Мой русский мир

Тамирлан Бадалов
     Первая часть моей жизни похожа была на растительную. Реагировал на всё вегетативно. Точнее сказать, импульсивно:  поили - рос,  кормили - мужал, обогревали - радовался, обижали - замыкался. Социализация началась с некоторой  задержкой, но всё таки произошла. Между прочим, у некоторых особей растительный период растягивается на всю жизнь.
     Так уж случилось,  моё восприятие мира взращено Русской действительностью.  Русской словесностью. Осознание  происходило не сразу: постепенно и извилисто.
     Наверно это естественно, учитывая  обстоятельства моего детства: со смещёнными акцентами (то ли запад, то ли восток), половинчатым образованием.  Это ни хорошо и ни плохо - некая предопределенность. Теперь понимаю,  другого в моём индивидуальном опыте и не могло быть. Кто-то назовёт это географическим детерминизмом, социальные психологи -  Эго феноменом. Но сейчас о другом.
     Русский мир - явление неоспоримое, неизбывное, историческое,  и не зависит от чьих-либо предпочтений, а по новейшим наблюдениям, даже от климатических катаклизмов.
     Как и многие, из  ныне  живущих на земле, я тоже по-своему люблю этот мир. Уникальный, таинственный, завораживающий, непостижимый.  Единственный в своём обличье и поступках:  бесшабашный, сумасбродный, агрессивный,  жестокий,  обидчивый и непредсказуемый.  Кстати, необычный в своей странной трактовке справедливости:   часто  непонятной миру. 
     Таких мировых культур, столь же уникальных и грандиозных по масштабу, насчитывается несколько, но знаю их весьма  поверхностно, только  по переводным книгам, фильмам и  телевизионной картинке. Знание это рассудочное,  холодное. А Русскую  культуру, городскую, как и свою природную телесность,  я не выбирал, она стала основой моего мироощущения как данность, без моего осознанного выбора.
     Было бы слишком самонадеянно  утверждать, что  я знаю Россию.  Толком её никто не знает.  Помните, конечно, образный ряд  Ф.М.Тютчева - "Умом Россию не понять...  аршином общим не  измерить...  особенная стать...  можно только верить..." 
     Или ещё жёстче, ещё хлеще,  -  беспощадная рифма  Ю. Шевчука  -  "Уродина"...   Но это моя Родина, другой у меня уже не будет. С ней мои мечты и надежды, огорчения и травмы, мои нравственные страдания за грехи и мерзости.
     А родился я в другой точке планеты, так не похожей на Россию. Здесь, на этом клочке земли хорошо, уютно, тепло, приветливо, -  но это чужая страна, чужая культура. Я не знаю основ языка, мне незнакомы контексты, идиомы, мне чужда стилистика отношений между людьми и многое другое. Особенно остро ощущаю свою отдалённость сейчас,  когда по  воле  судьбы, видимо надолго,  а может навсегда, вновь оказался на Родине своих предков. Блюстителей расовой  и национальной исключительности прошу не беспокоиться, в этом нет ни малейшей фанаберии.  Категория не философская, не этническая  - сугубо  эмоциональная.
     Однажды у меня попросили на время "Анну Каренину".  Кончено, воскликнул я,  радуясь, что Лев Николаевич ещё кому-то интересен. А взяв книгу в руки, неосторожно заглянул.  С того дня, так и  осталась книга раскрытой, а я кидался  то в конец романа, то в середину, то в начало, и никак не мог отстраниться. Какой-то чудовищный магнетизм заставлял вновь и вновь возвращаться к прочитанному; обнаруживать новые тайны старых страниц, разглядывать грани  драгоценного камня, и наслаждаться поэтикой далёкого XIX  века.
     В другой раз  наткнулся на описание медленной смерти обезматочившего  улья, в сравнении с опустевшей Москвой осенью 1812 года. Изложен процесс распада  подробно с болью,  в неприглядных деталях, а по сути совсем не о пчёлах, о нас смертных. Казалось бы, события давно минувших лет, а такое необъяснимое зрительное  соучастие. Образность завораживает... 
     Этому нет рационального объяснения. Впрочем, человеку свойственно преувеличивать значение своего духовного  мира,  так уж устроен механизм самозащиты.
     И всё-таки, Русский космос уникален тем, что в нём присутствует какая-то мистическая потребность к постижению неизведанного. Желание пробраться туда, где ещё никто не побывал. При этом ценность индивидуальной жизни, болевой порог неизмеримо ниже, чем у Европейских народов. Роскошь и избыточность  присутствуют здесь, наряду с нищетой и бесправием, но в этой многосложности  драматизм и притягательность.