Записки с Васильевского, часть IV

Константин Жибуртович
15 августа 1989 года.

- Лещ этим летом клюет неохотно - сказал Васильич еще по приезду. Тем не менее, классическая рыбалка на леща (по всем правилам рыбацкого искусства) была запланирована на 6-е утро прибывания на Острове.

Никогда не понимал, почему лещ считается "фирменной" волжской рыбой. Он не так красив, как та же красноперка, не столь вкусен, как судак, весьма костляв и (по большому счету) хорош только для засолки. К тому же, лещ прихотлив, клюет, зачастую, только на опарыша и обитает на большой глубине (от 10 метров) - подлещики и средние особи - стаями, крупные лещи (от полутора кило) нередко держатся особняком. Но, и это еще не все...
Лодки, опарыша и хорошей донки для успешной рыбалки недостаточно. Дело в том, что на глубине лещи "ходят тропами" - по одним и тем же маршрутам. То есть, задача рыбака - найти такую тропу и дождаться прохождения по ней косяка лещей; потом надо искать новую тропинку.
Короче говоря, "овчинка выделки не стоит" - лещ, повторюсь, не настолько вкусен, чтобы ловить его с подобным трудом и ухищрениями - те же сорожка, густера, сопа и даже чубак (не говоря уж про чахонь) даются проще, а в соленом виде не менее аппетитны.
Но... когда это люди, влюбленные в рыбалку, руководствовались практическими соображениями?!


***


Рыбалка стартовала в 5 утра на реке Воложка. Две донки с насаженным опарышем, прикорм (сеточка из тюли с перловкой, опускаемая на дно) и максимальные сосредоточенность с тишиной: лещ весьма пуглив и почует стук в лодке с вибрацией даже на глубине 10-15 метров. В общем, двое сосредоточенно молчащих мужчин опустили донки на глубину около 12 метров. Течение здесь было сильным - совсем рядом Воложка впадала в Волгу - а лещ любит такие места. Тем не менее, наловили мы только подлещиков, крупной сорожки и, особенно много, - сопы. Тропы для лещей тут не было. Пара часов рыбалки принесла 2 полных садка рыбы, но - решили сниматься с места: мы приехали за конкретными лещами.
Тут Льву Николаичу помог его колоссальный рыбацкий опыт.

- Лещ тут есть, и его больше, чем под Куйбышевом, где миллион рыбацких лодок.
Будем охотиться на крупных одиночек, раз не можем напасть на косяк. Поэтому, меняем место и убираем со дна прикорм - иначе набежит мелюзга, и крупняк просто уйдет - скомандовал он.
("Мелюзга" - это все, что от 200 до 500 грамм. Вот так мы избаловались на Васильевском).

Не сразу, но расчет оправдался! У деда клюнула особь на 1 кило 900 грамм. До сих пор прекрасно помню массивную полукруглую спину и огромный красный глаз.
Лещ! Один из успешных экзаменов зрелости рыбака. Также дед выловил пару экземпляров на кило двести. Со мной вообще произошел комичный случай. Опустив донку до середины, я почувствовал настойчивый клев. Потянул наверх. Сопротивление было слабоватым, и вдруг я увидел... чахонь, сантиметров на 40 в длину. Царская рыба для засолки!
А прохладное отношение к лещам мне аукнулось: из трех крупных трофеев я не выудил ни одного...


***


Байки, Том IV

Днем на берегу Барка нас встретила тетя Оля.
- Рыбы так много, что уже некуда девать - засмеялась она. Впрочем, все засолили...

К вечеру на горизонте возник подвыпивший Васильич. Теперь ему повсюду чудились... американцы.
- Лева - начал он - в Штатах изобрели мини - подлодки. Пройдут незамеченными хоть через ГЭС. Точно тебе говорю, они в Волге уже рассекают вовсю. И смотрят на нас... егерь внимательно взглянул на Барок.

- У меня дочь привезла хороший армянский коньяк, но теперь я тебе его не налью - ответил дед. - Иначе к тебе (в твоем состоянии) сам Рэйган ночью постучится.

- Рэйгану доверять нельзя - согласился Васильич.

- А тебе завтра с утра доверять можно, или накатишь снова - иронично спросил дед. - Сам меня просил помочь с линями! А путь вглубь, до озера, неблизкий.
Мопед у тебя - сломан.

- Не - заверил Васильич - с утра, как штык, Лева!


***

Из дальнейшего разговора я понял, что утром дед с егерем идут на линей. На озеро внутрь Острова. Меня в их планах - нет. Не берут с собой...
Я тихо встал и грустно пошел на Барок. Ничего, устрою утреннюю рыбалку с берега...
Когда вернулся, Васильича уже не было. Дед загадочно посмотрел на мою хмурую физиономию в лучах заката.

- Костя - сказал он - мы с Васильичем идем на озеро, за линем и карасем. На сетку. С кем еще браконьерничать, как не с егерем - засмеялся он...
- Теперь слушай меня внимательно и не перебивай! Ты уже взрослый, на рыбалке аккуратен и ответственен. Я тебе разрешаю взять лодку, якорь, снасти - ты сам знаешь - чего и сколько - и плыть рыбачить в Перещепное. Два условия: надеть спасательный жилет и вернуться не позже полудня. Учти: я тебе доверяю одному, но ответственность - на мне! Время подъема определяй себе сам...

Сердце мое бешено застучало, а тело завибрировало вместе со скамейкой так, что разбудило спящего Монгола. Завтра, с подъемом в 4 утра начинается Взрослая Жизнь - когда отвечаешь за себя сам! Для большинства она стартует с вина, сигарет, или девушек. Ерунда это все и понты. У меня она началась с рыбалки...
Я взглянул на алый закат (предвещавший тихую и ясную погоду без осадков!) и пошел в домик, где включил лампу и часов до 11 вечера взахлеб перечитывал рыбацкие премудрости Аксакова...


***


Лев Николаевич Жибуртович не был - ни демократом, ни монархом.
К его личности вообще не прилипали какие-то плоские определения. Он был очень конкретен, мог за несколько секунд разобраться в тонких нюансах - как в хоккее и рыбалке, так и в жизни - и никогда не "глобалил". Прекрасно чувствовал людей и знал то, что психологи называют "методами мотивации".
Тренерская работа (в хоккее) научила его главному: нет никакого единого или универсального подхода к людям. Только - по ситуации. Индивидуально. От человека, и никак иначе.

Он удивительным образом умел одинаково ладить с напыщенными генералами и простыми людьми. Ничего не повторял дважды и не сюсюкался. Сказал мне (например) - подъем в 3-30 - и все. Встанешь, или проспишь, но - сам. Трясти за плечо и уговаривать проснуться (вставай, нас ждет интересная рыбалка!) - никогда не станет.

Но дед и не осуждал людей - иных и менее цельных, чем он сам. Более того (повторюсь)- умел находить с ними общий язык и точки соприкосновения. Я думаю, это бесценные (в некотором смысле) качества. Например, никогда не "воспитывал" того же егеря Васильича за выпивку и раздолбайство. Скорее, иронизировал и легко входил в его "личное пространство", получая удовольствие от общения.
Васильич считал его своим другом. Не подозревая, что внутренне этот друг совсем иной человек...

Были у него и штампы с предрассудками (кто из нас без этого!) - вопрос-то в отношении к штампам, здоровой самокритике, невыдавании штампов за "вечные истины".
Со мной (лет с 14) дед любил (иногда) пообщаться серьезно и без иронии. На самостоятельную рыбалку (на свой страх и риск!!!) Лев Николаич отпустил меня по одной причине: он понял, что я его не подведу. Значит, можно побыть демократом...



***

Рыбацкое...

Уже в полночь задышал рассвет
Как всегда случается в июне
И подвижник, давший свой обет
В предвкушенье зорьки заночует

Тот обет - всех радостнее дел
Не нуждаясь в мудрости смиренья
Вот пейзаж неспешно заалел
Под многоголосье птичьих трелей

Так певуче шелестит волна
Лодочку уснувшую качая
И лесная древняя сосна
На меня тихонечко взирает

Ей, наверно, это не впервой
Свысока глядеть на то волненье
Что, конечно, выдаст с головой
Счастья преходящего мгновенья

И стоит с бесстрастием она
Не вникая и не осуждая
Рыбака, что сбросив сладость сна
В рай речной под утро отплывает...


***

16 августа 1989 года.

Наверное, в это утро и началась, в некотором смысле, моя взрослая жизнь с правом самостоятельного принятия решений. Накануне первой самостоятельной рыбалки я аккуратно (с хирургической точностью) сложил все необходимые снасти - чтобы не тратить бесценное время утром. Дед одобрительно молчал.

Проснулся я в 3... вот, я до сих пор не знаю - что такое 3 часа в августе - еще ночь, или уже утро? Бесшумно встал и тихо вышел к Барку. Природа угадывала скорый рассвет. Августовская роса напоминала об Осени, но ветерок был слабым и теплым, а небо - ясным и чистым. Тишина в этих заповедных местах вообще казалась девственно - нетронутой. Минут 15 я безмолвно просидел на носу лодки, глядя на озеро и туда, куда мне предстоит плыть. Подобно тому, как Природа предвосхищала рассвет, я предвосхищал утреннюю рыбалку.

До сих пор не знаю - в чем больше счастья: в предвкушении, самом процессе, или воспоминании о нем... Наверное, все это вообще нельзя разделять и противопоставлять...
Утиный крик вывел меня из раздумий. Это был сигнал: Пора!

Путь до Перещепного занимает не более 20 минут в лодке и около получаса, если идти пешком по Острову вдоль берега. Гребя веслами, я пустил "дорожку" на щуку. Дорожка - это блесна, которая плывет на небольшой глубине вместе с лодкой. Поскольку, руки у меня были заняты, я крепко зажал спиннинг коленями.
Ближе к концу пути, когда Барок впадал в более узкое Перещепное, и я уже собирался сматывать дорожку (тут начинались травы и коряги с риском потерять блесну) - я почувствовал несильный, но настойчивый удар по ногам. Так и есть.
Щуренок грамм на 800. Как раз для ухи...

Удивительно, но то, что было до рыбалки я помню (все же) намного лучше, чем сам процесс, хоть он меня никоим образом и не разочаровал. Среди главных трофеев оказались полутора килограммовая красноперка, пара лещей около килограмма, несколько крупных сорожек и длинных чахоней (очень вкусных в соленом виде). Это - не считая всего остального. Здравый смысл подсказал собираться домой ближе к 10 утра, потому что рыбы было так много, что ее вес грозил утопить лодку.


***

На берегу что-то готовила Ольга - мне показалось, что она вздохнула с облегчением - я не утонул и жив. Дед с Васильичем браконьерничали на линей с карасями и вернулись чуть позднее - в озерной тине и огромным уловом. То ли жареные лини, то ли сумма впечатлений этого дня подействовали на меня так, что днем я рухнул в 3-часовой крепкий сон.

А потом на сене
Высплюсь от души
Пусть жужжат над телом
Мухи, комары...

Я их не услышу -
До того устал
Я об этой жизни
Так давно мечтал...

Конечно, я слегка приукрасил ради стиха (постфактум). Спал я не на сене, а в прохладном домике без мух и комаров, но само ощущение передано точно...
Вечером, сидя у костра, я слушал рок - новости на Радио Маяк. В те годы их приходилось вылавливать по крупицам. До сих пор помню - почти дословно:

- Супергруппа Rolling Stones после трех лет молчания из-за "творческих конфликтов"...
(Мик и Кейт просто взяли и публично послали друг друга на хер, а потом каялись и мирились - примеч.) Хорошо, пусть это будет "творческий конфликт"... Ладно, я отвлекся.

- "Супергруппа Rolling Stones после трех лет молчания из-за "творческих конфликтов" выпустила новый альбом Steel Wheels, содержащий 15 новых песен.
Предлагаем слушателям Маяка одну из них, на которую уже снят видеоклип". Грянула роскошная Mixed Emotions...
Я уже представлял, как осенью пойду в студию звукозаписи "Горизонт" на Молодогвардейской и думал - где взять денег на новую аудиокассету...

- Мик - вдруг сказал Васильич - а я его знаю... (странно, я думал они с дедом обсуждают что-то свое, а он тоже слушал радио).

- Мик... точно, губастый такой, на обезьяну похож - продолжил Васильич. - Я кассету однажды видел - сказал он... Песня там какая-то, но...
- Лева! Такие девки на кассете вокруг этого Мика! Ох... Ему точно их привозят!!!

Лев Николаич молчал секунды две, а потом грянул раскатистым смехом. И я - вслед за ним...