МОЯ первая учительница

Татьяна Дорофеева-Миро
1990 год. Арабосинская  школа. Последний звонок.
Будто  чувствуя настроение,  пошёл дождь. Школьную линейку решили провести в спортзале.
После всех торжественных речей, грусти для одних и радости для других,  настало время цветов. Вручив букет  своей первой учительнице – Васильевой Раисе Васильевне -  я со словами благодарности  обняла её и поцеловала в щеку.
Глаза её увлажнились, она  сказала, что за много лет работы, такое впервые…

Говорят, что  очень важно, какой будет окружающая  среда ребенка  в самом начале   жизни:  от ярких игрушек и  умных книжек  - до неба над головой и людей, с которыми приходится общаться.
Мне повезло, и повезло дважды, потому что у меня была лучшая учительница, умеющая чувствовать ребенка,  слышать его и понимать.

После Новогодних каникул, Раиса Васильевна попросила принести в школу указки.
Я подумала, что во дворе у нас стоит осыпавшаяся после праздников елка, вот из нее   и сделаю.
Прибежав домой,  переодевшись, взяла  необходимые инструменты и пошла к елке.
 С мыслями, что лучше бы люди покупали искусственную  елку в магазине и для хвойного аромата приделывали несколько веточек, чем губить живую, ведь она, как нам рассказали в школе, растет очень долго, взялась за работу…

Утром все ребята положили свои указки на стол учительнице. Каких только указок там не было: магазинные,   пластмассовые и металлические, складные...
Я посмотрела на свою указку, и мне стало стыдно: такая она у меня кривая, невзрачная,  и с зазубринами.
Учительница взяла мою указку и спросила, кто её мне сделал.
Когда чуть ли не плача, я ответила, что сама, она погладила меня по голове, похвалила, сказав, что всякий труд достоин уважения. Все указки отдали в учительскую, а мою она использовала в работе.


Хочется отметить, что поддержка Раисы Васильевны чувствовалась всегда.
До школы я практически не знала чувашского языка, а все учебники в то время были именно  на чувашском. Она терпеливо переводила текст задачи по математике, чтобы я могла решить.
Позже, когда я более-менее выучила язык, произошел случай.
Быстро выполнив свои задания, я положила ручку  и стала вертеться. Раиса Васильевна подошла, чтобы помочь, но увидев работу, похвалила: «Золотце ты моё!».

Это «золотце» обязывало. Маленькому человечку, мне, хотелось стараться еще больше.

Я не помню случая, чтобы после проверки скорости чтения, учительница меня не поддержала. Необходимо  отметить, что тексты были на чувашском языке.
 Мне, говорившей до школы только на русском языке, было сложно  укладываться в «положенное» время. Но всегда учительница подбадривала:  лучше, чем в прошлый раз.

Раиса Васильевна была «уютной» женщиной, домашней, как мама, и мудрой учительницей, каждое слово которой было весомым. Как-то купили мне  брючный  трикотажный костюм, с капюшоном на кофточке, с карманами. Надела я его в школу, наверное, хвалиться хотелось. А Раиса Васильевна потом долго и терпеливо объясняла, что в школу нужно ходить в школьной форме.
 С ней рядом было комфортно, настолько, что  в школу всегда хотелось.  С ней было интересно. Это из её уст я узнала о первоцветах, о том, как проращивать пшеницу и лук, у нее научилась слышать  и чувствовать природу. Это с ней, Раисой Васильевной, проходили первые уроки на свежем воздухе, были походы в дальнюю рощу, и была организована помощь колхозу на уборке хмеля.

Была ли она строгой? – Конечно. Но все мы, если не понимали своим детским умом, - то чувствовали сердцем, что где строгость – там порядок. А потому свою учительницу, к которой можно было подойти с любыми «бедами» и проблемами, мы любили. И даже с  болячками - ушибами, синяками и ссадинами, или другими  неприятностями можно было обратиться к своей учительнице. Например,  у меня  в детстве часто шла кровь носом. Раиса Васильевна всегда приходила на помощь.
Были случаи, когда она  даже штопала порванную одежду, пришивала оторванные  пуговицы и подшивала воротнички. При этом всегда показывала и объясняла нам, как это делать. Вот такое  трудовое воспитание в  повседневности!


Когда говорят об учителях, что они сердце отдают детям -  то это о ней, Раисе Васильевне.  Вырастив своих детей,  несмотря на жизненные неурядицы, семейные проблемы, она воспитала не одно поколение учеников, оставаясь Учителем  и Человеком с большой буквы.
Сегодня, так или иначе встав на ноги, в той или иной степени состоявшись, как человек, став мамой и педагогом, хочу выразить огромную благодарность своей первой учительнице, вложившей в нас по максимуму, отдавшей всю себя делу воспитания и образования.
 Поздравляя с Днем учителя, хочу пожелать здоровья и благоденствия, долгих лет и счастливых дней.
Низкий поклон Вам, Раиса Васильевна!