На заре учебы в ВУЗе я параллельно служил в элитном исследовательском институте в качестве бурлака. Тянул. Не то, что плохо лежит, не резину или репу, а науку. Причем в бок. Вперед ума не хватало, назад начальство не велело.
И интерполировал результаты в графиках. Ну, это, расставлял точки данных испытаний так, как считало начальство, если им графики не нравились.
Бурлаковские дивиденды были не велики – 95руб/мес. По сему, науку я перемещал строго на расстояние в 95 рублей и ни на копейку (йоту) дальше. Если выписывали премию, один раз в квартал, целых 9-12 рублей, на дистанцию это не влияло. 95. Const. Совесть не мучила.
Не надо иронизировать. Мой труд не сопутствовал научному прогрессу, но и не позволял науке двигаться по отрицательному вектору. Отрицательный результат, тоже результат, а тут движение по горизонту. Значит ноль. А ноль всегда больше минуса и результат соответственно выше.
В кругу маститых ученых мужей ежедневная фраза в мой адрес «Учись студент», воспринималась как «Здравствуйте». Ответ на такое приветствие соответствующее – «Учусь».
- Студент, вы подготовили к эксперименту взвеси цемента, песка и добавки пластификаторов?
И мой вальяжный ответ доктору технических наук – Да, коллега.
Каково, а? Я спрашиваю не вас, а свое самолюбие.
- Учись, студент, а то будете всю жизнь на весах стоять, да бетономешалку вращать.
- Не буду. Вращать, в смысле.
- Вам не кажется, молодой человек, что эксперимент пошел не по тому руслу.
- И Вам, коллега, это бросилось в глаза? Призма разрушилась при 30 процентах от расчетной нагрузки.
- Однако.
- Верно, подмечено. Вернее не скажешь.
Чем вам не научный диалог. Уровня симпозиума.
Между прочим, мы, бурлаки (техники по научному), играли важную, я бы даже сказал смелее, наиглавнейшую роль на научном поприще. А я, так вообще, незаменимую, я старший техник, считай – бугор бурлаков. (Только кем командовать, один я в отделе?).
Аргументировать? Легко. Мы лямко-тягатели, сохраняли целостность коллектива, ядро, так сказать, со всеми электронами и протонами. Я, к примеру, батрачил один за весь штат отдела на овощных базах. Гниль в утиль, товар в ларь.
Еще живой продукт хранили в ларях до созревания очередной порции гнили. И так до тех пор, пока весь товар не переходил в производное от него. Точнее сказать не производное, а не употребляемое. Процесс шел естественным путем, то есть медленно. До нового урожая. Резюме – работы хватало. И не только мне.
Родина рапортовала о перевыполнении планов сельхоз. заготовок, я оное мог подтвердить. Приписок нет, сам видел и руки помнят. А прилавки пусты-это второй вопрос.
Мое отсутствие, во время каторжных работ в стенах сырых и холодных казематов, все-таки негативно сказывалось на работе коллектива. Он черствел, грубел, хирел. Не хватало моего смеха, юмора, молодого задора, а в целом – не хватало мальчика для битья, поэтому возвращение мое в родные пенаты отмечалось бурным оживлением, колкими, не новыми, а стандартными шутками и небольшим застольем.
Поляну, само собой, приходилось накрывать мне. В основном из живого, отборного товара из подземелий Плодовощторга. Скромно, но со вкусом. Витамины. Для посеревших лиц мудрецов и их мозгов - незаменимая подпитка.
И вновь учеба, работа. Летели дни и нагоняи в мой адрес. Без которых, день прожит зря. Хорошо. Я бы даже сказал - прекрасно.
Отдам должное, что матами не осыпали – интеллигенты хреновы. Хреновы потому, что иной раз лучше б матюгнулись, чем внушение с нравоучением на полчаса. Мат лаконичней и доходчивей. Но докторам технических…этот раздел филологии был не по зубам, что весьма удивляло. Отрасль-то строительная. (Хотя, один раз было, но смазано обращением на Вы. Уже не то. А так все хорошо начиналось).
Зам. по науке считал меня бездарем, зам. зама – неучем, начальник отдела – боломутом, остальные, кто повыше по статусу, то есть все остальные – лентяем, но никто без меня не мог обходиться. Принеси то, сделай сё, подготовь то, напиши сё. То - сё. То - сё. На базу гнили шагом марш. На уборку урожая в совхоз - бегом марш. Жизнь бурлила.
Без хвальбы, скажу как на духу, учеба у меня была успешнее, чем работа, но научного работника из меня так и не вышло. Предложение идти в аспирантуру было. Гарантия поддержки тоже. И тему перспективную сулили. Нет. Не вышло, но был момент. Был. Точь в точь, как у Ньютона, если мелкие детали упустить.
По слухам, исходящих от маститых, не менее чем моих, мужей историков, шандарахнуло яблоко Ньютона по маковке. Вот вам на- гора закон всемирного тяготения. Отдыхал видать с друзьями, в шумной… и с горячительными. С трезвых глаз такого не удумаешь. Яблоко не причем. Оно катализатор. Но факт.
Факт, что случайно. Факт и яблоня. Яблоко, а не кокос с пальмы. Если б кокос, открытие не получилось бы. Не чем было открывать. Открывалки, то есть ума б не хватило.
У меня один в один. Все случайно. В деталях, все тоже. С небольшой разницей. Не яблоня, а стройка. Не яблоко, а кирпич. Тяжелее райского плода. Эффект должен был быть весомей. Ан, нет. Ничего в голову не пришло. Благо в студентах на тот момент еще ходил, а так сотрясение мозга не миновал бы.
Как так? Напрасное жертвоприношение. Не справедливо. Куда только природа смотрит? Жаль.
А может мое творческое я во мне и есть, тот самый эффект? Моя Эврика. И любовь моя к кирпичным оттенкам откуда? Надо подумать.
P.S. - О, студент! Здравствуйте!
( Ага, нашел студента, внуки уже) – Здравствуйте, Петр Константинович! Вы уж, поди, академик?
-Полно, Вам, батенька. Всю науку похерили к ё.матери, а помнишь, студент, как мы с Вами...
Все помню. Грезы юности моей - радуга. Нет. Сразу ДВЕ! Большие. Яркие. В природе так бывает. А мат Вам к лицу, в нашу пору приятно слышать. Я о "похерили к ё.м".