Лондонские хроники. Площадь Отче Наш

Борис Готман
  Волею случая, точнее,  нашего гида Анны Горен  знакомство с британской столицей  началось с вершины   холма     Ладгейт  Хилл      ( Ludgate Hill) – самого высокого места в Лондоне.

  Мы вышли    на площадь (снимки 1 и 2),  которая называется Патерностер  (Paternoster Square), в переводе с латыни - "Отче Наш". 

  Должен сказать, что на английском языке слово  "paternoster"  имеет и другие, более приземленные значения, например: заклятие, магическая формула, чётки, перемет (рыболовная лёса с рядом крючков). Лет двести назад так стали называть и  лифт с непрерывно движущимися кабинками.

  Как нам рассказали, на этом месте в старину торговали чётками, так что, возможно, именно это, а не расположение  площади  рядом с Собором  Святого Павла  (St Paul's Cathedral) дало ей такое звучное название.
 
  С учётом того, что она  расположена между Собором  Святого Павла  и Лондонской биржей, её название можно объяснить любым из вышеприведенных мной значений слова "патерностер".

  Сегодня  площадь Патерностер находится в собственности компании … "Mitsubishi Estate Co."

  Эта малоинтересная для публики деталь спасла и спасает площадь и размещённые на ней здания и сооружения от вандалов во время акций всяких "антиглобалистов" - на частной территории такие сборища и демонстрации запрещены законом. 
 
  Архитектурный ансамбль необычен: за нашей спиной и справа от нас строгие постмодерновые фасады  Лондонской биржи (снимок 1);  перед нами (снимки 2 и 3) готические формы купола и звонниц Собора  Святого Павла;  если мы пойдём вперёд – по направлению к храму и пройдем под аркой мимо прислонённых к стенам створок  Замковых ворот, перенесенных сюда вместе с аркой с улицы Флит-стрит(снимки 2 и 4), увидим слева от нас главный фасад  Собора  Святого Павла (снимок 5).

  Арка, под которой мы прошли, раньше стояла на западной границе  Сити, где заканчивается ведущая от Трафальгарской площади через Вестминстер улица Стрэнд  и начинается  Флит-стрит.

  Символическая линия на стыке  этих двух улиц называется Темпл-бар (бар – барьер),  поскольку в средние века там находился один из восьми баров, преграждавших дороги в Сити. А Темпл – по названию прилегающего  района, в котором восемь веков назад Орденом тамплиеров была построена церковь Темпла – "церковь Храма", названная, как и сам Орден,  в честь иерусалимского Храма Соломона.

  После пожара 1666 года Весёлый король  Карл II приказал сэру Кристоферу Рену – британскому Растрелли – построить каменную арку вместо стоявшей на границе Сити деревянной,  хотя  последняя  и уцелела при пожаре.

  Эта арка была возведена в 1672 году и простояла  до 1878 года. Так как узкая арка стала слишком мешать движению,  её аккуратно разобрали на камни, которые  отправили на хранение.

  Последним  проездом монарха через старую арку был проезд через Темпл-бар кортежа королевы Виктории в 1872 году.
   
  В тот раз   королева с сыном,  Альбертом-Эдуардом, принцем Уэльским  направлялась в собор святого Павла,  чтобы присутствовать  на благодарственном  молебне по случаю выздоровления принца.
 
  Камни разобранной арки великого архитектора  сэра Кристофера  Рена бережно хранились до 2002 года.
 
  Здесь эта арка была поставлена в 2003 году, о чём напоминает посвящённая  этому событию памятная доска, вмурованная в тротуар. 

  Но вернёмся опять на Патерностер.
 
  На ней  есть ещё несколько интересных сооружений:  в  центре возвышается  23-х метровая  колонна,  по своим очертаниям относящаяся к коринфскому ордеру.

  Иногда её называют  Колонной площади Патерностер. Из-за того, что колонна увенчана  непонятным  позолоченным литьём, кому-то напоминающим корзину, кому-то шишку, а большинству – ананас, в народе  эту колонну так и называют "ананас".

  В отличие от всех памятников, сооружений и скульптур ни на колонне, ни рядом с ней я не нашёл никаких  "реквизитов".
 
  Судя по конструкции сооружения – решётки с сетками в высоком постаменте и литая  решётка  в "ананасе",  у колонны есть сугубо утилитарное назначение.

  Скорее всего,  это труба вентиляции  подземных переходов, соединяющих  расположенные  по периметру площади здания.

  Мне кажется, что у "ананаса"  есть и некий символический смысл: посмотрите на мой коллаж,  на колонну, которую я поместил под номером 7.  У этих двух колонн много общего.
 
  Между тем, колонна на снимке под номером 7 это часть масонского герба Объединённой великой ложи Англии (United Grand Lodge of England), старейшей масонской великой ложи в Лондоне и в мире!

  И ещё об одном сооружении на площади  Патерностер.
 
  Это скульптурная композиция  "Пастырь и овцы",  работы известного английского скульптора  Элизабет Фринк  (снимок 6).

  И размещены  "Пастырь и овцы" между Биржей и Храмом.

  Многие туристы, побывавшие на  Патерностер, спрашивают, причём здесь овцы?!

  Мне кажется, замысел понятен:  "…не введи нас в искушение" – из главной  молитвы  "Отче  Наш".

  А причём тут "Отче Наш"?

  Очень просто – вспомните, как переводится название площади...