Железный щит Корсачки

Евгений Садков
                И что за чудное место эта Корсачка!
                Касабланка 2.

Увлекателен жизненный путь талантливого человека. Но все же вернемся от судьбы открывателя хемосинтезирующих бактерий Виноградского к нашей любимой Корсачке. Предположение о составе найденных здесь слоистых образований требует подтверждения. Лишь химический анализ скажет о наличии в пластинах одного из основных элементов человеческой цивилизации. Не случайно же один из веков аборигены назвали железным.

Именно этот период истории цивилизации характерен стабильностью и процветанием. Получение и использование железа помогло человечеству заложить новый  культурный слой. И хоть начиналось все с метеоритного, но накопление знаний помогло в конце концов получать драгоценный изначально металл самостоятельно. Массовый выпуск изделий из железа,как изначально, так и сейчас базируется на соответствующих рудах, часть которых произошла в результате жизнедеятельности соответствующих хемотрофных организмов.

 Сейчас эти бактерии можно найти в водопроводных трубах. А миллиарды лет назад их предки закладывали месторождения необходимого человеческой цивилизации металла. Растворимое в воде соединение двухвалентного железа эти автотрофы переводят в нерастворимое трехвалентное. В кислородной среде соединение разлагается на воду и соответствующий оксид. Вот его-то и предстоит определить.

 В домашних условиях это сделать довольно проблематично. Можно растворить образец в уксусной кислоте. В соответствующих ацетатах ион железа более-менее свободен. Он гидратирован и охотно соединяется с гидроксид-ионом. Образуется бурый осадок, подтверждающий наличие в исходом образце трехвалентного железа. Проще провести реакции в лаборатории.

 Если у вас нет знакомых, то не пытайтесь. Гарантировано, не поймут, да ещё потребуют денег за работу. С друзьями намного проще. Конечно, они люди, особенно профессора и доценты, народ нынче занятой и деловой, но видя ваши чудачества, помогут.

 Растворяем образец в соляной кислоте. Для ускорения можно осторожно прогреть пробирку в пламене горелки. В это момент предполагаемый оксид (Fe2O3) соединяется с кислотой (HCl). При дальнейшем прибавлении щелочи выпадает осадок Fe(OH)3. Увы, бурая слизь не появляется.

 Ладно, проверим более чувствительным методом. По капельке добавляем раствор желтой кровяной соли. Вот и подтверждение. Синий цвет говорит об образовании берлинской лазури и наличии в исходном образце трехвалентного железа. Бинго! Роданид калия подтверждает маленькое открытие. На Корсачке есть железо! И оно не антропогенное, занесенное сюда современными варварами, а получилось в процессе жизнедеятельности железобактерий. Пластинчатые слоистые образования, словно щитом прикрывают это чудесное место. Можно предположить, что процесс образования руды носил некий циклический характер. Вода, вернее, первобытный бульон, то отступала, то вновь заполняла эти места. Только этим можно объяснить слоистый характер породы. Но осталось ещё два невыясненных вопроса расположения железного щита Корсачки.

                Продолжение следует.