Классификация

Акопов Рафаэль Нуриджанович
систематизация технических средств
(всем, кто хочет что-нибудь придумать)

Жизнь человека начинается с физического существования. Первый выдох воздуха = первый крик ребенка есть начало этого существования. Но это еще не жизнь. Человек тем и отличается, тем и поднялся над другой биологией земли, что физическое существование - это только основа, фундамент, базис, на котором строится его, собственно, жизнь.
Чтобы человек мог далее сформироваться как существо общественное и социальное, он должен  есть, одеваться, иметь жилище (кстати это сказал еще Маркс). Если какое-либо из этих условий не выполняется, человек теряет свой человеческий облик. С едой все понятно, без нее человек просто умрет, без жилья – превращается в «бомжа», без одежды (если речь не идет о пляже, натуралистах, нудистах и других сознательных …истах) встает вопрос о психической состоятельности подобного индивида.
Кроме вышеназванных трех есть еще четвертый «кит», на котором держится жизнь вообще (и не только человека). Это инстинкт самосохранения (ИСС), который присущ всей биологической жизни. Вот фундамент всей будущей человеческой жизни.
Здоровый (физически и психически) человек – это саморегулирующая система, исходным двигателем которой является ИСС. Если у человека отсутствует одна из трех фундаментальных потребностей, инстинкт самосохранения толкает его на нахождение способа удовлетворения этой потребности.
Это самый первый, низший уровень человеческой жизнедеятельности. Некоторые индивиды на нем и остаются, находя максимально простые (для себя) способы удержания на этом уровне. Это (реальные) нищие, бездомные и им подобные.
Но цивилизация в том и заключается, что кроме этих трех (еда-одежда-жилье) фундаментальных потребностей существует огромная надстройка в виде последствий или результата  человеческого существования. (Кстати, ИСС работает не только на биологическом, но и на социальном уровне. Когда человек жертвует жизнью, или даже кончает жизнь самоубийством, на это тоже толкает его инстинкт самосохранения. Это не парадокс. Где-то в глубине подсознания он что-то спасает: честь, достоинство, жизнь близких и любимых ему людей.)
На следующем уровне появляются еще три большие «рыбки» - это общение, движение и деятельность(разные формы одного процесса-действие. Вспомните первый крик ребенка. Конечно, это процесс физиологический, но в то же время, это первый акт общения, первая (бессознательная) информация для окружающих – я живой! Ведь не случайно человеческий мозг и язык (в физическом понимании) самые совершенные в живой природе. Они позволяют общаться с себе подобными на разных интеллектуальных и социальных уровнях. И в этой области существуют отшельники, уходящие в лес или в горы, буддисты, уходящие в нирвану и др. Человек без движения не существует. Опять же речь идет о здоровых людях. Не будем говорить о несчастных, впавших в кому, или с другими недугами. Даже тяжелые инвалиды, совершенно ограниченные в своих возможностях, пытаются передвигаться, перемещаться, двигаться. И последнее проявление человека – это деятельность. Все о чем говорилось до этого, относилось к физическим потребностям человека. Деятельность находится на границе этих потребностей и выходит за их рамки. Деятельность может быть необходимостью (в виде работы и для заработка) для удовлетворения потребности в пище и пр., но она может иметь и другие функции, как например, наскальные рисунки древних людей, пение на кухне или в бане, или выступление на сцене, какое-то хобби и т.д. В общем случае, если речь не идет о заработке, деятельность удовлетворяет более высокие потребности человека, не связанные с физиологией.
Вот и сложилась печка из шестигранника, и от нее теперь можно плясать. Каждое человеческое действие идет по трем направлениям: предмет, цель, средства. Самым «простым», или лучше сказать очевидным, является движение(перемещение, передвижение). Все помнят школьные задачи, типа, из пункта А в пункт Б. Это есть предмет движения. Если Вы едете в село Гадюкино или летите в Париж это не цель. Это предмет. Зачем (для чего) Вы туда, что вы там потеряли? Вот это уже цель. А средства – это собственные ноги плюс дополнительные механические или технические, от костылей, инвалидных колясок, лыж, саней и до подводных лодок и авианосцев (выбирайте сами).
Другое действие человека – общение. Составляющие те же: предмет, цель, средства. Предмет общения (как правило) другой человек или люди (один или много). Но можно общаться и с животными (домашними или в цирке, в зоопарке, где угодно), и с самим собой, и с неодушевленными предметами. Цель общения!? Самая что ни на есть различная. Но если выделить главное, то это всего две вещи. Передать информацию логического или эмоционального характера и/или получить такую же. Третья составляющая – средство. Тоже широкий спектр на основе языка (голоса), взгляда, мимики или жеста плюс технические средства от кнута, микрофона, телефона, компьютера и так далее. 
Таковы потребности и действия одного отдельно взятого человека. Но человек «редко» рождается в стае волков. Поэтому уже с рождения он не один (конечно не в философском смысле), его окружают другие люди. В процессе роста он вписывается или должен вписаться в некоторое окружение.
Общежитие людей, от самой маленькой группы до государства добавляет людям определенные функции и ограничивает в других, происходит перераспределение функций. Даже в маленьком турпоходе кто-то несет рюкзак, кто-то ставит палатку, кто-то готовит еду…
Увеличение групп людей, начиная от семьи создает потребность в управлении (организации и взаимодействии) разных групп, защите интересов, безопасности и многого другого, что требуется каждой группе и каждому отдельному человеку в группе. Но группы людей (будь то семья или государство) – это система, у которой появляются дополнительные системные функции, которых может не быть у отдельного человека или даже меньших групп. Например, если одному достаточно «сунуть» тесто в духовку и получить хлеб, то системе уже нужна маленькая пекарня или хлебозавод.
При больших функциональных нагрузках на одного человека он не способен все выполнить сам, скажем, через час оказаться за сотни километров – в другом месте, или за пять минут приготовить салат, так как неожиданно пришли гости. Появляется необходимость перераспределить функции: нанять телохранителя, домработницу, повара, гувернантку, послать гонца…Так мы приходим к причинам возникновения технических средств, от колеса до компьютера.
Итак, назначение технических средств (или просто, техники) заменить, усилить, ускорить любые действия человека, а также обеспечить условия выполнения таких действий. Все такие технические средства имеют одно назначение, их можно назвать первичными. Вторичные технические средства имеют два назначения: назначение свойственное первичным средствам и обеспечение работы первичных средств. После вторичных может быть много других уровней, но их все можно отнести ко вторичным.
Например, прямое назначение лифта - вертикальное перемещение людей(или грузов). Это первичное устройство. Но сам по себе он не может двигаться. Можно, конечно, или поставить на крыше дюжины людей, которые будут поднимать и опускать лифт(как в древнем Египте, наверное), или мощный электродвигатель, для которого нужна электростанция, турбины и прочее. Таким образом, все, что после лифта – это вторичные технические средства.
Для правильной классификации технических средств надо выделить все действия человека. А они исходят из анатомии и физиологии человека.
Человеку, как было сказано в самом начале, нужна еда. Ее надо где-то начать делать(скажем, пшеница в поле, или рыба в водоеме) и по цепочке донести до человека.
Дома, на кухне он что-нибудь из нее сделает с помощью кухонной техники. Если не умеет, пойдет в столовую или кафе, или ресторан. у них есть техника для общепита. Ну, съел он кастрюлю черной икры  и…отравился (но выжил, зараза). Кто у нас главный за выживание – медицина. Она отвечает за здоровье. Нужна медицинская техника. Но если человек хилый изначально, медтехника может не успеть. Значит надо поддерживать здоровье. Всякие бассейны, залы и спортивно-тренажерная техника. Слава богу, от рыбы выжил, но ее остатки еще в желудке, должны куда-нибудь выйти. Появляется сантехника. Если для всех, то на улице, если для одного, соответственно, дома. Но дому надо откуда-то взяться. Для его создания родилась строительная техника.
Вот, человек здоров, наладил путь еды до сантехники, что дальше? Прочитайте сказку о рыбаке и рыбке. Когда человек поднимается по лестнице, он каждый шаг ставит на верхнюю ступень. Достигнув чего-то, он привыкает к тому уровню и  стремится к большему.
Следующий шаг – движение. Это первый шаг из триады движение-общение-деятельность. Надо пойти, поехать, полететь, поплыть. Появляются транспортные средства, средства передвижения. Каждое техническое средство по назначению рассчитано либо на одного человека, либо на группы людей. Так появляются велосипеды, мини-авто или океанские лайнеры, эскалаторы, лифты и роликовые коньки. Чем больше по масштабам и сложнее техническое средство, тем больше вторичных средств требуется для его работы. Класс средств передвижения очень большой и может быть сгруппирован по направлению( вертикальные или горизонтальные), пространству(подземные, подводные, наземные, надводные, воздушные, космические), по назначению(мобильные - легко переносимые, как ролики или детские коляски, - индивидуальные, групповые, пассажирские (гражданские), грузовые, специальные). Надо заметить, что возможны комбинации средств передвижения по назначению. И тогда мы увидим, что некоторых средств передвижения не существует, либо пока, либо в принципе. Например мобильный индивидуальный лифт (был бы полезен для инвалидов). Или имитатор человеческой ходьбы – двух или многоножка(но не робот). Словом, можно фантазировать, а вдруг выгорит.
Общение человека – это весьма обширная тема. На данный момент нам интересны средства общения. Технические средства можно поставить в зависимость от нескольких параметров: зрительное, слуховое, обонятельное, осязательное, ментальное (последних трех пока не существует, если не говорить о сенсорных панелях, но почему бы не передать на расстояние запах кофе или духов, тепло руки или тонкость поцелуя или вкус напитка). Представьте, мать не говорит ребенку по телефону(или другому устройству) целую, а целует его, а он приложив устройство к щеке физически ощущает именно этот поцелуй!
        В принципе возможны устройства, которые бы действовали аналогично зрительным или звуковым. То есть, устройства, которые бы воспринимали излучаемую человеком (может быть и не только человеком) информацию переносили ее и доносили до другого человека. (Что-то между экстрасенсами и восточным иглоукалыванием. Может быть сегодня это еще фантастика.
        Другой параметр – количество(предметов общения) и расстояние до них. Говорите ли вы с одним человеком рядом или это целый зал, или группа собачек в цирке? Или вращаете от злости глаза, или связываете бантиком брови (показывая сожаление), или молча машете кнутом и стучите башмаком по столу. Общение человека идет двумя параллельными каналами: физический (просто передача информации) и эмоциональный(личное отношение человека к этой информации). Поскольку слуховое, звуковое общение начинается от гортани (кончно, после мысленного формирования), соответственно и технические средства должны воспринимать движения гортани, или изданный звук, при необходимости, усиливать воспринятое и донести до предмета общения.
        Еще ждет своего создания устройство для глухонемых, которое бы воспринимало внутреннюю речь и говорило человеческим голосом. Аудио устройства знакомы и ребенку. Микрофоны, динамики, наушники, телефоны (это три в одном), слуховые аппараты. Эта группа технических устройств так же обширна, как средства передвижения и наиболее понятна. Известно, что диапазон частот звукового общения разный для людей и животных (дельфины, слоны). При достаточном изучении зависимости поведения животных от звуковых сигналов можно будет создать техническое устройство для «разговора» с животными, а в перспективе и животно-человеческий словарь, разговорник. Следующая группа – зрительные устройства. Они делятся на два направления: это оптические устройства, и мониторы (в широком смысле любые табло и экраны). Оптические устройства являются усилителями между человеческим зрением и объектом. Это банальные очки, бинокли, микроскопы, телескопы. Однако между человеческим зрением и оптическим устройством могут встать другие устройства, фильтрующие, запоминающие и прочее. К ним можно отнести кино- фото- телекамеры, например. Если зрительный сигнал от объекта к человеку попадает не прямо, то появляются устройства, - посредники между зрением и зрительным объектом, - зрительные экраны. Это всякого рода табло, экраны телевизора, мониторы компьютера, экран кинотеатра или телефона. Общий принцип всех зрительных технических устройств: воспринять обозримый объект – переработать необходимым образом – представить человеку в доступном для зрения виде. Например, Вы не можете посмотреть прямо на солнце; телескоп предоставляет доступный для зрения способ.
Систематизация технических устройств похожа на генеалогическое дерево. Основной ствол этого дерева – базовые человеческие функции и потребности, из которых вырастают веточки и листики(разные технические устройства) связывающие человека с окружающим миром, делающие поведение, действие человека более эффективным.
При определении места того или иного технического средства в общей иерархии следует определить его главные параметры - назначение и способ связи с человеком. Правильное понимание общей картины технических средств дает толчок фантазии к созданию новых еще не существующих возможностей. А возможностей этих тьма. На фоне возможного технического будущего мы еще неандертальцы, все делаем руками, ногами, словами… А ведь мы можем облениться и только подумать, а оно будет исполняться. Народные сказки не такие уж и сказки. По щучьему велению…
Дерзайте…