Приобщение к прекрасному

Николай Шорохов
         Любой человек,претендующий на то, что  получил с  вузовским  дипломом что-то еще  такое,немного  отличающее   его  от  остальных, далек, ну  очень  далек еще  от  "совершенства".

 Второй курс.  Преподаватели  Пермского института культуры приобщают  нас  к  прекрасному, проводя  факультативные  занятия  по  истории  создания   мировых   шедевров музыки, живописи. Очень  много  рассказано про театральную  жизнь и  творчество знаменитых  режиссеров.

 Программа  основного  обучения  нашего  такова, что  нет   ни  одной  свободной  минуты. Выход  прост - использовать небольшой  послеобеденный  перерыв.

 Курс  собран  весь, более сотни, молодые,здоровые, цветущие  парни, многие музыкального образования не  получившие, так как музыкальные школы  были  в  советское  время  не  для  всех.  В  нашей  сельской восьмилетке музыкальных деятелей  не  было,только уроки  пения с  пятого  по  седьмой  класс. Самое удивительное - самородки  от  музыки  были, многие  играли  на  гармошке , баяне, осваивая инструменты  самостоятельно. В райцентре  при  средней  школе  музыкалка  была, но  туда   попасть  мы  уже  не  могли  в  силу  своего  возраста  и  самое  главное - отсутствия  какого-либо  слуха.

 Шефские выступления  артистов Пермских  театров  в  праздничные  дни, а  этого  было  немало  за  годы  учебы   очень  приблизили  нас  к  миру  искусства. Курсантское денежное  довольствие,хоть  и  было  небольшим, позволяло  побывать  на  премьерных  спектаклях Пермских  театров. На  премьеры  ходили  многие! С  билетами  особой  проблемы  не  было.

 Рассказывая  о  творчестве  российских  и  советских  композиторов молодая,года  на  три  старше  нас, воздушная  преподавательница   летает  на  клубной  сцене  между   микрофоном,установленном на  трибуне, и  пианино, стоящим  в  правой  части  сцены.

 Рассказывает  об  очередном    композиторе так , что мы,переглянувшись с  Саней Букаревым, начинаем  между  собой  разговор  об  этом  преподавателе - немного крыша  у  мадам  сдвинута, уж  очень  много  подробностей  о  жизни  творцов  знает!

 Она  садится  за  пианино  и  начинает  играть.
Знаменитые,известные  всему  миру  звуки  песни. Их  знаю  даже  я, деревенский  парень,не  получивший  никаких " ликбезов".

- Кто  назовет  эту вещь? - вопрос  залу.
- Соловей! -  хором  ревет  курс.
-Слушайте  еще  одно  произведение Алябьева.
  И  она  снова   начинает  "бацать"  по  клавишам пианино.

 Как  ни  вслушиваемся  в то, что  играют  её  быстрые   пальчики, никто  ничего  знакомого  в  мелодии  не  слышит!

-Как  называется  эта  вещь?

 Зал  молчит  и  уже  на  излете   голос  Саньки Сухарева:
- Воробей!

 И  вслед  за  этим  словом ,услышанным  всем  курсом, небольшой  смешок, смех  над  собой, что  такие  дилетанты и  не  знакомы, возможно, с  не  менее  известной  вещью  от  Алябьева.

 Проходит  пара  секунд  и  весь  зал  хохочет вовсю, смеётся  по  той же  причине - трагикомизм  от  нашего   музыкального  бестолковия.
Смех  обрывается разом, так как  курс  не  может  не  видеть, что творится  на  сцене с  нашим  просветителем. Не  припомню  за  все  прошедшие  после  этого  годы аналогичную реакцию  человека  на  беспричинный   коллективный  смех.
Преподаватель  музыки пережила  с  нами  столько  нехороших  мгновений в  своей  жизни, что  вряд  ли  потом с  ней  могло   повториться.

Привыкшая к  своему  миру,где  царствуют музыкальные  звуки, где  вокруг  неё  свои,близкие  по  духу  студенты, преподаватель с  ужасом  смотрела   на  смеющийся  зал.
Смена  чувств вся  на  лице, непонимание   того, отчего  этот  заразительный  смех  в  огромной   людской  массе. Она  мгновенно  брошена  в  жар - это  видно по  враз покрасневшему  лицу и  задрожжавшим  рукам.

 А  не  над  нею ли  они  так  откровенно  смеются?!
 Паника на  лице, беспомощно  смотрит  в  угол  зала, где  в  первом  ряду  в  начале  занятия   сидел  курсовой  офицер. Но  курсового  нет, он незаметно  выскользнул  с  началом  её  выступления.

Подбегает  к  пианино,хватает  ноты, со  стола - свою  сумочку, смотрит в  зал,который  уже  затих  и  молча  наблюдает  за  нею. Кого  она  видит  в  этой   сотне  пар  глаз?
Оглушительно  громко  топает  ногой  в  изящной  белой  туфельке и  бегом  выскакивает  из  зала, размахивая  сумочкой.

 Однокурсники  снова  поднимают  обычный  гвалт, шелестят  свежей  почтой,полученной  перед  занятием. Никто  и  не  думает, что  случилось с  преподавателем,ни у  кого  не  возникла  мысль  остановить  её,  попытаться  извиниться, объяснить,почему  курс  смеялся. С  нашей   позиции  ничего  страшного  вроде  не  случилось, ну  посмеялись  немного, так  ведь  беззлобно, над  самим  собой..

 Увы,  преподавателей  с  института  культуры   больше  никто   и  никогда  не    видал. Генерал  Круглов,когда ему  доложили  о  скандале, тут же  приказал  прекратить  это  факультативное   мероприятие  на  нашем  курсе.