Каритское королевство19. Подготовка к штурму

Владимир Сорокин 3
                Глава 19. Подготовка к штурму.

     Пока раненым помощь оказывали, да убитых хоронили, прошло около недели.  Жизнь в лагере начала приходить в норму.  К графу Борейскому, который как не странно в это время оказался в шатре один, зашел Говард и поинтересовался планами главнокомандующего по взятию города.  И между ними состоялся такой разговор. 
     - Конечно, боеспособность города сейчас после потери большей части дружины довольно ослаблена, – начал граф. – Но благодаря хорошим укреплениям, при штурме мы потеряем  много воинов, а у нас и так потери не маленькие.   Я думаю через два месяца, река и ров замерзнут, и у нас появится больше возможностей для взятия города. 
     - Так-то это так, - заметил Говард. – Но за два месяца они смогут получить подкрепление водным путем, а герцог Рагир, как я слышал, очень богат, он может нанять в соседнем королевстве достаточное войско наемников, и вновь ударить по нашему лагерю, но на этот раз более неожиданно.   Сейчас давно стоит сухая погода, и я вот подумал, а не сжечь ли нам башню с воротами и часть стены.   Тогда город будет вынужден сдаться, чтобы не быть разгромленным и разграбленным.   
     - И как же нам поджечь стену и ворота?   Можно конечно попытаться обстрелять стрелами с просмоленной или промасленной паклей, но дерево, даже сухое, это не солома, чтобы разгореться нужно время, а защитники города всегда начеку и заметив в стене или воротах горящие стрелы, тут же, их потушат водой.   А у городской дружины так же еще будет и преимущество в стрельбе.  Ведь сверху дальность полета стрелы выше.   
     - Но перед воротами есть около метра мертвой зоны. 
     - Да там можно спрятаться от стрел и кипятка, под настилом второго этажа башни, но ее тоже умные люди строили, в полу над воротами есть узкая щель, через которую можно обливать водой ворота, в случае если они загорятся. – С улыбкой сожаления, глядя на Говарда, пояснил граф. 
     - Конечно, строили умные люди, но не совсем, - уверенно заявил рыцарь. – Были бы слишком умны, то не стали углублять ворота больше чем на метр внутрь сторожевой башни.  В мертвой зоне можно развести большой костер, способный сжечь и ворота и сторожевую башню, да и не маленький пролет стены.   
 Глаза главнокомандующего зажглись интересом:
     - И как же нам это осуществить?   
     - Очень просто, нужно только заготовить достаточное количество смолья из старых сосновых пней, можно до кучи и береста надрать.  Смолевых пней и колодин в лесу рядом я немало видел.  Все это останется только сложить под навесом у ворот и возле стыка городской стены с той частью, что огораживает берег, и все это поджечь.  Лучше всего ночью или под утро. 
     - А ты думаешь, защитники города нам спокойно дозволят подготовить и поджечь костры.  Место чистое, поэтому пока наносим в нужное место смолья, половину армии перестреляют.  С кем тогда город штурмовать начнём?   
     - Ну, чтобы всё мероприятие прошло практически без потерь, необходимо соорудить переносной щит, может и не один и еще некоторые приготовления сделать.  А после того как сгорит часть стен, я считаю не нужно торопится штурмовать город.  Скорее всего, жители вынуждены будут сдаться.   Только мне кажется, нужно строго запретить войску грабить и притеснять население.    
     - Но ведь обычно захваченный неприятельский город на три дня отдают солдатам на разграбление, - усмехнулся граф. 
     - Но если город сдастся, то не будет считаться захваченным и он не в чужих землях находится, а принадлежит нашему королевству и его хозяин король.   Нельзя же грабить своего короля?   Как вы думаете?   
     - Да, довод убедительный, - улыбнулся главнокомандующий. - Но ведь они встали против королевской власти, и должны понести наказание.   
     - Если следуя за бараном, часть овец отобьется от отары, и залезет туда, куда не надо, не пустит же хозяин всю живность под нож, иначе вскоре можно и разориться.  В крайнем случае, он одного нерадивого вожака на мясо пустит.   
     Граф расхохотался:
     - А ты оказывается не высокого мнения о людях, коль сравниваешь их с овцами.   
     - Да нет, к человеку, как к личности, я отношусь нормально, только вот в массе люди, особенно молодежь, часто ведут себя как стадо или отара.   Наговорит вожак в речах пустых обещаний, да бредовых идей и побегут за ним они, да еще припрыгивая, опомнятся лишь, когда в болото залезут и то не все признают свою ошибку.   А попробуй перед этим каждого по отдельности заставить их попрыгать, засмеют и за ненормального тебя сочтут.  В людской же массе любой идиотский клич на «ура» примут не задумываясь.   Но главное дело в ином, если мы милосердно без жестокости обойдемся с населением сдавшегося города, жители других поселений перестанут бояться наших солдат и, без особого сопротивления, станут возвращаться под власть короля.   
     - Откуда же они узнают, как мы обошлись с населением этого города?   
     - Земля слухом полнится. 
     - Хорошо, если все пойдет, так как мы задумали, я выступлю перед войском и прикажу чтобы не трогали мирное население.  А за подготовку всего этого мероприятия будешь отвечать ты.   Весь лагерь пока будоражить не стоит.   Выделю в помощь под твое начало еще человек двести. Хватит?   
     - Вполне.   
     - Все иди, готовься, часа через два к тебе подкрепление подойдет.