Вечер дружбы

Калина Горькая
    
                Посвящается Сергею Б.


                Здравствуй, я из юности пришёл!
                Знаешь, там сегодня хорошо!
                Слышишь, нынче в юности весна!
                Впрочем, там ведь целый год она...

      Говорят, что дружба, это, когда одна душа на двоих...
Ещё толкуют, мол, между мужчиной и женщиной дружбы быть не
может. Возможно, если один из них сначала даст волю основному
инстинкту. Дружба выше любовных отношений. И честнее.

      Середина знойного лета. Ещё целая неделя до августа - месяца
серьёзного, по сути предвестника осени. Месяца, когда я безжалостно
становлюсь на целый год старше.
Весь день мне хотелось дурачиться и смеяться, что я и делала
даже в кабинете врача, источая, как мне казалось, искры остроумия
и весёлую летнюю энергию. В тот день я побывала у травматолога,
где наслушалась всяких ужасов про свою коленку, щиколотку и бедро:
всё подлежало капитальному обследованию, ремонту и протезированию.
Однако, в тот день я себя чувствовала, как нельзя хорошо, а потому
не могла всерьёз поверить в такие неутешительные прогнозы...

Прихорашиваясь в гардеробе нашей поликлиники, позвонила
другу юности - он проживал недалече. Предложила увидеться.
О встрече договаривались много-много раз, но всё что - то мешало.
Последний раз виделись лет девять назад по случаю рождения у меня
внука. Он очень был рад моему счастью. Я и сама была в шоке от
такого неожиданного подарка непредсказуемой судьбы. Тогда ещё он
подарил мне люстру с хрустальными подвесками в виде маленьких 
голубых дельфинов. Малыш, засыпая, долго любовался их мерцанием.

Встреча, как ни странно, состоялась, что нас слегка взволновало и
даже смутило. Сидя на скамеечке возле моей поликлиники, мы неловко
смеялись и даже слегка куражились, как в молодости, искренне
радуясь, что всё оказалось так просто: вот, взяли и встретились!

Он был в синей фирменной джинсовой курточке, - у меня тоже такая
есть, хорошо выбритый и по-прежнему молодой, насмешливый и весёлый.
От него пахло табаком, дружбой и ещё чем-то давно забытым.
Взглянула на него украдкой: виски поседели. Это хорошо, когда
друзья стареют вместе с тобой. Не так обидно. Я же была в своём
синеньком "выходном" платьице, со своей фирменной улыбочкой, и мои
волосы, выжженные солнцем, сияли над головой, как ореол.

Ни кафе, ни парков в районе нашей встречи не было. Потому, недолго
размышляя, купили бутылочку вкусного светлого вина, кулёк черешни,
плитку шоколада и, побродив по окрестностям, устроились прямо
в соседних от поликлиники зарослях жасмина на поваленном бревне.
В таком месте зазорно находиться влюблённым, а не старым друзьям.
Хотя, просто уверена, что иной ханжа, прочитав про кусты, цинично
усмехнётся и процедит сквозь зубы: " Ну-ну! Неплохое начало для
вечера дружбы!"

 - Ну, что, подруга, - молодым и дерзким голосом подзадорил меня
мой друг после выпитой рюмки, - давай, читай свои глупости!
Послушаем! Я достала из сумки последний сборник альманаха, где
моим виршам было выделено аж целых десять страничек, глотнула для
смелости чуточку вина и выразительно, как нас учили в школе,
прочитала рассказ, где всё до последней строки было пропитано
правдой о нашей юности. Такой, вот, нищей, бесшабашной, весёлой,
студенческой, целомудренной. С пивом в трёхлитровых стеклянных
банках на берегу нашего холодного залива. Я пива не пила, но
сидела на берегу и наблюдала, как друзья купаются в ледяной воде.
Потом лечились от простуды водкой и чаем с малиновым вареньем.
И песнями под гитару. Пели и про ясный огонь, и про королеву
Непала. Ещё было написано о моей любимой подружке, которая
некогда, хоть и недолго, была его возлюбленной. Светлая ей память!

В далёкой юности мы с Наташкой  считали его смешным "малолеткой"
- он был на целый год моложе и постоянно кривлялся из окна
общежития студентов Рижского политехнического института, которое
находилось прямо напротив окон нашего дома. А потом нас пригласили
на жареную картошку. Так, вот, и познакомились. Учился он на
архитектора. Был умным и насмешливым. Вскоре сдружились и у меня
появилась возможность кому-то выплакаться после очередной обиды.
Он со мной тоже иногда делился своими секретами. В общем заменил
мне вышедшую замуж Наташку. Помню, как он навещал меня в больнице,
читал свои немудрёные, но очень искренние стихи. Потом терпеливо
водил меня в медицинский центр на реабилитацию. Строго следил,
чтобы я не сачковала, занимаясь на аппаратах. Так незаметно он стал
для меня заботливым другом.

Ещё он замечательно рисовал. Где-то лежит, написанный им на листе
ватмана мой портрет, где я похожа на изящный цветок на длинном
тонком стебле. Подарил он мне для рисования свою доску, всю
размалёванную красками. Давно это было. В начале 70-х.

Потом, получив дипломы, мы завели семьи. Родились детишки. Мой друг
мужественно и яростно устраивал жизнь своей семьи на ровном месте,
вернее, в аварийном доме. Сам провёл электричество, воду. Мы жили
по соседству и частенько в их апартаментах проходили наши
"богемные" вечеринки. Мы пели, читали стихи, разрисовывали ничейные
двери и стены. В те времена быть бедным не считалось зазорным.
Стыдно было не иметь цели, сидеть на шее у родителей, не читать
книжек и быть "дешёвкой".

          "Кто честной бедности своей стыдится и всё прочее,
           Тот самый жалкий из людей, трусливый раб и прочее".
 
Ценились ум, талант, знания, духовная красота, чувство юмора,
умение любить, дружить, преодолевать трудности и при этом не
спасовать и не запачкаться.

В дурные 90-е годы именно с ним мы поехали в свою первую челночную
поездку в славный город Питер и, потеряв от усталости набитую
покупками трёхэтажную сумку, ничуть не растерялись. Скинулись и за
полчаса до отхода поезда всё начали сначала с оставшихся пяти или
десяти долларов. Наш девиз был: "Не сдаваться и не вешать носа!
Никогда! За нами наши семьи!" В поезде, уже смеялись без выяснения,
кто там из нас оказался виноват. Выжили!

Не виделись, порой, годами, а пульс дружбы чувствовался постоянно.
В любое время суток у него был готов для меня самый правильный
совет. Порой грубый, беспощадный, но честный. Были и периоды
странных нестыковок. Не знаю, по чьей вине, но первой всегда
шла на мировую я. Я же старше на целый год, значит должна быть умнее.

И, вот, мы встретились. Раскурили по сигаретке. Я вообще не курю,
но могу изобразить за компанию. Выпили вина, с каждым глотком чувствуя
себя всё моложе и моложе. Осмелев, я прочитала ему ещё одну вещицу
про зиму дивную, спев слегка охрипшим голосом все вставленные в
рассказик песни.

- Давай выпьем ещё, и ты подпишешь мне эту книжку,- довольно сказал
мне мой подобревший друг голосом Валентина Гафта и как-то очень нежно
прикоснулся к моим невесомым волосам. Я и виду не подала, что это
заметила. Ведь, это к нашей встрече не имело никакого отношения...

Солнце опускалось в завтрашний день, похолодало. Он накинул мне на
плечи свою куртку. Расставаться совсем не хотелось. Душа по общению
истосковалась,и нас понесло. Воспоминаний было гораздо больше,
чем вина. Хотелось плакать и смеяться одновременно. Мы галдели,
перебивая друг друга. Говорили взахлёб о детях и внуках. И не слова
о каких-то болезнях или деньгах, которые для некоторых смысл жизни.
Мы попали в какое-то нереальное облако живой радости, где нет места
возрасту, времени, бедам, болячкам и прочим печалям. Переполненная
дивными ощущениями, я подписала ему на память первую страницу
сборника. Он очень бережно взял книжицу в руки и обнял меня в знак
благодарности.
 
Забыв, что мы друзья и когда-то клялись, что никогда не переступим
эту черту, мне, всё-таки показалось, что меня хотят поцеловать. 
Видно, летний вечер был сказочно хорош! Или мне почудилось...
Но поцелуя не случилось - дружба была против. Не позволила. И я
засобиралась домой. Скорее, скорее, пока, как в сказке, карета не
превратилась в тыкву, а весёлая красавица в грустную старушку!
А праздничный напиток юности в дешёвый портвейн!
Даже платочек свой сиреневый забыла второпях. Ладно. На счастье!
Недопитая бутылка с вином осталась в зелёных зарослях пахучей травы.

- Ну, что,- теперь опять лет через десять встретимся? - крикнул мне
мой друг вдогонку, слегка обиженно сверкнув глазами. Я ничего не
ответила. Я спешила на трамвай. Меня переполняло весёлое торжество,
лето, воспоминания...
Всю дорогу я медленно покачивалась в такт стонавшей во мне музыке,
крепко держась двумя руками за поручень и стараясь удержаться на
крутых виражах. Меня слегка мотало из стороны в сторону, как по
волнам памяти, где мы были красивыми, смелыми, сильными и стильными.
И где мы танцевали под лучшие хиты в наши далёкие и прекрасные 70-е.

А мои вирши, кажется, растрогали столь строгого и въедливого критика.
И как же хорошо, что мы не поцеловались...

Рига, 23 июля 2015.


P.S.  Мы так больше и не увиделись. Через пять лет ушла из жизни
      его любимая жена. А через полгода ушёл вслед за ней и мой друг.