Бусинки мои. Нота

Вадим Гарин
Фото из интернета.

                - Что такое бонус или парашют?  Молодые ответят не задумываясь! А кто помнит тринадцатую зарплату в советские времена?*
Вот то-то же!
                Получив приятное дополнение к зарплате, сослуживцы решили «обмыть» премию по итогам трудового года. Все приятели проживали в одном фирменном доме, до которого добирались тремя видами транспорта. Так, что по пути домой  недостатка питейных заведений не наблюдалось. Сначала зашли в ресторан «Восход». Пусть читатели упрекают меня в ностальгии по советскому времени, но должен сказать,  что ходили в ресторан  и с тремя рублями.  А уж с пятёркой «гуляли» до закрытия! Ресторан в те времена был заурядным явлением. Некоторые даже обедать  ходили.
                Опустошив запотевший графинчик водки, и закусив салатом, пошли к остановке автобуса в приподнятом настроении.
                В кафе «Белая акация» за Театральной площадью добавили под бифштекс, затем в «Центральном» опять под салат.

                На улице смеркалось,  похолодало.
                - Ребята, – съёжившись, сказал Игорь, - или зря вышли, или чуток не хватило! Он застегнул куртку и уже весело добавил:
                - Анекдот вспомнил про премию – прям наш случай:

                - Получил слесарь тридцать рублей премии. Зашли они с другом в забегаловку, тот и говорит:
                - «Вот приду  домой и скажу: получай жена премию  двадцать рублей…  Надо же и себе заначку оставить!
                Серёга  одобрительно  хмыкнул.
                - «Погоди, - продолжил работяга, - а на прошлой неделе меня Витёк угощал, неудобно…  надо и мне добром ответить»!
                Ну, ничего, приду домой и скажу: «получай жена премию пятнадцать рублей – твой муж в передовиках ходит»!  Слесарь задумался: «а вдруг она не поверит, что я пятнадцать рублей получил? Скажет: «Что-то подозрительно мало тебе, Коля дали… а ну, выкладывай заначку».  Пойду - ка я лучше  троячок у неё попрошу! Для убедительности!

                Посмеявшись, мы решили заглянуть в универмаг, что на Буденновском проспекте. Зачем? Сдуру, наверное! Трудно сказать. Увидев кругом очереди, протолкались к единственному отделу радиоаппаратуры, где их не было. На полках уныло стояли три  радиолы одного типа и приёмники для радиоточек. Одинокий покупатель читал инструкцию  трёхпрограммного приёмника. И тут я увидел магнитофон. Очень удивился, потому, что магнитофонов в свободной продаже обычно не было, а обладать им хотели многие, и я не был исключением. Популярные по тем временам катушечные магнитофоны «Маяк» и «Комета» стоили на порядок дороже, чем то, что я увидел. Это был небольшой симпатичный магнитофон с красивым названием «Нота».
                Приятной неожиданностью стала и цена – восемьдесят рублей – такая сумма находилась в пределе моей досягаемости.
                Как можно вежливее я попросил некрасивую, долговязую продавщицу с длинным носом показать паспорт магнитофона, но она совершенно неожиданно заверещала:
                - Ходят тут всякие! На ногах еле держаться,  шаромыжники!  Магнитофон им подавай, а у самих денег только и есть, что на бутылку!               
                Это нас всех обидело до невозможности! Мы крепко стояли на ногах - тринадцатую зарплату за раз не пропьёшь!
                - Счас милицию вызову, - продолжала визжать длинноносая, - проваливайте отсюда!
                - Выписывайте чек, - как можно твёрже с форсом произнёс я, -   магнитофон этот покупаю, упаковывайте! Иш-ты, подиш-ты… денег у меня нет? Да я два таких купить могу…  может даже два с половиной!  В кармане у меня оставалось ещё двести рублей с мелочью.
                - У нас он один, скороговоркой выпалила продавщица, выписывая чек.
                - Обидно, взял бы два! - с облегчением выдохнул я.
               
                Около дома мы ещё задержались у гастронома – надо же было обмыть покупку, а утром меня растолкала жена.

                - Ты что купил? Пьянь! Он же не работает. Крутится, а звука  нет! Где ты его взял?  Боже, да когда же это всё кончится? 
                И приятели твои не лучше. Сергей деньги потерял, алкаш! Ко мне его Валентина прибегала. Спрашивала, сколько вы получили? А я откуда знаю? В кармане у тебя  девяносто рублей! Говори, холера, сколько пропили? Валька плачет! Где он деньги потерял? Ты чего молчишь… А может и не потерял вовсе?
                - А я почём знаю? – подумал я, - может, спрятал куда. Хорошо, хоть свой червонец в капюшон куртки перед дверью положил, а то бы выгребла всё, подчистую!
                Стал разбираться с магнитофоном: оказалось, не магнитофон купил, а приставку – у неё своих динамиков не имелось. Нужен усилитель или какой-накакой приёмник, чтобы эта приставка заработала, а у нас один телевизор «Чайка».
                Пошёл к Серёге – он разбирался в радиотехнике. Даже паял чего-то.
                Вытащил его в коридор:
                - Ты куда, ненормальный, бабки дел?
                - Витьку отдал – у него некому по карманам лазать, мать - старушка.
                - А что Вальке теперь скажешь?
                - Не знаю, но  отдавать уже ни к чему -  она уж и привыкать стала, что потерял.
                - А не жирно тебе будет? Да и Валька тебе в век не простит! А впрочем, разбирайтесь сами…  Ты мне скажи, что мне с этой Нотой делать?
                - А чего с ней надо делать? Слушай, раз купил. А во что воткнуть? Да хоть в телевизор!

                Уже через десять минут у нас дома запел Магомаев! Хорошее дело эта тринадцатая зарплата…

Примечание:

*В 1965 году вышло Постановление Совета Министров СССР «О совершенствовании планирования и усилении экономического стимулирования промышленного производства», которое подписал  А.Н. Косыгин,  проводивший экономические реформы в стране.
                На предприятиях по результатам работы за год из фонда материального поощрения стали выплачивать вознаграждения, которые в народе сразу окрестили тринадцатой зарплатой. То есть зарплату за несуществующий месяц. Её могли уменьшить в зависимости от результатов работы предприятия за год или снизить персонально за нарушения трудовой дисциплины, или упущения в работе.