Женщина должна быть богиней

Диана Свердловская
Известный искусствовед о себе, женщинах, молодежи

Со Львом Миловидовым, известным искусствоведом, автором многочисленных книг по искусству, художественных альбомов, членом Союза художников, Союза журналистов России, заслуженным деятелем искусств РФ, мы встретились на открытии одной из выставок в Москве. Беседа наша об искусстве постепенно перетекла в воспоминания Льва Александровича.

- Лев Александрович, а как все начиналось?

- Родился я в Переславле-Залесском, одном из красивейших городов Ярославской области, городе, насыщенном духовностью, нравственностью, красотой природы, храмами, монастырями, соборами. Судите сами: в Переславле-Залесском четыре монастыря и 40 церквей, крупнейший исторический музей, где хранятся огромные коллекции живописи, иконописи, различных исторических реликвий, документов и так далее.

Я помню, как мы с моим лучшим другом Владиком Клочковым, сбежав из детского сада, любили бродить по лабиринтам этих заброшенных монастырей и церквей. Тогдашняя власть закрывала храмы, благо, что все это само по себе сохранилось.
Читать я начал рано. Поглощал все подряд, даже политическую литературу. Представляете, четырехлетнего малыша с учебником «Материализм и эмпириокритицизм» в руках! (смеется – авт.). Книг в нашем доме было много, поскольку мой папа был историком и работал секретарем тогдашнего горкома партии. В нашей домашней библиотеке хранилось большое количество книг как по политологии, так и по искусству, много сочинений классиков русской и зарубежной литературы.

После такого самообразования в первый класс я поступил с большим багажом знаний. Учился хорошо, был отличником. Очень любил школу. Но после 7 класса начал понимать, что точные науки мне неинтересны. В итоге, к окончанию 10 класса в моем аттестате среди пятерок по гуманитарным предметам затесались тройки по математике, физике и другим. Поэтому после школы у меня была одна дорога – в МГУ на факультет истории и теории искусств. Да и воспитывался я в семье гуманитариев: папа – историк, мама не работала. Она была божественно красивой женщиной. В моих глазах матушка была идеалом. Вообще, в жизни моей, кроме мамы, было две таких женщины: двоюродная сестра и моя супруга.

- Как вы познакомились со своей женой?

- С Галиной я познакомился в экскурсионной поездке. Я много лет возил экскурсии по Золотому кольцу. И вот однажды (а это был 1977 год, 26 февраля) я вез туристов в Кострому. Подъезжаем мы к селу Новое. Входит к нам в автобус красивая молодая особа, роскошная блондинка, словом, Афродита. Подходит к моему креслу в первом ряду и просит разрешения сесть рядом. Я был так очарован! «Садитесь, сударыня, - говорю, - кресло и я вместе с ним давно ждем вас! Так мы разговорились. А когда вернулись обратно в Мытищи, я был удивлен тем, что Галина тоже из нашего города. Более того, живет недалеко от меня. С того дня мы начали встречаться. Я понял, что с каждым днем все больше и больше влюбляюсь в нее. С тех пор мы вместе уже на протяжении 35 лет. У нас три взрослых дочери.
Галина – не просто супруга, она во всем моя помощница. Она и корректор, и редактор. К сожалению, я уже на протяжении 10 лет из-за проблем со зрением самостоятельно не могу ни читать, ни писать. В моих книгах выступает она и в качестве соавтора. Участвует со мной во всех выставках. Кроме того, она освоила несколько видов декоративно- прикладного искусства, разводит орхидеи.

А еще она любит заниматься интерьером нашего дома, периодически меняя его. И это, я считаю, нормально, потому что богиня не хочет и не будет жить подолгу в одном и том же
убранстве.

- По-вашему, что значит идеальная женщина?

- В глазах мужчины женщина должна быть богиней, загадкой, тайной. Таковой является моя Галина. Я на протяжении 35 лет неустанно продолжаю открывать в ней что-то новое. И я ее люблю до сих пор так, будто только недавно встретил.
Сейчас в СМИ очень много рассуждают о любви. А спроси любого, что это такое, не каждый сможет внятно ответить, потому что в нынешней жизни это светлое чувство
опошлено. Женщина стала легко доступной, мужчины перестали завоевывать ее. Отсюда и соответствующее отношение к ней. Я считаю, главной ошибкой государства в 50-ые годы отмену раздельного обучения мальчиков и девочек. Помню, в школьные годы с девочками мы встречались только по праздникам на танцевальных вечерах. Мы стрепетом готовились к этому событию, ждали его. Поэтому девочки всегда вызывали в нас восхищение, преклонение. Любовь – это, в каком-то смысле, мечта...

- Лев Александрович, как вы думаете, что нужно делать для возрождения духовности у нынешнего молодого поколения?

- В первую очередь, обратить внимание на то, что показывают по телевизору. Сейчас большая часть эфира сводится к рассмотрению половых отношений, одним словом, к разврату. Зачем эту грязь выливать на неокрепшие души молодых людей? Лучше беседовали бы на темы нравственности отношений между мужчиной и женщиной.
А так, насмотревшись всей этой пошлятины, многие девушки стараются произвести эффект на мужчину не своей женственностью и наличием ума, а исключительно внешним видом: кучей косметики на лице и юбкой покороче.

В обществе стало преобладать мнение, что идеалом красоты и женственности является «девуш-ка с обложки». В итоге, наша молодежь начинает подражать этому сомнительному образу. Все усилия направляет она только на внешнюю оболочку, мало кто заботится о внутренней красоте. Это лишь на какое-то время может привлечь внимание молодого человека. А потом, когда он осознает, что девушка - пустышка по сути, отталкивает. Мужчин больше привлекают женская кротость, целомудрие, внутренняя красота.

Понятие красоты неразрывно связано с пониманием любви. Многие путают любовь со страстью. Любовь не может возникнуть сиюминутно. Она выстраивается, и лишь спустя какое-то время становится настоящей. Сначала нужно узнать друг друга поближе: какие у нее идеалы, ценности, взгляды на жизнь, на воспитание детей. Согласитесь, если отношения строятся только на удовлетворении плотских желаний, то они обречены на провал.

Почему у нас в стране сейчас такой большой процент разводов? Потому что люди строят отношения при отсутствии прочного фундамента. Между ними нет понимания, настоящей любви.

И еще. Не надо девушкам соглашаться на, так называемый, гражданский брак. Это унизительно. Такой брак предполагает потребительский подход по отношению к
женщине. Печально, конечно, что теперь нет ничего святого, а во главу угла ставятся деньги. В этом-то и состоит вся трагедия нашего общества. Все в нашей жизни, к сожалению, меряется купюрами. А это неправильно...