Академгородок мог стать Наукоградом

Юрий Куратченко
 
АКАДЕМГОРОДОК МОГ СТАТЬ НАУКОГРАДОМ. А
НОВОСИБИРСК МОГ СТАТЬ ВТОРЫМ  ПОСЛЕ МОСКВЫ НАУЧНЫМ И  ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ЦЕНТРОМ В ОСВОЕНИИ КОСМОСА
                Публикация в газете «Наука Сибири» от 25.05.09.
                Из воспоминаний Юрия Алексеевича Куратченко,   
                Учёного,Заслуженного ветерана СО РАН, офицера в
                отставке публициста, члена Союза журналистов РФ
                Памяти  Академика Струминского В.В. продолжившего 
                дело Академика Христиановича  С.А.

             Одним из первых академических институтов при  рождении в 1957 году Постановлением Совета Министров СССР  №564 от 18 мая 1957года   Академгородка,  был Институт теоретической и прикладной механики СО АН СССР. К тому времени Советский Союз  уже имел  первый спутник Земли.  На очереди стояла  задача  освоения ближнего и дальнего Космоса  пилотируемыми и возвращаемыми космическими  летательными  аппаратами: челноками, лайнерами и станциями.
 
    Директором института 21 июня 1957 года был назначен  академик Христианович Сергей  Алексеевич, аэродинамик с мировым именем,  заместитель  начальника   ЦАГИ. им. Жуковского. Основными научными направлениями были утверждены: аэродинамика больших скоростей: горение, кинетика и турбулентность, прочность материалов и конструкций, механика грунтов и горных пород, применительно к механике сред,  в том числе и применительно к созданию космических летательных аппаратов для освоения околоземного и межзвёздного пространства.
     Таких комплексных задач завязанных на мирное пилотируемое освоение Космоса не имел ни один научный институт страны, да и мира. При этом учитывалось, что в Новосибирске уже успешно работали в научном и практическом направлении решения этих задач НАП им. Чкалова, СИБНИА им. Чаплыгина,  кафедра самолётостроения НЭТИ,  Авиационный техникум и другие.

    Учитывалось также, что для решения всего комплекса сопутствующих этой главной задаче научных и прикладных  проблем от топлива и защиты для летательных аппаратов, одежды и продуктов питания, будут привлечены все остальные институты Сибирского Отделения АН СССР, включённые в структуру Отделения.
   
     По существу, такого мощного лучшего научного потенциала того времени, собранного в одном месте, для   решения  этой глобальной  комплексной  задачи, не было ни в одной стране мира. Это академики Христианович С.А. – аэродинамика, Будкер Г.И. – атомные ускорители,  Мальцев А.И. Соболев С.Л. – математика, Бартини- прочность самолёта,  Боресков Д.К. и Ионе К.Г. – топливо и катализаторы,  Шемякин Е.И. – прочность горных пород различных сред, Жуков М.Ф. – плазменное горение, Струминский В.В. – аэродинамика гиперзвуковых скоростей, Солоухин Р.И. – лазерная техника, Марчук Г.И.– вычислительная техника, д.т.н. Затолока В.В. – гиперзвуковые сопла и воздухозаборники, Беляев Д.К. – генетика и биология, Мешалкин Е. Н. – медицина и здоровье, Казначеев В.П. – космическая антропология. – руководители целых научных направлений и школ. Вот имена, которые достойны присвоения  названиям улиц Академгородка и  Новосибирска!
   
    Эта мировая задача требовала привлечения не только крупных учёных, мировых умов, кои и были привлечены для её решения, но и крупных специалистов строителей и снабженцев, таких как  Н.М. Иванов и  Н.А. Борисов, крупнейшие специалисты Средьмаша того времени. Требовались высокое   умение и воля в  управлении такими огромными финансовыми  и интеллектуальными ресурсами и огромными строительными
 мощностями. Это был проект века! И здесь, проявился огромный организаторский талант С.А. Христиановича.

  Чтобы учесть оптимальность всей цепочки научных исследований и экспериментальных работ решения этой  задачи ,  он и  был назначен первым заместителем Председателя СО АН СССР М.А. Лаврентьева,  по  проектированию  и строительству  Новосибирского научного центра,   Именно во имя ускорения решения этой главной задачи мирного освоения космоса, первыми и главными объектами строительства Академгородка,  стали Институт ядерной физики, директором которого был избран назначен академик Будкер Г.И.,  Институт теоретической и прикладной механики и Институт гидродинамики.
         
  Следует отметить, что с 1957 по 1966 годы, под руководством акад. С.А. Христиановича, и с 1966 по 1971 годы под руководством акад. Владимира Владимировича  Струминского  институт успешно решал эти задачи.
 
        С момента создания,  в решении этих задач институт консолидировался с уже существующим Сибирским  Научно-исследовательским институтом аэродинамики (СибНИА ) имени С.А.Чаплыгина, где работал известный авиаконструктор Бартини, специалист в области прочности самолётов. Институт вначале и размещался на территории СИБНИА, в Новосибирске. Институт вначале и размещался на территории СИБНИА, в Новосибирске.

   Первейшей задачей для решения вопросов  пилотируемых космических полётов на летательных аппаратах, было создание комплекса аэродинамических труб в широком диапазоне скоростей: от дозвуковых – до гиперзвуковых. Для этого уже в 1958 году ИТПМ  приступил  к строительству не территории СИБНИА первой в Сибири сверхзвуковой аэродинамической трубы (руководитель Л.А. Заклязьминский, ответственный Н.П. Гриднев).

    В КБ проектировались будущие установки Т-313 и импульсные трубы. В структуре института были утверждены лаборатории: 1 – сверхзвуковых скоростей, 2 – ударных волн, 3 – прикладной газовой динамики, 4 – газодинамического эксперимента, 5 – высоких давлений,6 – новых методов газодинамических измерений, 7 – гидродинамического эксперимента. Все лаборатории в своих планах имели темы, привязанные к проблемам освоения Космоса.

   Параллельно на территории  СибНИА в 1960 году приступили к возведению малого стенда Парогазовых установок (ПГУ) под руководством А.А. Курдина, другого научного направления, руководимого С.А. Христиановичем. Создание энергетического блока на парогазовых турбинах для Али-Байрамлинской ГРЭС, было включено в план развития народного хозяйства СССР в разделе важнейших работ.
   
      К 1959 году научный и экспериментальный потенциал Института в области аэродинамики больших скоростей  и ПГУ был признан актуальным. Под руководством акад. С.А. Христиановичем  был сделан большой научный и экспериментальный задел по всем научным направлениям  института. Институт вышел в число самых успешных среди научных учреждений СО АН СССР. Организаторский талант С.А. Христиановича и ЦАГовская требовательность и чёткость в постановке и решении научных и прикладных задач, принесли институту широкую известность и признание.

   1 марта 1959 года академик С.А.Христианович был избран депутатом Верховного Совета РСФСР пятого созыва. 
       И это стало первой ласточкой подковёрной борьбы в Отделении по сдерживанию потенций института. В Отделении должен быть один лидер. В начале 1959 года Отдел прочности ИТПМ, важный отдел в решении прикладных задач летательных аппаратов, был переведён в Институт Гидродинамики и вскоре преобразован. Сработал фактор конкурентной борьбы научных школ за государственные деньги и внимание.
 
       Несмотря на вязкость отношений, институт продолжал успешно развиваться. В ноябре 1963 года была создана Лаборатория №4 «Газодинамического эксперимента  свехэвуковых аэродинамических труб».  Зав. к.т.н. В.М. Супрун.  Первые сотрудники И.И. Волонихин, Ю.А. Куратченко, С.М. Воронов,  приступили к  подготовке в эксплуатацию  сверхзвуковой аэродинамической трубы Т – 313

   Но, в силу конкурентных обстоятельств, по воле “его величества”  человеческого фактора, огромный научный и экспериментальный потенциал Института не был востребован и использован до конца. Развязка наступила в марте 1966 года.  Выездная сессия Отделения физико-технических проблем энергетики АН СССР во главе с акад. М.А. Стыриковичем, одобрив научную деятельность ИТПМ и отметив актуальность и практическую важность проводимых институтом исследований, закрыло тематику ПГУ.

  Миллионы рублей, затраченные на научные исследования, на экспериментальные установки, на создание научной школы, на зарплату сотрудников, одним росчерком пера были выброшены на ветер.
 
    Понимая эту подковёрную борьбу и давление,  будучи несгибаемым человеком, акад. С.А. Христианович, в мае 1965 году, за полгода до этой выездной сессии, подал заявление об отставке.  В возрасте 57 лет он был освобождён от обязанностей директора института «по состоянию здоровья» и уехал в Москву. И.о. директора института был назначен  д.т.н. профессор М.Ф. Жуков.

      Но государственная задача оставалась. В июле 1966 года В.В. Струминский, начальник отдела ЦАГИ, профессор МФТИ,  был избран  в действительные члены Академии наук СССР. Избрание В.В. Струминского академиком  по отделению механики и процессов управления активно поддержали начальник ЦАГИ  Г.П. Свищёв, генеральные авиа конструкторы А.И. Микоян, А.С. Яковлев, С.В. Ильюшин и другие члены Военно-промышленной комиссии (ВПК).
 
  Такая высокая поддержка академиков прикладных наук, была свидетельством не только признания заслуг В.В. Струминского в создании летательных аппаратов, но и желанием  сохранить научный и интеллектуальный потенциал института,  продолжить дело Христиановича С.А.. и ускорить  работы по аэродинамическим исследованиям сверхзвуковых летательных аппаратов для авиации и космоса.
 
     К тому времени Советский Союз отставал в создании возвращаемых пилотируемых космических аппаратов. Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР, МАП СССР и ВПК №41,  было принято решение об ускоренном строительстве в Советском районе, вблизи Академгородка, на базе ИТПМ СО АН СССР и СИБНИА, так называемого,  второго ЦАГИ.  –  Комплекса аэродинамических труб с широким диапазоном скоростей потока (чисел Маха), от дозвуковых до гиперзвуковых, моделирующих течения от 10 до 100 км. Сек.

   Это позволяло обеспечить исследования космических возвращаемых аппаратов на всех этапах выхода в Космос, полёта к другим планетам и пилотируемого возвращения на землю. При этом предполагалось строительство всей необходимой  технической, жилой и бытовой  инфраструктуры «Второго ЦАГИ»
   
   Принятие такого решения в тот  момент, как сейчас стало очевидным, было самым удачным по совпадению влияющих факторов на его реализацию. Была  политическая воля,  были научные и социальные амбиции в дальнейшем освоении космоса, необходимое для старта количество сосредоточенных в одном месте научных и авиапромышленных учреждений и предприятий (Авиационный завод им Чкалова) нужного профиля, высокий уровень научных кадров, и главное – необходимые финансовые средства.

   Был и бесспорно лучший лидер для руководства таким проектом – 
Академик  В.В Струминский, обладающий высокими научными и организационными способностями, прошедший  школу ЦАГИ. В решении различных научных проблем длительного пребывания человека в пилотируемых космических аппаратах могли участвовать почти все научные институты СО АН СССР.
   
    Постановлением Президиума АН СССР №449 от09.08. 66 года В.В. Струминский,  был избран директором ИТПМ, для реализации этого Постановления. С приходом в ИТПМ В.В. Струминского началась активная работа по новым направлениям. На площадях института началось проектирование и создание малотурбулентной околозвуковой трубы Т – 324, ( Н.Ф. Поляков, Г.М. Медведев, В.К. Голов и др.)  сверхзвуковой малотурбулентной аэродинамической трубы Т – 325 ( В.В. Черных, Г.Г. Доронин, В.А. Лебига),  модернизация сверхзвуковой трубы Т –313 с целью расширения чисел Маха до 7 ( А.М. Харитонов, В.Д. Григорьев, И.И. Волонихин, В.С. Демьяненко, Ю.А. Куратченко ), проектирование и создание первой в институте гиперзвуковой трубы Т –326 ( Г.П. Клеменков, В.Д. Григорьев, Ю.А. Куратченко).

  Импульсная труба ИТ _ 301 (Б.В. Бошенятов, М.И. Ярославцев). В институте создавались новые научные лаборатории по конструкции космических возвращаемых аппаратов ( Павел Третьяков, Игорь Сидоров, Юртй Н. Юдинцев), по гиперзвуковым соплам и воздухозаборникам (В,В, Затолока), по защитным покрытиям космических аппаратов, (Морцева Г. А.)  по импульсным маршевым двигателям – практически по всем проблемам решаемых задач практической космонавтики.      

  Конструкторское бюро института решало широкий комплекс задач по созданию аэродинамических труб на площадях института, и на новой площадке левобережья – 8-го корпуса для комплекса труб всего ряда скоростей. К 1968 году были готовы все проекты , обсуждены и доложены на коллегии МАП СССР в присутствии генеральных и главных конструкторов. Они были одобрены  и принято правительственное постановление, возлагающее на ИТПМ решение перспективных  проблем аэрогазодинамики и создание новой аэродинамической базы в стране.

   Для решения задач создания новой аэродинамической базы,  из сотрудников института была создана рабочая группа под руководством одного из ведущих сотрудников СибНИА  М.Б. Полякова. в которую вошли В.Г. Барышев, Р.А. Соловьёв.  Ю.А. Куратченко, В.В Затолока, А.И. Омелаев, Г.М. Воронов, В.Д. Григорьев,  и ряд других сотрудников Института. 
         
   Успехи института были доложены в 1969 году на I Всесоюзной конференции по аэродинамике разреженных газов в 20 докладах сотрудников института.
   
   Естественно, как принято в научной, да и не научной, конкурентной  борьбе, нашлись желающие осадить успехи талантливого учёного и руководителя. Руководство СО АН СССР не собиралось смещать научное лидерство в сферу прикладных исследований.   Был отдан приоритет фундаментальным исследованиям.

         Популярность В.В.Струминского в Новосибирске, в СССР и за рубежом росла. Американские учёные из NACA, приезжавшие на конференцию, с завистью смотрели на размах работ  по освоению космоса. Задачи, которые он решал, могли обеспечить прорыв в освоении космоса и преодоления отставания в челночной пилотируемой космонавтике.

   Сибирское отделение АН СССР могло невольно увеличить объём прикладных исследований в доле фундаментальных научных работ. Советский район мог обрести на левобережье новую экспериментальную и производственную базу,  дополнительное развитие жилья и инфраструктуры. В принципе, в г.Новосибирске могла возникнуть новая отрасль промышленности, связанная с созданием возвращаемых космических летательных аппаратов. Советский район мог стать полноправным наукоградом в этой области, с соответствующим финансированием.
   
      Но это шло вразрез с идеологией создания Научного центра, как центра фундаментальных исследований. В результате закулисных действий, в 1971 году В.В. Струминский не был избран директором на новый срок. С марта 1971 года основное научное направление института в прикладной аэродинамике и аэрокосмической технике было неоправданно ограничено.

     Но школа осталась! И потому, научные достижения ИТиПМ СО РАН получили мировое признание по всем пионерным направлениям исследований института.

         Жаль одного. Задача создания пилотируемых возвращаемых космических летательных аппаратов сегодня ещё более актуальна, чем 50 лет назад. Но нет и вряд ли будет, такого  удачного  стечения  обстоятельств и необходимых факторов для её решения, как было тогда:  наличие выдающихся учёных-аэродинамиков, и талантливых организаторов  С.А. Христиановича, В.В. Струминского; наличие политической воли и финансов в стране; наличие научных кадров и молодёжного научного энтузиазма; наличие и потенции экспериментальной базы; да и просто наличие лидирующей позиции России  в освоении Космоса,  уже вряд ли возможно в обозримом будущем. 

       Страницы этой, можно сказать трагической истории, для страны,  для института, да и для сотрудников, участвующих в этом проекте, неизвестной страницы истории развития отечественной космонавтики, истории многолетней борьбы института за сохранение своего научного лица, не нашли своего отражения в многотомных трудах по истории  СО АН СССР. Эта трагическая тема стала запретной для обсуждения и превратилась в простую хронологическую констатацию событий. 
      
    Однако люди, попавшие в эти жернова амбиций  руководства, вынуждены были менять и вектор своей жизни и статус своего научного положения, и сферу профессионального приложения. Они, несомненно, несут в душах разочарование несбывшихся надежд и ожиданий. Таких людей не мало. Среди них и я.
За державу обидно!
   
        Изложенное  в  воспоминаниях, –  мой субъективный взгляд на фактологию событий и лишь иллюстрация моей биографии, связанной с работой в Институте Теоретической и прикладной механики СО АН СССР с 1963 по 1970 годы и в дальнейшем Руководителем группы экспертов    при Президиуме СО АН СССР с 1971 по 1984 годы.

            В статье использованы материалы книги “Институт теоретической и прикладной механики. Годы, люди, события. Издательство СО РАН, Новосибирск 2000г.
             Юрий Куратченко                25.05.09.