О хороших, как Нао. Плохих, как Аго и людоедах

  Я надеюсь, что все Вы читали повесть Рони «Борьба за огонь». Он великолепно описал горе первобытных людей (племя уламров), оставшихся без огня на открытой местности. Люди настолько привыкли к жизни с огнём, что его отсутствие грозило гибелью всего их племени. Добыть огонь  взялись два наиболее сильных и смелых уламра: Нао, сын Леопарда,  и   Аго, сын Зубра. Но по описанию и событиям мы видим, что Нао и его два помощника — олицетворяют всё лучшее и возвышенное, что могло быть в первобытном человеке, и что нередко мы находим и в наших современниках. А в Аго и его братьях-помощниках мы видим всё низменное, свирепое и дикое, что нередко было в те далёкие времена, но иногда встречается и сейчас. Вот как Рони описывает жизнь Аго и его братьев: - «...  Он жил вдали от других уламров с двумя своими братьями, такими же волосатыми, как и он, и несколькими женами, которых держал в ужасном рабстве. Хотя уламры и сами не отличались мягкостью характера, но жестокость сыновей Зубра страшила даже самых жестоких из них».
   Давайте же посмотрим, почему один стал «светлым» героем, а другой — злодеем.
   Мысленно обратимся к тому времени, когда мать Аго родила трёх сыновей. Это были прелестные меховые комочки с большими синими глазами. Они смешно морщились и толкались в борьбе за материнское молоко. Но вот их мама оправилась и явилась к дележу охотничей добычи. Она не смела требовать лучшие куски у мужчин-охотников, но свирепо отталкивала женщин и подростков, тянущихся к остаткам. За этим, с интересом, наблюдали её малыши из переноски. Когда обиженные её огрызались, она скалила зубы и рычала страшнее пещерного медведя. Мать не дарила их лаской, но выделяла их из всех уламров своей свирепостью. Когда Аго и его братья подросли, их самым любимым занятием было обижать малышей, отставших от своих родителей. Они избивали их, отнимали съедобное, мазали грязью. Так продолжалось до тех пор, пока не подрос Нао. Он стал защищать малышей, учить их храбрости и сплочению. Скоро Аго и братья перестали их задирать, так как встречали дружное сопротивление.
Тогда они изменили тактику. Они дожидались, когда дети начинали драться из-за еды или интересной находки и вступали в драку на стороне сильнейшего. Но, после «победы» они забирали предмет спора, что не приносило им дружбы со сверстниками. Когда они достигли зрелости, пришло время их посвящения в охотники — «обряда инициации». Вождь, осмотрев группу молодёжи, собравшейся под священным деревом, одобрительно кивнул и послал их на самостоятельную охоту: - «Кто придет с добычей, тот станет полноправным уламром-охотником». На поиск добычи отправились и Аго с братьями. Они плохо знали охотничьё искусство, и не заслужить бы им звания охотника, но им тут повезло. У водопоя, куда они направились, лев подрался с вожаком зубров. Могучий зубр отгонял хищника от стада и зацепил его рогом. Лев, как смерч, развернулся на месте и ударил его лапой. Но, зубр не сдавался. Он выставил свои острые рога в сторону льва, и мгновенно поворачивался вслед за ним. Однако, из его раны текла кровь, унося его силу. На мычание зубра, подошли ещё два самца. Они встали непреодолимой стеной и лев ретировался. За этими событиями наблюдали из-за валунов Аго и братья. Когда стадо зубров напилось и ушло кормиться в поля, раненый зубр отстал и еле плёлся за ним. Во тут то, Аго и его братья, как шакалы, набросились на раненного зверя. Копьями и дубинами добив его, они с ликованием понесли его голову и куски туши вождю уламров. Так они стали охотниками — «сынами зубра». А Нао в честной схватке убил леопарда, став охотником — «сыном леопарда».
 Когда к уламрам пришла беда: наводнение и нашествие врагов, Аго и его братья остались верными себе. Они дожидались в засаде, когда враги были сражены храбрыми войнами и добивали поверженных. Поэтому они не получили ни одной раны. Нао тоже остался невредимым, но по другой причине. Он участвовал в спасении женщин и детей племени. Не одного врага он ранил и обратил в бегство,  тогда, когда они нападали на спасаемых. Он помог многим перебраться через реку и тем спас их от неминуемой гибели.
   Когда вождь уламров призвал охотников вернуть огонь, пообещав свою дочь в жены победителю и место вождя, когда он умрёт, вызвались Нао и Аго. Но каждый из них решил отправиться за огнём в соответствии со своим обычаем. Нао отправился в глубину вражеской территории, где обязательно был огонь, при этом он подвергался смертельной опасности. Аго с братьями решили патрулировать границу территории уламров, поджидая небольшую группу вражеских разведчиков.  При этом опасность была минимальной, но и вероятность добыть огонь была не большой. Однажды они увидели костры большого отряда врагов—кзамов. Но когда они, вместе с шакалами, пробрались на покинутую стоянку, то обнаружили что все костры давно «умерли».
  А Нао, тем временем, после целого ряда приключений, избежав смертельной опасности только благодаря «договору»-дружбе с мамонтами, добыл огонь. Когда он вернулся на землю уламров, первым кого он встретил был Аго с братьями. Так как помощниками Нао были слабые юноши, то Аго решил, что легко одолеет Нао и заберёт у него заветный огонь.
  Но, Нао знал, что победа Аго принесёт его любимой девушке страдание, а всему племени гнёт. Поэтому он дрался с ним «не на жизнь, а на смерть» и победил. Нао любил уламров и дочь вождя. Аго любил лишь себя.
   Прошли тысячи лет от описанных Рони событий. В жизни людей всё изменилось. Навсегда исчезли монстры – людоеды. Но остались плохие эгоисты. Они часто становятся «вождями», хозяевами, президентами. Их качества не написаны у них на лицах, как у Аго. Они презентабельны и популярны, но несут гнёт и страдания своим подчинённым. Как было бы хорошо, чтобы избиратели видели, скрытые, под невзрачной внешностью людей, героические черты Нао, и выбирали бы их своими вождями.


Рецензии
Странная вещь, история цивилизации. Была когда-то маленькая страна Греция, которая оставила после себя множество великолепных сказок, написанных на все времена жизни человека. Сейчас эта страна никакая. Она, что есть, что ее нет. И сразу вопрос - почему?

Виталий Овчинников   01.12.2017 18:50     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Виталий. В Греции возник культ человекоподобных богов. На его основе возникли традиции и искусство. В Греции было несколько государств, и два из них оставили заметный след в культуре: Спарта и Афины. Спарта прославилась спартанскими войнами, Афины - театром, скульптурой, наукой и гос. устройством. Они разгромили полчища персидского царя Дария. Но Македония скоро покорила Грецию, и сама переняла греческую культуру. Затем Рим покорил маленькую страну, в свою очередь во многом переняв религию и культуру Греции. С падением Рима и утверждением новой религии, Греция утратила своё культурное и торговое значение. И только при Ренессансе образованная Европа вспомнила о Греции. Наконец в новое время, Греция влезла в международные долги, без реальной возможности их выплатить. Ориентация правительства на традиционную экономику, с долговой зависимостью, оказалась ущербной по сравнению с новаторской экономикой Южной Кореи, Японии и Китая. Греции не хватает своего "Ли Куан Ю". Спасибо. Евгений.

Евгений Радомысельский   03.12.2017 00:36   Заявить о нарушении