Лихое дело - начало. Русская поговорка

Екатерина Домбровская
Возвращаясь к теме православной литературной критики (и не только), нынешних судилищ и просто судов над наследием русской литературы...

Небольшой новый отрывок из книги о Чехове (еще не сданной в печать).

....Великие русские писатели обладали изумительным духовным даром от Бога - видеть в жизни русского народа его кровное родство с Богом и даже в самом богоотступничестве, так как и там, как это не удивительно, пребывал, царил и светил миру Бог: как в подноготном сердце Базарова жила и благоухала нежнейшая любовь к родителям, так и вера, от которой пытался откреститься Подросток у Достоевского или его же Коля Красоткин, сбитый с толку злобным нигилистом Ракитиным, так и многие в те русские времена спешили под влиянием злых и мертвых книг и таких же людей принять в себя отрицательство, оттолкнуть от себя Веру, и даже жили с этим годами, но… Как дивно сказал на сей счет митрополит Антоний (Храповицкий) – глубокий почитатель Достоевского – «выражая отрицательные мысли, они как бы только примеривали их к своему уму и сердцу наподобие покупателя «в магазине готового платья», а в душе по-прежнему таили веру, а иногда даже и молитву, как судья в «Ревизоре» Гоголя». И вот как примечательно, что у Достоевского старец Макар на дерзкие признания в неверии Подростка, отвечает, засмеявшись: «Нет, ты не безбожник, ты веселый человек».

Способен ли так глубоко и верно видеть в душах и сердцах в том числе и литературных героев и создавших их авторов современный православный критик-неофит «со стажем»? Увы, эти глубины душ человеческих может усматривать только подлинно смиренное сердце, а суды неофитов всегда поверхностны, прямолинейны, жестоки, категоричны, или просто пошлы и глупы. В наше время именно такое неофитское поколение и штампуют приговоры «неверию» русской словесности и выдвигают свои столь же причудливые претензии, которые не имеют никаких оснований в Евангелии. Словно торопятся эти критики и судьи саморазоблачиться: обнажить свою прискорбную духовную немощь и свою глубокую неготовность выступать в роли критиков и судей глубинных смыслов русской литературы. А без постижения смыслов, кому нужны формальные изыскания – туловище без головы? Этим обезглавленным туловищем (или с туловищем с приставленной чужой головой) и его «прелестями» наука о литературе сыта по горло.

В чем же беда православного неофитства от литературной критики и шире – науки? Ответ лежит недалеко, но не сразу в руки идет. Дело в том, что как правило, современный церковный неофит на своем духовном пути в силу разных причин не сподобился обзавестись такой великой добродетелью, как познание самого себя («истинное покаяние и сопутствующее ему сокрушение есть ничто иное, как дар самопознания»): своей греховной испорченности, своих страстей, своих врожденных и благоприобретенных греховных наклонностей. Он так и не распознал собственного «бревна» в очах (хотя ему часто и КАЖЕТСЯ, что распознал, да разуверить-то его – некому), не пережил спасительного радикального потрясения, а потому и не очистился (не распознанная болезнь не исцеляется), не сподобился катарсиса, а с ним и перемены ума, и следующего за первым радикальным периодом потрясений – почти все решающем и определяющем на последующем духовном пути, дающем духовную установку, трамплин для всей последующей духовной жизни, – не достиг просвещения ума и сердца.

Иными словами вне подобного радикального духовного начала-потрясения невозможно обрести и новые, очищенные и обновленные способы, способности и возможности познания человека в его онтологическом бытии, самой жизни и, разумеется, гениальных глубин русской литературы.
Начало сознательного духовного пути к Богу – по отцам – всегда должно сопровождаться радикальным, и очень болезненным от мучительного видения собственной испорченности, отвращением от собственной противоестественно-греховной жизни. От самого себя, если следовать Евангелию: «…Всякий из вас, кто не отрешится от всего, что имеет, не может быть Моим учеником. Соль – добрая вещь; но если соль потеряет силу, чем исправить ее?» (Лк.14:33-34)
Соль – это суть христианская, сила и стержень. Как без нее? И что остается без нее? Фарисей. Неофитствующий фарисей.

Насколько далеко заходит переоценка всех ценностей и в первую очередь «ценностей» самого себя, зависит и степень сокрушения. А от степени и решительности самоотречения и сокрушения прежних устоев своей жизни, своих «мнений» о себе, человек получает от Бога СИЛУ для созидания новой жизни в себе с совсем новыми устоями. Эти «новые устои» не могут не коснуться абсолютно всех сфер жизни, в том числе и профессиональной. Мы же видим, что «духовная жизнь» благополучно шествует в церкви своим чередом, а профессиональная – занимается все тем же твержением задов гуманистической науки, абсолютно автономно от евангельских критериев красоты и правды.
«Соль» духовная в человеке, если она им обретена, таких измен бы, такой двойственности жизни не потерпела бы и к тому же видела бы и во всем внешнем эти «измены» с предельной проницательностью.

Итак, неправильный, скомканный, а то и искалеченный «незаконный» от самого начала церковный путь, - вот о чем идет речь. На сей счет святые отцы, вслед за апостолом Павлом высказывались определенно и резко: незаконный подвиг – бесплоден, духовный опыт, полученный в результате прохождения важнейшего начального периода в искажении, в неполноценности, в незаконности, называется в этом случае ПРЕЛЕСТЬЮ, то есть ложным опытом. Отсюда и повергающие в шок духовные суждения наших якобы благоверно-благочестивых критиков...

Картинка: Макс Райхлих. Побиение камнями святого Стефана.