Всё познаётся в сравнении

Саня Аксёнов
Отрывок из документального романа «МОЁ СЕРДЦЕ – САКСОФОН»


*

 
Ура! «Интенсивка» позади, я уже в палате. Слева от меня, у окна – средних лет мужчина. В руках у него брошюра: «Господь и исцеление». Понятно. В девяностых мы это проходили в так называемой «церкви» небезызвестного американского проповедника Рика Ренера. Тогда было модно и очень актуально лечить латвийцев от большевистского атеизма. И надо же, вся страна в одночасье превратилась в набожных людей. Мест, где можно и голову преклонить, и поскакать от счастья, и покаяться, было предостаточно. Всё в одном флаконе. Регулярно плати десятину, и наслаждайся любовью Отца Небесного. Тем более, что ты уже прощён, и свободен… Аллилуйя!!!
Интересуюсь у соседа:
- В Бога верите?
- Жена у меня верующая. Вот, принесла почитать. Я пока ещё в раздумье.
- А что тут думать… меня Александром зовут.
- Виктор.
- Так вот, Витя, в Бога или веришь, или нет. Слушай сердце своё. Библию начни читать.
- Жена говорит, надо в церкви покаяться, а потом на собрания ходить регулярно. Легче на душе станет, да и братья и сёстры помогут, помолятся за меня.
- А без посредников не пробовал? Попробуй сам помолиться, поразмышлять о жизни, о добре, о зле. Да, Христос взял на себя все наши грехи, но это не значит, что мы не должны о них помнить. Грехи наши – это настольная книга наша, Витёк. Перечитывая её, мы совершаем омовение от этих грехов. Память прошлого блокирует дурные деяния в настоящем и ведёт нас в будущее совершенно другими. Думаю, что Христос меня поддержал бы. Ты только при жене так не говори. Может обидеться. Церковь культ греха ставит во главу угла, но, Витя, без греха и нас с тобой не было бы.
- Как это?
- Очень просто. Представь себе то далёкое время. Адам, как и положено мужику, отдыхает, а Ева по Раю шастает, совершает своеобразный шопинг. Она кайф от этого ловит. На одном дереве грушу, на другом сливу, где-то ананасик, абрикосик… ну, как и положено. Радуется жизни безмерно. Мужик, бедный, дома, под деревом, а она шлындает по экологическим бутикам.
- Какие бутики? Тогда вообще ничего не было! – вмешался сосед, ошалев от такого панибратского вмешательства  в жизнь библейских предков.
- Витёк, это я так, образно, языком тренькаю.
- А, ну тогда понятно. Тренькай дальше.
- Так вот, видит она посреди сада Древо Познания добра и зла. Ну, и как положено, у Древа стоит весь такой прикинутый, моднявый Змий кавказской национальности и зазывает её томным голосом:
- Эй, послюшай, Наташа, красавица наша…
- Какая Наташа? Ева я.
- Э, какая разница? Иди сюда! Смотри, какой плод. Вау, сам бы ел. Даром отдам. Бэри, хорошая моя, эликсир вэчной молодости.
- Не-нет, спасибо. Мне Бог-Отец сказал, что эти плоды есть нельзя. Съешь – и умрёшь сразу. Мы с Адамом не можем ослушаться Божьего запрета.
- Э, что твой Адам понимает? Слюшай сюда. Ты только попробуй, адын плод съешь, и сразу на дэрэво полэзэшь. Я говорю тэбэ! Куда ты, туда и Адам. Вместе учиться будете, в одном классе. Сколько кило будэшь? Адын свэрху дам. Хочешь, празднык сдэлаю? Свэчи зажгу. Эх, гулять будэм!
- Нет-нет, меня Адам ждёт…

Увидев заинтересованность больных, я поймал кураж.

- Э, да што он ждёт? Слюшай, жэнщина, стыд закрой!.. Э, какой вкусный плод! Смотри, как я его кушаю…

Ева стояла перед Змием с широко открытыми глазами и ничего не понимала. Но она и не могла ничего понять, поскольку плода от Древа познания добра и зла не вкусила. Понятие стыда ей было неведомо. А Змий продолжил свою атаку:

- Жэнщина, ты толко нэ обижайся, адын умный совэт скажу. Ты – главный. Как ты сдэлаешь, так и Адам будет дэлать. Дэржи, от сэрдца два кило отрываю. На здоровье! Кушай, никого нэ слюшай.

Ева усмехнулась.

- А я и так никого не слушаю. Кроме Бога. Пока, Змий! Меня мой муж ждёт.

Змий вдогонку стал посылать ей проклятия:

- Ты умрёшь! Ева – королева, туда нэ ходы, сюда ходы… э, да штоб ты сдохла!
- Нет, не умру! – возразила Ева. Не умру, потому что я вкусила плоды с Древа Жизни и обрела бессмертие.
- Ну и дура!
- Сам дурак! Ты съел запретный плод, и теперь умрёшь.


Схватив прут, женщина одним ударом, как мечом, рассекла Змия на две части.

- Видишь, я была права!

Витька забеспокоился:

- А это ты к чему сейчас клонишь?

Мужчина средних лет, Андрис, лежачий из-за обезвоживания больной, был буквально прикован к нашей беседе. Но тут он не выдержал и встрял:
- Да не захотела она Бога ослушаться. Чего тут непонятного? Праведница она.
- А как же грех? Она же совершила тяжкий грех – убила живую тварь!
- Да не совершала она греха, – вступил я в беседу. Ева не знала, что есть грех, потому что не вкусила плода с Древа познания добра и зла. Она лишь констатировала смерть Змия, который сам себя погубил. Не хрен было плод жрать!
- И что теперь? Если Ева безгрешна, то и Адам без греха? – не отступал Виктор.
- Совершенно верно, праведники они. Бог обещал им за послушание бессмертие и постоянное место в Раю – пищу добывать безо всяких усилий, рожать без крови и боли. Божья благодать, да и только!
- А потом что? Все праведники на Земле? И нигде войн не будет? И все будут пребывать в благодати?
- Да нет, не будут. Из-за своей непорочности и неведения люди будут совершать бессмысленные разрушения, грабежи и насилия. Начнут гибнуть животный и растительный миры. Всё погибнет. Иисусу некого будет спасать, потому что все праведники, и не надо будет жертвовать собой во имя спасения людей от греха.

Андрис присвистнул.

- Ну, ни фига себе! Неужели Бог подкинул молодым тест на вшивость? Познают они добро и зло – значит, станут грешниками. Грех у Бога, это фига в кармане для людей? Согрешил – значит, есть над чем работать? Познавай Бога, Витёк, ты на правильном пути.

И тут в палату с кульками в руках вошла жена Виктора.

- Добрый день. Да благословит вас Иисус!..
- Вот с чем, с чем, а с этим Иисус не скупится. Каждый день благословляет. Только толку никакого нет, всё хуже и хуже становится. И за что такое наказание? – густым баритоном вмешался сосед справа, тучный, здоровенный мужчина с хронической одышкой и до безобразия отёкшими ногами.

По внешнему виду ему уже далеко за шестьдесят. Передвигается с трудом – до туалета и назад. После похода садится на кровать, чтобы отдышаться. Потом заваливается на постель и жалобно бросает звуковой посыл в пустоту:

- Забросьте в койку столбы мои!

Поскольку я был рядом, то эта почётная функция по забрасыванию «столбов» легла на мои плечи. После упаковки ног их хозяин выражал свою признательность одной и той же фразой:

- Премного вам благодарен, любезный…

…Уложив в тумбочку продукты, жена подхватила Виктора под руку и повела в коридор, чтобы пообщаться без свидетелей. Проходя мимо соседа, изрекла:
- А это не наказание. Это Господь к вам стучится в закрытую дверь. Откройте её – и вам сразу станет легче. Иисус любит вас!
- Всё правильно, – парировал сосед, – кого любят, того и бьют. За грехи своей молодости страдаем. Тогда было хорошо, сейчас, однозначно, херово. Может, будущее уравняет прошлое с настоящим? Кто знает… и настанет время херохорошизма.
- А вы не думайте об этом. За вас уже Иисус всё решил, когда грехи наши тяжкие на себя возложил. Вы спасены! – выдала на прощание женщина.
- Ну и, слава Богу, значит, уйду спасённым. А вы, Александр, по профессии кто?
- Режиссёр, но по призванию музыкант. Саксофонист.
- Я почему-то так и подумал, что вы творческий человек. Очень складно мысли выражаете. А я сначала в театре служил, а потом диктором на радио и телевидении. Оттуда и ушёл на пенсию.
- А как вас по батюшке?
- Михаил я, Львович, – представился сосед, приложившись к бутылке с водой.
- Михаил Львович, много пьёте. У вас же ноги отекают, нельзя так.
- Не, Александр, врачи сказали, что за день надо до двух литров выпивать. Вот я и поглощаю свою норму. Вода здесь ни при чём, вес большой. Поставят кардиостимулятор – займусь собой. Надо сбрасывать.
- Михаил Львович, кушать надо меньше. А то, как ни посмотрю, вы всё жуёте и жуёте.
- Это курево, будь оно неладно! Завязал, а вместо него жор нападает. Ничего не могу поделать. Ну, фрукты – это не еда, баловство одно…

Нашу мирную беседу прервал громкий окрик Андриса:
- Язеп! Ну-ка на место положи!

Поневоле перемещаем внимание на «неадеквата». В руках у Язепа были чужие брюки и мужские сапоги. От неожиданности он вздрогнул и заплакал.
- Ко мне сын приехал, надо встречать!
- Так встречай в своей одежде, а мою оставь в покое! На место, говорю, положи и штаны, и обувь. Es tevi teik;u, lec miera!

Несчастный старик вернул на место одежду и сапоги.

- И запомни: это мои вещи. Tas ir manas bikses, saproti?
- А мои где?
- Твои все на тебе. Если что – халат на вешалке.
- Но меня же сын домой заберёт…
- Вот сын и привезёт твои штаны, а пока походи в больничных. Понимаешь? – выговаривал Язепу владелец сапог и брюк.

Бормоча себе что-то под нос, старичок сел на свою койку и протянул руку к моей тумбочке. На этот раз его привлекла пачка печенья. Схватив её, он с какой-то жадностью стал поглощать содержимое.

- Александр, скажи ему, что это твоя тумбочка, а его стоит с другой стороны! – не унимался Андрис.
- Да ладно, пускай кушает. Человек переживает, сыном дышит, ждёт его. Домой вот поедет…
- Так за ним только завтра приедут.
- Старик, ты же видишь, что для него нет «завтра», он живёт только сегодня. Значит, сегодня и сын появится. Счастливый человек – никакого прошлого и будущего. Нам можно об этом только мечтать. Люди гробят себя мыслями сожаления о прошлом и страхом за будущее. Радоваться надо не вчера и не завтра, а сегодня. Радоваться и наслаждаться тем, что мы, слава Богу, не «овощи» и не такие, как Язеп. Мы – нормальные люди, слегка попавшие в переделку. Пройдёт время, и ты с улыбкой будешь вспоминать этот эпизод. Так что, не гневи Бога, скажи лучше спасибо, что Он дал тебе твоё «сегодня»…