Сеченовские и условные рефлексы

Ыскер Ывин
«сын замахнулся на святая святых церковного учения – бессмертную неуловимую душу. И всю жизнь, вдоль и поперек исследовав человеческое тело и мозг, доказывал, что психика имеет вполне земную, материальную основу и может быть изучена так же, как сердце или желудок. И никакой эфемерной, непостижимой души не существует вовсе» - стр. 5 книги [1]

«мучительно искал возможность изучать социальные вопросы и психологию человека каким-либо точным методом, наподобие тех, что используются в физиологии. Он и в литературе ценит в первую очередь те произведения, где есть отголоски такого поиска.
Надо более конкретно представить, как устроена наша психика, чтобы правильно воздействовать на нее» - стр. 41 там же

«В рассуждениях об Иване Карамазове ясно прослеживается давно мучающая И. Павлова мысль: необходимо найти научные способы исследования человеческой психики, чтобы поставить ее на службу самому же человеку» - стр. 44 там же

«смысл душевной трагедии Ивана Карамазова видит в не изученности таинственной человеческой психики» - стр. 44 там же

«Мнимое кормление стало первым звеном в тех изобретательных физиологических экспериментах, которые отличали в дальнейшем научное творчество великого ученого» - стр. 56 там же

«Сеченовские» и условные рефлексы

После прочтения книги [1] у меня сложилось представление об Иване Петровиче Павлове, как о человеке, которого слава по присвоении звания лауреата Нобелевской премии в 1904 году по физиологии пищеварения сделала великим русским учёным. Однако, этот факт одновременно привел к окончанию его продуктивной деятельности как исследователя, хотя некоторые рядовые заслуги последующего периода всё же можно признать. Заслугой его является метод ведения коллективного исследования. Так же важен шаг, приведший его в психологическую науку, которая была мечтой его юности.

Мнимое кормление изобретенное Павловым позволило экспериментально доказать наличие Сеченовских рефлексов по тактильным ощущениям. Однако, решающий шаг в доказательстве Павловских условных рефлексов не сделан. Идея так и осталась идеей, что делает её проблематичной.

В настоящее время ведутся интенсивные исследования в русле проблемы условности рефлекса, но весь материал не даёт права судить, что язык психологии может полностью быть заменён языком физиологии.

Таким образом, проблема мышления «думанием» Павлова не решена. Многое из-за однобокого увлечения физиологией оставлено в забвении, и психиатрия, таким шагом, оторвалась от психологии. Мне пришлось последний вывод сделать самостоятельно на основании изучения проблем психологии и ранее.

09:17:03.1415927 из кельи ЖММИС, моб. +79151882718 13.10.15

+)))
[1] Елена Викторовна Сапарина, «Последняя тайна человека», 1986, изд-во «Молодая гвардия»