Калейдоскоп-85 Турция, женихи, пещера

Елена Разгон-Скорнякова
                Калейдоскоп старых и новых шуток, разговоров на кухне,
                вымысла и    реальных событий. Можно читать с любого места
 
- МоЕ, моЕ! – кричал маленький Марк, увидев первое в жизни море. Автобус повернул от моря.
- МоЕ де? – разочарованно закрутил головой Марк.
В Турции оказалось жарко и влажно, я рассчитывала на более умеренную погоду.
- Как вам начало отдыха?
- Отвратительно!
- Всё началось с того, что Пашка оставил документы на машину, пришлось возвращаться.
-А толпа на регистрацию из женщин в штанах и спортивных костюмах с детьми! А детский самолёт, где всех детей посадили в первый салон, и они орали всю дорогу!
После ночного перелёта пришлось несколько часов сидеть в холле в ожидании номера. Представитель компании нас не встретила, у неё были важные дела с бумагами. На завтрак мы опоздали, нас подгоняли и были очень недовольны. К назначенному часу свободного номера не оказалось, Даша час ругалась с администрацией, чтобы появился неубранный номер окнами на дорогу. Восточный подход – освободившиеся номера персонал убирал в последнюю очередь.
На следующий день жизнь начала налаживаться. В отеле странная нумерация этажей – он считается пятиэтажным. Есть минус первый этаж, нулевой этаж с холлом, баром и ресепшн. После нулевого идёт не туристический этаж М, потом расположены пять этажей с номерами для туристов. Как-то я промахнулась этажом, электронный ключ не подошёл к чужой двери. Персонал сказал – карта размагнитилась, надо менять. Мы целый час с Марком караулили чужой номер, потом спустились вниз и я крикнула: - Даша! Даша выглянула, мы к ней поднялись, и только тут я поняла – я перепутала этаж.
Несколько дней после приезда Соня считала, что она в Африке – раньше она летала только в Египет, весь юг стал для неё Вафрикой.
- А я знаю, почему у вас браслеты жёлтые. Вы шампанское пьёте, оно жёлтое как браслеты. А детям шампанское нельзя. Они воду пьют, вода голубая. Вот почему у нас с Марком голубые браслеты.
По пляжу парень ходил, раздавал женщинам буклеты на шубы.
- Я турок из Казахстана, уже семь лет в Турции, фирма жильё оплачивает. Родители там остались, у них свой дом, уезжать не хотят. Нет, не женат, ещё не готов, ни на кого пальцем не показал. У нас сохранилась старая культура, женятся на всю жизнь и только на девочках. Как до свадьбы узнать? Поговорка есть – воровство и проституция становятся известны через три дня. Если парень украл или девушка загуляла, не сегодня так завтра все узнают. Развод возможен в трёх случаях – когда среди детей нет мальчика, когда жена со свекровкой не поладила, и когда жена загуляла. Я младший сын, должен с родителями жить. Чтобы жену к ним перевезти, надо 30 тысяч долларов заработать.  У нас другие правила. Вон русский мужчина в плавках по пляжу идёт. Для меня это недопустимо, я только в шортах купаюсь.  Здесь женщины, дети и пожилые люди кругом.
- Отель контрастов, - написал кто-то в интернете, - развлечения ниже пояса.
Особых контрастов мы не заметили, весь сервис к концу сезона ниже плинтуса. Говорят, этот отель построил чеченец для русских. Пять звёзд тянут на три с минусом. Дешёвые материалы, плохая звукоизоляция, плесень в санузле и краны барахлят. Плохой сервис, грязно, жирная и колотая посуда. Еда пресная, совсем нет соков, только химические напитки. Не хватает столиков в ресторане. Пляж узкий, не хватает места в тени род дырявыми тентами. Бельё меняют раз в несколько дней. Уносят грязное, не заменив на чистое. Приходится перед сном час скандалить на ресепшн, чтобы получить необходимый комплект белья.
Впрочем, впечатление от всей Турции – грязно, бедно, не ухожено. Шесть лет назад я ходила с друзьями на яхте от Финике до Фетхие и обратно. Нетуристическая Турция понравилась мне больше, особенно маленькие городки.
- В Турции надо селиться в небольших семейных отелях, - рассказывал продюсер Сергей Миров, - там проявляется восточное гостеприимство с индивидуальным подходом. Большие отели, которые так любят русские, турки содержать не умеют.
На пляже рядом с нами расположилась семья – смуглый волосатый мужик в тюбетейке со славянской женой и светлыми дочками.
- Турок, - сначала подумала я.
Отец на чистейшем русском языке учил девочек играть в шахматы.
- В моём детстве все хотели играть фигурами одного цвета, угадайте какими?
- Белыми, - предположила старшая девочка.
-Нет, чёрными.
- А почему?
- Все хотели быть на стороне тёмных сил, - объяснила мама.
- В нашем детстве мы ещё играли в белых и красных, - хотелось ответить мне, - быть на стороне белых считалось позорно, - но я промолчала. Другое поколение. Во времена Красной Армии мы не знали про тёмные силы.
- Камня моя! – прижимал Марк камни на пляже, и нёс их в номер, а мы их тихонько выбрасывали. Последний камень размером с ладонь он спрятал в коляске и провёз в аэропорт. Его отобрали на таможенном контроле.
Соня каждый день знакомилась с разными мальчиками. Одного звали Эмиль, Соня никак не могла запомнить имя, называла то Емелей, то Эмилей. Три вечера они играли в свадьбу – рвали цветы, танцевали, целовались.
- Соня, не целуй первая, не бегай за мальчиками, будь скромной и загадочной. Доступных девочек никто не ценит. Пусть мальчики тебя добиваются. Если ты ему нужна – сам прибежит.
 Мы сходили послушать шум ночного прибоя, потом вернулись.
- Эй, жених, у тебя невесту украли, выкуп плати!
- Жених помялся, потом сорвал листик и протянул мне вместо выкупа.
- Сколько это?
- Три рубли!
Жених номер два был то ли Кирилл, то ли Илья, с ним познакомились на море. Соня целый час развлекала свекровь номер два разговором. Потом оба жениха столкнулись на детской дискотеке, все скакали на сцене.
- А у меня мама из Смогленгска, - похвастался третий мальчик Лёша.
- А у меня трусы цветные, - поддержала беседу Соня. Все засмеялись.
- Соня, Соня! – кричал четвёртый мальчик с берега, но шум прибоя относил его крик, а Соня с Марком и родителями уплывали на кругах всё дальше.
Ездили на экскурсию в Аланью, старая крепость оказалась очень классная. Стены с зубцами, вид с высоты на залив, запах полыни и сосен, нагретых солнцем. Но утомительная дорога с заездом в отели и торговые центры.
- Соня, как мальчика зовут? – спросила я про жениха номер два.
- Андрей. А ещё то Кирилл, то Илья.
- Как вашего мальчика зовут? – спросила я маму.
- Элиас, по-русски Ильяс или Илья. Он гражданин Норвегии, - объяснили мне.
Мы садились в поданную маршрутку.
- Почему на кресле водителя написано Уевые? – удивился Артём.
- Это Чаевые с ошибкой через игрек, - догадалась Даша.
- Как дают, так и написано, - прокомментировала я. Русские туристы неохотно дают чаевые, где можно этого не делать.
Нас отвезли на шоппинг в ТЦ Мегамол, но ничего там не купили. После московских гипермаркетов большие магазины вызывают отвращение.
- Вы не имеете права выходить наружу и покупать в других магазинах,  - инструктировала нас гид.
- Конечно, - согласились мы, оставили Дашу, вышли с Артёмом через другую дверь и два часа гуляли по вечернему восточному городу.
-Тан-тан, тантан! – кричал Марк у каждого фонтана и бежал мыть руки.
Утром встретили на пляже Эмиля с мамой и бабушкой.
- Соня и Марк никак имя Эмиля запомнить не могут.
- У него ещё фамилия Арно.
- Француз что ли?
- Да, живём то тут, то в Париже, много путешествуем.
- Как вам наш отель?
- В том, что отель грязный, виноваты не турки, а туроператор, он плохо всё организовал.
- Умеет Соня мальчиков выбирать, - обсуждали мы между собой, - один норвежец, другой француз. Похоже, муж иностранцем будет, как астролог предсказывал.
- Что-то меня пещера в Аланье не впечатлила, маленькая очень.
- Мы испорчены Кунгурской ледяной пещерой Пермского края. А я ещё в студенческие годы попала в экстремальный поход в Кизеловскую пещеру.
- А в чём экстрим?
- Нас повёл Толик Иванов, рассеянный недотёпа лет 40, лысый добрый ботаник в очках. Он потом утонул.
- Да ладно!
- Толик был в пещере много лет назад, он повёл группу без карты и не нашёл выход.
- Там были разные уровни?
- Да, мы то поднимались, то спускались на верёвке, иногда ползли на коленях в мокрых извилистых каменных коридорах под названием шкуродёрчики.
Долго вы там были?
- Около суток вместо нескольких часов, пришлось заночевать на камнях. Ещё мы забыли хлеб и соль, ели плавленые сырки, конфеты и детское мясное пюре в баночках.
- А чем освещали пещеру?
- У Толика были только свечки, но перед спуском шахтёры дали нам каски с фонарями на лбу. Сначала мы включали все пять фонарей, потом начали экономить. Первый светил, остальные ползли в темноте. Но всё равно аккумуляторы сели. Начали жечь свечи. Когда остался маленький огарок последней свечки, мы нашли выход. Выбираемся в мокрой одежде на свет, а там мороз минус 30, а до шахты два километра. Мне потом долго любой мороз мокрой глиной пах. После этого похода я заболела воспалением лёгких.
- А я не была в Кунгурской пещере.
- Надо тебя обратно в Пермский край отправить!
- Меня родители по пещерам не водили, зато я 500 раз была в органном зале.
- Тяжёлое уральское детство!
Температура на улице повышалась, в отеле отключили кондиционер. Потом частично включили на 8 часов до полуночи, приходилось открывать балкон и двери.
- Даша, на пляже рекламирует шубы парень из Казахстана. И в меховом салоне тоже парень сидит, на него похожий. Я только сегодня поняла, что это один человек. С тем, что в салоне, я здороваюсь. А с тем, что на пляже нет. Он просто переодевался.
Последние дни посещали торговые точки. Встретили турок из Сергиевого Посада, Ярославля, Казахстана и Камчатки. Даша классно торгуется, Артём не умеет.
- Мне неудобно, как ты сбиваешь цены, уменьшаешь заработок.
- Иди отдай ему этот доллар.
- Нет!!
После обеда всё потемнело, начался шторм. Мы оставили полотенца на лежаках, Артём успел их снять. Летали лежаки, тенты, ломало деревья. Ночью мы толком не спали – сверкало,  раскаты грома следовали друг за другом. Казалось, рядом стреляют из пушек. Под окнами раздался удар и звон  - авария. Мы выскочили на балкон  - у моста стоял автомобиль, на наших глазах с искрами перевернулся мотоцикл. Дождь прекратился только утром. Сначала было холодно,  неожиданно появилось солнце и всё нагрелось. Я успела искупаться, потом море закрыли – катились волны в человеческий рост. Прощай, свободная стихия! Багаж, самолёт, Москва – здравствуйте!

13-23 сентября 2015 Аланья