Встреча

Павел Сало
Наталья Баклай


Водитель  пригородного автобуса,  открыл  двери, для выхода пассажиров и, обращаясь к старенькой женщине,  категорично и высокомерно заявил: « - Вы бабуля, или выходите,  из автобуса или берите  билет»
Бабушка, в  новенькой темно-синей фуфайке, растерянно и виновато  замигала полинялыми ресницами и, оправдываясь не столько перед водителем, сколько перед поссажирами отчаянно затужила:
- Ой, люди добрые, как же мне сегодня не повезло с торговлей. Ничегошеньки не продала я ни на копеечку, а  пять рублей,  которые были у меня в кармане я и те потеряла. Ехать то мне недалече, к Озерному, мы же будем проезжать мимо моего дома, так ты сынок там и притормози, а я вынесу тебе деньги.
Водитель, еще сильнее нахмурил, молодые непослушные брови, исказив  лицо, как будто после оскомины на зубах и произнес:
-  А я вам  бабуля, ещё раз говорю, выходите из автобуса. Мне с вами целый час до Озёрного ехать, а в дороге контролеры. Зачем мне неприятности?
Старая женщина в отчаянье и искренне заплакала, а пассажиры в автобусе загудели с разных сторон. Одни кричали: « - Выходите бабушка  из автобуса, выходите, из-за вас и мы не едим», другие наоборот, жалея и сочувствуя упрекали водителя: « - Мало что  ли места, вон, сколько свободных кресел?  Да и в пути ещё подберешь и будут тебе левые деньги. А что  со старого человека возьмешь!»
 Как в пчелином улье гудели  в автобусе  голоса  но, пчелиного  единения ни у кого не было. Одни жалили бабушку безжалостными языками, другие – крыльями доброты щадили ее. В последний момент, теряя всякую надежду на помощ и сострадание, бабушка расстегнула кофточку и из-пазухи вытащила паспорт:
- Вот!  Смотри! Смотри!  Я же не воровка, какая ни - будь, здесь всё написано –Лобода Ганна Терентьевна, а вот здесь написано, что я живу в Озерном.
Бабушка дрожащими руками показывала документ водителю, чтобы тот как-то обратил на неё своё внимание посочувствовал что-ли, но мужчина был неумолим.
В это самое время как-то неожиданно из паспорта бабушки, вылетела какая-то бумажка и подхваченная сквозным ветерком полетела вдоль прохода. Казалось, что бумажка эта то ли порхала как бабочка, то ли танцевала, как ребёнок, радовалась, веселилась, но быстро устала и упала белым прямоугольничком возле почтенной седоволосой пары. Увидев прилетевший из ни откуда вроде как маленький конвертик мужчина наклонился, поднял его,  и тотчас изменился в лице, потянулся  левою рукой к сердцу. В правой   –  он держал фото, на котором был изображён совсем молоденький лейтенант, обнимающий девушку с черной косой.
- Что с тобой? Тебе плохо? – заволновалась женщина, и подала ему таблетку  валидолу.
Мужчина, не обращая внимания на женщину, и неотрывая взгляд от фотографии смотрел на неё и  молчал.  Потом ничего никому  не говоря, и все так же держась рукой за сердце, и стараясь не привлекать к себе внимания, пошел  к водителю где находилась рядом и старенькая женщина.
Дрожащей рукой седой мужчина протянул фото женщине, и  тихо сказал:
- Ганна, это ты?
В салоне автобуса неожидано воцарилась тишина! Бабушка не торопясь с удивлением повернулась, к мужчине и изумленная произнесла:
- Павлик!.. и потеряла сознание.
…Кто-то ей подал воды, кто-то предложил место, кто-то обращаясь к водителю приказал: «-Ну! Давай уже! Давай, езжай!», а кто-то тихонько и не смело добавил:
- Прямо как в кино!
Да, кино было немым.  О чем, они говорили, никто не слышал. Почему,  они плакали и почему он целовал ей руки,  - никто не знал.
  Возле остановки Озерное они  вышли втроем – мужчина и две женщины. За проезд  "безбилетной пассажирки бабушки" оплатил седой мужчина подав водителю три рубля, а всем остальным ехавшим в автобусе сказал:
- На первом Украинском фронте я потерял ее след. Думал – погибла. Супруга она мне, первая! Супруга…

Перевод с украинского языка  Павел Сало
Москва 12.08.2015