В списке значится под номером 253

Людмила Мирошникова
Он не оставил мне никакого наследства, за что бы я его с благодарностью вспоминала. Он не принимал никакого участия в моём воспитании: ни нянчился со мной, ни водил в садик и школу, ни читал мне на ночь сказки. Он не видел моих детей, но и не знал о рождении своей третьей дочери. Он дал мне только свою фамилию, которую я очень стеснялась в школе, и которую я сменила в 19 лет, выйдя замуж. И всё! Казалось бы, меня с ним больше ничего не связывает, но это не так…

У меня есть дочь и сын. Теперь в моём родительском доме звучит смех моего первого внука. Есть большой дом, и все в нём счастливы. Но… ничего этого у меня не было, если бы он, как один из 27 миллионов нашей страны, в свои 35 лет, на 160 день войны не отдал свою ЖИЗНЬ! Мне сейчас 51 год и я намного старше его, моей дочери – его самой младшей правнучке – почти 30 лет.

И сейчас, в 2015 году, в жаркое августовское утро я и шесть родственников стоим возле братской могилы в селе Береговое Прохоровского района Белгородской области. Мы привезли горсть земли с его родины, правнучки возложили венок, помянули. Как положено по христианскому обычаю, отслужили службу в церкви.

Это моя дочь, правнучка солдата, помогла найти данные о нём в электронном банке данных «Мемориал». Среди 627 захороненных бойцов в братской могиле в списке он был под № 253. В одном из документов от руки химическим карандашом в графе «Убытия» разборчивым почерком внесена запись: «УБИТ В БОЮ хутор Драный Прохоровского р-на Курской обл. 28.12.1941».

Когда читала эту информацию, ком в горле стоял, и слёзы сами наворачивались, было тяжело дышать. Мне захотелось крикнуть всем: «Он нашёлся, он не пропал без вести, и то извещение, которое получила моя бабушка на него в 1943 году, – это ошибка!»
Кто же он? – Мой родной дедушка по папиной линии, КАЗАНКОВ МИХАИЛ МИХАЙЛОВИЧ, 1906 года рождения. Родился в Корочанском районе, селе Ломово.

Всё тот же разборчивый почерк в донесении о безвозвратных потерях сообщал, что красноармеец беспартийный, был стрелком 227 стрелковой дивизии 777 стрелкового полка. В графе, где похоронен значилось: «с. Думное Прохоровского р-на».

Благодаря всё тому же интернету, найден и другой документ, в котором говорится, что среди 627 человек есть млалший политрук, лейтенант, сержанты и больше всего рядовых, как мой дед. Все они перезахоронены в братскую могилу в селе Береговом Прохоровского района Белгородской области. Эта же информация занесена в третий том «Книги памяти», и больше о нём ничего нам не ведомо. Он погиб совсем молодым, чтобы жили его жена, Евдокия Макаровна, три дочери и сын. Уже нет в живых его любимой Евдокии, нет его сына Василия, которому в июне 1941 было всего полтора года, давно похоронены две его дочери – Шура и Нина. Живёт в Украине его младшая дочь Вера, о рождении которой он даже не знал. Я сообщила всем своим двоюродным братьям и сестрам, живущим в Харькове и на Донбассе, о том, что мы нашли захоронение своего дедушки, и теперь точно знаю, куда я и моя семья поедем 9 Мая. И на майский праздник в шествии бессмертного полка мой внучок, праправнук дедушки Миши, понесёт табличку с его данными, как солдата, погибшего в Великую Отечественную войну.

Ни у кого из родных нет дедушкиной фотографии, мы не знаем, каким он был, как выглядел. Ни цвет глаз, ни черты лица, ни его привычки – ничего этого уже никогда не узнать, но от него пошла ветвь родни. Всех нас 25 человек, и, наверняка, в каждом из нас есть что-то от дедушки.

Его нет уже 74 года, но своего дедушку, погибшего в годы Великой Отечественной войны 28 декабря 1941 года в бою за маленький хутор Драный, которого уже нет на карте, будут помнить всегда 5 внуков, 8 правнуков, 8 праправнуков.

ВЕЧНАЯ ТЕБЕ ПАМЯТЬ, СОЛДАТ!
СПАСИБО ЗА ЖИЗНЬ, ДЕДУШКА МИША!