Сказки для Полины. Попугай и соловей

Михаил Шаргородский
В некотором царстве, некотором государстве  был очень злой и жестокий правитель. Он без конца сажал людей в тюрьмы, а многих из них приказывал казнить. Вся страна буквально плакала от такого правления. Но он не обращал на это внимания.
Однажды он вызвал к себе самого лучшего специалиста, который создавал различные машины и механизмы, и сказал ему. «Моей жене подарили заморского попугая. Срочно сделайте для него самую лучшую, самую красивую клетку». Мастер внимательно осмотрел попугая, поинтересовался, где будет стоять клетка, что-то мерил, записывал, а затем ушел на свою работу. Клетка была быстро изготовлена и доставлена правителю. Она очень понравилась ему, он поблагодарил мастера, и отпустил его. На следующий день к мастеру является вооруженная охрана, грубо хватают его, надевают на него оковы, заталкивают в тюремную машину и везут к правителю. Когда вошли во дворец, хозяин  встретил их в дикой ярости, и потрясая мертвым попугаем, которого  держал в руке, громко кричал: « Бандиты, негодяи, по Вашей вине погибла редкая птица. Всех посажу в тюрьму и казню, как «врагов народа» Когда с мастера сняли кандалы, он попросил рассказать, как и что случилось, в результате чего погиб попугай.  Несмотря на свой страшный гнев, правитель все же рассказал. Ночью попугай просунул голову между проволоками, со-ставляющими боковое ограждение, а обратно вытащить ее не смог и задохнулся. Мастер молча подошел к правителю, вытащил из кармана измерительный прибор, и замерил голову мертвого попугая. Потом из другого кармана достал какие-то записи, взглянул на них, и спросил: « А это тот попугай, которого Вы мне показывали, заказывая клетку?» Правитель, на минуту замолчавший, снова стал кричать, размахивая попугаем. «Тот, или не тот, какое это имеет значение? Ну, поменялись две сестры своими попугаями, и что, от этого они должны погибнуть?»
Мастер, не говоря ни слова, приблизился к правителю и показал свои записи. Там стояло слово «голова» и рядом был обозначен размер. Правитель не понял, что из этого следует, но немного умерил свой пыл. Мастер пояснил, что перед тем, как делать клетку, он все померил, в том числе и голову попугая, чтобы он не смог ее просунуть между прутьями. Сейчас,  измерив голову погибшего попугая, он увидел, что она значительно меньшего размера, чем у него в записях, и в реальной клетке. Значит это другой попугай, с другими габаритами.    
Как ни зол был правитель, он увидел, что мастер умница  в своем деле,  и не виновен в случившемся. К тому же, такой искусник может еще ни раз понадобиться
Он бросил на пол попугая, подошел к шкафу, вытащил из него бутылку с каким-то напитком, который мастер и во сне не видел. взял ручку и поставил на бутылке свою подпись. После этого вручил эту бутылку мастеру. И сказал: «Дарю ее тебе. Ты заслужил. Храни ее, никто тебя не посмеет тронуть, увидев мою подпись» Охранники, которые только недавно заламывали мастеру руки, отдали ему честь, и с поклонами проводили его до парадной машины, но которой  он вернулся к себе.
Все, кто узнал об этой истории, говорили, что высокое мастерство все же, даже в такой стране, не может остаться без признания
Прошло какое-то время. Однажды правитель получил извещение, что в его страну собираются приехать высокие гости из соседнего государства. Как всегда, в таких случаях началась суматоха и подготовка к приему  важных гостей. Наконец, все было сделано, и хозяева спокойно принялись ожидать гостей. Когда гости приехали, стало известно, что они  пробудут в гостях 5 дней. Из них 4 дня  посвящаются делам, а пятый день для прогулок, ознакомления с достопримечательностями, а затем прощальный банкет.
Накануне пятого дня руководитель гостей обратился к правителю : « Мы слышали,  что у Вас  тут очень много соловьев, может быть на прощание «угостите» нас их пением.
Хозяин промолчал, но выпроводив гостя, он тут же созвал всех своих министров и помощников, и стал их расспрашивать о соловьях. Но придворные, почти всегда, тождественны своему Боссу. Если он чем-то не интересуется, они тоже не проявляют к этому интереса. Поэтому, все они, как и их правитель, не имели ни малейшего представления кто такой соловей, как он поет, где он живет.
Правитель вышел из себя, убедившись в невежестве всей своей свиты, и сказал : «Я ничего не знаю. К утру найти соловья, и к вечеру, чтоб он здесь пел. Если не найдете, всех Вас в тюрьме сгною»
Кинулась вся эта свита из дворца, и по дроге у  всех спрашивают, видели ли они соловья? Знают ли они, что это за птица, или где она живет? Все отвечали отрицательно.
Выбегая из дворца, вся эта компания встретила девочку, дочь садовника, которая спокойно подрезала цветы. Главный министр обратился с этими же вопросами и к ней. Неожиданно она ответила, что конечно же знает, и очень удивлена, когда все взрослые этого не знают.
Самый важный, после правителя,  в стране человек, схватил ее за руки, опустился на колено, и стал умолять показать им эту птицу.
Девочка согласилась, но сказала, что это очень далеко, за городом, в лесу. Именно там и живет соловушка.
Сейчас же, вся эта большая свита, во главе с  девочкой, двинулись в дорогу. По пути они слышали разные звуки. Запел дрозд. Сразу же вопросы, а это не соловей? Иволга подала  голос. Те же вопросы. Девочка едва успевала отбиваться от них.
Один из свиты, услышав кваканье лягушки, тут же спросил, а это не соловей?
Таких вопросов было так много, что провожатая уже не хотела на них отвечать, и просто отмахивалась.
Наконец, девочка дала всем сигнал двигаться очень тихо и не разговаривать.
И вдруг все услышали ни с чем не сравнимое пение, трели были настолько звучные и певучие, что нельзя было поверить, что их может издавать маленькая, серенькая птичка. Главный министр  попросил девочку, которая, оказывается, хорошо знала соловья, уговорить его, чтобы он завтра спел для высоких гостей правителя.  Соловей согласился. Тогда они стали упрашивать его полететь с ними сейчас, чтобы правитель убедился, что они действительно нашли соловья, и обо всем с ним уже договорились.
Когда эта свита, вернулась,  и доложила обо всем правителю, он  сразу же выбежал в сад, чтобы  посмотреть на это чудо-птицу. Увидев маленькую, невзрачную пташку, он не мог сдержать своего разочарования.  Потому, что рассчитывал увидеть солидную, или даже величественную птицу, не меньшую, чем недавно погибший попугай, а тут такая скромная  птаха. Соловей, как будто поняв сомнения правителя, неожиданно запел. Услышав эти чарующие, ни с чем не сопоставимые звуки, правитель понял, почему его гости просили его дать им возможность послушать пение соловья.
На следующий день все шло по плану. Когда гости собрались на торжественный ужин, прилетел соловей и пропел им свои самые лучшие мелодии.  Они были настолько очарованы, что многие из них даже забыли об ужине, стараясь  не упустить ни одного звука из этого необычного праздничного концерта одного исполнителя. Гости проявляли такой  неуемный восторг, что хозяин решил подарить им этого чудного певца. (Есть много краев, где принято дарить гостю то, что ему особенно понравилось). Правитель поручил поймать птицу, посадить ее в клетку, и вручить гостям. Все в точности было исполнено. И хозяева, и гости были очень рады такому завершению визита, и никто из них не увидел, что девочка, показавшая им соловья, горько плачет, прижавшись к дереву в саду. Она не могла простить взрослым, что они так коварно нарушили закон гостеприимства, лишив свободы ее любимую птичку, которая с таким доверием откликнулась на их просьбу и весь вечер пела.
Наутро гости распрощались с хозяевами  и уехали,  увезя с собой  плененного соловья. Все провожали их, кроме маленькой дочки  цветовода, которая от стыда за этих людей не знала, куда деваться, и не могла взглянуть в глаза  любимой птицы.
Вернувшись в свои  пенаты, недавний гость, и воевода всего края, собрал своих министров и всякого ранга управителей, желая продемонстрировать заморскую чудо-птицу и ее божественное пение.
Когда все собрались, внесли клетку с соловьем. Однако, сколько они не старались, сколько не упрашивали, птичка нахохлившись сидела на жердочке, и ни на что не реагировала. Хозяин очень расстроился, но вынужден был отпустить всех собравшихся ни с чем. На второй и на третий день та же картина. Соловей не поет. Еще через пару дней птичка отказалась принимать пищу и воду. Стало понятно, что если что-то срочно не предпринять, соловушка  погибнет.
Воевода решил немедленно послать гонца к правителю, подарившего ему занемогшую птицу, с просьбой о помощи.       
Правитель никак не хотел, чтобы в соседней стране  подумали, что он подарил им  плохой подарок.
Поэтому, он немедленно собрал всех лекарей, и спросил, кто из них сможет вылечить заболевшего соловья. Но никто из них никогда не лечил животных или птиц.  Поэтому все сидели молча, не зная, что сказать. Правитель стал угрожать им тюрьмой или даже смертной казнью. Но все равно в зале царила мертвая тишина. Вдруг из открытой двери раздался звонкий детский голос «Я знаю, как вылечить соловья»
Все обернулись и увидели юного цветовода, однажды уже спасшую всех от  позора, и показавшая им соловья.
Правитель тут же подозвал ее, их окружили лекари, и стали расспрашивать, как она собирается лечить больную птицу. Девочка ответила, что сначала она должна увидеть соловья,  а потом  уже решит, как именно его лечить. Все были недовольны таким ответом, но делать нечего, пришлось согласиться. В тот же день ее, вместе с главным лекарем, снарядили в путь-дорогу.
Когда они прибыли на место, их встретил сам воевода.  Он был не злой человек, и очень переживал, что такая редкая птица так заболела. Его, конечно, удивило, что в качестве лекаря прибыла и такая маленькая девочка, но ничего не сказал.
Он провел прибывших  в комнату, где стояла клетка с  почти совсем безжизненной  птицей. Девочка открыла клетку и взяла соловья в руки. Он никак не реагировал. Девочка поднесла его к своим губам и начала ему что-то шептать. Через несколько минут птица открыла глаза, увидела девочку и уже не отводила от нее своего взгляда.
Гостья обратилась к воеводе и главному лекарю с просьбой  оставить их одних, а потом она скажет им, как лечить больному.
Взрослые не стали спорить и удалились. Девочка долго согревала птичку своим дыханием, потом с ладошки напоила ее. Через некоторое время, прямо с ее руки она поклевала немного корма. Спустя немного, эта процедура была повторена. Соловей немного приободрился,  и  что-то чирикал на ушко своей подружке.
Когда стало смеркаться,  девочка вышла, к ожидавшим ее, воеводе и главному лекарю, и сказала им.  « Я от своего дедушки помню, что эти птицы в неволе, в клетках не поют. Видимо не могут. Их надо либо выпускать, либо они  очень скоро умирают» Задумался воевода, и произнес «Подождем до утра. Утро вечера мудреней».
Когда утром они снова встретились, воевода упорно добивался, нет ли какого либо иного выхода. Поняв, что нет, он согласился отпустить драгоценного для него соловья. Девочка снова напоила его, накормила, и поцеловав, выпустила его. И тут, неожиданно для всех, соловей сел на ветку ближнего дерева, и так запел, что сбежались люди со всей округи. Пропев несколько арий, соловушка сделал небольшой круг перед дворцом, покачал крыльями и улетел. Воевода так растрогался, что прослезился, и сняв шляпу, помахал ею, улетавшей  птичке, желая ей доброго пути.
Вернувшись, домой, они все рассказали правителю. Он скоро собирался с ответным визитом, и задумался, а что он  подарит тамошнему воеводе,  сильно огорченному неудачей с соловьем. Эту мысль он высказал  вслух.
Наша героиня, уже несколько раз выступавшая впереди взрослых, и на этот раз подала голос первой. Она сказала, что слышала от дедушки, что в какой то стране есть такие мастера, которые делают искусственного соловья, очень похожего на настоящего, к тому же умеющего петь, как живая птица.   
Правитель обрадовался  хорошей мысли, и тут же поручил первому министру заказать такую модель.
Когда все собрались уходить, правитель остановил девочку и сказал: «Ты в последнее время много полезного сделала для нас. В знак благодарности с нового учебного года мы пошлем тебя учиться в самую развитую страну, чтобы ты стала для нас первым, и самым молодым  профессором, и учила бы уму- разуму наших людей. Девочка  от смущения покраснела, как рак, сделала реверанс и убежала.
Через  некоторое время в страну привезли  чудесного механического соловья. Он был очень похож на живую птицу, а самое главное  умел настолько хорошо петь, что его трудно было отличить от  оригинала. К тому же модель была украшена золотом и драгоценными камнями, так что производила  неотразимое впечатление. Все были в восторге. Правитель воспрянул духом, есть, что подарить соседнему воеводе.
 Когда правитель со своей командой приехал в гости, их приняли очень хорошо. А когда они показали, какой подарок привезли, все были просто поражены. Воевода буквально не хотел выпускать из рук драгоценную птичку, без конца заставляя ее повторять одну и ту же мелодию. Наконец, он поставил птичку в своей спальне, и строго запретил, чтобы кто-то ее трогал.
В свою очередь он подарил правителю чудесную картину, на которой было изображено красивое  большое дерево. При этом они обменялись мнениями, что произведения искусства более жизнеспособны, чем живые прототипы. Например, картина с изображением дерева может прожить тысячу, или более лет. А  живое дерево погибает через 200-300 лет.
Такое же сравнение они сделали между живым соловьем и его механической копией, считаю, что механический вариант лучше. Поет, и никаких гвоздей!
Когда правитель вернулся, он стал рассказывать о своей поездке, в том числе и  о своих беседах с воеводой, восхваляя все искусственное.
Однажды при очередной встрече правителя с придворными и народом, неожиданно встала одна старая женщина. О ней говорили, что она была колдуньей, а когда постарела, эти способности ее покинули. Тем не менее, ее все побаивались, и даже сам правитель остерегался ее трогать.
Она заговорила очень хриплым тоном: «Дети мои! Как может, что нибудь искусственное быть лучше настоящего?. Вот искусственный соловей. У него только одна мелодия, и по мере износа шестеренок, звук  будет все хуже, пока  окончательно не заглохнет.  Разве можно его даже сравнивать с живым? Разве можно сравнивать правду с вымыслом? Разве может нарисованное дерево хоть отдалено напоминать живую крону с шевелящимися листьями, нежно переговаривающимися между собой? Разве сможет даже миллион нарисованных цветов, заменить  одну живую благоухающую розу? Поэтому, дорогие мои,  никому не давайте подменять живую реальную жизнь на вымышленные  сказки. И я Вам всем завещаю, что если во всем мире останется одно единственное дерево, то пусть оно будет живым, и приносит людям радость от соприкосновения с мощным источником жизни.
Запомните люди, сказала она напоследок, что живые деревья не только живут достойно, но они и умирают стоя, ни перед кем не преклонив своей гордой головы!
Все, кто был на площади, расходились в глубокой задумчивости. Большинство уже не сомневалось, что вещунья права, и решали,  что в будущем обязательно надо жить по той правде, о которой она говорила.