Записки с Васильевского, часть III

Константин Жибуртович
12 августа 1989 года.

Четвертый день в моем Дневнике Васильевского был помечен "Днем Охоты на Сома".
Громкое название и ноль "на выходе". Лев Николаич предупредил меня об этой "охоте", но просил не обольщаться. Это - очень сложная рыбалка, и сам он сомов не ловил ни разу. Не вышло и тогда...

Крупный сом - трофей номер один для любого рыбака. Хищник "штучный", ленивый и весьма осторожный. Сом крайне редко (в отличие от щуки и судака) выходит на отмель - ему хватает живности и в глубине; кроме того, он с удовольствием поедает и растительный планктон. Живут сомы в глубоких ямах. У каждого - своя личная территория (иногда до 2 км), куда посторонние особи не суются. Вот и попробуй выловить такое Чудище! Мало того, что Сом обитает один на много квадратных метров - он до безобразия ленив (как литературный Обломов) - найди его жилище, да еще и попробуй заинтересовать кулинарно. Эта рыбалка может длиться месяцами...

Мой дед безошибочно угадал примерный участок Воложки, где может обитать сом, но кусок сырой говядины, смазанный нерафинированным маслом для усиления запаха, его так и не заинтересовал. 5 часов рыбалки были потрачены на напрасное ожидание...


***


Байки, Том III


Три дня спустя, в тех же местах, что прощупывали мы, повезло полковнику Хрусталеву. Он стал главным героем августовского заезда. 28 - килограммовый сом соблазнился на живую сорожку, насаженную на огромный крючок. Около двух часов Хрусталев терпеливо ждал, когда гигант утомится, и только потом начал аккуратно поднимать его наверх на толстенной леске. Весь вечер на спокойно - немногословного полковника сыпались поздравления от Васильича)

Но, самое смешное произошло в ночь. Сома - чтоб его мясо было посвежее - не усыпили, а посадили живьем на крепкий кукан в Барке. К полковнику (как раз) приехала родная сестра, которая... всю ночь не спала и караулила у берега Трофей. В 2 ночи раздался вопль в адрес загулявшей молодой парочки, приехавшей в гости к родителям:

- Отойдите оттуда!!! Я вам сома не отдам!!! Пошли прочь!!! У меня ружье!!!

Парочка (видимо, пришедшая на берег романтично целоваться) очень удивилась не спящей женщине с ружьем. Хрусталев в это время мирно спал.
Мясо сома жестковатое и невкусное, даже слегка "резиновое": это не судак. Это я понял, когда полковник Хрусталев угостил нас кусочком своего 28-килограммового трофея. Вообще, думаю, если б мы видели - что порой поедают все хищники на дне Волги - матушки, мы бы ни за что не захотели никакой ухи из них)


***


13 августа 1989 года

Вот именно: тринадцатое (хоть я вовсе не суеверен).
День принес трагедию.С утра до вечера зарядил нудный и ровный дождь. Без малейшего просвета в августовском небе. Я уже понял, что в этом маленьком раю на счету - каждый новый день и не находил себе места от несостоявшейся рыбалки. Чтение тургеневских "Записок Охотника" успокоило меня максимум на час. Книгу Аксакова о тонкостях рыбалки я даже не брал в руки: это все равно, что голодному листать сборник кулинарных рецептов. Ближе к полудню я тоскливо посмотрел в окно. Дождь не стихал, и судя по пузырям (нехитрая примета) было понятно, что это - надолго. Не выдержав, я решил прогуляться. Через полчаса вернулся, хлюпая грязью...

А дождь прекратился только к полуночи, когда я уже засыпал с верным котом Монголом в ногах. Тогда я еще не знал, что это был первый и последний дождь за время прибывания на Острове...


***


14 августа 1989 года.

На шестой день, вскочив без будильника в 5-30 утра, я дорвался до рыбалки с промокшей лодки на Барке. До сих пор помню, как нетерпеливо разматывал и закидывал удочку. Спустя пару часов наловил 2 ведра. Самую крупную рыбу мы тут же пожарили; остальную - традиционно засолили. Вскоре появился (на сей раз - абсолютно трезвый и серьезный) егерь Васильич. И рассказал (без баек) про рыбалку в протоке Перещепное...

Перещепное тянется вглубь Острова, в противоположную Воложке и Волге сторону, но эта протока, тем не менее, весьма глубока (около 5-7 метров). Особую экзотичность ей придает огромный старый (как в сказке) дуб, стоящий прямо в воде. К нему удобно привязать лодку (чтобы не бросать 2 якоря на дно). Клюет (на донку) подлещик, сопа, сорожка. Но, украшение протоки - красноперка. Эта ярко - золотистая (кстати - весьма вкусная) рыба достигает до 5 кило и обитает в глубине близ камышей. Осторожна и прихотлива. На Васильевском клевала только на недоваренную перловку, смазанную нерафинированным маслом для усиления вкуса. Гораздо реже - на опарыша (пусть тот и считался деликатесом для множества рыб).
К счастью, перловка у нас нашлась - тетя Оля только что привезла ее из города.
Дальше я забегал - засуетился вокруг кастрюльки на углях, бесконечно консультируясь с Ольгой - как ее недоварить (хотя она и просила оставить эту проблему на откуп женским кулинарным навыкам). К вечеру все было готово. Лев Николаич в Перещепное не поплыл - отправился к Васильичу "душевно посидеть" и посмотреть какую-то спортивную передачу. Так что рыбалка состоялась в женском обществе (с Ольгой).

Вопреки языческим приметам о женщинах на корабле, она оказалась успешной.


***


Уже минут через 10 я ощутил настойчивую поклевку с незнакомой вибрацией. Мышечная память подсказала, что это не то, что я ловил в Барке. Красноперка весьма агрессивна на крючке и не сдается до последнего. Это хороший тест на нервы - не делать неоправданно резких движений и не дергать леску, как в мультике Ну, Погоди!
Так и есть. Красавица грамм на 700, соблазненная перловкой с нерафинированным маслом. Настоящая золотая рыбка из сказки!
За 3 часа рыбалки (с 6 до 9 вечера) я вытянул 4 особи от 700 грамм до кило, что было большой удачей: красноперка - вовсе не стайная рыба.

Ближе к 9 вечера развернулась мини - драма, впоследствии возвращавшаяся ко мне в снах. Бамбуковая удочка буквально согнулась в дугу, а леска загуляла в воде.
Я привстал в лодке...
Вскоре увидел большую, блестящую спину. По моим ощущениям, эта особь весила от полутора до двух кило. Даже тетя Оля, обычно равнодушная к рыбалке, буквально застыла...
Увы, мои нервы сдали. Я (все же) неоправданно - резковато дернул удилище, малодушно надеясь вытащить красавицу без сачка. Трюк не удался, и блеснув золотым отливом, красноперка исчезла в глубине протоки. Это было единственное расстройство всего великолепного дня...

По прибытии нас ждал чудесный вечерний костер с пейзажами уходящего Лета.
В радиоле пел Пресняков:
- Я люблю это время, безнадежно люблю...

Наверное, я интуитивно знал, что ничего и никогда больше не повторится - время, место, ощущения. Как ни странно, грусти не было. А было - искреннее желание жадно ловить каждый час и миг на Острове...