День второй. Святогорский монастырь

Ирина Геналиева
Этот день мы, как и планировали, начали с поездки в Святогорский Свято-Успенский монастырь, ведь там находится могила Пушкина. Монастырь расположен прямо в поселке Пушкинские Горы, бывшем когда-то слободой Тоболенец. Стоит на невысокой горе, которая раньше называлась Синичьей, а позже – Святой. Серебристо-серый купол Успенского собора и острый шпиль колокольни устремлены в небо. Под горой кипит современная жизнь, а в стенах обители словно замедляется неумолимый бег времени…
Святогорский монастырь связан с именем Пушкина не только потому, что там находится его могила. На территории монастыря похоронены его дед Осип Абрамович Ганнибал, бабушка Мария Алексеевна Ганнибал, родители Надежда Осиповна и Сергей Львович Пушкины, а также брат Платон Сергеевич, который умер в младенчестве. А сам Александр Сергеевич во время своей ссылки в Михайловское часто работал в обширной и богатой библиотеке монастыря, настоятель которого, игумен Иона, осуществлял «духовное наблюдение» за поэтом, обвиненным в афеизме, т.е. в безбожии. По тем временам нешуточное обвинение. У поэта и игумена сложились дружеские отношения, игумен Иона часто бывал в Михайловском. Кроме игумена Ионы за Пушкиным обязан был «присматривать» приходской священник села Вороничи отец Ларион Раевский. Ариадна Тыркова-Вильямс в своей книге о Пушкине пишет: «У Пушкина с его церковными опекунами сложились несравненно более простые, дружелюбные отношения, чем с родным отцом. В Святогорском монастыре собрал он богатый запас поэтического мёду. Вся обстановка монастырской жизни пригодилась для его поэтического хозяйства, всё пошло в ход». Работая над «Борисом Годуновым», Пушкин тщательно изучал монастырскую летопись, в которой имелась запись об участии первого настоятеля обители Зосимы в Земском соборе 1598 года, избравшем на царство Бориса Годунова, «старался угадать образ мыслей и язык тогдашних времен».
А на знаменитых ярмарках, проводимых монастырем дважды в год, Пушкин делал множество наблюдений, общаясь с нищими, бродячими артистами, странниками, богомольцами и купцами. Обычно он разговаривал с ними, запоминая их шутки, словечки, рассказы и песни… Тыркова-Вильямс пишет, что среди монахов ходила легенда, будто «Пушкин в белой рубахе с красным пояском пел Лазаря со слепцами, как управлял он этим хором, помахивая железной тростью, на которую привязал бубенцы. Собравшаяся вокруг них толпа загородила проезд и проход. Полицейские хотели арестовать нарушителя порядка, но узнали, что это Пушкин, сочинитель, и оставили в покое. На то и сочинитель, чтобы чудить».
По воспоминаниям современников, поэт часто приходил в монастырь и подолгу гулял там, иногда даже на том месте, где позже был похоронен.
История Святогорского монастыря начинается в 16-м веке, когда в 1569 году псковский наместник Юрий Токмаков по указу Ивана Грозного построил храм Успения Пресвятой Богородицы на месте, где блаженному Тимофею, юродивому пастушку, явилась икона Божией Матери «Одигитрия» (Путеводительница). Шестью годами раньше тому же блаженному Тимофею являлась икона Божией Матери «Умиление», и на месте будущего монастыря стали происходить чудеса исцеления. Тогда-то и превратилась Синичья гора в Святую…
В честь открытия монастыря Иван Грозный прислал 15-пудовый колокол. Присылали свои дары и другие государи. К 17-му веку монастырь укрепился и стал духовным и экономическим центром в округе, однако при Екатерине II лишился почти всех своих земель, которые отошли в казну, из перворазрядного стал третьеразрядным…
C 1837 года Святогорский Свято-Успенский монастырь стал известен тем, что в нем нашел свое упокоение великий поэт России Александр Пушкин. Могила поэта находится на возвышении, у алтарной стены Успенского собора, рядом с могилой его родных. К Успенскому собору ведут две крутые лестницы с каменными ступенями. Мраморный памятник на могиле был установлен спустя четыре года после смерти Пушкина вдовой поэта. Выполнен он петербургским мастером каменных дел А.М. Пермагоровым по заказу Натальи Николаевны, автор проекта остался неизвестным истории…
Уже к столетию Пушкина, в 1899 году, в монастыре проводились мероприятия, приуроченные к юбилею поэта, на которых присутствовали его сыновья Григорий и Александр.
В 1924 году слобода Тоболенец была переименована в поселок Пушкинские Горы и с того времени связана с именем Пушкина, а Святогорский монастырь в этом же году был закрыт. Открылся монастырь лишь в 1992 году.
В годы Великой Отечественной войны псковские земли сильно пострадали от фашистских захватчиков, Святогорский монастырь был разрушен. «Просвещенные европейцы» заминировали могилу Пушкина, и спасло ее от уничтожения лишь стремительное наступление советских войск. Еще гремели орудийные залпы, а саперы уже начали разминирование. Сейчас у лестницы, ведущей к могиле поэта, установлена памятная доска с фамилиями саперов, погибших при разминировании…
Сейчас в монастыре живут 25 монахов и послушников. Часть территории огорожена, и ее туристы посещать не могут. Свободно пройти можно только к обеим лестницам, ведущим в Успенский собор и на площадку к могиле. У входа через Анастасьевские ворота (название осталось от уже несуществующей церкви) стоит лавка, в которой продают плоды монашеских трудов – мед, травяные чаи, сбитень и т.п. Мы купили чай из кипрея с душицей и чабрецом, который вручную собирают монахи Столбушинского скита, относящегося к Святогорскому монастырю. Потом оказалось, что Столбушинский чай и сбитень (старинный напиток из меда и трав) продают и во Пскове, и в Изборске. Полученный доход идет на развитие этого скита в деревне Столбушино (15 км от Пушкинских Гор) и восстановление в этой деревне церкви Успения Пресвятой Богородицы 18-го века.
Когда мы вышли из монастыря, меня ждал небольшой сюрприз. Дело в том, что Алик, высадив меня около Анастасьевских ворот, поехал на стоянку, а там бабушки продавали букетики цветов. Увидев «новенького», да еще на машине с московским номером, они окружили его, уговаривая купить цветочки… Он не устоял, и, чтобы не обидеть бабушек (да и просили они скромно – по 50 рублей), купил по букетику у каждой.
Посещением Свято-Успенского монастыря день, конечно, не закончился – мы съездили в Научно-культурный центр заповедника, который правильнее было бы назвать Дворцом культуры, на выставку, посвященную созданию Пушкиным драмы «Борис Годунов». На выставке меня поразила одна вещь, найденная С.С. Гейченко – литая бронзовая икона с редким сюжетом – «Встреча в раю Иисуса и разбойника». Литую икону я раньше нигде не встречала. К сожалению, там снимать было нельзя, но Алик успел, пока его не предупредили, сделать снимок бюста Гейченко, человека, создавшего заповедник «Пушкинские Горы» и на протяжении многих лет бывшего его директором.
После выставки съездили в имение Алтун. Решение пришло спонтанно – увидели указатель по дороге, и вспомнили, что накануне нам про него рассказывал Игорь во время прогулки на катере. До Алтуна от Пушкинских Гор всего 12 км, и мы решили посмотреть – какие наши километры…
Там, конечно, еще полным ходом идут работы, а парк уже приобретает ухоженный вид, построена на берегу озера гостиница «Имение Алтун», ресторан «Амбар под дубом», где мы уютно посидели и вкусно поели, баня, беседки… Но впереди еще много работы!
В этот же день у нас получились экскурсии в Пушкинскую (или Псковскую) деревню и на бугровскую мельницу, поскольку эти два музея находились совсем рядом с местом нашей «дислокации». Погружаться в пушкинскую эпоху надо, не только посещая дворянские усадьбы, но и крестьянские дома. Гейченко говорил, что к Пушкину в Михайловское надо через деревню ехать, поскольку она из него гения сделала. Для этого и создан музейный комплекс, показывающий жизнь и быт псковских крестьян пушкинской поры. А характерной для того времени была совсем неплохая картинка: жилая изба из двух клетей (в одной топят печь по-черному, а в другой – по-белому, с дымоходом), крытый скотный двор, амбар, банька, гумно, огород – крепкое хозяйство, одним словом. Конечно, и трудиться приходилось от зари до зари…
Очень приятно было нам с Аликом, что экскурсовод добросовестно отработала только для нас двоих, поскольку других посетителей в этот час не случилось – всё рассказала и показала, и было очень интересно: и как лен треплют, и как зерно обмолачивают, и почему избу по-черному и по-белому топят. Оказывается, когда топят печь по-черному, жилище таким образом дезинфицируют дымом!
На мельнице тоже кроме нас с Аликом никого не было, тем не менее, нам все рассказали и показали, даже муку просеяли, чтобы мы увидели, какая мука получается после помола, а какая – после просеивания… Жаль, конечно, что мы попали на мельницу в будний день. Оказывается, по выходным мельница работает и зерно мелет, и намолотую муку можно купить. А в начале мая вообще празднуется на мельнице праздник первого весеннего запуска мельницы – Егорий вешний. Это вообще целая фольклорная программа – в ней и народные гуляния, и игрища, и хороводы…
Мельница сама по себе очень примечательный объект в заповеднике. Первое упоминание о ней относится к 1761 году. Тогда мельница принадлежала Святогорскому монастырю. Но всегда на ней мельники попадались нерадивые – то большую воду проспят, то за плотиной не досмотрят… В общем, не была она объектом умелого хозяйствования. Тем не менее, Пушкина она вдохновляла – не единожды в стихах он упоминал мельницу, да и драму «Русалка» про мельника и его дочь написал.
Сохранилось воспоминание местных крестьян о том, что и Пушкин любил бывать на мельнице – «иной раз совсем от муки поседеет, как старый мельник».
Когда мы приехали в Пушкинские Горы, у меня всё крутились в голове строки:
Октябрь уж наступил, уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей…
А дальше-то там, оказывается, про мельницу было:
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит на мельницу ручей,
Но пруд уже застыл…
Неспроста, значит, остановились мы в Бугрове, именно там, где мельница…
Обязательно должна вам сказать про цены на билеты с экскурсией в деревню и на мельницу, поскольку они меня просто потрясли – 40 рублей стоил один билет в деревню и 20 рублей – на мельницу… С ЭКСКУРСИЕЙ!!!