О Великом Слушателе

Александр Черниговский
О Великом Слушателе

Жил на свете в одной пещере Великий Слушатель. Славился он тем, что мог точно запомнить любое учение и преподать его так, как преподал бы его сам Учитель. Но был у него один недостаток - был Слушатель внимательным и задумчивым. Продиктует ему Учитель одну часть своего учения и приходилось ему ждать, пока Слушатель, закрыв глаза, обдумает и осознает смысл сказанного, и, не дождавшись, уходить. Лишь четыре Учителя смогли передать Слушателю свою мудрость, и потому их учения процветали и обретали добрую славу, а все прочие уходили в небытие.
Однажды пришел к Слушателю новый мудрец. Был он стар, с длинной окладистой бородой, носил простые одежды и несколько свитков со своими текстами. Слушатель принял его радушно, щедро угостил и после недолгих речей начал слушать новое Учение. Старец развернул свои свитки, зажег свечу и принялся читать. Прочел первый свиток и остановился. Слушатель закрыл глаза и принялся обдумывать слова Учителя.
Долго сидел Слушатель, уж свеча погасла и луна взошла на небе. Наконец, суть дошла до него, и Слушатель открыл глаза. Учитель по-прежнему сидел рядом, любуясь серебряным ликом светила и шорохом ветра в долине. Слушатель прервал его созерцание и они вместе отужинали, а после легли спать.
На следующий день Учитель прочел второй свиток, и Слушатель снова ушел в раздумья. Когда он вернулся, то заметил удивительную вещь. Учитель все также любовался луной, а подле него сидели звери. Лев, склонив голову, лежал рядом. Сокол сидел на камне, который обвила большая змея. А на коленях мудреца сидела утка. И все они смотрели на небо, лишь утка изредка чистила перья и вновь возвращала взгляд к звездам. Слушатель не подал виду, что заметил это, и просто лег спать, дабы не нарушать уединения своих гостей.
Утром звери направились своей дорогой, а мудрец развернул третий свиток. Снова Слушатель погрузился в мысли об Учении, и так вновь просидел до самой ночи. Но ночь эта показалась ему светлее самого яркого полдня. Три свитка сложились в единое Учение, и слушатель приблизился к старцу, дабы удостовериться, что он понял все правильно. Спрашивал он тихо, дабы ни человек, ни зверь не услышали ни слова и не испортили бесценное знание.
Три раза кивнул ему Учитель и улыбнулся, и Слушатель был так этому рад, что пустился в пляс под светом луны.
- Скажи мне, Учитель, - спросил он старца, отдышавшись как следует, - как тебе открылось твое Учение? Как снизошла на тебя мудрость? Я знал четырех великих Учителей, их Учения нес я миру: первый учил быть сильным, второй учил быть обходительным, третий - наблюдательным, а четвертый - умиротворенным. Но твоя мудрость объемлет их всех! Умоляю, скажи мне!
Улыбнулся старик, погладил свои седины, отвел взгляд от луны и сказал:
- Легко пришла ко мне мудрость, хоть жизнь сама по себе и полна испытаний. Я родился в том месте, где ничего не меняется долгие годы. Лишь горы и долины были доступны моему взору. Их созерцал я так же, как и ты в своей пещере - долго и внимательно. И видел я всюду перемены. Лето сменялось зимой, скалы рассеивались ветром, и вновь приходило лето, а скалы вырастали снова в других местах. Я слышал четыре Учения, когда ушел из родного дома, и все они хороши, но неполны. Мудрецы, сотворившие их, были деятельны, а потому у них не было времени охватить взором главную суть. Один постоянно добывал себе силу, второй плясал по миру в своей обходительности и мягкости, третий обретал бесконечное число знаний, а четвертый жил, подобно статуе, прекрасной и неизменной. Я же узрел перемены. Тот, кто твердо намерен достичь своего, способен подмечать пользу для своей цели во всех вещах, кто мягок в обращении с миром и обретает силу во имя своей цели - тот обязательно достигнет Истины. Так живет мир, вечно меняясь, тем сохраняя и укрепляя себя. Пусть мудрость этих трех свитков пребудет с тобой.
Так появился пятый Учитель, объединивший все великие Учения, и его мудрость процветала, ибо была близка всем сердцам и одобряема самой Жизнью.