Лондонские хроники. Весёлый король

   После того, как написал в Лондонских хрониках  заметку  о Нелл Гвин и заметку о начале кругосветной яхтовой регаты, понял, что придётся написать ещё одну, как бы  дополняющую и объединяющую  эти две предыдущие.

   Конечно, заметка будет посвящена королю Карлу II, получившему в народе прозвище  Весёлый король. А народ в таких делах не ошибается - не "Грозный", не "Кровавый", не "Палкин", не "Жестокий"...
 
   Потому что, читателям наверно будет интересно узнать,
какими же качествами пленил острую на язычок актрису так сильно, что она не только прощала ему многочисленные измены, но и до самой  смерти оставалась его вернейшим другом.

   И почему любил его народ.

   И какая связь между Карлом II и яхтовой регатой?

   Начнём с последнего, о короле и яхтах, поскольку  это соответствует хронологии событий.

   Читатели помнят, что в истории Великобритании бывали революции и гражданские войны. 

   С началом революции мать нашего героя  Генриетта Французская  забрала  детей во Францию под крыло своего брата-короля.

   Карлу повезло с воспитателями и учителями, которых он позже пригласит к себе на службу. Его учитель математики станет основателем знаменитой Гринвичской обсерватории. Но это будет позже…
    
   Имя Оливер Кромвель нам тоже знакомо. Не затрагивая его заслуг и преступлений, вспомним только, что пришедший к власти на гребне революции генерал Кромвель  разгромил войска Карла I, отца нашего героя.

   После казни отца в 1649 году  будущий Весёлый король  был признан Шотландией как законный преемник Карла I.

   В 1650 году он переправился  в Шотландию и был там коронован.

   Но уже в 1651 году войска  Кромвеля вторглись туда и разгромили шотландских сторонников Карла II, который был вынужден бежать. Ему пришлось скрываться, одну ночь он даже прятался в ветвях дуба, под которым ходили посланные на его поиск солдаты. Об этом случае мы ещё поговорим.

   Последовали девять долгих лет скитаний. Для нашей темы представляет интерес  то, что в последние годы изгнания, проведенные в Голландии, он обучился не только премудростям  заморской торговли, политики, кораблестроения, искусства морских сражений, но и тонкостям судовождения.
 
   Особо он полюбил яхты  и плавание на них; эту любовь он сохранил на всю жизнь.
 
   В мае 1660 года по решению английского парламента он вернулся  на  английский трон (может быть, позже напишу о том, как, почему и при каких обстоятельствах это решение было принято).

   Вернувшись на трон, молодой король не стал сводить счёты с обидчиками. Правда, нескольким горлопанам, особо настойчиво добивавшихся казни его отца Карла I как изменника и предателя - которым он  никогда не был - головы отрубили.

   Запрещённые и закрытые при Кромвеле театры и другие увеселительные заведения вновь открывались. Народ быстро понял, что с ужасами революции и гражданской войны молодой король действительно хочет покончить.
 
   Примерно в это время владельцы амстердамской  Ост-Индской компании, зная о его увлечении, подарили  английскому королю две красивые роскошные яхты: "Мэри" и  "Бизань".

   Молодой король не довольствовался этим подарком – он решил строить собственные яхты и модернизировать английский флот, положив этим своим решением основу будущей славы Великобритании – владычицы морей.

   Датой рождение  яхтинга  как  вида спорта  признаётся 1 октября 1661 года,  местом "рождения" – участок Темзы между городками Гринвич и  Грейвсенд.
 
   В гонке участвовали уже яхты английского производства.

   Сохранились записи друга Карла II  сэра Джона Эвелина: 
"... Сегодня утром я плавал с Его Королевским Величеством на одной из его яхт, судов, неизвестных у нас до того, как голландская Ост-Индская компания подарила королю эту искусную вещь. Речь шла о пари на состязание между его новой яхтой и яхтой герцога Йоркского. Заклад составлял 100 гиней. Гонки от Гринвича до Грейвсенда и обратно. Король проиграл, идя против ветра туда, но отыграл ставку при возвращении. На палубе находилось много дворян и лордов. Временами Его Величество сам управлял яхтой..." (1)

   Такой вид соревнований теперь называется  "матчевыми гонками" и их основателем официально считается Карл II.

   Теперь, несколько слов о других качествах Карла  II.

   Для "связки" скажу несколько слов о яхтах, чтобы читателю было понятно, что флотилию из 18 яхт король содержал не столько для собственных развлечений, сколько для пользы государства.

   Вот что пишет по этому поводу Оксфордский энциклопедический словарь:
   "В начальном периоде британского парусного спорта  яхты строились по типу военных кораблей и даже оснащались комплектом пушек. Они маневрировали в составе эскадр, подражая военным кораблям флота, с которыми часто проводили совместные учения. Это позволяло Адмиралтейству накапливать ценный опыт, игравший важную роль в усовершенствовании военных кораблей".(1)

   Несколько слов о личном мужестве Карла II.

   В 1665 году в Лондоне началась эпидемия чумы. В первые месяцы болезнь унесла жизни около 90 тысяч человек.

   Карл  II не только не бежал от чумы,  но бесстрашно посещал чумные лазареты, помогал семьям, потерявшим кормильцев, и сиротам.

   2 сентября 1666 года в Лондоне начался сильнейший за всю его историю пожар -  за три дня огнем было уничтожено более 13 200 домов. (2)
 
   И опять король со своим братом Яковом – герцогом Йоркским  не только грамотно организовали борьбу с огнём, но и сами приняли непосредственное участие в пожаротушении, разборке сгоревших зданий и спасении людей.
 
   Через несколько дней сильнейший ливень погасил огонь.

   Пожар оказался самым действенным  средством в борьбе с чумой  –  эпидемия прекратилась. (2)

   Так  что в тот день 1668 года, когда  актриса  Нелл Гвин  впервые увидела Карла II,  у неё были все основания  искренне и навсегда полюбить  этого сильного, мужественного,  остроумного  и  весёлого  человека не только потому, что он был её королём.

   И в заключение.

   Сегодня с двух сторон улицы, ведущей к Вестминстерскому мосту, стоят два памятника.  Один - у Вестминстерского аббатства, второй  - с другой стороны улицы,  у Вестминстерского дворца, в котором заседает Парламент.
 
   Один - памятник генералу Кромвелю,  который умер диктатором, был с почестями похоронен, потом труп его извлекли из могилы, повесили и четвертовали.
 
   Второй памятник поставлен отцу нашего героя Карлу I, казнённому по указке Кромвеля по приговору марионеточного суда, им назначенного.
 
   История всё и всех расставила по местам.

   Английский народ – в отличие от многих других народов - нашёл в себе силы, мудрость и мужество  разобраться в своём прошлом, в заслугах своих вождей и в их преступлениях. 

   И в этом гарантия того, что никогда на те же грабли Британия не наступит.


  1. http://ukryachting.net/index.php?pirs=books&st=glovatckij_02
  2. http://www.e-reading.club/bookreader.php/89955/Birkin-Karl II Styuart.html
  На фотографиях: два портрета Карла II,  фрагмент составленного в XVII  веке атласа звёздного неба с  Созвездием Дуба – в память о чудесном спасении Карла,  портрет Карла I, портрет Нелл Гвин, картина  "Королевские яхты Карла II в шторм", художник  Виллем ван де Вельде Младший (Willem van de Velde the Younger), Британский морской музей в Гринвиче.


Рецензии
Прекрасный рассказ о прекрасном короле!
Да, читала про Карла второго... Даже не верится,
что были всё-таки и такие правители! А то всё
какие-то тираны кровавые или... гхм... не очень
умные личности...
Но вот - бывают же и исключения!:)
Разобраться в своём прошлом - это очень нелегкий
труд для любого народа, но совершенно необходимый!
Грустно, что такое не часто случается...

Счастья и всех благ вам!!
Спасибо за интереснейшие заметки!!

Рина Михеева   22.12.2015 21:20     Заявить о нарушении
Вот англичане и оказались исключением, в некотором роде. Хотя и к ним есть вопросы... Спасибо, Рина! С уважением,

Борис Готман   22.12.2015 22:54   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.