Одинокий Партизан

Александр Кипрский
(Перевод с турецкого)
Омер Сейфеттин (1884-1920)

Мы шли c самого утра. Крутые козьи тропы, по которым мы с большим трудом проходили, иногда терялись в селевых расщелинах, иногда удалялись от густых зарослей кустарников и сворачивали в тёмные низины, на дне которых были видны очень острые макушки сосен. Мы отправлялись на медвежью охоту. Проводник Кум был одним из самых известных стрелков в деревне, расположенной в долине. Мы были ещё очень далеко от высоких покрытых лесом гор, по которым нам предстояло вместе взбираться. Время от времени моросил тонкий дождь. Солнца не было. Из туманного неба, похожего на бесконечный лиловый купол, доносился печальный голос кукушки и напоминал проходящие часы бесконечности.  Я уже порядком устал. Охотничье ружьё на моём плече постепенно становилось всё тяжелее и тяжелее.
Я сказал:
- Нам бы немного отдохнуть.
Наш проводник засмеялся. Его весёлое лицо с седой круглой бородой порозовело, и он спросил:
- Ты устал?
Я не мог ответить о своей усталости этому молодому крестьянину, тащившему мою бурку на спине, помимо двустволки и трёхдневного запаса нашего продовольствия.
Он продолжил:
- Давай, ещё немного усилий! Выйдём к пропасти, а оттуда до Акковука дорога хорошая.
-…
Мы взбирались ещё полчаса. Камешки и куски известковой почвы срывались вниз из-под наших ног. Мой проводник, подойдя к очень большой сосне, сказал:
- Вот отсюда начинается пропасть!
Места были грязные. Бьющиеся о ветви капли моросящего дождя производили сильный шум. Я сразу ослабел и прислонился спиной к стволу толстой сосны. Опустив ношу со спины, я вытащил из кармана пачку сигарет и протянул старому охотнику:
- Давай закурим!
Он с важным видом сказал:
- Здесь курить нельзя.
- Почему? Здесь что, место намаза?
- Нет!
- Тогда что?..
Он покачал головой и очень медленно, как будто он сообщал тайну, произнёс:
- Здесь место, где Одинокий Партизан «провалился сквозь землю».
Прохладный ветер приумножал шум дождя и заставлял трепетать ветви сосны, раскрывшиеся над нами, в виде чёрного шатра. Это был безлюдный, скалистый и ужасный край Анатолии под крутым небосклоном, где промышляли разбойники на глухой до недавнего времени дороге, ведущей в Боздак. Я не знал этого, потому что родился в маленькой деревеньке, спящей в укромном уголке узкого горного перевала, и вырос на героических сказаниях об Али, Кёроглу и Девели. Не знаю почему, но до сих пор я очень люблю слушать рассказы про разбойников.
Я сунул пачку обратно в карман:
- Объясни мне, отец, кто такой Одинокий Партизан? Каким образом он провалился под землю?
Старый охотник сел по-турецки рядом с со своей поклажей, обнял свою двустволку, и большими карими глазами долго смотрел в глубокую гранитную, цвета тёмной крови, пропасть, намоченную дождём, и на очень отвесный крутой обрыв. Потом повернулся ко мне и сказал:
- Давай расскажу. Сейчас я достиг пятидесятилетнего возраста, а тогда был ещё маленьким. Я слушал женщин, которые видели его. Он не показывался на глаза ни одному мужчине.
- Почему не показывался на глаза?
- Потому что он был девушкой.
- Он был девушкой?
- Да.
 Я напрасно удивлялся. Он продолжил свой рассказ с невинным желанием, как все пожилые крестьяне, считающие счастьем прошлое, полагающие, что все чудеса были в прошлом, и которые любили это прошлое:
- Ей было ещё шестнадцать лет, когда она ушла в горы. Её отец в молодости переехал в нашу деревню. Кроме дочки у него никого не было.
 «Как-то однажды он проходит мимо усадьбы Эсеоглу. Кочевнику был должен один из находившихся там старых янычар, и он требует заплатить долг. Но они не платят. Возможно, он им грубо отвечает. И они сразу же убивают несчастного. Дочь, узнав о смерти отца, уходит. Она не плачет и не причитает. Она выясняет, кто убил его. Потом она приходит в свой район, бежит к местной власти и говорит:
- Есть человек, убивший моего отца, его надо задержать!
Но они отмахиваются от неё. И снова девушка не возвращается в деревню.
В то время был один пьяный жандармский лейтенант, не известно откуда взявшийся и чем занимающийся, друг Эсеоглу. Каждый день девушка останавливает его и спрашивает:
- Вы ещё не поймали того, кто убил моего отца?
Однажды этот пьяница гневается на девушку и кричит:
- Стерва, если ещё раз ко мне сунешься, я отрублю тебе голову!
Но девушка не боится и отвечает жандарму:
- Пусть все будут свидетелями, я убью тебя, если ты сегодня не схватишь убийцу моего отца!
Жандармский лейтенант совсем бесится от этих слов, вскакивает, сильно избивает дочь кочевника и приказывает жандармам вышвырнуть её на улицу.
 Однажды пьяный лейтенант идёт на званый обед, который давали в доме Эсеоглу. По дороге он получает пулю в голову и испускает дух. Убийцу ищут, но не находят. Ходят слухи, что его убила дочь кочевника. Но этому никто не верит.  Все полагают, что она стала падчерицей кому-то и уехала в Измир. Однако не проходит и недели, как убивают старого янычара, убившего кочевника. Чуть позже хозяин усадьбы Эсеоглу, бывший в районном руководстве и положивший под сукно жалобу по делу кочевника, был обнаружен привязанным к своей кровати с перерезанным горлом. Сколько бы не было чужих, приходящих с оружием к безоружному населению: пастухам, табунщикам, сторожам усадеб богатых крестьян и остальным жителям посёлка, постепенно всех убивают. Дела совершаются так, что чужаки не могут выходить загород по одному. Наконец, собираясь группами, они возвращаются в свои родные места. Не было понятно, кто был этот партизан, убивающий жестоких жандармов, чиновников, раздевавших крестьян, оптовых торговцев, обманывающих земледельцев. Его совсем никто не видел.
Этот партизан действует в одиночку. Никто не помогает ему. Он один в поте лица помогает нуждающимся по их просьбе. Вот почему крестьяне прозвали его «Одинокий Партизан». Целых пятнадцать лет никто кроме женщин не видел лица Одинокого Партизана. Встречаясь с мужчиной в горах, он издалека кричал:
- Закрой свои глаза!
Только потом подходил к нему. Если кто-то не закрывал свои глаза, то он спрашивал:
- Кто вам не даёт жить? Вы – чиновники, берущие взятки.
И убивал его. От страха перед ним никто в районе не мог заниматься грязными делами. Он посылал весточки богачам и богатым дамам в виде приказов: «Помогайте беднякам. Сочетайтесь браками с сиротами. Стройте мосты. Стройте школы в деревнях». Кроме того, он был очень набожен. Однажды моя тётя, идя с дровами, увидела его. Она рассказывала, что на его голове была намотана зелёная материя для намаза. На нём была одежда мужчины, он молился на склоне горы и был красив, как фея…
Чувствующий несправедливость человек, говорил заезжему бандиту, чтобы его напугать: «Уходи, а то я скажу Одинокому Партизану!» Пятнадцать лет ни к нашим крестьянам, ни к людям нашего района залётные грабители не подходили. Десятники, владельцы овечьих стад, сборщики налогов и полицейские в деревне ходили кроткие, как ягнята. У них не хватало смелости не только брать взятки, но даже фрукты в качестве подношения. 
«На Одинокого Партизана ни от кого не было жалоб. Ни от тех, кого он заставил убраться в горы, ни от тех, с кого он требовал выкуп. Всё это он делал ради сирот, вдов, бедняков и одиноких людей. Тем, кто не присматривал за мечетью, он посылал весточку в деревню:
- Я подожгу ваши сараи с сеном, если вы не отремонтируете мечети до Рамазана.
Благодаря ему пятничные мечети процветали, крестьяне избавились от притеснений, лица обездоленных сирот и освободившихся из тюрьмы людей были счастливы. В роще при каждой деревне была сумка, подвешенная на укромном дереве. Деревенские люди находили в ней оставленные сахар и суджук (сладости). В местности Одинокого Партизана было до пятидесяти сумок, развешанных на ветвях. Он не был никому в тягость, никого не притеснял, и жил в ладу с каждым крестьянином.
«Давайте не будем затягивать…
Как раз в тот момент со стороны Сёке появляются очень свирепые румские (рум – грек, живущий на территории Анатолии) бандиты. Против таких бандитов государство направляет части регулярной армии. Кружа и преодолевая препятствия, этот отряд идёт и в наш край, но на след бандитов напасть никак не может. В касабе они слышат про Одинокого Партизана. Чтобы не болтаться без дела, они решают его схватить. Местные полицейские быть проводниками не соглашаются. Одинокий Партизан получает сообщение об этом и хочет уйти в горы. Одна рота солдат, действуя на упреждение, зашла с тылу и захватила Акковук. Эта рота начинает заходить снизу. В этом месте они полностью теснят Одинокого Партизана и кричат:
- Сдавайся!
Одинокий Партизан отвечает:
- Вы, солдаты, мои братья, я не хочу губить ваши жизни. Расступитесь, я уйду своей дорогой!
Они его не слушают и открывают огонь.
Тогда Одинокий Партизан легонько ранит несколько солдат, кого-то в кисть, кого-то в руку, кого-то в ухо, и опять кричит:
- Братья-солдаты, оставьте меня в покое, я не хочу погубить ваши жизни!
И опять они не слушают его. Пришедший из Акковука другой отряд, окружил проход и также открыл огонь. Оставшись под огнём с двух сторон, партизан кричит:
- Братья-солдаты, на моих глазах вы убьёте друг друга. Я ухожу, прекратите огонь, двигайтесь навстречу!
В это время грянул ещё один залп. Наконец, когда голоса Одинокого Партизана не стало слышно, они думают, что он убит и потихоньку продвигаются вперёд. Солдаты шаг за шагом обследуют пространство перед и за крутой тропой. Вот под этой сосной, кроме охотничьего ружья, молитвенного коврика из оленьей шкуры и зелёной материи для намаза, они ничего не находят.
С того времени никто даже случайно не встретил Одинокого Партизана. Кочевники, пасущие стада животных на склонах гор в летнее время, рассказывали, клянясь, что каждую ночь наблюдали здесь спускающееся с гор сияние.»
* * *
Нужно было шевелиться, чтобы пораньше успеть попасть в Акковук. Дождь закончился. Я встал, накинул ремень с двустволкой на плечо. Старик взвалил на спину поверх бурки сумку с едой. Я подошёл к краю пропасти. Внизу глубина была такая большая, что кружилась голова. Отдельные звуки разносились в покрытых соснами скалах, смешиваясь друг с другом и напоминая ужасные видения из страшных ночей, которые появлялись вновь и вновь. Я сказал проводнику, который приблизился ко мне:
- Одинокий Партизан должен был кинуться отсюда вниз, чтобы не попасть в руки солдат.
- Боже упаси, никогда! Прости, Господи! Он боялся Аллаха. Он был очень религиозен.
- Э-э-э, не улетел же он по воздуху!
- Он исчез!
Я, смеясь, спросил:
- Тебе что-то известно?
Он моргнул своими крупными карими глазами и с наивным убеждением, уверенных в доводе простых людей, сказал:
- Я ничего не знаю, здесь есть какая-то тайна, если каждую ночь спускается сияние, не правда ли?












Фото vk.com