Вперед, к Южному полюсу! Ледяной ад и «польский Верн» В. Уминский.
Но пройдет день и год,
И настанет час.
Захлестнет как волна, как беда.
Закричит, позовет наша память нас,
Не уйти от нее никуда.
В. Орлов
Жизнь коротка. Уходит время.
Стыд
Тому, кто жизнь и время праздно тратит!
А. Шамиссо, путешественник и естествоиспытатель
Ах, эта тревожная память не давала ни минуты покоя полярникам капитану Форду и рулевому Джемсу, потерпевшим неудачу в экспедиции к загадочному Южному полюсу! Память снова и снова звала их, одержимых призрачной мечтой, в необъятные просторы Севера. В тот ледяной ад, который превратил их судно в развалину, едва оставив самих в живых! Они готовы были опять бесстрашно проникнуть в неизведанный полярный мир! Только вперед! Даже на малонадежном перед полярной стихией воздушном шаре!
Роман об отважных путешественниках «На шаре к полюсу. Приключения во льдах», был создан бойким пером и мощным воображением писателя Владислава Уминского (1865-1954) и издан на польском языке в 1892 году.
Высоко эрудированный Уминский чутко уловил пульс своей эпохи! Как манили тогда «белые», географические пятна людей дерзновенного склада! Особенно ледяная бесконечность, за которой скрывалась неисследованная макушка планеты - далекий Южный полюс! Несмотря на то, что смелые попытки энтузиастов прорваться в недоступные полярные края заканчивались неудачами, крахом, а то и гибелью!
Насколько легендарны и наполнены отвагой полеты в воздушном океане к Северному и Южному полюсу!
Первая попытка проникнуть на воздушном шаре на Северный полюс произошла спустя несколько лет после выхода в свет романа-предвидения Уминского «На шаре к полюсу». В 1897 году газетчики разнесли ошеломляющую сенсацию! Одержимый швед Соломон Андре с двумя спутниками полетели на шаре с острова близ Шпицбергена в необычное путешествие к полюсу! Мир напрягся и с тревогой ждал весточки об их судьбе. Смельчаки пролетели около 500 бушующих километров, но вынуждены были сесть на вечные полярные льды. Претерпев долгие мытарства, они повернули обратно к Шпицбергену… и в опасном пути погибли.
Почти через 30 лет на дирижабле Руал Амундсен с экипажем из 15 человек из Норвегии удачно пролетел над Северным полюсом. Однако итальянский дирижабль под командой Умберто Нобиле потерпел тяжкое крушение у Северного полюса, и остаться в живых посчастливилось лишь восьмерым из 16 человек. Они были спасены советским ледоколом «Красин». Совершались и другие отважные полеты, отправлялись разные экспедиции. И только в 2005 году впервые в освоении Арктики удалось достичь Северного полюса на воздушном шаре. Это были российские воздухоплаватели во главе с путешественником В. Ефремовым.
Проникновение на Южный полюс, в менее доступную и таинственную Антарктиду, в которой побывали герои нашего романа, началось активно с развитием авиации.
В 1929 году полярный исследователь Р.Бэрд первым пролетел на самолете над Южным полюсом. В 1956 году впервые на нем сел американский самолет и открыта научная станция. В ту пору советские летчики совершали уникальные полеты к этому полюсу. В 2007 году два российских вертолета с участием директора ФСБ Н.Патрушева достигли Южного полюса и высадились в центре Антарктиды. Таковы штрихи в воздушном освоении полюсов с целью их научного изучения, международного и военного использования.
Однако вначале надо было проторить путь на полюс в мыслях и желаниях людей, воссоздать картины его покорения, зажечь неугасимой отвагой полярных, пусть и вымышленных, героев!
Этому впередсмотрящий Уминский и посвятил свое произведение «На шаре к полюсу». После него о проникновении в Антарктиду выпустил роман «Ледяной сфинкс» Жюль Верн, который отметил, что «сейчас только и разговору, что о путешествиях и открытиях на Южном полюсе». Русский писатель М.Первухин (псевдоним М.Волохов) о рискованном броске к полюсу поместил научно-фантастическую повесть «В стране полуночи» в дореволюционном журнале путешествий и приключений «Природа и люди».
Примечательно, что Уминский в своем романе отводит большое место географическим описаниям и борьбе Форда, Джемса и изобретателя аэростата Громского с воздушной, ледяной и морской стихией. Он подчеркивает, что тяжелые испытания и страдания, упорная борьба за жизнь в нечеловечески трудных условиях – это путь отважных и смелых. Каждой строкой он утверждает непреклонную волю и бесстрашие участников экспедиции.
Кропотливое изучение писателем записок мореплавателей и первопроходцев помогло нарисовать могучую картину суровой полярной природы с ее коварными ледяными пустынями и торосами, жесткими снежными бурями и метелями. И среди необъятной разбушевавшейся стихии едва видится горсточка наших отчаянных смельчаков, упорно рвущихся на воздушном шаре к заветной цели - Южному полюсу!
Интересно, что Уминский многое пытается объяснить, подобно маститому Жюль Верну, физическими, атмосферными и иными закономерностями, которые при необходимости придумывал и сам. Он умело захватывает внимание эксцентричным путешествием на воздушном шаре, обсуждением малоизвестных, эффективных явлений, неожиданными поворотами сюжетов, стараясь соединить воедино вымысел и правдоподобие! Согласитесь, что делает это нередко с таким искусством и так убедительно, что их трудно различить, и провести грань между ними!
Захватывают воображение удивительные красочные, необычные полярные пейзажи, порою леденящие душу и тело, тонкие психологические зарисовки героев, оказавшихся в сложных стрессовых условиях.
Заметим, что в этой дикой ледяной и воздушной стихии свершают подвиги мужества искатели приключений, словно стоящие на грани безумия во имя достижения великой научной цели. И, конечно, личной славы! В то же время они весьма человечны и достойны подражания. Это было под силу только закаленным орлам!
Молодежь тогда, наряду с сочинениями Жюля Верна, взахлеб поглощала научно-фантастические романы В. Уминского, как его первое произведение «Победители океана» (1891 г.), «Неземные миры», «На другой планете», «На самолете по всему миру», «В глубинах океана» и другие, оказавшие влияние на развитие польской научно-фантастической литературы. Уминского можно отнести к пионерам этой фантастики с его прогнозированием мира будущего. Его современник, земляк Е.Жулавский с Лунной трилогией о робинзонаде землян на Луну, изданной в 1901-1910 гг., и ныне считается классиком польской научной фантастики.
Широкую известность среди молодого поколения Уминскому принесли исторические и авантюрные сочинения и публикации с интригой в дальних и экзотических странах. Писатель умело сочетал в них яркий стиль Ж.Верна, М. Рида и Ф. Купера. Хорошо были известны его «Флибустьеры», «Изгнанники», «В стране людоедов», «Белый мандарин», « Крест и полумесяц», «В черной бездне», «Лесной человек», «Кровавая судьба», «Сыновья пустыни» и другие.
В его романах описывается необычные судьбы отважных искателей удачи, будь они за штурвалом самолета или в подводной лодке, в дебрях Канады или пустынях Австралии. Они бросают вызов суровым силам природы, человеческому злу и насилию. Герои проявляют храбрость и интуицию в преодолении сложных и тяжелых ситуаций. Сочетают горячность с прямодушием и упорство с удивительной преданностью делу. Располагая себя выше низменного мира, они бросают вызов обезличенному обществу, равнодушной толпе во имя достижения высоких и благородных целей.
Уминский также адаптировал зарубежные приключенческие романы Г.Ферри, К. Вильденштейна и других авторов на индейские, англо-бурские и другие темы.
Будущий польский писатель ВладиславУминский родился в обедневшей семье, в городке Пшедеч, отец его был художник, а мать преподаватель. Проживали они затем в Варшаве. Отец рано умер, мать осталась одна с четырьмя детьми, старалась вывести всех в люди. Любопытно, когда Владислав в 15 лет принес в редакцию увлекательный рассказ «Корсика», то редактор отказался его напечатать, не поверив, что написал его этот вихрастый паренек.
После гимназии Уминский «отбарабанил» военную службу, закончил факультет естественных наук в университете Санкт-Петербурга. Тогда шло время бурного развития необычного воздухоплавания. Взмывали вверх к облакам, летели, зачастую терпели катастрофы аэростаты, дирижабли, баллоны воздушных шаров с отчаянными испытателями! Молодой «орленок» Владислав Уминский тоже стремился ввысь! Он увлекся аэронавтикой, проектировал модели летательных машин, но из-за нехватки материальных средств не все мог осуществить.
Характерно, что всю жизнь его преследовали финансовые проблемы, и он упорно боролся с ними. Где и кем только не работал! При этом старался повидать многообразие мира в своих путешествиях, порою с несколькими медяками в кармане. И везде находил время писать! Сотрудничал со многими журналами, в т.ч. с популярным журналом «Вокруг света». Служил в библиотеке Варшавского технологического института, занимался проведением артезианских скважин, трудился референтом в Министерстве внутренних дел и Управлении кино. Основал в Варшаве аэроклуб и безоглядно был предан авиации, которой посвятил большую часть своего творчества. Ибо,
«Тот, кто прямо с детства дружит с небесами,
Не предаст вовек свою первую мечту…»
Уминский оставил для пытливых читателей 37 захватывающих романов и десятки научно-популярных сочинений о развитии науки и техники, которые издавались вскоре на разных языках. На них выросли поколения польских, русских, чешских, французских, немецких читателей. Как и старший собрат по перу Ж.Верн, Уминский в своих произведениях во многом оказался провидцем. Выходит, не случайно солидный российский журнал «Нива» еще в 1895 году поименовал В.Уминского «польским Верном».
Он дружил с польскими писателями Г.Сенкевичем, Я. Ивашкевичем, со всемирно известной ученой М. Склодовской-Кюри, утверждавшей: «В жизни нет ничего, чего стоило бы бояться, есть только то, что нужно понять».
В.Уминский за выдающиеся достижения в области литературы был в 1952 году награжден Офицерским крестом Ордена Возрождения Польши.
«Знаете ли вы, что Россия имела своего Верна?» - вопрошала в статье о творчестве В. Уминского современная польская журналистка Магда Гетц. И в целом она права, поскольку большинство своих захватывающих романов писатель создал во время, когда Польша являлась частью Российской империи.
Его роман «На шаре к полюсу. Приключения во льдах» был выпущен в свет на русском языке в 1897 году в Санкт-Петербурге. И мы с удовольствием возвращаем его и имя писателя любознательному и благодарному читателю. Это произведение не только о беззаветном мужестве, но и роман о счастье! Стремиться по-молодому
вперед, преодолевать в борьбе препятствия, катаклизмы и добиваться поставленной цели! Смело учиться высоко лететь в жизни! И быть от этого счастливым! Вчера, сегодня и завтра…
Будучи на склоне лет, семидесятилетний Уминский в интервью юным читателям говорил:
«Всю свою долгую жизнь я посвятил для расширения ваших знаний о нашем прекрасном мире. Люди, приключения и поступки которых я описывал, должны стать для вас примером, как следует действовать, чтобы стать доблестными гражданами и обогатить свою жизнь замечательными делами». О чем прекрасно сказал поэт Н. Добронравов.
Непросто спорить с высотой!
Еще труднее быть непримиримым!
Но жизнь не зря зовут борьбой.
И рано нам трубить отбой, бой, бой!
Орлята учатся летать…
Они сумеют встретить горе,
Поднять на сильных крыльях зори,
Не умирать, а побеждать,
Орлята учатся летать…
Верится, что этот роман останется в мировой приключенческой литературе примером мужества и стойкости, выносливости человеческой психики в экстремальных условиях.
Уважаемый читатель!
Теплое спасибо, что Вы ознакомились с моей статьей к данному роману, выпущенному недавно в серии "Бороться и искать!" коллекционным издательством В.В Мамонова г.Ярославль
С пожеланием Вам успехов,
Николай Бичехвост.