Ицхак Шипер

Александр Вишневецкий
Восстание в Варшавском гетто невольно привлекает внимание к Ицхаку Шиперу, одному из его героев, видному представителю польского еврейства, вся жизнь которого до самого момента его гибели в лагере смерти Майданек в мае 1943 года была отдана интересам еврейского народа.
И. Шипер со студенческой скамьи отдавал предпочтение исследованиям в области еврейской истории, связанными со светскими аспектами национальной повседневной жизни простых евреев, истории поселений евреев в средневековой Польше, их экономической жизни, языку идиш и культуре на нем. Для Шипера исследование истории  имело четкое направление –служить интересам еврейских народных масс.
Помимо пионерских исследований  в области еврейской хозяйственной истории и еврейского театра в средневековье, создания фундаментальных работ по еврейской тематике на языках- польском, немецком и идиш, он был депутатом польского сейма, членом сотен комитетов, одним из руководителей  в 3-х еврейских сионистских партиях в течение многих лет, был председателем  объединения писателей и объединения артистов, первоклассным оратором и полемистом, директором еврейского академического дома в Варшаве, редактором десятка журналов и газет на идиш, польском и немецком языках в Австро-Венгрии  и Польше. 
Шипер производил впечатление  интеллигента из многих поколений, хотя воспитывался он в бедной семье, и отец Шипера был пекарем. Парадоксально, что он, видный еврейский историк  не владел ивритом.
Шипер родился 9 ноября 1884 в небольшом городе Тарнов в Западной Галиции, которая  была в то время крупнейшим еврейским центром в Австро-Венгерской империи.  Тарнов гордился своими религиозными учеными и большими ешивами. Хотя хасидизм доминировал в еврейской жизни Галиции, часть молодых людей оставила синагоги и места в ешивах и получала образование в средних школах, а затем  в университетах. Шипер начинал учиться в хедере, где он проучился недолго, затем - в польской гимназии. Его ближайшим другом -одноклассником был  Карл Собельзон, известный затем как Радек - государственный деятель, который  погиб в 1937 году, во время разгула советского террора. Уже в гимназии Шипер организовал сионистско- социалистическую группу, стал ее теоретиком  и редактором журнала этой группы. В гимназии, большое влияние на него оказал учитель истории Юзеф Ленек, он привлекал внимание своих учеников  к важнейшим  документы  о евреях и призывал к более глубокому изучению прошлого, под его влиянием Шипер увлекся историей. В 1903 г. Шипер окончил гимназию и поступил в Краковский университет на юридический факультет, затем перевелся в Венский университет, где продолжил изучать право, слушал лекции по философии и социальной экономике. Будучи студентом  Венского университета, он становится  членом Поалей Цион (дословно - «Трудящиеся Сиона») - общественно-политического движения, сочетающего  политический сионизм с социалистической идеологией. Его статьи и эссе начинают выходить в еженедельной газете Поалей Цион "Еврейский рабочий". Это движение считало, что  проблемы еврейского народа  могут быть решены только путем сосредоточения еврейского рабочего класса в Эрец-Исраэль.  В это время он пишет работу "О еврейском возрождении". Направлена была эта работа против упаднических настроений, попыток искать выход  в нееврейском мире, игнорируя свою национальную самобытность.
 Он изучал адвокатуру, но интересовала его история. Результатом интереса Шипера  стала первая весомая историческая  работа  по Тарнову, которую Шипер опубликовал в 1905 году. Затем от еврейской истории родного города Шипер перешел к  еврейской европейской истории. Его первая крупная работа «Начало капитализма у евреев Западной Европы в раннем средневековье» была напечатана в немецком  журнале  в 1907 году, позднее была переведена и издана книгой на русском языке (1910 год) и на идиш (1920 год). В те годы на  большую часть интеллигенции оказала значительное влияние  книга немецкого экономиста Вернера Сомбарта: "Евреи и современный капитализм". Сомбарт считал евреев ответственными за становление капитализма. Шипер первым показал необоснованность такого утверждения. Он обработал  ряд исторических материалов, охватывающих эпоху Римской империи, средневековья и возникновения капитализма. Он четко установил, что в последнюю эпоху Римской империи хозяйственная структура у евреев была сходна с другими частями населения. Позднейшие занятия торговлей было результатом того, что евреев вынудили отказаться  от других источников заработка, включая ремесла. Отсюда у евреев началось накопление капитала. Эта книга  выдвинула Шипера на переднюю линию еврейской  историографии, она была высоко оценена учеными, как  содержащая свежие исторические  мысли и новые подходы к этой теме.
В 1907 г. Шипер стал доктором права. После этого он на несколько лет погрузился в исследовательскую работу. Шипер работал в польских и немецких архивах, собирая материал для своих будущих работ. В 1910 году Шипер жил во Львове, здесь уже тогда он занимал пост партийного редактора, в то же время он писал свои книги. Эти книги  охватывают широкий набор тем - от сионизма  и литературной критики до социологии  и политики. Что касается еврейской тематики по Польше- то круг его интересов представляли такие вопросы как ВААД, еврейская культура, образ жизни евреев, конфликт еврейского и нееврейского мира, а также вопросы, связанные с жизнью еврея из народа и его средой. Шипер участвовал в редактировании на польском языке  труда "Евреи в независимой Польше".
Его книга «Исследование хозяйственных отношений в средневековой Польше» вышла на польском языке в 1911 году и была  переведена затем на идиш его учеником и последователем Эмануилом Рингельблюмом в 1926 году.  Шипер в введении к этой книге сформулировал дальнейшую  цель - пролить свет  на труд евреев. Несколько лет позднее Шипер опубликовал свое фундаментальное произведение: "История хозяйствования евреев в Польше в средние века". Введение ко второй книге дает уже основное кредо Шипера, не только как исследователя, но также как человека с ясной социальной философией: " Нам не достает однако истории тех сотен тысяч евреев, у которых … были рабочие руки. Мы знаем праздного  (субботнего) еврея с его избыточной душой, но уже время … искать свет в истории еврейского труда".
 Четырехтомник   «Еврейская история (хозяйственная история)», на идиш вышла в 1930 году, двухтомник на польском «Евреи в возрожденной Польше: общественная, экономическая, образовательная и культурная деятельность», издан в Варшаве в 1933-1935 годах , в соавторстве. Трехтомник на идиш «История еврейского театрального искусства и драмы: от древнейших времен до 1750 года » был опубликован в 1923-1928 годах. В введении к 1-му тому Шипер пишет, что театральное искусство у евреев ему интересно, как форма еврейского общественного  сознания. Театр всегда был  убежищем для тех, кто бежит от домашнего одиночества, и эта потребность относится ко всем. В еврейской жизни Шипер находит те же радости и страдания, как и в нееврейской. Темы еврейского труда и искусства для Шипера атрибуты повседневного еврея, представляющего человека из народа. Он был рад, что нашел евреев, влюбленных в театр в прошлом, описывая немецкие и славянские гетто. О еврейских массах Шипер пишет, что они "зажигались у веселого пылающего пламени народного репертуара и в легких фарсах". Жизнерадостные Пуримские представления  были узким  сектором в жизни  евреев целого года. Потому что, какой пафос драматизма мог чувствовать еврей, когда трагизм был его повседневной жизнью. Описывая прошлое еврейского театра, Шипер отдал много труда  будущему  еврейского театра, как руководитель Варшавского объединения еврейских актеров, как соредактор журнала "Еврейский театр" (1921-1922).
Интерес  к языку идиш и литературе на этом языке проявился у Шипера еще в студенческие годы, он писал на идиш о литературе на этом языке. Эти статьи публиковались  в австрийском органе Поалей Цион "Еврейский рабочий" (1910-1913). Он также переводил отдельные книги с языка идиш на польский язык.   В 1908 году Шипер опубликовал работу о еврейском возрождении в плане идиш и культуры на этом языке. В 1913 году в связи с изданием Самуилом  Нигером  в Вильнюсе ежегодника «Пинкас» (дословно, актовая книга еврейской общины)  Шипер написал рецензию под названием  "Новая эпоха в нашей борьбе за идиш", в ней рассматривается как  главное направление к дальнейшему развитию идиш – проведение  исследований по старой, так  и новой литературе на идиш и необходимость создания института для этих целей. Идея Шипера воплотилась позднее  в 1925 году в    ИВО (еврейский научный институт), основанный в Вильнюсе и  ставший  главным мировым исследовательским центром еврейской жизни. Во введении к переводу на идиш книги"История хозяйствования евреев в Польше в средние века"  Шипер писал (март 1928), что все его работы до сих пор были на чужих языках, что уже настал момент, когда его научная работа станет доступной тем, для кого она создана. В этом плане очень важна его работа  под названием «История культуры евреев Польши времен Средневековья», опубликованная  в Варшаве в 1926 году.  В этой книге у Шипера уже была возможность затронуть вопросы языка идиш в Польше в самые старинные времена и нарисовать картину жизни евреев на улице и в доме. 
Конец Первой мировой войны и распад Австро-Венгерской империи Шипер встретил в Кракове, где стал одним из инициаторов образования Еврейского Национального Совета Западной Галиции, имевшего целью защиту интересов евреев из-за развала империи и возникновения на ее основе национальных государств.
За период между двумя мировыми войнами Ицхак  Шипер, стал ведущим деятелем современной еврейской историографии и видным  политическим  деятелем. В январе 1919 года  прошли выборы первого парламента независимой Польши, т.н. законодательного сейма. Вскоре И. Шипер стал его депутатом со стороны Поалей Цион (избирательный округ Хельм)  и переехал в Варшаву, где и поселился постоянно. Главной целью представителей евреев в законодательном сейме Польши было получение ими национально-культурной автономии. Шипер, как юрист, внес на рассмотрение конституционной комиссии сейма  ряд предложений, которые должны были гарантировать права евреев в Польше. В Варшаве  Шипер также стал фактическим руководителем движения «Поалей Цион». Одновременно    он принимал участие в ряде светских еврейских организаций: культурной лиге, еврейском театре. В еврейской общине Варшавы - он председатель  литературного объединения и позднее еврейского объединения актеров. Он был также руководителем директории  земельного фонда и руководителем еврейского академического дома. Каденция законодательного сейма закончилась в 1922 году, и он был вновь избран в сейм , где он проработал в качестве депутата  до  1927 года.  В сейме второго созыва еврейские депутаты боролись за признание прав еврейских общин, еврейскую школьную систему, вели деятельность, направленную на ликвидацию ограничений прав еврейских студентов университетов и главное - за облегчение налогов, которые правительство наложило на еврейское население. Шипер многократно  выступал  на пленумах сейма, он также работал в комиссиях, преимущественно по социальному законодательству. После прекращения депутатской деятельности Шипер был политически активным как член Центрального Комитета Сионистской организации Польши. В этот период жизни Шипер занял должность доцента Института еврейских наук. Это заведение имело статус академического учебного учреждения, оно помогло сделать Варшаву новым научным центром для еврейских историков Восточной Европы.
Работы, которые он печатал в "Литературных Листках", "Еврейской филологии", в  Вильнюсском "Еврейском мире" и в "Листах ИВО" были фрагментами большого произведения "История старинной еврейской литературы". Шипера интересует  как произошло "чудо" рождения языка ашкеназ, из которого  быстро развился язык идиш и литература на нем. К сожалению, она не была издана, а  рукопись не сохранилась. Шипер много внимания  уделял сбору еврейского фольклора. Он записывал и  был заядлым собирателем еврейского фольклора, где только мог, в частности в дни Пурима в маленьких местечках Польши, где традиции Пурим-шпил еще не отмерли.
Шипер также написал теоретическую работу о еврейском фольклоре, как  историк культуры он сделал из еврейского фольклора весомый исторический источник. Работы о еврейской народной культуре были для Шипера отдыхом и наслаждением в окружении больших работ о еврейской истории. В 1930 году вышел в 4-х томах его труд о всеобщей  еврейской научной истории. Вырос этот труд из предложения издателя написать «Дополнение к истории Греца», который практически игнорировал хозяйственный аспект еврейской истории. Этот труд охватывает все средневековье во всех странах, где были еврейские поселения. Эта книга - одна из важнейших и цельных, которые он создал.
Шипера  интересовала история еврейской автономии в Польше. В рукописи осталась  полная история автономии в Польше за исключением нескольких небольших работ, напечатанных в исторических и экономических изданиях ИВО.
Кроме большого числа статей на польском и идиш об эпохах еврейской литературной истории и истории евреев Польши, число которых достигает несколько сотен - Шипер  написал на польском  большую работу на 800 страниц под названием "История еврейской торговли в Польше". В этой книге он использовал почти всю печатную литературу по этому важному вопросу. Эта книга - своеобразный  счет,  преподнесенный неблагодарному польскому  народу, среди которого евреи жили около 1000 лет. Здесь на широком полотне показано  противостояние, которое проходит через  ряд поколений между еврейским  пионером-купцом и его польскими недоброжелателями.
Тридцатые годы ХХ века принесли евреям Польши тяжелые испытания. Победа нацизма в Германии повлияла на польских антисемитов. Из городов и местечек стали поступать известия о погромах.  Шипер издал  в те годы  несколько работ, направленных против преследований евреев.
 Его работу "На пути к древним картинам еврейской души" Шипер опубликовал под впечатлением еврейских исторических романов и рассказов, которые вышли в это время - Шолома Аша "Гибель во имя веры" (Кидуш Гашем, русское название «За веру отцов»), "Колдунья из Кастилии" и Иосифа  Опатошу "В Польских лесах". По мнению Шипера, исторический роман  обогащает  наше сознание  через то , что он напоминает каждому из нас, что он "ветка большого, древнего дерева, нитка которая вплетена  в старые, старые занавеси".
Шипер принимал активное участие в работе ряда еврейских общинных организаций в «Обществе распространения труда»(ОРТ), « Обществе здравоохранения евреев»(ОЗЕ), «Общество помощи еврейским иммигрантам»-ХИАС, а в 1935-1939 годах был директором польского филиала Керен Ха-Йесод. Выступления Шипера  притягивали людей всех слоев, молодых и старых. Особым вниманием пользовались  его выступления о посещении  Эрец Исраэль в 1935-1936 годах. В 1937 году Шипер издал две работы об истории общин Полоцка и Дрогобыча.
Его последняя книга о двух еврейских кладбищах в Варшаве и Праге вышла в горячем месяце - июле 1939 года, несколько месяцев накануне великой Катастрофы. В книге 360 страниц большого формата, и она была красиво издана и богато иллюстрирована.
Шипер также принимал участие  в делах эмиграции. Эмиграция, писал он, одна из важнейших задач, чтобы не допустить ухудшение экономического  положения еврейского населения. Естественный прирост еврейского населения  в Польше составлял в то время 50 тысяч человек  в год.  Еврейские заработки не могли угнаться за таким приростом,  и поэтому  исход был важен для еврейской экономической жизни.
Шипер воспитал целое поколение еврейской академической молодежи. Эмануил Рингельблюм - историк о польском еврействе, его гибели  и мужестве,  был учеником Шипера с 1920 года  на гуманистском факультете, у него он учился методам исследования истории.
Буквально перед войной в  1939 году Шипер был очень болен, он страдал от болезни сердца и врачи предрекали ему смерть. В то время в Варшаве насчитывалось около 400 тыс. евреев, что составляло примерно 1/3 населения города. Шипер, который  на протяжении более 30 лет обогащал еврейскую науку, продолжил свою работу в страшные годы Катастрофы, однако из этого наследия ученого ничего не сохранилось. Во время осады Варшавы –как  рассказывает Рингельблюм во втором томе " Писания из гетто", когда Шипер прятался в подвале, он выздоровел. Шипер был оптимистом и  верил в будущее, он призывал евреев не впадать в отчаяние. На многих собраниях в гетто Шипер брал слово и силой своего темперамента и риторики старался вселить надежду в еврейские сердца. Его теории нередко вызывали сопротивление «реалистов», которые считали, что не нужно обнадеживать  людей иллюзиями. Даже его ученик Эмануэль Рингенблюм не всегда соглашался с Шипером в этом плане.
 Однако,  нельзя утверждать, что Шипер был постоянно погружен  в иллюзии и не видел действительности.  Так  на заседании, где обсуждали вопрос поиска жилья для большого потока беженцев, которые бежали в Варшаву, он сказал, что не стоит что-то делать, потому что, что бы евреи не делали, нацисты тут же разрушат,  каждый еврей должен найти свой собственный путь спасения. В  октябре-ноябре 1940 года нацисты  загнали всех евреев Варшавы в гетто. Это была смертельная ловушка.
 В связи с началом военных действий против СССР, расовое бюро МВД Германии подняло вопрос о расовой принадлежности восточноевропейских караимов и обратилось к еврейским ученым М. Балабану, И. Шиперу и С. Калмановичу с запросом о происхождении караимов. Все трое, чтобы спасти последних, дали заключение об их нееврейском происхождении.
Весной 1942 года Шипера спросили на одном из заседаний - что делать? Шипер не верил что есть выход, он полагал, что молодежь может частично спастись, ему же это не суждено. На праздновании  Нового года деревьев в 1942 году он сказал, что деревья уже ссорятся между собой относительно того, на каком из них повесят Гитлера. На Песах 1942 года в сионистской кухне проходил седер, Шипер призывал еврейскую молодежь брать пример с еврейской истории, от Маккавеев, от борцов 1905 года.
В то время Шипер полностью посвятил себя общественной работе. Он стал одним из самых активных работников Джойнта (немцы позволяли деятельность этой организации в гетто, потому что  присваивали себе  80% поступающей  валюты) и службы еврейской самопомощи, которая была создана в начале немецкой оккупации и оказывала помощь нуждающемуся еврейском населению. В то же время Шипер организовал комитет помощи еврейским писателям и культурным деятелям. Шипер также организовал помощь, состоящую из пакета еды и теплой одежды, для еврейской молодежи, высланной в рабочие лагеря вне Варшавы.
Летом 1942 немцы начали депортации в Треблинку, сотни тысяч людей вывозились на гибель. Все евреи находились в постоянной опасности быть схваченными немцами и отправленными на депортацию.
О  последней письменной весточке от  доктора И. Шипера рассказано в книге на идиш Мелеха Нейштадта «Катастрофа и восстание евреев в Варшаве».Там говорится о том, что Шипер был среди тех, кто подписал первую телеграмму из Варшавы в Эрец-Исраэль с известием о восстании в Варшавском гетто. Ученый начал работать в подпольном еврейском национальном комитете. В ходе восстания в гетто и акции по его ликвидации в апреле 1943 года, Шипер, больной и разбитый, скрывался вместе с женой и младшей дочкой в бункере. Немцы их обнаружили и впоследствии отправили в концлагерь Майданек. Шипер- певец прошлого  и глубоко верующий в  будущее еврейского народа, умер естественной смертью от голода и болезни в мае 1943 года в Майданеке.  Он разделил судьбу  миллионов евреев Европы, погибших в Холокосте.