1990 год. Арабосинская школа. Последний звонок.
Будто чувствуя настроение, пошёл дождь. Школьную линейку решили провести в спортзале.
После всех торжественных речей, грусти для одних и радости для других, настало время цветов. Вручив букет своей первой учительнице – Васильевой Раисе Васильевне - я со словами благодарности обняла её и поцеловала в щеку.
Глаза её увлажнились, она сказала, что за много лет работы, такое впервые…
Говорят, что очень важно, какой будет окружающая среда ребенка в самом начале жизни: от ярких игрушек и умных книжек - до неба над головой и людей, с которыми приходится общаться.
Мне повезло, и повезло дважды, потому что у меня была лучшая учительница, умеющая чувствовать ребенка, слышать его и понимать.
После Новогодних каникул, Раиса Васильевна попросила принести в школу указки.
Я подумала, что во дворе у нас стоит осыпавшаяся после праздников елка, вот из нее и сделаю.
Прибежав домой, переодевшись, взяла необходимые инструменты и пошла к елке.
С мыслями, что лучше бы люди покупали искусственную елку в магазине и для хвойного аромата приделывали несколько веточек, чем губить живую, ведь она, как нам рассказали в школе, растет очень долго, взялась за работу…
Утром все ребята положили свои указки на стол учительнице. Каких только указок там не было: магазинные, пластмассовые и металлические, складные...
Я посмотрела на свою указку, и мне стало стыдно: такая она у меня кривая, невзрачная, и с зазубринами.
Учительница взяла мою указку и спросила, кто её мне сделал.
Когда чуть ли не плача, я ответила, что сама, она погладила меня по голове, похвалила, сказав, что всякий труд достоин уважения. Все указки отдали в учительскую, а мою она использовала в работе.
Хочется отметить, что поддержка Раисы Васильевны чувствовалась всегда.
До школы я практически не знала чувашского языка, а все учебники в то время были именно на чувашском. Она терпеливо переводила текст задачи по математике, чтобы я могла решить.
Позже, когда я более-менее выучила язык, произошел случай.
Быстро выполнив свои задания, я положила ручку и стала вертеться. Раиса Васильевна подошла, чтобы помочь, но увидев работу, похвалила: «Золотце ты моё!».
Это «золотце» обязывало. Маленькому человечку, мне, хотелось стараться еще больше.
Я не помню случая, чтобы после проверки скорости чтения, учительница меня не поддержала. Необходимо отметить, что тексты были на чувашском языке.
Мне, говорившей до школы только на русском языке, было сложно укладываться в «положенное» время. Но всегда учительница подбадривала: лучше, чем в прошлый раз.
Раиса Васильевна была «уютной» женщиной, домашней, как мама, и мудрой учительницей, каждое слово которой было весомым. Как-то купили мне брючный трикотажный костюм, с капюшоном на кофточке, с карманами. Надела я его в школу, наверное, хвалиться хотелось. А Раиса Васильевна потом долго и терпеливо объясняла, что в школу нужно ходить в школьной форме.
С ней рядом было комфортно, настолько, что в школу всегда хотелось. С ней было интересно. Это из её уст я узнала о первоцветах, о том, как проращивать пшеницу и лук, у нее научилась слышать и чувствовать природу. Это с ней, Раисой Васильевной, проходили первые уроки на свежем воздухе, были походы в дальнюю рощу, и была организована помощь колхозу на уборке хмеля.
Была ли она строгой? – Конечно. Но все мы, если не понимали своим детским умом, - то чувствовали сердцем, что где строгость – там порядок. А потому свою учительницу, к которой можно было подойти с любыми «бедами» и проблемами, мы любили. И даже с болячками - ушибами, синяками и ссадинами, или другими неприятностями можно было обратиться к своей учительнице. Например, у меня в детстве часто шла кровь носом. Раиса Васильевна всегда приходила на помощь.
Были случаи, когда она даже штопала порванную одежду, пришивала оторванные пуговицы и подшивала воротнички. При этом всегда показывала и объясняла нам, как это делать. Вот такое трудовое воспитание в повседневности!
Когда говорят об учителях, что они сердце отдают детям - то это о ней, Раисе Васильевне. Вырастив своих детей, несмотря на жизненные неурядицы, семейные проблемы, она воспитала не одно поколение учеников, оставаясь Учителем и Человеком с большой буквы.
Сегодня, так или иначе встав на ноги, в той или иной степени состоявшись, как человек, став мамой и педагогом, хочу выразить огромную благодарность своей первой учительнице, вложившей в нас по максимуму, отдавшей всю себя делу воспитания и образования.
Поздравляя с Днем учителя, хочу пожелать здоровья и благоденствия, долгих лет и счастливых дней.
Низкий поклон Вам, Раиса Васильевна!