Cевер. 1970-е гг. ВВС СФ, разведполк, учения. Авианосная группа США в Норвежском море. Вылеты с аэродрома Североморск-1 периодичностью 6-12 часов. В паре с капитаном Темьяновским Анатолием Владимировичем на самолетах Ту-16рм и Ту-16рм-2 вылетаем на слежение за АУГ. Задача – скрытно на малых высотах подойти к авианосцу, сфотографировать и дать донесение, исключая перехват корабельными истребителями до фотографирования.
Взлетаем, на большой высоте уходим за о. Медвежий, затем снижаемся и идем, ведомый на средних высотах 2000-3000м, я - на предельно малых 60-100м. Погода нормальная, облачность слоистая неполная, море 3 балла. Пара истребителей с территории Норвегии перехватывают ведомого за 100км от авианосца, меня не видят. На 60м выхожу к авианосцу, штурман перспективно фотографирует, видим как пара «Фантомов» срывается с палубы на перехват.
Радист «стучит» донесение, а мы - быстренько в набор высоты, надо топливо беречь. Ведомый по команде тоже идет в набор, собираемся в пару под плотной опекой пары F-4. Они стали плотно 5-10м от крыла, видны лица летчиков - один белый, второй негр - улыбаются, машут ладонями в перчатках. Мы также отвечаем, и летчики, и 2-й штурман, его в верхнем блистере очень хорошо видно. Американцы показывают большой палец, мол, «хорошо нас сделали», и кладут 2-3 пальца на плечо, мол, «какие чины»?
Второй штурман, призванный на два года из Лесотехнической Академии, абсолютно лысый, не зная, как ответить, снимает шлемофон и показывает голову в блистер. Американские летчики изумленно качают головой, понимая что это большой чин а за штурвалом еще больше, поднимают на прощание обе ладони и отваливают, взяв курс на авианосец.
Мы набираем наивыгоднейшую по температурному режиму высоту и, сокращая насколько можно маршрут, на оптимальной скорости, экономя топливо, спешим домой. Вот и о. Кильдин, от него «с прямой» на посадку, погода позволяет, поэтому ведомый садится первым, я вторым. Уверенно врём инженеру, что остаток топлива 5,5 т, и отправляемся в курилку. Но нас и не особо «прессуют»: прилетели, ну и молодцы. Все заняты фотоделом, снимают аппаратуру, везут в фотолабораторию, волнуются за качество снимков, спешат. Самолёт Ан-26, носом на Москву, ждет результаты аэрофотосъемки.
Конец 1970-х. Ленинград, альма-матер, Военно-Морская академия, учеба, самоподготовка. В 17-45 час. дежурный преподаватель входит в класс и, видя нас двоих слушателей, наставнически говорит: «Вас сюда прислали не только овладеть военным искусством, но и впитать в себя культуру и искусство этого великого города, отражающего культуру нашей страны и народа. Сдать чемоданы и вперёд по музеям, театрам, циркам и садам». И мы шли овладевать культурой.
Начало 1980-х. Снова Север. Архангельск, Лахта, ордена Ленина Краснознамённый ракетоносный полк, которым мне доверили командовать. Снова учения. Теперь по данным разведчиков Ту-16 и Ту-95-х наносим ракетный удар по авианосной группе в составе дивизии тремя полками с приданными постановщиками помех от ВВС.
Взлетаем с трёх аэродромов: Оленегорск - гвардейский полк, Североморск-3 и Лахта. Ведёт дивизию на удар командир дивизии генерал-майор авиации Дейнека Владимир Григорьевич. Удар наносится в режиме радиомолчания. Постановщики помех ставят помехи, закрывают ударные группы и, вместе с демонстративными группами, отвлекают палубные и береговые истребители на себя. Ударные группы по месту и времени, а также по коротким командам штурмана дивизии выполняют пуск ракет (условно), формируя залп для уничтожения авианосца.
В воздухе почти сто самолетов, занимая всё воздушное пространство над Норвежским морем, эта сила, эта мощь под единым руководством командира способна уничтожить АУГ!
Выполнив задачу, тактические группы разворачиваются на обратный курс, и каждый полк выходит в зону роспуска своего аэродрома. Мы распускаемся над Белым морем на двухминутный интервал, снижаемся на посадку и только над приводом голосом: «…Прошу посадку». Каждый после посадки быстро сруливает с полосы, освобождая её для товарища. Самолёты садятся непрерывным потоком. Через 47 минут все на земле, можно вздохнуть свободно. Докладываю, узнаю, что братские полки благополучно сели, и на разбор. То, чему тренировались два года, получилось на большое «хорошо». Довольны все, даже те, кто недоволен был тренировками. Вылет полка получился как песня, хотя и в радиомолчании.
Север, Лахта, полёты ночью, середина мая. Надо держать уровень техники пилотирования ночью, т.к. она уходит, близится полярный день, и «за ночью» надо будет лететь в Крым. Вылеты разные: по кругам, зонам, маршрутам, на полигон с бомбометанием и стрельбой. Руководит полётами подполковник Куров Владимир Васильевич, заместитель командира полка, лётчик-снайпер, уважаемый всеми старейшина полка.
Мы с заместителем командира дивизии полковником Григорьевым Владимиром Георгиевичем тренируемся в полётах на дозаправку топливом ночью. Соревнуемся, кто больше сделает сцепок. Я делаю четыре, а он пять, у него получается лучше, изящней что ли, если это можно сказать о плавных движениях 65-тонной махины, самолёта Ту-16, у шланга топливозаправщика. Удовлетворённые, мы идём посадку, вспоминая шутку наших инструкторов «заправка ночью, как и днём, только ничего не видно».
Север, теперь Североморск, конец 1980-х, учения, подземелье запасного командного пункта (ЗКП) ВВС СФ. Я - заместитель командующего ВВС по боевой подготовке и главный штурман ВВС. «Ползаем» по картам, схемам и плановым таблицам, разводим летающие полки, эскадрильи, тактические группы по маршрутам, районам, высотам, месту и времени. Спать некогда, в воздухе одновременно до 300 летательных аппаратов различных типов и модификаций. Над нами командующий ВВС СФ генерал-лейтенант авиации Дейнека Владимир Григорьевич и начальник оперативного отдела ВВС СФ генерал Храмцов Геннадий Андреевич, решения и планы которых мы должны реализовать вместе с подчинёнными частями, согласно задач, поставленных командующим СФ.
Казалось, этой круговерти не будет конца. Но прошло трое суток, и всё благополучно завершилось. Должен сказать, как правило, во время учений не было аварий и крупных предпосылок. Подготовка к учениям и духовный настрой всего личного состава были высокими.
Так нас учили, так мы учились, обретали крылья, становились инструкторами - лётчиками, командирами, начальниками различных степеней. Героическая профессия обязывала, и мы ей соответствовали. Немногие получали звание Героя, но об одном хочу сказать.
Сегодня пишут, что год назад Крым начал возвращение домой в Россию. Нет, возвращение началось в 1992г. Когда оттуда убирали преданных России генералов и адмиралов во главе с командующим Черноморским флотом адмиралом Касатоновым Игорем Владимировичем. Когда будущий Герой России подполковник Апакидзе Тимур Автандилович увёл с собой эскадрилью на Север, выполнив тщательно продуманный перелёт на самолётах Су-27. Там он стал командиром дивизии, генералом и Героем России.
О Тимуре я могу многое сказать. Он - мой друг, боевой товарищ, он - мой инструктор на самолёте Су-25, мы вместе служили в штабе авиации ВМФ. Но, наверное, больше, чем о нём написано и показано в фильмах, уже не написать и не показать. Одно скажу: своей преданностью лётному делу, подвижнической работе с молодёжью, своим патриотизмом, всей своей стремительной жизнью он заслужил право быть выше нас всех и лучше нас всех. Именно о нём надо рассказывать детям и лётчикам в Крыму. А на аэродроме в Саках поставить памятную доску непокорённым Апакидзе Т.А. и его товарищам, убывшим на Север.
Так мы летали, так мы служили, так мы жили и были счастливы!
31.03.2015г. генерал-майор авиации Жуков Ю.Я.