Политическая арифметика

Петр Панасейко
    
Опубликовано впервые в  независимой российской газете
 «Волжские новости», № 39 за октябрь 1992 года.
         

         Много лет тому назад, а точнее 25-30, по бывшему Центральному телевидению показывали многосерийный болгарский телевизионный художественный фильм «На каждом километре», который рассказывал о героической, прямо скажем, борьбе болгарских коммунистов – партизан-подпольщиков с их царским режимом и с поддерживающими его союзниками  (а на чьей стороне была Болгария во время второй мировой войны до её освобождения частями Советской Армии – известно всем).
      
        Мне этот фильм- «сказка» вспомнился вовсе не потому, чтобы далее начать разбираться в том, кто там у них был прав. Вспомнился он мне в связи с работой Конституционного суда России, рассматривающего дело, которое наш многострадальный российский народ (разумеется, не только он) назвал «делом  КПСС».
      
       Там, в фильме, один из героев произнёс пророческие  для того времени слова, давшие название всему фильму. Чтобы задержать войска, коммунисты-подпольщики направили несколько добровольцев на дорогу, по которой те ехали. Кажется, все они погибли, погибли каждый на своём километре. Но перед своей гибелью один из них успел произнести: «Нас много на каждом километре, здесь, и по всему миру!».
       
        Ещё раз повторяю, я не могу судить, кто был прав в той ситуации, но могу судить о том, что тот болгарский коммунист был прав в одном: до 1985 года коммунисты  были «на каждом километре» не только бывшей 1/6 части суши, но и стран Европы, Азии, Африки, т.е. почти по всему миру. И держались они на своих «километрах» только благодаря тому, что организация, именовавшая себя КПСС, подвозила им на эти «километры» всё, что те просили, обирая свой собственный народ.
      
        И только мужественные указы Ельцина перекрыли возможность появлению новых партийных «километров», убрав парткомы с предприятий и организаций, т.е. проведя департизацию, а за тем и вовсе перекрыв эти «километры», запретив деятельность КПСС, как незаконной организации. За одно это ему будет благодарна Россия.
       
        Да, сейчас трудно всем, но зато все мы сейчас свободны: не надо отчитываться на парткоме, райкоме и т.д., не надо вступать в партию, чтобы получить путёвку за границу, поступить в престижный вуз и т.д. И за это не надо винить бывших рядовых членов КПСС, многие из которых до сих пор хранят  у себя дома партбилеты, кто из-за страха, что КПСС ещё вернётся, а кто-то просто из-за коммунистических убеждений. Лично я вышел из КПСС и сдал партбилет ещё за год до августовского переворота, когда увидел, что 28 съезд не смог сказать народу всю правду о том, что натворила за предыдущие годы «ум, честь и совесть нашей эпохи». И вышел не я один. Вышли все те, кто понимал, что в такой партии состоять более просто не только аморально, но и преступно.
       
        КПСС за более чем семь десятилетий натворила такое, что Конституционному Суду, пожалуй, не хватит и года, чтобы поставить точку в «деле» КПСС. Не случайно же самый главный коммунист бывшего СССР М.Горбачёв, юрист по образованию, так упорно игнорирует вызовы в качестве свидетеля в Конституционный суд. В автобусах только и слышишь: «Ага, боится, значит виноват». И народ (а в автобусах ездит народ) прав. Книги, значит, до суда над ГКЧП он писать может, а выполнить свой конституционный долг гражданина России не может. И те, кто внимательно следил за «взлётом» его в 1985 году на политическую арену и бесславным «падением» с неё в 1991 году, знают, почему Михаил Сергеевич так делает.
         
        Для начала сравним  двух политических лидеров бывшего СССР: Хрущёва и Горбачёва. Оба они признаны реформаторами, и в обоих случаях у них ничего не получилось. И не могло получиться. Каждый из них допустил по одной главной ошибке в своей политике (не будем брать всех их ошибок, которых тысячи) и поплатились за это. Забудем всё и дадим оценку каждому.
      
        Хрущёв Н.С. Главный плюс его политической деятельности состоит в том, что он нашёл мужество сказать правду о самом себе, покаяться перед народом. Не помню когда, но он сказал примерно следующее, что  лично и он виновен в массовых репрессиях, что и у него «руки по локоть в крови», но надо сделать так, чтобы это больше не повторилось никогда. В то же время главный его минус в том, что он не позволил народу узнать всей правды о других. И если бы народ знал правду, вряд ли бы он позволил совершиться в октябре 1964 года тихому кремлёвскому перевороту.
      
        А что же у Горбачёва М.С.? А у него всё наоборот. Его плюс – в гласности, а минус в его личной скрытности. Сказав правду  о прожитых нами годах, позволив народу эту правду передавать не в курилках, а открыто: в том числе  и в средствах массовой информации, он тем не мене побоялся сказать правду о самом себе, покаяться. Как-никак, а до 1985 года он жил не на Луне, а длительное время был первым лицом в крае. Что он там такого  сделал, что ему может быть стыдно? Как он попал в высшую партийно-государственную элиту сверхдержавы, именуемой тогда СССР? Всего этого мы так и не услышали из уст первого лица в государстве.
      
       Думаю, не только членам Конституционного Суда будет интересно услышать от самого Горбачёва, кто его заставлял, несмотря на отчаянное сопротивление народных депутатов СССР, настаивать и в конце концов настоять избрать вице-президентом будущего руководителя ГКЧП Янаева? Одним словом, загадок в биографии Горбачёва М.С. больше, чем ответов на них.