Как восточных славян Киевская Русь подмяла

Аникеев Александр Борисович
    В своё время Маркс и Энгельс недооценили высказывание Бакунина, что свободная восточная славянская община держалась на принципах социальной справедливости и управление в ней выстраивалось демократически от общего собрания снизу вверх на основе равноправия.

    У германских народов преобладал властный иерархический принцип, а государство выстраивалось по принципу соподчинения сверху вниз от главы общины. К немецким монархиям Бакунин, помимо Пруссии и Австро-Венгрии, относил и российское самодержавие, совершенно чуждое основной массе российских народов, ибо правили в России, в основном, выходцы из западных стран.

    Территориальные свободные общинные хозяйства, в основе которых были демократические принципы управления при социальной справедливости от вклада в общинный труд, у русских оседлых земледельческих племен появились издревле и имеют многовековую историю.

    В Европе с бронзового века сосуществовали и противоборствовали разные типы общин. Многие племена исчезли в борьбе за господство, в том числе и друг с другом, другие порабощались завоевателями и утрачивали свою культуру и язык. К эпохе становления современных европейских государств и народов общинное устройство, где управление формировалось снизу вверх, сохранялась лишь у восточных славян, тогда как у западных и других народов континента преобладал иерархический принцип соподчинения сверху вниз, формируя феодальные государства с холопами и барствующими богатыми землевладельцами со своими карательными вооружёнными силами.

    Феодальное общество определялось многочисленными иерархиями на основе сословных, профессиональных различий,  территориальной обособленностью территорий. Многое в организации становления феодального общества было плодами развития государственной власти в целях финансового, полицейского и административного контроля в общинах за основной массой населения.

    Свободная территориальная община, где не были ярко выражены кровнородственные связи, обычно была открыта для приема выходцев из иных народов на положении свободных и равных членов общины. Общины с чётко выраженными кровнородственными связями не допускали равенства как внутри семьи, так и выходцы из иных родов могли попасть в нее в качестве неполноправных. Именно открытость славянской общины с более свободными и справедливыми внутренними законами вызывает затруднение при определении особенностей славянского антропологического типа, а этническое самосознание изначально ослаблено на фоне племен с кровнородственной иерархической общиной. Зато социальный идеал в виде внутреннего равенства всех перед законами общины, коллективизма и взаимопомощи прочно удерживался в свободных общинах на протяжении многих веков.

    Однотипные свободные славянские общины могли существенно отличаться между собой масштабами территорий, подчиненных общему управлению. В VI–IX вв. на территории Восточной Европы складываются обширные этнополитические образования имеющие общее управление. Чаще всего и называются они по занимаемой территории (древляне, дреговичи, бужане или волыняне). Управление в них выстраивалось снизу вверх, путем делегирования, причем размеры образований явно превышали только хозяйственные потребности, и теперь всё формировалось уже на волостном уровне, когда земли и угодья распределялись справедливо между общинами и членами общины на основе взаимовыручки и взаимопомощи при неурожаях или стихиях. Право участия в делах имели все полноправные члены общины, которые выбирали старейшин (десятских, полусотских, сотских, тысяцких), на определенный срок. Наиболее важные дела решались на собраниях — вече разного уровня, которые проходили в определенном, довольно строгом порядке.


    Однако как такового государственного устройства ещё не было, ибо не было внутренних потребностей для этого, а борьба с внешней угрозой неизбежно требовала определённого иерархического устройства. Поэтому при частой внешней угрозе славянские племена так легко признали верховенство Киевской Руси, возглавившей большое государственное образование в Восточной Европе.   Претендуя на привилегированное положение, Киевская Русь, окрепнув, стала получать дань со славянских, балтских и угро-финских племен, освобождаясь от каких-либо обложений в пользу других народов, которые до этого были её союзниками и защитниками.

    Но иерархия внутри  славянских племён пока еще была выражена слабо, первые князья стали формироваться из предводителей дружин, наследственный принцип утвердился лишь в XI веке,  в итоге собственные князья славянских племен постепенно (в течение двух столетий) были заменены потомками князей Киевской Руси и их ставленников. Так Киевская Русь подмяла под себя более миролюбивые славянские и другие племена восточной Европы и постепенно общинная система равноправия и справедливости управляемая снизу вверх сменилась на иерархическую государственную структуру с управлением сверху вниз.

    Летописцы и автор "Слова о полку Игореве" с горечью обсуждают междоусобицы, вызванные нарастанием корыстных устремлений именно в высших сферах власти, а страшное разорение татаро-монголами в 1237–1240 гг. и последующее ограбление Руси воспринималось как Божье наказание за неспособность действовать согласно и сообща.  Так на Восточную Русь пришла государственная иерархическая цивилизация с классами и классовой борьбой между привилегированными управленцами и бедным трудящимся народом. А после реакции, наступившей после крестьянских бунтов и царских реформа, вольные общины полностью потеряли все свои права и организационные характеристики.

     В то же время такие объединения, как общины, до сих пор прогрессируют в скандинавских странах и даже в США, объединяя сторонников общин в определённые социальные образования с своими внутренними порядками. И даже в Китае стали возрождаться старые общинные принципы, ибо старики, у которых даже пенсии нет, выживают, благодаря общинно-духовным традициям народа по взаимовыручке и взаимопомощи, привитому усердию в труде от постоянного безденежья и традиционно жёстким законам в стране.

     Надеюсь, читатели уже поняли, откуда у некоторых русских людей такое стремление к равноправию и социальной справедливости, ибо это веками прививалось восточным славянам и отпечаталось на генном уровне.

    Общинное хозяйство - это совокупность производительных сил, находящихся в общинной собственности и обеспечивающих благополучную жизнедеятельность всей общины. Труд в свободных общинных хозяйствах основывался на коллективном труде при справедливом совместном распределении всего производимого ДОБРА общиной,  обмениваемого или  закупаемого в других общинах по старому русскому обычаю - "от сердца - к сердцу". Отсюда, как была помощь нуждающимся безвозмездной и сердечной, так и подарки стали дариться безвозмездно от сердца, и появились многие языческие традиции на основе взаимовыручки и взаимопомощи.
      
     Свободная крестьянская община - это единый хозяйственный организм, где труд каждого обеспечивает все потребности общины во всех необходимых средствах для благополучной жизни. Здесь каждый человек знает своё место в трудовых отношениях и знает свою долю необходимых благ для жизни, он не отчуждается от результатов своего труда, как в капиталистической системе, а будучи частью общины пользуется всем, что создаётся всеми членами общины для своего благополучия на принципах родственного или семейного братства и взаимовыручки. Дети имели всё необходимое для своего развития и получения профессии по своим стремлениям и наклонностям, старики имели всё необходимое для спокойной старости.

       Основные полномочия общины были хозяйственными по использованию пахотных земель, совместное использование лесов, лугов, водных угодий, а также управление общим имуществом (например, коллективно построенной мельницей).  Основными правами общины было традиционное согласие на прием новых переселенцев и вытекающее из него право наказывать или изгонять провинившегося из состава общины, тем самым для членов общины собрание было и судебно-правовой инстанцией. Другим важным направлением прав и обязанностей общины были хозяйственные и финансовые дела, когда утверждалась раскладка натуральных работ в общине, торговля и обмен с другими общинами. В свободных общинах общинники были обязаны участвовать в местном судах, а представители общины  в вышестоящем окружном суде, где разбирались более важные дела. Такое участие было не только правом, гарантирующим некоторые свободы общинникам, но и обязанностью некоторых выдвиженцев, ибо они  должны были помогать изобличать нарушителей и из этого вытекало, что общинам принадлежали и некоторые полицейские полномочия.

    При общинном способе хозяйствования уровень социального благосостояния каждой семьи мало отличался от уровня жизни других семей, поэтому несравнимо лучше были взаимоотношения людей, чем при феодальной или капиталистической системе, где каждый трудящийся отчуждается от продуктов своего труда, имея только долю от производимых продуктов труда или получал какие-то деньги.   

     Для этого и формировалась денежная система, главная цель которой - перераспределение доходов  на принципах феодальной или капиталистической иерархии,  в пользу хозяев. Но кто же в здравом уме захочет так жить - работать не на себя, а на чужого дядю только ради  зарплаты, которую этот дядя ещё и платить не хочет. И тут денежная система выполняет свою вторую функцию - как инструмент порабощения человека труда, когда создаётся общество потребления в котором всеми способами разжигаются все человеческие страсти: похоть, сребролюбие, алчность, блуд, чревоугодие, зависть, гордость, тщеславие, заставляя человека потреблять всё больше и больше, превращая свой труд в средство обогащения предпринимателей от капитала, производя часто огромное количество ненужных товаров для рынка, которые многим не нужны и которые сам он, обычно, никогда не покупает, но производит ради рыночного спроса и прибыли, а часто только ради разжигания зависти к достатку других и ненависти к ним...
     А это значит, что в то же время деньги стали и инструментом для борьбы между классами  за освобождение от угнетения трудящихся монополией капитала.

     Таким образом достигается как идеальное порабощение человека, ибо лучший раб не тот, который в кандалах, а тот который думает что он свободен и продолжает работать на буржуазную систему, полагая, что работает на себя. Так и создаются условия, которые со временем должны заставить трудящиеся массы понять угнетающую роль денег, и это понимание постепенно приведёт человечество к новым революционным социально-экономическим изменениям в обществе!  Как в своё время понимание необходимости в объединении рабов и крепостных не заставило правящую верхушку отменить рабство и крепостное право!
   
     Почему в одной из самой богатой природными ресурсами  стране мира народ живёт в нищете? Да потому, что все работают на эту паразитическую систему!  Каждый из нас должен выбрать: или рабский труд на эксплуататоров, или труд на своё благополучие,  получая всё необходимое из производимых благ от количества и квалификации своего труда от равенства рабочего времени и квалификации на своём рабочем месте в общественной экономике, сохраняя рынок вне социальной сферы. Но, похоже, у россиян рабский труд на барина за тридцать сребренников более почётен, предавая древние общинные принципы.

     Люди давно поняли, что одному человеку трудно обеспечить себя всем необходимым, в сообществе с такими же тружениками сделать это гораздо легче и создавая сообщество единомышленников каждый становится частью общины свободных людей, где труд каждого обеспечивает благополучие всей общины и каждый пользуется производимыми благами достойно труда без каких-либо привилегий, а не только богатая олигархическая прослойка. А поскольку  выдвигается принцип: один народ - одна община, то богатство российской общины - это богатство всего российского народа, живущего в ней. Тогда мы увидим торжество принципа новой жизни, когда не "каждый сам за себя", а "один для всех и все для каждого" и общинная жизнь в единстве,  любви и в труде на благо всех.  По сути - это альтруистическое общество, где не может быть эгоистического индивидуализма, ввиду того, что люди понимают: лучше жить и трудиться вместе, чем погибать по одиночке, тратя всю жизнь на погоню за иллюзорными и сомнительными наслаждениями.

     Важно понимать силу альтруизма. В нынешнем мире победит тот, кто сможет создать общество альтруизма - общество заботы каждого о благе всех. Должна возникнуть держава альтруистов и перед нею дрогнут силы зла и эгоизма, рухнет и рассыплется иго индивидуализма.  Идею общества, где каждый заботится о каждом, где «один для всех и все для каждого», втоптали в грязь. Пора прекратить эту постоянную войну с ближними за своё благополучие, где каждый сам за себя, любимого! 

     Счастье крепкой семьи, мужской дружбы,  любви к ближнему, счастье заботы о детях…  Существует ли все это на самом деле? Каким будет общество, где альтруисты разного рода составляют большинство или, по крайней мере, правящую элиту? Оказывается, не так уж трудно представить такой социум, особенно если взглянуть на современную жизнь социально развитых государств. Не труднее, чем вспомнить своих же собственных любящих родителей и крепкие семьи соседей. Родителей, правда, не выбирают, так что тут бывают и накладки.

      А вы представьте себе правителя, избранного не какими-то кланами или олигархами, не обывателями, мечтающими лишь о шмотках и набитом брюхе, а такими же как вы альтруистами, а среди них есть и талантливые ученые, и самоотверженные воины и простые работяги, которым «за державу обидно». Правителя, чьи помыслы только о том, как сделать жизнь людей своей страны благополучнее и счастливее. Нет ничего лучше и эффективнее крепкой рабочей семьи в любом деле, будь то производственное объединение, крестьянское хозяйство, научное объединение или войсковое соединение. Полюбопытствуйте, отыщите историю любой успешной творческой, воинской, рабочей или какой иной группы - везде вы найдете именно такие крепкие, братские и отеческие отношения.
   
     Поинтересуйтесь воспоминаниями этих людей: сквозь всю жизнь они проносят драгоценные для них воспоминания о великом счастье, выпавшем на их долю. Что это, сладкая удовлетворенность комфортом, чувством «защищенной спины»? Нет, это счастье бытия, счастье совместного, самоотверженного труда, поиска, сражения локоть к локтю с друзьями! Везде в таких группах альтруистов вы найдете харизматического лидера, пассионария. Преданного делу без остатка, истинного "отца", не щадящего ни себя, ни других - и, в то же время, искренне заботящегося о каждом, всегда готовом встать на его защиту. Вспомните хотя бы великого Суворова, "грозу врагам, отца солдатам",  разве не такие коллективы служат  прообразом искомого "общества справедливости", столь желанного для русского мироощущения? Ведь "русскость - это мировоззрение справедливого жизнеустройства", как в своё время правильно заметил польский писатель Станислав Лем.

    Личные умственные и физические способности истинно русских людей, их генная предрасположенность к таким духовным качествам, как сочувствие, сострадание, сопереживание обманутым, униженным, оскорблённым; стремление к равноправию и к социальной справедливости формировались веками, а пример отработанных навыков эффективной работы в общине - это залог победы русской общинности при развитии равноправия и социальной справедливости в будущем российском обществе! К сожалению, приспособить эти навыки в современном демократическом индустриальном обществе не каждому правителю под силу, но объединив достаточное количество населения это вполне возможно...

      Некоторые считают, что народ принимает ту модель социального устройства и развития, которая более органичная для него,  что  это не значит, что тот или иной народ плох - он просто другой.

       Немцы однажды приняли более органичную модель, как им казалось. После того, как набили шишек приняли другую, третью... Что дальше?

       Прогресс и процессы его развития не остановить...

       Мы вернулись, чтобы одуматься и идти дальше,  другие учатся на чужих ошибках,  есть страны, которые идут вперёд почти не останавливаясь в своём социальном развитии, опираясь на мудрость предков, есть такие,  которые убеждены в своей правоте и в своей непогрешимости. На какие народы  будем равняться?

       А для более полного понимания можете ознакомится с этими статьями:

   http://www.proza.ru/2015/09/04/587

   http://www.proza.ru/2012/11/02/632

   http://www.proza.ru/2014/09/04/413

   http://www.proza.ru/2014/02/27/79

   http://www.proza.ru/2013/10/30/195
   
   http://www.proza.ru/2010/03/13/641
 
      Если вас интересуют вопросы справедливости кроме буржуазной, базарной справедливости...