивительно очаровательная (даже по строжайшим
   театральным "меркам") и робкая Марина Кузнецова
   вошла в нерушимую Семью-"клан" (не без "опаски").

   Концерты, десятки и сотни концертов-встреч,
   бесконечные разъезды "по городам и весям"
   бескрайней Страны - Экс-СССР.
   Переполненные сверхблагодаными Зрителями Залы,
   в которых единственные подлинные знатоки
   и ценители Его неувядающего Таланта знали,
   что Он - не подведёт и приедет.
   Зимой - в Омск, Ижевск, Челябинск,
   Алма-Ату, Иркутск, Мурманск, Архангельск,
   Воркуту, Хабаровск,
   Летом - в Одессу, Ялту, Феодосию, Сочи,
   Новороссийск и Сухуми, Пятигорск.
   В Таллин, Ригу, Ташкент, Тбилиси, Баку,
   Минск, Кишинёв, Киев, Вильнюс, Ленинград -
   в любое время года, в любую непогоду.
   Зал всегда видел в Нём - Себя,
   свою молодую и горячую Нежность и Силу,
   Свою гордую и дерзкую Мечту.

       Зная Его гордость, обязательность, трудолюбие -
я ничуть не сомневаюсь, что в свои последние мгновения,
ничуть не веря, что в какие-то шестьдесят лет, Ему не станет
силы выйти на планшет отрадной Его сердцу с самого раннего
детства Сцены, Он - не думал об "вечном покое" -
Он жил словами Его (и - Отца)гимна:
   "Т Е А Т Р   М О Ё   П Р Е Д Н А З Н А Ч Е Н Ь Е !".


   П Л А Н И Д А
   Актёрская. Российская: "Вначале - изувечим, потом - увековечим!"
                (Ярослав Смеляков)

    Во-истинну - чудны Дела Твои, Господи!
    В 2008 году весьма скромно отметили
    Столетие Андрея Львовича,
    Григорию Андреевичу в 2012 году
    исполнилось-бы 80 лет,
    в 2013 году - 40 и 20 лет (соответственно),
    как Их не стало,
    уже 15 лет, как нет в живых Марины Михайловны.
    Народный Артист СССР, Народный Артист РСФСР,
    Заслуженная Артистка РСФСР - одна Семья,
    единая жизнь в Искусстве Великой Страны.
    А мемориальной доски на Смоленской-10,
    ни на Кудринской-1, где долгие годы
    Они жили и откуда Они один за другим "ушли"
    на 7-ой участок Ново-Девичьего,
    как не было, так и нет.
    У Нас, что - так принято???...

    P.S.: Об Памятнике в Москве
         (где-нибудь в районе Смоленской площади),
         я - не мечтаю...
         Но теперь, когда Крым вернулся с состав России,
         его уроженцу - Народному Артисту СССР
         вполне достойно было-бы быть монументально
         увековеченным на Его "Малой Родине"...
         На чёрного гранита постаменте - "артиллерийского"
         чугуна "Гаврила Алексич" (или - "Степан Разин")...
         (Редакция - 29 сентября 2014 года).