Первый ашкеназийский историк

Александр Вишневецкий
Возникновение ашкеназийского еврейства связано с появлением еврейских поселений  на берегах Рейна в Германии в 8 столетии нашей эры. Несмотря на достаточную грамотность еврейского населения, в письмах, документах, хрониках, песнях того и более позднего времени   у ашкеназийских евреев фиксировались только актуальные события, которым эти люди были свидетелями, но не было попыток создания  описаний прошедшего, истории народа. Надо отметить, что у сефардских евреев  произведения, связанные с историей еврейского народа, начали появляться в 12 столетии. Что касается ашкеназийских евреев, то в конце одиннадцатого столетия начались крестовые походы,  и еврейское население Центральной Европы сильно пострадало при этом. Немало бед наделали для евреев эпидемии чумы и возникшие на этой почве погромы, а также постоянные преследования со стороны христианских церквей и проповедников. Вследствие этого значительная часть евреев перебралась в Польшу и начала расселяться в другие страны Восточной Европы. Из-за постоянных преследований и гонений было не до написания исторических трудов. Только к 16 столетию возникают условия для оживления интеллектуальной еврейской мысли. Это было время больших перемен, и они затронули и евреев, жителей Европы. Был открыт американский континент, появилось учение Коперника, возникли и стали нарастать изменения в социальной жизни, политике, науке. Турция ворвалась в Европу. На смену феодализму шел капитализм. Появились трещины и в крепости христианской церкви. Мартин Лютер вступил в борьбу с Ватиканом. Хотя евреи старались быть вне конфликтных ситуаций, но и они были втянуты в это. В Испании не утихали преследования инквизиции, евреи в поисках спасения двигались из одной страны в другую, многие перебирались даже на американский континент. Благодаря открытию книгопечатания, книги начали становиться доступными массовому читателю, что в свою очередь способствовало  усилению потребности к учебе и знаниям. 
Появляется личность, взявшая на себя труд создания книги по истории евреев. Им стал Давид Ганс (Dovid ben Shlomo Ganz) один из первых ученных среди современных евреев - математик, астроном, географ, историк.
 Он родился в Германии в Липштадте в провинции  Фествалия  в еврейской семье в 1541 году. В провинции было немного евреев, поэтому еврейских  учебных заведений не было, и молодежь уезжала учиться в Бонн или Франкфурт на Майне. Ганс вначале учился в ешивах  Бонна и Франкфурта на Майне до 16-17 лет. В стремлении обогатиться знаниями он отправился в Польшу в ешиву Кракова, где изучали Тору и еврейскую мудрость. Он начал учиться там у раввина Моше Исерлиш. Этот был талмудический гений и глубокий знаток религиозных еврейских законов, его также интересовало философское мышление и история народа. Этот интерес он передал своему ученику. В Кракове в доме у своего дяди – раввина,  Ганс  нашел в библиотеке книгу Эвклида "Основы" в переводе на иврит Моше  Ибн Тибо. Позднее он очень высоко оценивал Эвклида в своей книге "Нехмад ве Наим" (Мило и приятно, перевод с иврита). Эта книга побудила дальнейший интерес Давида к математике и астрономии. К счастью, его наставник поддержал его в этих стремлениях. Хотя ежедневные занятия были связаны с изучением Талмуда, но по субботам и праздникам разрешалось заниматься наукой, и Давид использовал это время для углубления своих знаний. Дальше была Прага, столица Богемии, нынешней Чехии, куда Давид прибыл в 1559 году. Период эпохи Возрождения и царствование Рудольфа Второго принесли  Чехии много нового и полезного, как  в области наук, так и в культуре.
 В Праге для Давида открылись ворота семинарии Маараля, и к тому же он получил возможность жить в двух мирах - в еврейском и светском европейском. Это позволило ему объединить изучение Торы с изучением  технических наук, благодаря контактам с известным ученым - астрономом  и звездочетом Тихо Браге и другими просвещенными европейцами. В Праге он учился у Иегуды Лива (известного в еврейском мире, как Маараль), мыслителя, воспоминания о котором дошли до нас не только в документах, но и легендах. Маараль поддержал желание Давида изучать  историю.
Ганс был разносторонне грамотным человеком, помимо Талмуда и истории он занимался математическими науками. Им было написано множество рукописей, но, к сожалению, они не сохранились. Ныне мы имеем возможность познакомиться с двумя его книгами.
 Одна из них соответствовала потребности в книге по истории, чтобы на основе исторического опыта еврейское население могло  лучше ориентироваться в происходящих изменениях. "Цемах Давид" (росток  Давида) так назвал он свою первую книгу, вкладывая в это название двойной смысл. С одной стороны, название отражало имя автора согласно существующему тогда обычаю, с другой стороны  название намекало на то, что это только росток, начало и следом должны появиться еще книги в этой области. Эта книга была издана в Праге еще при жизни Ганса в 1592 году.  Книга была опубликована на иврите и состояла из двух частей, первая это еврейская история вплоть  до момента издания книги, и вторая часть - это общечеловеческая история, также, начиная едва ли не от Адама и Евы, и также заканчивалась тем же годом издания книги. В книге отсутствует анализ событий, а дано только их хронологическое изложение. Автор отслеживает активность действий людей на протяжении столетий.
Уже во введении он призывает изучать историю - это не только интересно, но и нравоучительно. В качестве примера автор привел названия могущественных империй  и народов существовавших  за прошедшие  тысячелетия, и исчезнувших затем.
 Но, вот евреи малочисленный народ, никогда не создавший империи и мощной армии, не исчез. Это свидетельство, делает вывод Ганс, что духовная сила превыше физической, и что в еврействе заложена основа, позволившая пережить невзгоды и выжить народу, невзирая на все испытания. Давид пишет о властвовавшей в прошлом  римской империи, о длительном периоде ее существования, но при этом с наличием за это время только убитыми несколько десятков императоров, часть императоров  покончила с собой, у части из них выкололи глаза, у некоторых отрезали носы или стянули с них кожу. Он называет 4 амбициозные империи, существовавшие до его времени, стремившиеся захватить весь мир - греческая, римская, вавилонская и персидская. Исчезли не только они, но и воинствующие страны, подражавшие им. Несмотря на то, что Ганс пользовался многочисленными источниками, как еврейскими, так и на других языках, в первую очередь - немецкими, он полагает, что в книге имеются неточности и ошибки и просит читателей быть снисходительными к его работе. Ганс, создавая книгу, не стремился к материальному обогащению за счет своей писательской деятельности, он жил за счет финансовой поддержки его брата, торговца.
           Прошло более 400 лет с момента издания этой книги. Она была, затем переведена и издана на латыни, на идиш книга напечатана во Франкфурте на Майне в 1698 году. Только на иврите эта книга переиздавалась восемь раз. Многие поколения ашкеназийских евреев читали эту книгу, написанную сухим протокольным языком. Но именно в этом заслуга автора, в книге только факты без преувеличений и прикрас. Он пишет на доступном языке, ориентируясь на широкие круги читателей, и стремится не упустить  ничего из истории прошлого. Поэтому в его труде есть и троянская война, и слепой поэт Гомер. Не обошел он вниманием и Ивана Грозного с его жестокостью, с убийством членов его семьи, невзирая на то, что среди них были  женщины и дети. Ценным материалом книги  является также описание жизни евреев Праги в 16 столетии.
Временами Ганс  не может себя сдержать, с восторгом он пишет об открытии типографского книгопечатания, как и об открытии Колумбом Америки. Конечно, в описании еврейской истории он порой путает важные события  и малосущественные. Каждому историческому факту придана  точная дата, вычисленная согласно еврейскому счету времени. Все выдающиеся еврейские историки 19 столетия признавали Ганса пионером истории евреев.
Необходимо также отметить еще одну страсть Ганса - это астрономия.  В это время астрономия стала реальной наукой. Интерес к ней возник благодаря  созданию телескопов  и трудам Коперника, а затем Галилео Галилея, Джордано Бруно, Иоганна Кеплера, Тихо Браге. Среди специалистов в этой области были и евреи. Работая в обсерватории Тихо Браге, Ганс находился в постоянном взаимодействии с наиболее продвинутыми исследователями того времени. Ганс даже перевел для Тихо Браге  с иврита на немецкий язык некоторые астрономические сочинения.
 Прага того времени стала астрономическим центром, обсерватория Праги была одной из лучших в то время. Император Рудольф Второй был энтузиастом астрономии, он привлек для исследований в Прагу Иоганна Кеплера из Германии и Тихо Браге из Дании. Ганс  работал в обсерватории Тихо Браге вместе с Иоганном Кеплером и проводил там целые дни. Итогом стала его книга "Мило и приятно"- книга по астрономии, которая была им написана в 1609 году под названием "Звезда Давида", но потом за несколько недель до смерти в августе 1613 года он поменял ее название на "Мило и приятно". В полном варианте книга была опубликована в 1743 году, через 130 лет после его смерти. Часть книги была посвящена астрономии, часть географии, в книге было  также приведено  изображение карты мира. Им впервые в литературе на иврите упомянуто учение Коперника и его теория.  В противоположность гелиоцентрической модели Коперника с вращением планет вокруг Солнца он предпочитает модель Клавдия  Птолемея, древнегреческого ученного, с его математической теорией движения планет вокруг неподвижной Земли. Несмотря на ошибочность этого представления, книга Ганса представляет значительный вклад в приобщении еврейского населения к этой важной сфере человеческих знаний. В этой книге нашли отражения достижения астрономии того времени. В ней он говорит и о том, что  еврейские ученые и в древности были первыми, которые отличались в области астрономии. У них учились знаниям астрономии египтяне. Свидетельством еврейских достижений в этой области является  точность еврейского календаря по сравнению с европейским календарем. Христианский календарь к времени жизни Ганса уже несколько раз менялся, а еврейский не претерпел изменений. Частично эта книга была  издана в 1612 году под названием "Маген Давид" (щит Давида, собственно с этим названием книги связано появление на его могильном камне символа шестиконечной "Звезды Давида", который стал массово появляться на еврейских надгробных камнях  значительно позже, в 19 столетии).
 Но достижения Ганса в астрономии только оттеняют его роль как первого историка у ашкеназийских евреев. Трудно передать значимость его работы «Цемах Давид» для еврейского народа в течение столетий в познании собственной истории и истории других народов. По его следам шли и Генрих Грец и Шимон Дубнов. В основе их труда лежала методики, впервые использованные  Гансом. Ему мы во многом обязаны теми знаниями, что связаны с тысячелетиями существования еврейства. Конечно, свою  историю народ впитывал из Танаха и Талмуда, из последующих хронологических записей, из книги «Юсифон», изданной в средние века на основе книг  Иосифа Флавия. Давид Ганс продолжил писать историю народа уже на этапе возникновения и развития ашкеназийского еврейства и главное в доступной форме для широких масс. Закончил он свой жизненный путь в 72 года (1613 год) в Праге.
 В Восточной Европе ашкеназийские евреи  проделали огромную работу, и ее итогом было достижение высокого уровня духовной культуры.   О значимости трудов Ганса  свидетельствует то, что и в наше время первые издания обеих его книг полностью представлены в Интернете в PDF и могут быть, благодаря этому, распечатаны в любой домашней библиотеке в их первозданном виде на иврите и идиш.
С книгой «Нехмад венаим» образца 1743 года  можно познакомиться по адресу
http://www.hebrewbooks.org/14299
И, наконец, с вариантом книги «Цемах Давид» на языке идиш можно познакомиться по адресу библиотеки на идиш Франкфурта на Майне
http://www.literatur-des-judentums.de
и затем указать сортировку по авторам.