Этимология Куб Бак Бок Бык Бука

Илья Сухарев
Все аффиксы … (приставки, суффиксы, окончания) – это наследники, когда то существовавщих, отдельных слов !
А. Зализняк
https://youtu.be/6XxAUWFt1wY    https://youtu.be/6XxAUWFt1wY?t=3684   1:01:25


Фрагмент статьи "Смыслы в звуках ..." - http://www.proza.ru/2015/07/20/338


Куб = К-Б = Кон Боя (Й) = Ограничение (упорядочивание) Стихии (свободной энергии).
Куб это ограниченное замкнутое качество (энергия, объём). Куб (геометрический и физический объект) это конкретный пример пределов и границ -  граней вершин сторон (стен) и символ (прототип) структуры кристаллической решётки.
Чем Куб ограничивает пространство-объём? - собою - своими БоКами (гранями рёбрами углами (Кутами));
КуБ = БоК = БаК (ёмкость).
В древнеславянском Къбьлъ - Чан, сосуд, корец, ковш, мера.
Украинский Коб, кобель - корзина, кошель.
Сербохорватский - Кабао - ведро.
Словенский Кэbеl, Чешский Кbel - чан, ушат, ведро, лохань.
Древненемецкий Кubil Кюbel- подойник.
Литовский Кu;bilas, латышский Кubls - чан.

Названия для БАК (ёмкость ведро чан + (...)) ... - заметно что Б*К = К*Б:
Къбьлъ (Чан, сосуд, корец, ковш) - Древнеславянский
Коб, кобель (Корзина, кошель)- Украинский 
Кабао (ведро) - Сербохорватский
Кbel (чан, ушат, ведро, лохань) - Чешский
Кэbэl - Словенский
Кubil Кюbel (подойник) - Древненемецкий
Butte, Krug, Zober, Zuber - Немецкий 
Кubilas - Литовский
Кubls (чан) - Латышский 
Коубас - Греческий 
Cubo, Cuba, Cubeta - Испанский 
Cubell - Каталанский
Албанский- Kov;, kove, vask; (лохань) 
Bёket - Волапюк
Bak - Западно-фризский
Buicеad - Ирландский 
Badar - Исландский
Kova - Турецкий
Bak’ - Армянский
Baquet, Сuve - Французский
Bucket (ведро), Basket (Корзина), Box (ящик коробка), Bag (мешок сумка) - Английский
Buka (мешок) - Бенгальский
Камба (сарай) - Казахский
Bang (Комната) - Корейский
Cave (пещера)  - Азербайджанский
Сova (яма) - Галисийский
Bak (бункер) - Африкаанс
KubRa (Кольцо круг) - Санскрит
Kabu (КОНтроль Командование) - Панджаби
Curb (сдерживать обуздывать) - Английский
Куб - как раз и есть КОНкретный ограниченный оБъём,
- символ границ Боя (свободного объёма-пространства),
- упорядоченный замКНутый (КОНец-начало) оБъеКт.

Звук Б (БоЙ) своими смыслами конечно связан со смыслами понятия Энергия, и в словах как Куб Бак - так
же связан со смыслами "Объём-Пространство". И ведь физики называют пространство (объём вселенной)
Эфиром и "наделяют" его невероятным количеством энергии.

У Даля:
"КАБА жен., новг.-тихв., небольшой, вбитый в землю кол. Вбей кабу. Причаль лодку за кобу! Каба,
кава, коба, кобель, заключая в себе понятие об укрепе, слово древнее коренное (которого нет в общих
словарях), в связи со словами: кобь ворожба, а стало быть и с кабалою; скобка (где с предл.), скрепа, соединенье; ковать ковы; кобенить, гнуть, ломать силою; кобеняк, обнимающий голову; кобень, упрямец; копыл, рожон и пр. ...
КАБЕЛ — КАБЕЛ, КОБЕЛ, каб, каба, коба, кова (см. коба), короткая свая, пень, кол, тумба, столбик для причала или охраны чего. Ка(о)белки жен., мн., волжск. подвязки на плутни (поплавки) и ляпки (грузила) невода. ...
КОЛОБ муж. -бок, -бочек; колобур, колобух, колобушек, колобуха жен. -бушка, кообка, колобан муж. -башка ·об. -банчик муж. колобишка; колобища, скатанный ком, шар, груда, валенец, катанец; небольшой, круглый хлебец; кокурка, толстая лепешка, ...
БУК, бучало – "щелок, в котором парят белье", деревянная посудина, кадка, в которой парят белье",
бученье – мочка белья в бучале для выбелки."   

Фасмер:
"Ка;ба "кол для привязывания лодок", новгор., тихвинск., олонецк., псковск. Также ко;ба, ко;ва "кол, шест, пень", новгор, Заимств. из вепс. kavi, люд. ku;avi – то же; см. Калима. FUF 18, 154 и сл. (тем самым отменяется стар. объяснение Калимы (96) из фин. kарu, род. п. kavun "гвоздик".
Ка;бьи кабе;йки мн. "нижняя часть ног от колен у рогатого скота", олонецк. (Кулик.). Из карельск. kabia, kabie "копыто", фин. kavio; см. Калима 97."

"Каб (пустой сосуд) (4Цар.6:25 ) — мера объема жидких и сыпучих тел, равная примерно 1,3 л (см. меры)..."
Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии. В.П. Вихлянцев. 2003.
"Каб название меры еврейской, которая может вместить куриных двадцать четыре яйца. (4 Цар. 6, 25)."
Полный церковнославянский словарь (с внесением в него важнейших древнерусских слов и выражений).
Сост. свящ. Григорий Дьяченко. 1900.


Бык = Бой-Кон = бою предел. Т. е имеется в виду домашний бык, его дикости положен конец.
Дикий бык (тур) - это уже два слова.
Бык по гречески Таурус, а на санскрите ;;;;; Тарус - Бой, превосходство.

Слово понятие "Бык" очень явно показывает что огласовка (характер вокализации) в слогах принципиально не влияет на первичные смыслы слов, определяемые корневыми согласными звуками.
Так в славянских языках в значении "Бык" есть и Бак и Бик и Бук и Боук и Бука, и в кельтском даже Бокка (корова).

Названия для "Скот и домашние животные" в разных языках:
Названия для "Скот и домашние животные" в разных языках:

Baca - Сардинский, Мирандийский, Тагалог, Варай
Baqra - Мальтийский
Bюyюkb - Турецкий
Buoc'h - Бретонский
Buwch - Валлийский
Bagёti - Албанский
Bou  vaci   vac;  - Румынский
Bos  boum - Латинский
Buluk - Vurёs
Behi - Баскский 
Boi - Галисийский 
Bov - Романшский
Ba  buar   bo  - Ирландский
Bo - Гэльский
Bqr (boke;,) - Иврит
Bqr (ba'qara,) - Арабский
Bh;ym TTksybt - Moroccan Arabic
Bovino  vacuno - Испанский
Bovini  bovino  bue  vacca - Итальянский
Bou - Каталанский
Bovin - Французский 
Boskap - Шведский
Buskap - Норвежский букмол
Bugh - Корнийский
Baca - Venetian 
Baka - Ладино, Окситанский, Пуарани
Bag hl - Персидский
yкр - Калмыцкий
waka - Аймара, Кечуа
wakax - KekchI
Booeide  bodia - Греческий

Бука в в тюркских - Бык.

Бука (у Даля) - "мнимое пугало, коим разумные воспитатели стращают детей; нелюдим, человек неприступный, суровый, угрюмый; Букситься сиб. дичиться, коситься исподлобья, от угрюмости или застенчивости."
Понятно что Бука совсем не Буян, хотя Б (бой) есть, но со звуком К (Кон).
Бука = Бой-Кон = Борьба (брань) - Предел (ограничение, граница). Т. е бука - это бой ограждённый (ограниченный, не действенный), это буян под замком.
BAhuka (санскрит) - зависимый рабский, рука, обезьяна.
Bukka (санскрит) - козёл.

Бука (буква) = то же что и в предыдущем случае, но точнее сказать = Бой (как выражение смыслов от Й) запечатанный ограниченный (нарисованный) образ, потому и есть Знак (символ).



Из сети.


Кааба
[править | править вики-текст]Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2015; проверки требуют 3 правки.
Мечеть

Страна Flag of Saudi Arabia.svg Саудовская Аравия
Провинция Мекка
Город Мекка
Строитель пророк Ибрахим
Основные даты:
605 — Реконструкция Каабы курайшитами
638 — Реконструкция Абдуллы ибн аз-Зубайра
693 — Реконструкция Абдул-Малика ибн Марвана
1629 — Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
1996 — Реставрация Каабы
Реликвии и святыни Чёрный камень
Статус Главная святыня ислама
Размеры 11,03;12,86 м
Высота 13,1 м
Состояние действующая
Commons-logo.svg Мечеть на Викискладе
Координаты: 21°25;21; с. ш. 39°49;34; в. д. (G) (O) (Я)
Показать географическую карту

Ка;аба (араб. «куб») — мусульманская святыня в виде кубической постройки во внутреннем дворе мечети Масджид аль-Харам (Заповедная Мечеть) в Мекке. Это одно из основных мест, собирающее, согласно кораническим предписаниям, паломников во время хаджа. Кааба носит символическое имя «аль-Бэйт аль-Харам», что означает в переводе с арабского «священный дом».

Содержание  [убрать]
1 История
2 Этимология
3 Составные части Каабы
4 Кааба в доисламскую эпоху
5 Ремонтные работы в мечети
5.1 Реконструкция Каабы курайшитами
5.2 Реконструкция после эпохи пророка — Абдулла ибн аз-Зубайр
5.3 Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана
5.4 Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду
5.5 Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
5.6 Реставрация Каабы в 1996 году
6 Кааба изнутри
7 Критика поклонения
8 Примечания
9 Литература
10 Ссылки
История[править | править вики-текст]
С глубокой древности Кааба не единожды перестраивалась. Считается, что первое здание Каабы было возведено небесными ангелами. Следующими её строителями стали, последовательно, пророки Адам и Ибрахим, о чём упомянуты в Коране слова Аллаха: «…Вспомни, как закладывали Дом Священный Ибрахим и Исмаил…»(Аль-Бакара, 2:127). В четвёртый раз Каабу отстроили курайшиты (засвидетельствовано пророком Мухаммадом, когда ему было 25 лет), в пятый раз Кааба была перестроена Ибн аз-Зубайром.

Коран называет Каабу первым сооружением, возведённым людьми непосредственно для поклонения Богу.

Обязанность содержать Каабу в порядке по традиции лежит на членах семьи Бани Шайба. У них же хранятся и ключи от её дверей. По преданию, представитель этой семьи получил эти полномочия непосредственно от пророка Мухаммеда. Церемония омовения Каабы проводится дважды в год: примерно за две недели до начала священного месяца Рамадана и за две недели до хаджа[1]).

Возрастающее число паломников во время хаджа вызвало необходимость в расширении мечети Масджид аль-Харам. Одно из таких расширений было произведено в 1925 году, во время правления короля Абдель Азиза ибн Абдуррахмана. В 1953 году в мечети Масджид аль-Харам появилось электрическое освещение и электрические вентиляторы. В результате масштабных строительных работ, проведенных во время правления королей Сауда IV, Фейсала и Халида, площадь мечети вместе с площадью вокруг Каабы увеличилась до 193 000 кв. м, а вместимость — до 400 000 человек. При короле Фахде мечеть получила системы кондиционирования воздуха, пожаротушения, ливневой канализации. Общая площадь мечети составила 356 000 кв. м, а вместимость выросла до 600 000 человек. В 2007 году начат очередной этап реконструкции мечети, в результате которой она сможет вместить 1,6 млн верующих. В рамках этой реконструкции площадь вокруг Каабы внутри мечети расширяется с 20 метров в радиусе до 50 метров, в результате чего её пропускная способность должна увеличиться с 52 тысяч до 130 тысяч тавафов (обходов Каабы) в час.

В один из углов Каабы вмонтирован Чёрный камень. Вокруг Каабы во время хаджа совершается обряд таваф. Кааба служит киблой — ориентиром, к которому обращают свое лицо мусульмане всего мира во время молитвы.

Этимология[править | править вики-текст]

Паломник у Каабы
Буквально слово ;;;;;; в арабском языке означает «квадратный дом», в свою очередь произошедшее от ;;;;; — «куб». Другие названия Каабы включают в себя такие слова, как «Байт аль-Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Мусульмане также называют Каабу словом «Байт-Уллах», что означает «Дом Аллаха»[2].

Составные части Каабы[править | править вики-текст]

Составные части Каабы:
1 — Чёрный камень; 2 — дверь; 3 — жёлоб; 4 — цоколь; 5 — Хиджр Исмаил ; 6 — Мультазам; 7 — Макам Ибрахима; 8 — угол Чёрного камня; 9 — угол Йемена; 10 — угол Шама; 11 — угол Ирака; 12 — Кисва; 13 — мраморная полоса; 14 — место стояния Ибрахима
Святыня покоится на основании из мрамора. Углы ориентированы по сторонам света и имеют название «йеменский» (южный), «иракский» (северный), «левантийский» (западный) и «каменный» (восточный). Кааба изготовлена из мекканского гранита на мраморном фундаменте. Кааба постоянно покрыта особым покрывалом из чёрного шёлка, называемым кисва. Покрывало меняется раз в год, в 9/10 день месяца Зу-ль-хиджа (месяца хаджа) по исламскому календарю. Внутри Каабы имеется помещение, однако оно открывается лишь два раза в год (и только для почетных гостей) в ходе т. н. церемонии «Очистки Каабы». Высота Каабы сегодня составляет 13,1 м. Длина и ширина, соответственно, 11,03 и 12,86 м. При пророке Ибрахиме размеры Каабы были иными:

восточная стена — 14,80 метров;
стена со стороны Хатем — 10 метров;
сторона между Чёрным камнем и Йеменским углом — 9,15 метров;
западная сторона — 14,2 метров.
Чёрный камень (араб. ;;;;; ;;;;;; — аль-хаджар аль-асвад) — камень, вмонтированый в восточном углу Каабы на высоте 1,5 м[3]. Видимая площадь поверхности камня примерно 16,5;20 см.

Фактически камень представляет собой осколки камня чёрно-красного цвета, скреплённые цементным раствором и вставленные в крупную серебряную оправку (футляр). Во время хаджа считается большой честью совершить к нему прикосновение. Во времена, когда пророк Мухаммед со своими сторонниками захватил Мекку, он выкинул из Каабы всех идолов, но благожелательно дотронулся до чёрного камня своей тростью. Вероятно, с тех пор чёрный камень стал считаться святыней для всех мусульман. До этого же времени он был родовой святыней племени курейш.

Согласно преданию, когда Чёрный камень был послан Аллахом пророку Адаму, он был белым, но постепенно почернел, пропитавшись человеческими грехами. Хотя по другим сведениям камень был послан пророку Нуху (Ной), видимо, в знак памяти о потопе и долгое время хранился на горе Абу-Кубейс. Когда пророк Ибрахим (Авраам) искал камни для строительства Каабы, он принёс его и установил на нынешнем месте, чтобы совершить прогулку вокруг него (таваф), которая и стала по традиции считаться элементом поклонения Аллаху во время хаджа.

Дверь (араб. ;;; ;;;;;;) расположена в Восточной стене Каабы, находится на высоте 2,5 метров от земли, а доступ к ней осуществляется с помощью приставных ступеней. Вероятно, это было сделано для защиты от редких наводнений[4]. Высота самой двери 3,06 метра, а ширина 1,68 метра. При производстве двери было использовано около 280 кг золота 999 пробы стоимостью 13 420 000 риалов. Двери подарены королём Халидом ибн Абдель Азизом. Со времён пророка Мухаммеда ключи от дверей Каабы хранятся у семейства Бани Шайба.

Мизаб ар-Рахма (араб. ;;;;; — водосточный жёлоб милости) — жёлоб для стока дождевой воды, добавлен в ходе восстановления 1627 года после дождей, вызвавших обрушение стен. Вода с крыши, символизируя благодать, направляется на могилы Исмаила и Хаджар.

Цоколь (араб. ;;;;;;;;;), на котором стоят стены Каабы, добавлен в 1627 году для защиты фундамента от грунтовых вод.

Хиджр Исмаил (араб. ;;; ;;;;;;;) или аль-Хатим (араб. ;;;;;;) — низкая полукруглая стена. Высота около 1 метра, длина 17,75 метра. Паломникам иногда разрешают заходить в пространство между этой стеной и Каабой и молиться, это место считается местом захоронения Исмаила и его матери Хаджар (Агарь).

Мультазам (араб. ;;;;;) — часть стены между Чёрным камнем и дверьми Каабы длиной около 2 метров.

Макам Ибрахима (араб. ;;;; ;;;;;;;) — стеклянное и металлическое огороженное место, на котором находится отпечаток ступней пророка Ибрахима. Ибрахим стоял на этом камне при строительстве верхней части Каабы, поднимая Исмаила на своих плечах для строительства самой высокой части.

Угол Чёрного камня (араб. ;;;;; ;;;;; ;;;;;;) — угол в восточной части Каабы, в которой вмонтирован Чёрный камень[5].

Йеменский угол (араб. ;;;;; ;;;;;;;) — южный угол Каабы.

Угол Шама (араб. ;;;;; ;;;;;;) — западный угол Каабы.

Иракский угол (араб. ;;;;; ;;;;;;;) — северный угол Каабы.

Кисва (араб. ;;;; ;;;;;; — кисват аль-ка’аба) — покрывало из чёрного шелка с аятами Корана наверху с вышитыми золотыми нитями, длина которого около 41 метра, площадь 875 кв.м, а толщина 2 (и более) мм. Покрывало меняется один раз в год перед хаджем. После того как старую кисву снимают, его принято разрезать на лоскутки и раздавать на память паломникам. Также на полотне Каабы присутствует специальное шелковое покрывало для двери в Каабу. Кисву ткут на специальной ткацкой фабрике, изготавливающей только это покрывало. В древности кисва изготавливалась из материи белого цвета. Видимо, чёрный цвет оказался более практичным (в том плане, что не так заметно пачкается от оседающей на него пыли и дождей). До 160 года после Хиджры (когда паломничество совершал аббасидский халиф Аль-Махди) покрывала Каабы из года в год надевали друг на друга. Смотрители и служители этого храма обратились к халифу с опасениями, что через накопленные покрывала здание может не выдержать и развалиться. В результате халиф приказал укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. Так делают до сих пор.

Мраморная полоса (араб. ;;;; ;; ;;;;;;) отмечает начало и конец каждого тавафа (обхода). До недавнего времени полоса была зелёного цвета и была заменена полосой белого цвета, что сделало её менее заметной.

Место стояния Ибрахима — место, на котором стоял пророк Ибрахим при строительстве Каабы.

Кааба в доисламскую эпоху[править | править вики-текст]

Кааба
По мусульманским преданиям первое здание или палатку над чёрным камнем построил пророк Адам[6], а, собственно, первую Каабу построил его сын Шис (Сиф). После потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил (Архангел Гавриил). Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень по сей день хранится рядом с Каабой внутри небольшого монумента Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима). На камне остались отпечатки ступней Ибрахима.

Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.

Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен и существовал также у финикийцев и ханаанеян.

Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.

Около них приносили жертвы. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.

Родившийся в Мекке новый пророк по имени Мухаммед (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы[6]. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Заповедная Мечеть.

Ремонтные работы в мечети[править | править вики-текст]
Question book-4.svg
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.
Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 10 февраля 2012.
Стилевые проблемы
Стиль этого раздела неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка.
Следует исправить раздел согласно стилистическим правилам Википедии.
Реконструкция Каабы курайшитами[править | править вики-текст]
Исходя из религиозного предания, Пророк Мухаммед участвовал в восстановлении Каабы за пять лет до того, как на него была возложена миссия пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, её стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммед принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Чёрный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммед». Когда Мухаммед подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммед предложил решение, с которым все согласились — положить Чёрный камень на плащ и внести его старейшинам четырёх кланов, держась за его концы. Затем пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.

Реконструкция после эпохи пророка — Абдулла ибн аз-Зубайр[править | править вики-текст]
Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой её видел пророк Мухаммед, на основании, заложенном пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша сказала: "Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для её восстановления [Каабы], я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».

Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна — на восток, а другая — на запад, как того хотел пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем — полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения: — сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в неё света; — опустил дверь до уровня земли и сделал ещё одну дверь; — увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и её высота стала 20 локтей (9 метров); — ширина её стен составляла 2 локтя (90 см); — сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.

Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время её восстановления.

Кааба во времена Абдул-Малика ибн Марвана[править | править вики-текст]
В 693 г. Хаджадж ибн Юсуф, известный тиран того времени, с одобрения халифа Омейяда Абдул-Малика ибн Мервана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:

он уменьшил объём сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
он отделил Хатем;
он замуровал западную дверь (до сих пор заметны её следы), но оставил восточную;
разрушил стену, окружавшую Хатем;
убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).
Когда Абдул Малик ибн Мерван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком её построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.

Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду[править | править вики-текст]
Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммеда, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить её. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой её построил Абдул Малик ибн Мерван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.

Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана[править | править вики-текст]
В 1629 г. из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Чёрным камнем, были снесены.

Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами.

В 1957 г. один из историков подсчитал, что количество камней Каабы, имеющих разную форму, равно 1614, однако не были учтены камни, которые находились внутри стены.

Реставрация Каабы в 1996 году[править | править вики-текст]
Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Кааба изнутри[править | править вики-текст]
Президент Исламского общества Северной Америки, д-р Музаммил Сиддики, в октябре 1998 года имел возможность зайти внутрь Каабы. В одном из своих интервью он рассказал о том, что внутри Каабы две колонны; стол, чтобы ставить на него какие-либо предметы, например, благовония; стены и полы сделаны из мрамора; верхние внутренние стены Каабы были закрыты занавесом, на котором была написана шахада. Внутреннее помещение Каабы освещается двумя прикрепленными к потолку лампами. Всего в Каабе может поместиться около 50 человек[7].

Критика поклонения[править | править вики-текст]
В 2014 году боевики террористической группировки "Исламское государство Ирака и Ливана" угрожали захватить Саудовскую Аравию и разрушить расположенную в Мекке главную святыню ислама Каабу.

"С соизволения Аллаха, под руководством нашего шейха аль-Багдади мы разрушим Каабу и убьем тех, кто покланяется камням в Мекке. Люди идут в Мекку не ради Аллаха, а ради того, чтобы коснуться камней", - цитирует заявление одного из ее членов АПА.[8]

Примечания[править | править вики-текст]
; Рамзан Кадыров омыл каабу. gazeta.ru. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
; Мечеть Харам Байт-Уллах в Мекке
; Исторический словарь, 2000
; The Kaaba during an unsual flood Emai
; Энциклопедия Кольера, 2000
; Перейти к: 1 2 Муфтий Сухайл Тармахомед. Правда ли, что Кааба была построена индуистами?. AskImam.Ru. Архивировано из первоисточника 24 августа 2011.
; Кааба – древнейший храм на Земле
; Иракские исламисты угрожают разрушить Каабу _ Bестник Kавказа (30 июня 2014).
Литература[править | править вики-текст]
Silk-film.png Внешние видеофайлы
Видео о Каабе
Silk-film.png Что находится внутри Каабы?
Silk-film.png Строительство Каабы
Silk-film.png Смена одеяния на Каабе
commons: Кааба на Викискладе?
Кааба // Исторический словарь. — 2000.
Кааба // Энциклопедия Кольера. — Открытое общество, 2000.
История Мекки, группа ученых под руководством Шейха Сафир-Рахмана Мубакарпури, Даруссалам, Эр-Рияд, 2002
Ссылки[править | править вики-текст]
Кааба – древнейший храм на Земле (рус.). Ислам.ру (7 апреля 2009). Проверено 9 августа 2013. Архивировано из первоисточника 7 августа 2013.
Мечеть Харам Байт-Уллах в Мекке (рус.). Ислам.ру (13 сентября 2011). Проверено 9 августа 2013. Архивировано из первоисточника 26 июля 2013.
10 фактов о Каабе, которые вы, возможно, не знали (islamworld.tv)
Священная Мекка и Кааба. История строительства. Чёрный камень. «Место Ибрагима»
Кааба: происхождение, история и устройство по материалам саудовских, иранских и египетских первоисточников, включая русское иновещание некоторых из этих стран — в тексте и аудио, рус.
Краткое изложение истории Каабы
Виртуальная энциклопедия Хаджа. Большая фотогалерея
Внутри Каабы. История Храма от ангелов до Saudi BinLadin Group.
[показать] Просмотр этого шаблона Мечети Саудовской Аравии
[скрыть] Просмотр этого шаблона Хадж и умра
Столпы Ихрам · Таваф · Сай · Арафат (стояние) · Джамрат Last call for Hajis - Flickr - Al Jazeera English.jpg
География Мекка · Медина · Джидда · Сафа и Марва · Арафат (гора, долина) · Муздалифа · Мина · Микат
Персоналии Ибрахим (Авраам) • Исмаил (Измаил) • Хаджар (Агарь) • Мухаммед • Амир аль-хадж
Мечети Мечеть аль-Харам · Кааба · Масджид ан-Набави
Дни Курбан-байрам · День Арафат · Дни ат-Ташрик
См. также Чёрный камень · Замзам · Кисва · Талбия · Пять столпов ислама
Категории: Мечети по алфавитуМечети Саудовской АравииХаджМеккаКаабаАрабская мифология
Навигация
Создать учётную записьВойтиСтатьяОбсуждениеЧитатьТекущая версияПравитьПравить вики-текстИстория

Поиск
Перейти
Заглавная страница
Рубрикация
Указатель А;—;Я
Избранные статьи
Случайная статья
Текущие события
Участие
Сообщить об ошибке
Портал сообщества
Форум
Свежие правки
Новые страницы
Справка
Пожертвования
Инструменты
Ссылки сюда
Связанные правки
Спецстраницы
Постоянная ссылка
Сведения о странице
Цитировать страницу
Печать/экспорт
Создать книгу
Скачать как PDF
Версия для печати
В других проектах
Викисклад
Викиданные
На других языках
Ac;h
Afrikaans
;;;;
;;;;;;;
Авар
Az;rbaycanca
Баш;ортса
Bikol Central
Беларуская
Беларуская (тарашкевіца)
Български
;;;;;
Bosanski
Catal;
Нохчийн
;;;;;; ;;;;;;;
;e;tina
Dansk
Deutsch
;;;;;;;;;;
;;;;;;;;
English
Esperanto
Espa;ol
Eesti
Euskara
;;;;;
Suomi
Fran;ais
Galego
;;;;;
;;;;;;
Hrvatski
Magyar
;;;;;;;
Interlingua
Bahasa Indonesia
;slenska
Italiano
;;;
Basa Jawa
;;;;;;;
;аза;ша
;;;
Kurd;
Кыргызча
Latina
Lietuvi;
Latvie;u
Македонски
;;;;;;
;;;;;
Bahasa Melayu
Nederlands
Norsk nynorsk
Norsk bokm;l
Occitan
;;;;;;
Polski
;;;;;;
Portugu;s
Rom;n;
Sicilianu
Scots
Srpskohrvatski / српскохрватски
Simple English
Sloven;ina
Soomaaliga
Shqip
Српски / srpski
Basa Sunda
Svenska
Kiswahili
;;;;;
;;;;;;
То;ик;
;;;
T;rk;e
Татарча/tatar;a
Українська
;;;;
O;zbekcha/ўзбекча
Ti;ng Vi;t
Winaray
Yor;b;
;;
Править ссылки
Последнее изменение этой страницы: 01:55, 13 октября 2015.
Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike; в отдельных случаях могут действовать дополнительные условия. Подробнее см. Условия использования.
Wikipedia® — зарегистрированный товарный знак некоммерческой организации Wikimedia Foundation, Inc.




Священная Кааба

 
В мире существует большое количество тайн и загадок, связанных с Исламом, а так же его последователями. Одно из таких удивительных мест — Священная Кааба. С какой целью при ежедневной пятикратной молитве мусульмане всего мира обращаются лицом к Каабе? Почему земля вокруг Мекки считается запретной? Попытаемся ответить на эти вопросы

священная кааба


 



Картографические данные
Условия использованияУвеличить карту
Запись относится к месту:
Азия

Показать на карте
Для того, чтоб пролить свет на эти вопросы, проводилось большое количество научных исследований. Но сперва расскажем о самой Каабе

кааба

Если перевести с арабского, то слово «Кааба» означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Существует также такой дословный перевод,  как "Куб". Некоторые другие названия Каабы состоят из таких слов, как «Байт аль Атек», одно из значений которого — «самый ранний и древний». По второму значению, это слово трактуется, как «независимый и освобождающий». Два этих значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» — «священный дом».

священная кааба

Кааба перестраивалась 12 раз

Исследователи и историки расходятся во мнениях, что реконструкция Каабы производилась от 5 до 12 раз. Первый раз Кааба реконструировалась Пророком Адамом. Аллах говорит в Коране:

"Воистину, первым домом, который был воздвигнут для людей, является тот, который находится в Бекке (Мекке). Он был воздвигнут как благословение и руководство для миров". (Сура 3, аят 96)

кааба

При Пророке Ибрахиме размеры Каабы были следующими:

восточная стена – 14,80 метров;
западная сторона – 14,2 метров4
стена со стороны Хатем – 10 метров;
сторона между Черным камнем и Йеменским углом – 9,15 метров;
план каабы

Сегодня высота Каабы составляет 12,05 метров, а площадь её равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Каабы — 13х9 м, а ширина стен  – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место совершения Тавафа. Потолок и крыша сделаны из тика, покрытого нержавеющей сталью. Стены сооружены из камня, отполированного с внутренней стороны. Позже это небольшое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом -  такой чести больше не удостаивалось ни одно здание.







Результаты детальных исследований земли говорят, что наша планета пережила этап в своей древней истории, когда она была полностью покрыта водой. Согласно мусульманским верованиям,  Аллах взорвал дно океана мощным извержением вулкана, извергавшим лаву до того момента, пока не сформировалась на дне этого первого океана цепочка гор. Вулканическая активность не прекращалась, пока некоторые вершины гор не начали вырисовываться над водой, превратившись в цепь вулканических островов, из которых например, состоят такие государства как Гаваи, Япония, Филипины, Индонезия и другие.

Но первой землёй, вышедшей из воды благодаря этим извержениям была земля Благословенной Мекки. От пророка передается: "Кааба была островком над водой и была затем распростерта земля от нее" (Аль-Харави, Аз-Замахшари). В другом хадисе сказано: "Была распростерта земля от Мекки и простер ее Аллах от нее и стала она называться "матерь земель"" (Муснад Имама Ахмада).

мекка



Также утверждают Ат-Табарани и Аль-Байхаки от Ибн Умара, что Запаведный Дом (Кааба) был первым, что появилось над поверхностью воды при сотворении небес и земли и от него была распростерта остальная земля.

Залюля Наджара, популярный исследователь научных данных Корана, советует нам обратиться к хадису пророка: «Мекка была небольшим кусочком земли на воде, и вся суша распространилась оттуда».

священная земля
 

кааба

В ходе исследований по поиску направления на Каабу с крупнейших городов планеты профессор Хусейн Камалюддин заметил, что Мекка находится в центре воображаемого круга, словно охватывающего края материков планеты. Именно на основе этого и был сделан вывод, что земля распростерлась вокруг Мекки по точному плану, то есть этот благословенный город является центром всей суши

направление на каабу





Но в своих исследованиях профессор пошел дальше и обнаружил, что в Мекке, там, где стоит Кааба, расположен магнитный центр Земли. Такой вывод он сделал после того, как установил, что магнитные полюса Земли всегда меняются, а магнитный центр Каабы является постоянным

кааба




Он установил это при вычислении направления к Каабе (кибла) из разных уголков земного шара. Ученый сделал удивительное открытие — это направление совпадает с направлением магнитных линий, ведущих со всех сторон в Мекку, к Каабе. Продолжая свои исследования он установил, что истинный магнитный меридиан Земли проходит не по г.Гринвич (Англия), как общепринято считать, а по Мекке. Гринвичский меридиан изменяется при смене магнитных полюсов, а меридиан же, проходящий по Каабе, остается на месте



И так, научные наблюдения, которые определяют уникальность Каабы:

Отсутствие искажения магнитного поля на протяжении всей Мекки
Направленность углов Каабы точно на четыре стороны света
Наличие источника Замзам, бьющего ключем посреди скал и непрерывность его вытекания на протяжении 1400 лет
 Доказанность метеоритного происхождения как "черного камня", так и "места стоянки Ибрагима", что подтверждает теорию о небесном происхождении этих камней



Эти утверждения были познаны человеком через науку только в современный период, поэтому наличие их в Книге Аллаха и в словах пророка доказывает истинность Корана как речи Всевышнего, обращенной к людям и истинность пророчества Мухаммада, мир ему и благословение Всевышнего Аллаха.




На фото Кааба во время Хаджа
хадж

Маленькое здание в форме куба, известное как Кааба, не может тягаться с небоскребами по высоте или особняками по роскоши, но его влияние на историю человечества трудно недооценить. Кааба – то здание, к которому ежедневно пять раз обращены взоры всех мусульман мира во время совершения молитвы. Это происходит уже более 1400 лет со времен Пророка Мухаммада


КААБА
Кааба, главная святыня ислама, сердце Заповедной Мекки, как архитектурное сооружение являет собой необычайно выразительную, хотя и чрезвычайно простую по форме и конструкции постройку. По-арабски, слово «кааба» означает «куб». Здание, в направлении которого молятся все мусульмане мира, внешне, действительно, подобно элементарной геометрической фигуре, но по силе психологического и эстетического воздействия мекканская Кааба не уступает самым сложным и пышным памятникам строительного искусства. Четкий, ясный, лаконичный объем высотой 15 м и площадью 10 на 12 м, задрапированный тканью глубокого черного цвета, поглощающего солнечные лучи и оттеняющего сияние вышитых золотом и серебром надписей, производит грандиозное впечатление. Паломники при виде Каабы не могут сдержать слез.
История земной Каабы, которая является копией Каабы небесной, восходит к глубокой древности. Происхождение Каабы связано с первым человеком и первым пророком Адамом, которого Господь назначил своим наместником на земле (см. Коран, 2:30).
Согласно мусульманской традиции место расположения Мекки стало священным прежде, чем было заселено. Именно в окрестностях Мекки пророк Ибрахим хотел принести в жертву Богу своего сына Исмаила. Между мекканскими холмами ас-Сафа и аль-Марва металась в поисках воды для маленького Исмаила жена Ибрахима Хаджар (библейская Агарь), уведенная им в пустыню по велению Всевышнего. Во спасение Исмаила там, где он топнул ножкой, ангел Джабраил (Гавриил) иссек из-под земли воду источника Зам-зам. Близ Мекки в «пещере сокровищ», была устроена первая могила Адама и его супруги Хавы, перенесенная после потопа в Иерусалим; мекканская могила праотца людей отмечала центр мира.
ВОССТАНОВЛЕНИЕ КААБЫ
Из Корана мы узнаем, что, исполняя волю Аллаха, пророк Ибрахим вместе со своим сыном Исмаилом восстановил Священный Дом и поселил вокруг него «в долине, не имеющей злаков» народ своего племени (см. Коран, 14:37), тем самым, положив начало Заповедному городу Мекке. Господь сделал этот Дом «пристанищем для людей и надежным местом», где любой мог чувствовать себя в безопасности, и заповедал Ибрахиму вместе с Исмаилом очистить святилище и создать возможность кругового обхода для верующих — «пребывающих, и кланяющихся, и падающих ниц» (Коран, 2:125).
Заповедный город вырос в мало пригодной для жилья, окруженной вздыбленными голыми холмами котловине, мгновенно затопляемой грязевыми потоками во время выпадающих в горах ливней. По словам автора знаменитой «Книги путешествия» (Сафар-наме) персидского поэта и философа XI в. Насир-и Хусрау, «город Мекка лежит среди высоких гор, и с какой бы стороны ты ни подошел, самого города не видно; /он/ выстроен на ровном пространстве между гор, и площадь его не больше двойного полета стрелы в квадрате» (перевод Е. Э. Бертельса). Путешественник подчеркивал, что «климат в Мекке чрезвычайно жаркий», а вода в колодцах «соленая и горькая, так что пить ее невозможно, но там выстроено много больших водоемов... /которые некогда/ наполняли дождевой водой, стекавшей по горным лощинам».
Историки считают, что поначалу Мекка была стоянкой караванов на древней торговой «дороге ладана», по которой перевозили доставленные на кораблях из Индии и Китая к южному побережью Аравии благовония, специи, китайский шелк, драгоценные камни, золото. Одной из причин остановки караванов в бесприютной долине Мекки был источник Зам-зам, который издревле считался священным. Его горьковатая на вкус вода обладала целебными свойствами, и осевшие здесь в первые века н. э. арабские племена устроили близ колодца языческое святилище. Однако не менее важной причиной этого могли быть осколки Черного камня, или, как считают ученые, метеорита — объекты поклонения многих западно-аравийских племен.
Аравитяне с древнейших времен поклонялись камням, и особенно тем, которые упали с неба. Они видели в них одновременно и место обитания, и воплощение божества — бетэль (у древних семитов — дом божества). В древности небольшие бетэли — идолы племенных божеств нередко помещали в особую палатку и заботливо переносили от одного кочевья к другому. Позднее аравитяне стали возводить для своих святынь бесхитростные прямоугольные каменные постройки, похожие на каабу, и совершать к ним паломничества в установленные ритуалом священные месяцы. Территория вокруг этих святилищ, возводимых обычно близ не пересыхающего ручья или колодца, объявлялась заповедной, запретной (харам). На ней нельзя было проливать кровь и, следовательно, ничто здесь не угрожало торговым ярмаркам, паломникам и караванам.
Заповедная территория, центром которой была мекканская Кааба, простиралась с запада на восток примерно на 18 км, а с севера на юг насчитывала 8—10 км. В конце IV —середине V вв., когда в Мекке уже поселилось племя Курайш, к которому принадлежал и Пророк Мухаммад, Кааба имела вид высокой, сомкнутой в прямых углах каменной ограды без крыши. Два священных камня, вмурованных в кладку стен, служили объектами культа, как и само святилище.
КААБА В АРАБСКОМ МИРЕ
Согласно арабскому преданию основателем Мекки был древний вождь курайшитов Кусай ибн Килаба. Каждому роду он выделил участок территории вокруг Каабы. Свое жилище, построенное примерно в ста метрах от святилища и обращенное дверью в его сторону, Кусай превратил в «Дом собраний» (Дарун Надва); это было место решения всех основных вопросов жизни мекканской общины. В эпоху Халифата Дарун Надва служил резиденцией халифов, когда они посещали Мекку; в конце XI в. дом был разрушен, но затем восстановлен в качестве пристройки к Заповедной Мечети.
Информация, по крупицам собранная из сообщений средневековых авторов, позволила установить, что жилые постройки ранней Мекки представляли собой характерные для примитивных поселений простые круглые хижины, сложенные из камня и глины. Во второй половине VI в. их вытеснили квадратные в плане дома. К началу VII в. Мекка была довольно большим, по аравийским масштабам, поселением. Ее территория простиралась от отмеченного Каабой центра по вади вверх почти на километр и вниз приблизительно на 600 м. Торговая дорога, проходившая через долину в меридиональном направлении вдоль основного русла вади, со временем стала главной городской улицей и местом базара, который сложился южнее Каабы.
От андалусского путешественника конца XII в. Ибн Джубайра мы узнаем, что средневековая Мекка имела трое ворот. От верхних, северо-восточных ворот — Бабуль Маа-ла отправлялись к горе Арафат и в Ирак, нижние, южные, Бабуль Ма-сфаль стояли на пути в Йемен, а через западные ворота аз-Захир, или аль-Умра, уходили в направлении города Пророка — Медины.
КААБА И ПРОРОК МУХАММАД
В молодые годы Пророка Мухаммада, мир ему, Кааба все еще была простой четырехугольной постройкой без крыши. Высота ее стен, возведенных из грубых камней кладкой насухо, по сообщению одних авторов, едва превышала рост человека, по уверению других, достигала примерно девяти локтей (около 4 — 4,5 м). Историк Мекки аль-Азраки, живший в первой половине XI в., утверждал, что северо-восточная сторона древней Каабы была вытянута на 32 локтя, противоположная юго-западная — на 31 локоть, а северо-западная и юго-восточная стороны соответственно имели в длину 22 и 20 локтей. Углы святилища были ориентированы по сторонам света. Два священных камня (в восточном и южном углу) воплощали астральных божеств и божеств-покровителей. Южный камень считался наиболее почитаемым. Вход внутрь находился в северо-восточной стене. В отличие от храма, где происходят богослужения и приносятся жертвы богам, Кааба периода джахилии (предшествующее приходу ислама время «невежества») была хранительницей священных предметов, и сама оставалась святыней, которой поклоняются.
Арабский историк Ибн аль-Кальби (ум. около 820 г.) в «Книге об идолах», посвященной борьбе первых мусульман с язычеством, рассказывает, что до ислама в Мекке «идолы были внутри Каабы и вокруг нее. Величайшим из них был Хубал». Это была скульптура «из красного сердолика в виде человека, с отломанной правой рукой. Таким он попал к курайшитам, и они сделали ему руку из золота» (перевод В. В. Полосина). Всего вокруг Каабы насчитывалось 360 идолов-божеств различных аравийских племен, но мы не знаем точно, как они выглядели. Скорее всего, это были идолы в виде каменных столбов, вроде тех, которых побивают камнями, совершая обряд хаджа, паломники в долине Мина близ Мекки. Для мусульман эти столбы стали олицетворением дьявольского искушения, сбивающего людей с пути истинной веры.
В начале VII в. Кааба сильно пострадала от пожара и селя. Старое здание было разобрано, а на его месте возведена постройка почти кубической формы, перекрытая плоской крышей на шести столбах, поставленных в два ряда. Стены новой Каабы высотой в 18 локтей (около 9 м) были сложены из 16 рядов камня и 15 рядов дерева попеременно, начинаясь и завершаясь каменной кладкой, и оштукатурены. Дверь в помещение Каабы была поднята на высоту более 2 м с тем, чтобы защитить святилище от проникновения селевых потоков и от грабителей. Стены, столбы и потолок внутри покрыли поверх штукатурки росписями с изображениями пророков, ангелов, деревьев. В 630 г., когда отряды мусульман заняли Мекку и окончательно обратили Каабу в святыню ислама, все идолы вокруг и внутри Каабы были уничтожены, а росписи стерты.
КААБА ПОСЛЕ ПРОРОКА
В 30-х годах VII в., когда правил второй Праведный Халиф 'Умар (634-644гг.), пространство вокруг святыни было очищено от жилых домов, и на их месте построена Заповедная Мечеть — Масджидуль Харам. Здание Каабы, стоящее в центре мечети, оставалось нетронутым, пока вновь не пострадало от пожара в период воины между халифами династии Омейядов (661-750гг.) и войском Абдуллы ибн аз-Зубайра, который решил перестроить Каабу в том виде, какой она, имела во времена пророка Ибрахима. Дом вновь стал полностью каменным. Массивные стены толщиной в 2 локтя украсились мозаикой из стеклянных кубиков-смальт. После того, как Омейяды подчинили себе Мекку, Кааба была отстроена заново, и с тех пор дожила до наших дней без существенных изменений конструкции.
Здание Каабы сложено из тесаного камня на гипсовом растворе. Толщина ее стен, по словам Насир-и Хусрау, который в середине XI в. четыре раза посещал Мекку и жил там некоторое время, равна шести ладоням. Углы здания ориентированы по странам, и каждый имеет свое название в соответствие с географическим направлением: северный — «иракский», западный — «сирийский», южный — «йеменский», и только главный, восточный, называется рукналь ас-вад — «черный угол». На высоте около полутора метров в него вставлен Черный камень (аль-хаджар аль-асвад). Историки свидетельствуют, что в 930 г. караматы (шиитские сектанты) Бахрейна выломали священный камень из стены Каабы и, разбив на куски, увезли в свою столицу; но спустя 20 лет камень вернули на место.
ЧЕРНЫЙ КАМЕНЬ КААБЫ
По описанию Насир-и Хусрау, «Черный камень вделан в большой камень и расположен на углу стены на такой высоте, что если рослый человек станет возле него, он придется прямо против его груди. Длина Черного камня — одна ладонь и четыре пальца, ширина — восемь пальцев, форму он имеет округлую». Ибн Джубайр уточнил, что «в нем четыре соединенных куска. <...> Края камня вставлены в серебряную пластинку, сверкающая белизна которой оттеняется черным блеском камня и сверканием его полированной поверхности. Он являет собой удивительное зрелище, приковывающее взоры. Камень, когда его целуют, так приятен устам нежностью и свежестью, что тот, который целует, не желает их отрывать от него. <...> В целой части камня, справа, <...> видна белая маленькая блестящая точка, сверкающая, как мечта <...>есть предание, будто рассматривание ее обостряет зрение» (перевод Л. А. Семеновой). Современные справочники описывают Черный камень как три черновато-красных фрагмента, стянутых в единое целое серебряной оправой.


На Земле нет более почитаемого места, чем Мекка. По всем объективным меркам этот город – самое прославленное место на планете. 24 часа в сутки тысячи людей обходят Каабу. Она находится в центре мечети Аль-Харам. Её фото украшает дома многих людей, и миллионы молящихся поворачиваются в ее сторону пять раз в день.
 
Кааба – центр Мекки. Это кубовидное построение в сердце самой посещаемой в мире мечети Аль-Харам окутано чёрным покрывалом, а вместе с ним – и многовековой историей. В одной из прежних статей на нашем сайте мы уже рассказывали об истории Каабы, Черного камня в одном из её углов и о появлении источника воды Зам-зам. В этой статье мы хотим познакомить вас с несколькими фактами из прошлого и настоящего Каабы, которых вы, возможно, ещё не знали.
 
10. Кааба перестраивалась несколько раз.
Нынешняя Кааба – это не совсем то построение, которое возвели пророки Ибрахим и Исмаил (мир им и благословение Аллаха). Время от времени его приходилось восстанавливать после природных бедствий и человеческих разрушений.
Всем нам известна история ее главного воссоздания, когда пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) еще не был пророком. Тогда, своим быстрым и гениальным решением он предотвратил кровопролитие арабских племен, споривших между собой о том, как лучше перестроить стены Каабы[1].
С тех пор раз в несколько столетий Кааба переживала реконструкцию. Последнюю основательную провели относительно недавно – в 1996 году, когда пришлось заменить несколько камней, укрепить фундамент и крышу. Ин шаа-Ллах, этого хватит еще на многие века.
 10. Кааба перестраивалась несколько раз.

9. В Каабе было две двери и окно, а ещё Кааба была разноцветной.
Изначально существовала дверь для входа и ещё одна дверь – для выхода. Долгое время было и окно. В нынешнем варианте осталась только дверь.
Кроме того, сейчас мы привыкли видеть Каабу обернутой в черную кисву – ткань с золотыми надписями. Но раньше ее стену украшали разные цвета: красный, зеленый и даже белый. Традиция покрывать Каабу черной тканью зародилась в эпоху Аббасидов и сохранилась до наших дней.
 
8. До сегодняшнего времени одно из мекканских племён распоряжается ключами Каабы.
До времён Пророка (мир ему и благословение Аллаха) каждый обряд хаджа проходил под контролем одной из групп племени курайш. Ислам положил конец такой практике: каждый паломник стал проводить свои обряды самостоятельно, не спрашивая ни у кого разрешения.
Завоевав Мекку, Пророк (мир ему и благословение Аллаха) получил ключи от Каабы. Но вместо того, чтобы оставить их себе, Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) вернул ключи Усману ибн Тальхе из рода Бани Шайба. В их семье ключ передавался из поколения в поколение несколько веков,  и Пророк утвердил за ними роль хранителей ключей до конца времён, сказав им: «Возьмите их, о Бану Тальха, навечно до Дня Воскресения, и не отнимет их у вас никто, кроме несправедливого тирана[2]».  Никто не смеет идти против слова Пророка (мир ему и благословение Аллаха). Будь то халиф, султан или король – каждому приходилось брать разрешение этой небольшой мекканской семьи, чтобы войти в Каабу.
Замок и ключ Каабы

 
7. Кааба была открыта для всех.
До недавнего времени дважды в неделю каждый имел возможность войти и совершить молитву внутри Каабы. Но быстрое увеличение числа паломников и другие факторы сделали такую практику невозможной. Сейчас Кааба открывается только дважды в год и только для особых гостей.
 
6. Можно было кружить вокруг Каабы вплавь.
Кааба находится в нижайшей точке долины и окружена горами, поэтому до возникновения систем контроля за наводнениями, в Мекке время от времени случались потопы. Дни напролёт Кааба стояла наполовину погруженная в воду. Думаете, это удержало верующих от Тавафа (обход)? Нет, ни в коем случае! Посмотрите на фото – мусульмане совершают обход практически вплавь!
Кааба в воде

Возможно, подобной картины вживую мы больше не увидим. Хотя…

 
5. Внутри Каабы можно молиться в любую сторону.
Многих интересует, что же находится внутри Каабы. Люди довольствовались рассказами очевидцев, пока кто-то из посетителей не снял всё на камеру телефона. И вот теперь любой желающий может найти в Интернете видео об этом (пусть и трясущееся).
Внутри Каабы – белые мраморные стены и такой же белый мраморный пол.

 
4. Есть две Каабы.
В небесах над Каабой находится место, которое посещают только ангелы, оно называется аль-Байт аль-Ма’мур. О нём упоминается в Коране. О нём также говорил Пророк (мир ему и благословение Аллаха)  в рассказе о своем ночном вознесении (ми’радж):
«Я спросил Джибрила об этом Доме (аль-Байт аль-Ма’мур), и он ответил: «Это — Дом наполненный. Каждый день в него входят семьдесят тысяч ангелов, которые уже никогда не вернутся в него после того, как выйдут оттуда«» (приводят Аль-Бухари и Муслим).
 
3. Черный камень однажды был расколот.
Когда-нибудь задумывались, как Черный камень оказался в серебряной оправе? Оказывается, камень пострадал в средние века от рук секты курмутидов (карматов). Они объявили хадж актом суеверия. Для большей убедительности они убили десятки тысяч паломников и выбросили их тела в родник Зам-Зам.
Но даже такого чудовищного поступка им оказалось мало. Эти безумцы похитили Черный камень. Никто не мог заставить их вернуть камень на место, пока они сами не сделали это через 22 года. Его привезли разбитым. Серебряная оправа удерживает Камень в целости и не даёт ему распасться на части (см. фото). Историки говорят, что найдены не все фрагменты Камня.
Черный камень

 
2. В начале Кааба была не в форме куба.
Да, именно так! Самый  знаменитый куб в мире начинал строиться как прямоугольник.
Итак, изначально постройка вбирала в себя и полукруглый участок, известный как «Хиджр Исмаиль». За несколько лет до начала пророчества Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха) курайшиты решили перестроить Каабу и использовать для этой цели только чистые деньги. Исключался доход от азартных игр, грабежа, проституции, ростовщичества и тому подобного. Только представьте, как сильно арабы погрязли в грехах, если во всем огромном торговом городе не нашлось денег на восстановление Каабы до ее первозданной величины!
Курайшиты согласились на меньшую версию Каабы,  но чтобы обозначить исконный размер Дома, они возвели небольшую стену из глиняного кирпича, названную «Хиджр Исмаиль». В конце жизни Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) намеревался воссоздать Каабу, но не успел воплотить желаемое.  В общем, если паломник совершит намаз в этом месте, то можно считать, что он помолился внутри Каабы.
1. Мусульмане не поклоняются ни Каабе, ни Черному Камню.
Часто можно услышать такой вопрос: почему мусульмане поклоняются Каабе? Другие спрашивают: правда ли, что мусульмане поклоняются Чёрному камню? Ответ на эти вопросы одинаков: никто из мусульман не поклоняется ни Каабе, ни Чёрному камню.
На самом деле, Чёрный камень лишь служит указанием, откуда должен начинаться обход вокруг Священного Дома, не более.
Также и Кааба указывает мусульманам, в какую сторону нужно повернуться для совершения намаза.
Когда Умар, один из ближайших сподвижников Пророка Мухаммада (мир ему и благословение Аллаха), обходя вокруг Каабы, поцеловал Чёрный камень, то сказал: «Я знаю, что ты – лишь камень, не приносишь ни вреда, ни пользы. И если бы я не видел, как посланник Аллаха целовал тебя, то никогда бы этого не сделал» (приводит аль-Бухари).
Таким образом, Умар поцеловал Чёрный камень только потому, что увидел, как Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) включил это действие в обряды хаджа. Следуя примеру Пророка, Умар совершал паломничество так, как делал его сам Пророк (мир ему и благословение Аллаха).
 
История Каабы – не просто интересный рассказ из нашего прошлого. Этот Дом – важнейшее место для всех мусульман, где бы они ни находились. Как минимум, пять раз в день верующие направляются телом в сторону Каабы при совершении намазов. И подобно тому, как все мусульмане едины во время намаза, им нужно научиться быть едиными и в жизни, объединившись на правильных вероубеждениях и праведных делах.
 
Подготовлено: Тамкин Р.Г.
Для сайта «Почему Ислам?»
www.whyislam.ru
[1] См. «Ас-сира ан-набавия», Ибн Исхак, 1/249
[2] Передал ат-Табарани со слабой цепочкой передатчиков
Статья в видео формате:




Похожие статьи
 
15 фактов о Пророческой мечети в Медине, которых вы, возможно, ещё не знали
 
Интересные сведения об Исламе
 
Кааба и золотое сечение
 
Мекка-Кааба-«Зам Зам»
26 комментариев
Роза
<06.03.2014 в 09:49
Много нового узнала, спасибо
lola
<06.03.2014 в 11:24
subhanALLAH….спасибо за ссылку,узнала много нового!
Абу Ахмад
<06.03.2014 в 12:46
Ассаламу алейкум!
машаЛлах. Отличная статья.
Спасибо
Ильдар Рафисович
<07.03.2014 в 08:09
действительно, не знал некоторые пункты. ЖазокумуЛЛАХу хайрон.
Н.Б.
<08.03.2014 в 17:59
Салам алейкум
Благодарю за старания.
С уважением Н.Б.
Ислам
<08.03.2014 в 18:05
красиво особенно  Как минимум, пять раз в день верующие направляются телом в сторону Каабы при совершении намазов. И подобно тому, как все мусульмане едины во время намаза, им нужно научиться быть едиными и в жизни, объединившись на правильных вероубеждениях и праведных делах.АМИНЬ
али михайлов
<09.03.2014 в 22:51
А можно подробности насчет сектантов, укравших черный камень? Где можно почитать эту историю?
АБДУЛЛАХ
<10.03.2014 в 06:30
МИР ВСЕМ! Я ПЛЫШАЛ ЧТО ЭТО СЕКТАНТСКАЯ ГРУППА -«секты курмутидов (карматов)- ШИИТЫ РАФИДИТЫ, С НИМИ БОРОЛСЯ СУЛТАН МАХМУД…… ВЕРНО ЛИ ЭТО? ДАЙТЕ ПОЖАЛУЙСТА БОЛШЕ ИНФОРМАЦИИ ОБ ЭТОМ КТО ЗНАЕТ!
Yasin Abdulla
<18.03.2014 в 11:14
Саламун Алейкум всем мусульманам  братьям и сёстрам.Кто знает в каком году было нападение на Кабу ?Я слышал у инженера из Турции что он был свидетелем одного нападения когда он там работал.Это было примерно в конце 70-х…Но они не смогли тогда зделать вред Хаджарул Асведу …
Muslimah
<20.03.2014 в 20:56
Джазакум Аллаху хайран за статью!
медина
<02.04.2014 в 22:27
ДжазикиЛлаху хайран,
Узнала много нового.
Виктория
<07.04.2014 в 21:32
Я православная-уважение испытываю к ВАМ!Пусть Всевышний хранит всех нас!
Abu Abdullah
<12.04.2014 в 21:24
Ассаламу алайкум дорогие братья и сестры! Хвала Аллаху что вы есть! Я Вас всех люблю! Спасибо за интересную инфу про Каабу. Дай Аллах всем нам побывать там и совершить хадж вместе! Аминь!
....
<13.04.2014 в 20:10
Ассаламу алайкум. огромное спасибо Вам за вашу статью
Ибрагим
<19.04.2014 в 14:33
Алаху Акбар!
Абдигаппор
<19.04.2014 в 19:52
Алхамдулиллох!!! Алхамдулиллох!!! Алхамдулиллох!!!
naila
<01.07.2014 в 20:14
О Чёрном камне говорится и в Библии, там  упоминается краеугольный камень- камень  мироздания:
Матф. 21:42, 43: «Иисус сказал им [иудейским старшим священникам и старейшинам в Иерусалиме]: „Неужели вы никогда не читали в Писаниях: „Камень, который отвергли строители, стал главным угловым камнем. Это сделано Иеговой и удивительно в наших глазах“? Поэтому говорю вам: царство Бога будет отнято у вас и дано народу, приносящему его плоды“»;
44 и тот, кто упадет на этот камень, разобьется, а на кого он упадет, того раздавит. 45 И слышав притчи Его, первосвященники и фарисеи поняли, что Он о них говорит, 46 и старались схватить Его, но побоялись народа, потому что Его почитали за Пророка.
«Ибо сказано в Писании: вот, Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный; и верующий в Него не постыдится. Итак Он для вас, верующих, драгоценность, а для неверующих камень, который отвергли строители, но который сделался главою угла, камень претыкания и камень соблазна, о который они претыкаются, не покоряясь слову, на что они и оставлены» (1 Петр 2, 6)
Передают со слов Абдуллы ибн аль-Амра ибн аль-Аса,
что посланник Аллаха сказал: «Черный камень и макам
Ибрахима — это два из драгоценных камней рая. Аллах пога-
сил их свет, а если бы Он не погасил их свет, то они освети-
ли бы все между востоком и западом» (Ахмад, ибн Хузайма).
Абу Ясин
<08.07.2014 в 21:11
Аллах знает лучше о чём написано в книгах христиан, но если эти слова истина, то больше подходит, что краеугольный камень это сам Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха), как об этом говорится в достоверном хадисе:
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал «Поистине, притча обо мне и других пророках бывших до меня, такова: некий человек, добротно построил дом и украсил его, но не установил краеугольный камень. И люди начали обходить дом и он понравился им, и они сказали: «Почему не был уложен этот камень?», и Пророк  сказал: «Я и есть тот камень, и я – печать пророков» (Бухари).
Абуусман
<02.11.2014 в 10:02
ДжазакАллаху хойран!
Ирина
<22.02.2015 в 20:16
В какую сторону надо поворачиваться для молитвы, находясь в ровно противоположной от Каабы точке Земли?
Анжела
<24.02.2015 в 18:13
Здравствуйте, Ирина, попробую ответить на Ваш вопрос исходя из того, что знаю. Прошу знающих братьев поправить меня, если допущу ошибку.
Для начала нужно определить, где находится эта самая точка. Если она располагается где-то посреди океана (о чем я читала в разных источниках), то отпадает всякая практическая необходимость в данном вопросе. Если нет, то мы знаем, что направление в сторону Каабы (кыбла) подразумевает единение мусульман, в том числе духовное, когда у них есть общий центр, куда они съезжаются  на хадж и умру. Нет цели ходить с линейкой и метром и скрупулезно выяснять направление, когда мусульманин молится, он вычисляет направление примерно, ислам — легкая религия. Если он сам не знает ответ на тот или иной практический вопрос подобный Вашему, то спрашивает у ученых этой общины. Как Всевышний говорит в Коране (перевод смыслов): «Спрашивайте у обладателей знания, если вы не знаете». И если нет прямого ответа на вопрос в Коране и сунне, то ученые выносят правовое постановление (фатву) основываясь опять таки на Коране и сунне, а не беря ответ с потолка. Это фикх, практика которого появилась еще во время пророка, мир ему, чтобы у мусульман всегда был ответ на все вопросы, в том числе современные.
Если же нет возможности задать вопрос ученому (тем, кто лучше всех разбирается в Коране и сунне), то мусульманин руководствуется в своей жизни аятом из Корана: «Бойтесь Аллаха по мере ваших сил» (ат-Тагъабун 64: 16). То, что мусульманин не знает и не может узнать, что он не может изменить, ни в его силах, безвыходные ситуации и т. п., то ему прощено, а также, что он забыл потому, что эта религия — религия легкости.
Если Вы, Ирина, являетесь на данный момент христианкой или иудейкой, то хотелось бы поинтересоваться : а как решается подобный вопрос в Вашей религии, ведь согласно Ветхому Завету направляться в молитве нужно в сторону Иерусалима. Хотя, на самом деле, человек живущий в мире с Богом не задается подобными вопросами не несущими ему никакой практической пользы. Это выглядит как попытка найти противоречие, несостыковку даже в таком простом вопросе, как объединение верующих на едином центре. Хотя я не утверждаю, что такова Ваша цель, Бог знает о намерениях души.
Анжела
<24.02.2015 в 19:23
Вот еще что по этой теме нашла: «Дело в том, что Земля, геометрически, вовсе не шар, а элипсоид Красовского.
Направление можно вычислить.»
В любом случае, как я уже в первом своем комментарии упомянула: нужно обращатся за фатвой к ученым.
Джамшед
<13.03.2015 в 10:12
Спасибо за информацию!
Зейд
<25.04.2015 в 12:23
Почему в первые годы распространения Ислама киблой были остатки иудейского храма в Кудсе (Иерусалиме), а не другие киблы в других арабских городах?
Анжела
<28.04.2015 в 16:17
«Мы сделали вас общиной, придерживающейся середины, чтобы вы свидетельствовали обо всем человечестве, а Посланник свидетельствовал о вас самих. Мы назначили киблу, к которой ты поворачивался лицом прежде, только для того, чтобы отличить тех, кто последует за Посланником, от тех, кто повернется вспять. Это оказалось тяжело для всех, кроме тех, кого Аллах повел прямым путем. Аллах никогда не даст пропасть вашей вере. Воистину, Аллах сострадателен и милосерден к людям.» (2:143)
Из тафсира шейха Саади:
«… еют право только справедливые мусульмане.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что предписал мусульманам поначалу во время намазов поворачиваться лицом в сторону Иерусалима, чтобы узнать, кто последует за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, а кто повернется вспять. В этом откровении имеется в виду знание, на основании которого Аллах может вознаградить или наказать Своих рабов. Безусловно, Аллаху известно обо всех событиях еще до того, как они происходят, однако на основании такого знания Он не вознаграждает и не наказывает людей, поскольку божественная справедливость совершенна и поскольку Аллах желает довести истину до сведения всех рабов, дабы они не могли оправдаться собственной неосведомленностью. Когда же люди совершают деяния, они удостаиваются за них либо вознаграждения, либо наказания.
Из всего сказанного следует, что Аллах предписал мусульманам поначалу во время намазов обращаться лицом в сторону Иерусалима, чтобы подвергнуть их испытанию и определить тех, кто уверовал в Пророка Мухаммада, мир ему и благословение Аллаха, и готов следовать за ним при любых обстоятельствах. Верующий обязан поступать так, поскольку он является рабом, который зависит от воли Аллаха и обязан выполнять Его повеления. Более того, в предыдущих Писаниях сообщалось, что во время намазов правоверные будут поворачиваться лицом в сторону Каабы. И поэтому повеление поворачиваться лицом в ее сторону должно было приумножить веру и покорность всякого, кто действительно стремился следовать истине. Что же касается грешников, которые повернули вспять, отвернулись от истины и принялись потакать своим желаниям, то ниспосланное повеление лишь приумножило их неверие и смятение, и поэтому они стали оправдывать свои злодеяния порочными доводами, которые зиждились на сомнении и не опирались на истинное знание.
Повернуться лицом в сторону Каабы оказалось тяжело для всех, кроме истинных верующих, которых Аллах повел прямым путем. Они оценили милость Аллаха, признали ее и возблагодарили своего Господа за то, что им позволено поворачиваться лицом к великой мечети, которая превосходит все остальные места на земле, посещение которой является одним из столпов ислама и смывает совершенные грехи и прегрешения. Именно осознание этого облегчило верующим выполнение Божьего повеления, хотя для всех остальных это повеление явилось тяжелым бременем.
Затем Всевышний Аллах сообщил, что Он никогда не даст пропасть вере мусульман. Не подобает Всевышнему предавать забвению веру Своих рабов. Подобное невероятно и невозможно, и откровение об этом является великой благой вестью для каждого, кого Аллах почтил обращением в ислам и в правую веру. Аллах непременно сохранит их веру и не даст ей пропасть, причем Его забота проявляется в двух формах. Во-первых, Он оберегает веру Своих рабов от тревожных испытаний, порочных воззрений и всего, что может разрушить, испортить или уменьшить ее. Во-вторых, Он приумножает веру Своих рабов и вдохновляет их на деяния, которые приумножают их веру и усиливают их убежденность.
Аллах одарил их верой, когда впервые привел их в лоно Своей религии, и Он непременно сохранит их веру и окажет им совершенную милость, приумножив их убежденность, увеличив их вознаграждение, защитив их от печали и досады. Если же мусульман постигают испытания, их целью является выявление истинных верующих от лжецов. Подобные испытания очищают правоверных и выявляют их правдивость.
Но может возникнуть ошибочное предположение о том, что очередное повеление Аллаха стало причиной, по которой некоторые правоверные отреклись от веры, ведь Всевышний Аллах сказал, что посредством этого повеления были выявлены те, кто последовал за Посланником, мир ему и благословение Аллаха, и те, кто повернул вспять. Для того чтобы предотвратить появление подобных ошибочных суждений, Аллах сообщил, что никогда не даст пропасть вере истинных правоверных, поскольку тяжесть любого испытания всегда оказывается соразмерной с их верой.
Аллах также не даст пропасть вере тех правоверных, которые скончались до того, как мусульманам было приказано во время намазов поворачиваться лицом в сторону Каабы. В свое время они должным образом повиновались Аллаху и Его посланнику и готовы были повиноваться Ему во все времена. Этот коранический аят является одним из доводов приверженцев Сунны и единой общины в пользу того, что деяния являются частью веры.
Затем Аллах сообщил о Своем безграничном милосердии и сострадании к людям. Благодаря этим качествам Аллах довел до конца милость, которую начал оказывать Своим искренним рабам; провел различия между ними и лицемерами, которые уверовали только на словах и чьи сердца не прониклись верой; подверг верующих испытанию, которое приумножило их убежденность и вознесло их на более высокие ступени; а также обратил их лица к самой славной и самой великой мечети.»
Диляра
<07.05.2015 в 15:35
Спасибо!!!!!!