Крещение

Вадим Гарин
Размышления у живописного полотна. Часть 6

Предыдущая часть: http://www.proza.ru/2014/12/02/1002

Коллаж Натальи Ковалёвой. Фото взяты из интернета.

Предисловие:
                С большим перерывом взялся я за продолжение темы «Размышлений у живописного полотна» у  картины А.А. ИвАнова «Явление Христа народу». Основная часть текста написана в 2014 году, но, к сожалению, была  утеряна в связи с поломкой компьютера.
                В восстановленной работе я делюсь с читателем своими размышлениями, навеянными сюжетом картины. 

               
                Иванов не следовал проторенной академической дорогой в изображении догматического церковного события. Его интересовал великий нравственный переворот, духовное перерождение людей при появлении Мессии. Именно поэтому он выбрал Евангелие от Иоанна, в котором художник увидел всю его сущность.
                Евангелистский рассказ о крещении Спасителя привлекал многих художников. Один из первых, не считая иконописи, был Джотто ди Бондоне или просто Джотто (1267-1337).  Андреа дель Верроккьо (1472-1475) совместно со своим учеником Леонардо да Винчи не оставил эту тему без внимания. Доменико дель Гирландайо, Тициан, Эль-Греко, Гвидо Гени, Мазолино, Пьеро дела Франческа, Перуджино, Герард Давид и многие, многие другие изображали крещение Иисуса Христа.  Не обошли эту тему и русские художники Гагарин, Волков, Вишняков, Поленов, Нестеров, Семирадский. Да и сам Иванов в 1800 г. написал эскиз росписи «Крещение спасителя» (Третьяковская галерея).
                Однако перечисленные художники и ранний Иванов, так или иначе, иллюстрировали Евагелие от Матфея, Марка и Луки. Более всего привлекал стих двадцать первый и двадцать второй из третьей главы Евангелия от Луки:  “Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него”.

                Синоптические Евангелия отображали именно этот момент жизни Иисуса Христа с некоторыми отличиями.
                Матфей, например, в главе третьей |1| рассказ о крещении начинает с появления в Иудее нового пророка:
                «В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской, -  и продолжает, - «Тогда Иерусалим и вся Иудея и вся окрестность Иорданская выходили к нему».  В шестом стихе читаем:
                «И крестились от него в Иодане, исповедуя грехи свои».
А в тринадцатом стихе Матфей уже сообщает, что к Иоанну на Иордан приходит Иисус из Галилеи и крестится «от него».

                У Иванова в сюжете картины «Явление Христа народу» не  отображается крещение самого Иисуса. Крещение в задуманной картине второстепенно. Вслед за Иоанном, художник  с трепетом и восторгом сообщает миру о Явлении долгожданного Мессии! Спасителя!
                В замысле  Иванов точно следует тексту: «Был человек, посланный от Бога; имя ему Иоанн |2|. Он пришёл для свидетельства, чтобы свидетельствовать о Свете, дабы все уверовали в него. Он не был свет, но он был послан, чтобы свидетельствовать о Свете».

                Удивительное полотно подогрело интерес к религии, её истории. Однако, несмотря на грандиозность замысла, монументальность картины, меня интересовали и многие детали, поначалу
казавшиеся незначительными, второстепенными. Но именно они дали толчок  моим размышлениям.   
                Я обращал на них ваше внимание, читатель, в первых пяти частях своих «Размышлений»:  причины появления креста на картине, историю его происхождения, назначение, символику. Писал о развитии сюжета картины и сущности Евангелия. И, наконец,  пятую часть «Размышлений» я посвятил понятию образа Мессии в иудаизме и христианстве.
                Заинтересовал и сам обряд крещения. Какова его этимология? Почему старинный обряд омовения Евангелисты назвали крещением?

                Чаще всего с крещением сталкиваются, как правило, после рождения детей или просто на бытовом уровне.
                - А ты крещен или  нет? – можно услышать вопрос.
                Мой сын, выросший в атеистической семье, вскоре после рождения ребёнка, в сомнении обратился ко мне:
                - Как ты думаешь, нужно ли крестить Сашу? Теща настаивает…
                Естественно я ответил, что он сам должен решить, как ему поступить. И добавил:
                - По моему мнению, от крещения в жизни Саши ничего не прибудет, но и не убудет. Думаю, сын, что этот обряд для вас и тёщи в том числе, носит скорее формальный характер. Для неё проявление веры сводится к ношению крестика и поеданию кулича на Пасху.
                Вы не понимаете сути таинства и не вкладываете в него сакрального смысла: все крестят, и мы будем… Положены крёстные – возьмём сестру и своего приятеля – не больше того.
 
                После этого разговора я вспомнил свое детство и, конечно, свою бабушку Нину Ивановну – мою вторую маму.  Как-то в детстве этот вопрос возник и у  меня. Я спросил её:
                - Ба, а я крещен? Ребята спросили…  Почему у Витька, Игорёшки и Валерки есть крестики, а у меня и Борьки нет?
                - Про Бориса не знаю, а ты крещён, - успокоила она меня, - я тебя сама крестила…  дома. И крестик у тебя есть – он в шкатулке лежит, можешь посмотреть. Хочешь одеть – я привяжу на него шнурок.
                - Не надо, а то ещё потеряю…  Но ведь крестят в церкви?
                - Можно крестить и дома, - со вздохом ответила бабушка, - перед твоим крещением я пошла в церковь и спросила священника, могу ли я окрестить внука?  В начале 1944 года, когда еще шла война, у дедушки могли быть неприятности. К немцам  отношение было очень подозрительное. Их  в массовом порядке высылали в Казахстан, а деда уже один раз арестовывали. Только чудом отпустили – за него вступился его ученик НКВДэшник. А тут еще церковь, крещение внука…
                Священник ответил, что бабушка, если она православная, имеет право крестить и объяснил как это надо делать. В церкви она купила оловянный крестик.
                Священник, почему-то возражал против  имени «Вадим» и посоветовал крестить Александром, что она и сделала. Сашкой меня не звали никогда, и я остался Вадимом, вопреки крещению.

                Много позже в одном религиозном споре, мой оппонент спросил, крещен я или нет?  Я рассказал ему историю своего крещения.
                - Значит, не крещён, - злорадно и с видимым удовлетворением констатировал он, - бабушка не имела права крестить. Он явно проигрывал спор, и ему хотелось, чем-то меня зацепить.
                -  Понятно откуда появляются атеистические воззрения! – желчно добавил спорщик.

                Ранее вопросы крещения меня никогда не занимали. Было абсолютно безразлично крещён я или нет, однако оппонент меня разозлил, и в силу своего дотошного характера мне захотелось узнать легитимность бабушкиных полномочий.
                Прав ли был тот священник, который консультировал бабушку?
                Лазая по интернету с вопросами крещения, наткнулся на сайт Петрозаводской и Карельской епархии, где черным по белому написано, что крестит, конечно, священник, но если возникают затруднения (запреты, особенно в советский период или другие обстоятельства)  крестить может любой христианин, поэтому в советские времена очень часто это делали бабушки и дедушки! А при наличии опасности (болезнь ребенка и др.), может крестить любой православный, даже мать ребенка. Позже я приобрёл Практический справочник по православию, где прочитал то же самое |3|. Так, что легитимность  бабушки в крещении очевидна.

                После всех описываемых событий я заинтересовался существом этого таинства, его историей, а позже интерес подогрела и картина А. Иванова. Ведь сам обряд крещения, как я уже отмечал, на полотне второстепенен.
                Несмотря на то, что центром композиции является фигура Иоанна, окружённого  людьми, слушающими популярного проповедника, пришедшими очистится от грехов и принять крещение от него, главным событием сюжета является проповедь Иоанна, предрекающая явление Мессии. И сам Мессия, на которого указывает пророк! До Иванова эту тему в живописи использовал флорентийский художник эпохи возрождения Доменико ди Томмазо дель Гирландайо (литография картины перед текстом), но в его сюжете Иоанн обращается с проповедью к народу. Он не видит Иисуса, который стоит позади него. То есть Иисус пришёл к Иоанну с единственной целью крещения. Он не ЯВИЛСЯ, как на картине Иванова, а ПРИШЁЛ, как ученик к более опытному учителю.
                Жозеф Эрнест Ренан (1823-1892) – французский историк и философ в книге «Жизнь Иисуса» |4| сообщая о славе Иоанна в Иудее, пишет, что сам Иисус во времена  пика популярности  нового проповедника  (около 28 г. нашей эры  в пятнадцатый год царствования Тиверия) пользовался незначительным авторитетом. «Он, естественно желал увидеть учителя, учение которого имело так много общего с его собственными идеями».
                Ренан считал, что «Иисус провёл определённое время близ Иоанна, признавал его выше себя, но имел свою глубокую оригинальность и робко развивал свой собственный гений».
                Ренану вторит Давид Фридрих Штраус (1808-1874) - известный тюбингенский (Германия) теолог, ставший  европейской знаменитостью после выхода в 1835-1836 годах книги «Жизнь Иисуса» |5|.
                Влияние Штрауса на Иванова было огромным. Чрезвычайно интересна трансформация мыслей и взглядов художника в столкновении с протестантским движением Европы. Приехав в Европу абсолютно православным человеком, по мере работы над картиной, общаясь со многими представителями европейского общества,  Иванова стали посещать сомнения в возможностях религии, при которых писать картину с религиозным сюжетом он не считал для себя возможным.

                Он ищет ответы  у Давида Фридриха Штрауса, к которому едет в Германию, у своего друга Н.В. Гоголя, посещает в Англии А.И. Герцена. Именно эти сомнения породили убеждение Иванова о продолжении работы над картиной, которым не суждено было сбыться. Что художник хотел дополнительно внести в неё или изменить осталось неизвестным.

                Думаю, что, беседуя со Штраусом, Иванов никак не мог обойти его мнение по поводу самого события крещения, а  Штраус в своей книге пишет:
                «Мы не считаем уместным отрицать всякую историческую достоверность безобидного сообщения о том, что Иисус был крещён Иоанном. Представляется вполне вероятным, что Иисус довольно продолжительное время состоял в близком общении  с Иоанном.
                «Иисусу казался правильным тот путь нравственного перерождения, на который указывал Иоанн. В церемонии погружения крещаемых в реку он мог увидеть символ того покаяния в грехах, которого Иоанн требовал от всех вообще, а то обстоятельство, что евангелисты по догматическим соображениям придали иной смысл крещению Иисуса, не имеет исторического значения».
                Аналогичного мнения придерживался и Руслан Хазарзар в своём фундаментальном труде «Сын человеческий» |6|.


                На этом предлагаю читателю на время отойти от живописи и обратить внимание на обряд крещения.
                Первоначально меня заинтересовало само слово «крещение», которое в русском сознании увязывалось с крестом и Христом.  Оно вызывало недоумение одного порядка с наличием самого креста на картине. Во всех канонических Евангелиях омовение в воде реки Иордан названо крещением.
                Секретов в происхождении слова «крещение» нет.  Никто не задаётся целью выяснить это за ненадобностью. И так всё понятно. В Википедии, и на сайтах православной церкви любой интересующийся может прочитать, что в русском языке оно появилось при переводе Евангелия Кириллом и Мефодием. Столкнувшись с необходимостью перевода греческого слова  «баптизо» ( baptizo), что означает  «погружаю» и которое используется, когда речь идёт об омовении, или водном погружении, в частности, о крещении Иоанна Крестителя, Кирилл и Мефодий решили придать еврейскому обряду христианское звучание, оторвав его от Ветхого Завета*.
                Таких примеров вольных переводов и откровенных мистификаций в истории церкви великое множество. Как надо – так и переводим, что надо – то и пишем. Это касается и перевода Ветхого Завета с древне-еврейского и арамейского языков. А по Новому Завету предельно ясно выразился египетский экзекет (толкователь библейских текстов) Кирилл Александрийский:
                «Господь дал нам способность быть служителем Нового Завета – не буквы, но духа»!
                Предвидя упрёки по поводу этой цитаты – мол, её выдернули из текста, это не о том и так далее, приведу слова еще одного уважаемого отца церкви архиепископа Константинопольского Григория Богослова, сподвижника Василия Великого:
                «Сквозь букву проникай во внутреннее»!
                Как пример такого проникновения можно привести исторический факт рождения Иисуса в Назарете, а не Вифлееме, как это указано в Евангелиях.
                Во второй главе Евангелия от Луки читаем, что родители Иисуса проживали в городе Назарете и, ввиду переписи населения, Иосиф и Мария по указу римских властей явились в Вифлеем, где  и родился Иисус. (Согласно пророку Михею, Мессия должен был родиться в городе Давидовом, в Вифлееме, а иначе он не может претендовать на эту роль). Но тут у Евангелистов промашка вышла. Исторически несложно доказать, что перепись населения проводилась по приказу консула и Римского правителя Сирии, Публия Сульпиция Квириния (46г. до н.э. – 21 г. н.э.), власть которого распространялась на Иудею. Так вот эта перепись проводилась спустя десять лет после рождения Иисуса. Это неопровержимый факт.
                Правда церковники даже в абсолютно безнадёжной ситуации, пытаются  напустить туману. Однако все их усилия разбиваются о закон царя древнего Рима Сервия Туллия (шестой правитель Рима), по которому ещё пятьсот лет до рождества Христова были установлены правила проведения переписи населения,  не менявшиеся в Римской империи.  По нему римские граждане и население областных провинций не обязаны приводить на перепись жён и детей, а должны только заявить о них. Спрашивается, для чего без нужды тащить беременную жену на последнем месяце за сто километров с гаком, да ещё на осле? (На карте по прямой - сто одиннадцать километров). Об этом говорят практически все исследователи  жизни и деятельности Иисуса.  Один из наиболее авторитетных богословов Д.Ф.Штраус пишет: «евангелисты в этом случае руководились не исторической правдой, а догматическим умозаключением из слов пророка Михея (5:2)» |5|.

                О таких историях можно рассказывать бесконечно. О них предельно ясно, с большим чувством юмора  писал   популярный французский писатель Лео Таксиль в книге «Забавное евангелие, или Жизнь Иисуса».
                Поэтому перевод слова «погружаю», как «крещение» выглядит совсем уж безобидно. Однако для русских православных это далеко не пустяк! Это придало обряду совершенно новое, торжественное  звучание!

                Что же касается ритуального омовения, то оно, как очищение, широко известно ещё с древности и совершалось во многих религиях мира, а в иудействе оно являлось обязательным. Задолго до христианского периода истории обряд омовения в Иудее проходил в специальных бассейнах «микве».** Без омовения нельзя было даже заходить на территорию храма. За омовение в микве взималась небольшая плата служившая источником дохода еврейских священников.  Богатые люди,  предпочитали за дополнительную плату получать доступ в чистые индивидуальные микве |9|. При наличии больших грехов – омовение проводили в проточной воде (в реке) – об этом имеются письменные источники.
                У Ессеев |10| обряд проводили еще и при вступлении в секту***. Он носил название «твила». Поэтому Иоанн в еврейской среде носил прозвище Хаматвил. В греческом переводе это звучит как, совершающий ритуальное омовение.
                Формат моих размышлений не даёт возможности рассказать читателю о Ессеях – это не является целью публикации, однако, рассказывая о крещении, нельзя совсем обойти эту иудейскую секту молчанием. Её мировоззрение оказала колоссальное влияние на жизнь Иоанна Крестителя и Иисуса Христа.
                Название секта получила от сирийского слова «Asaya», что означает врачи, или по-гречески терапевты, поэтому ессеев часто в религиозной литературе называют терапевтами. Они ставили своей целью излечение физических и особенно нравственных недугов. Принимали в секту после трехлетнего испытания. Община имела общее имущество, проповедовала безбрачие. Семьи не образовывали. Жили вдали от городов в полном аскетизме. Они были настоящими предтечами христианства. У них была огромная, по тем временам библиотека – более 1000 свитков (Кумранские рукописи).

                Существует вполне обоснованное предположение, что Иисус был членом общины ессеев и жил там определенное время. Предположительно являлся даже одним из руководителей секты****.
                Идеологию Ессеев излагать здесь нет возможности, но именно они вкладывали в обряд омовения смысл причастности евреев к своей секте. Именно они для вступления в секту требовали покаяния и определяли трёхмесячный испытательный срок!
                А ведь христианское крещение есть не что иное, как обряд (таинство) принятия в число верующих, приобщения к церкви и наречения личного имени |11|.
                Сейчас в современной церкви для крещения необходимо лишь желание человека и наличие у него денег. Испытательный срок не требуется, как и покаяние, а до VI века подготовка людей к вступлению в христианскую общину, а значит и крещению, было достаточно трудным делом. Ему предшествовал сложный подготовительный путь. Готовящийся принять крещение проходил процедуру оглашения (или катехизации). Оглашение могло длиться до трёх лет. Претендент в течении испытательного срока обязан вести жизнь христианина,  изучать основы веры, регулярно посещать храм, учиться молиться и даже сдавать определённые экзамены.
                Перед крещением полагался сорокадневный пост, причём вместе с готовящимися «ко крещению» постилась вся христианская община. То есть крещение надобно было ещё заслужить!
                Это вам не напоминает ессеев? В любой истории есть свои исторические корни. Ничего не возникает на пустом месте.

                Мой сосед по даче, которому я рассказал об оглашении перед крещением, очень удивился. Он считал, что «оглашенные» это просто неспокойные, суетливые, взбалмошные люди. Пришлось объяснить ему, что это выражение имеет церковные корни. Дело в том, что оглашенные (священник оглашал в церкви имена людей, готовящихся к крещению) были обязаны посещать богослужения, но имели право находиться только в притворе храма и не принимали участия в таинствах. Перед совершением Святого Причастия (Евхаристии) диакон провозглашал: «Оглашенные, изыдите»! Оглашение быстро покидали храм, иногда и бегом. Отсюда и выражение «Мчится, как оглашенный»!
                Неожиданно для меня эту тему дополнил коллега по Прозе и друг Владимир Теняев. Читая эту часть размышлений до её публикации он прислал мне дополнение, связанное с поговоркой  «Вопить как оглашенный»!
                Дело в том, что Литургия оглашенных заканчивается ектенией (особенной молитвой) об оглашаемых. Как всегда, ектения происходит в такой форме: священник или дьякон произносят краткие прошения к Богу, а хор после каждого прошения поет «Господи помилуй». Хор, естественно, поет более-менее прилично, туда специально подбираются певчие с музыкальным слухом. Но первая фраза ектиньи об оглашенных обращена к самим оглашенным: «Помолитеся, оглашеннии, Господеви». И, строго говоря, первое «Господи помилуй» должен петь не хор, как это происходит сейчас, а сами оглашаемые. Но ведь оглашаемые – это люди самые разные, не обязательно певчие, и поэтому их «Господи-помилуй» звучало не совсем музыкально. Кто в лес, кто по дрова, одним словом. Вот и говорили в храме – «ну, завопили оглашенные…».


                В современном обществе процедура оглашения не проводится. Вместо них приняты огласительные беседы, проводимые священниками перед крещением.***** Об этом я прочитал в православной литературе, но, присутствуя на крещении внуков, не видел, чтобы эти беседы проводились. Плати от пятисот до тысячи рублей (в зависимости от значимости) храма и мгновенно окрестят (мои знания церковных тарифов десятилетней давности. Видимо и тут у нас не обошлось без американцев! С подорожанием доллара увеличилась и плата за проведение таинства. У нас сейчас именно таким образом объясняют любой скачок цен).

                Возвращаясь к Иоанну Крестителю, напомню читателю, что его омовения отличались от иудейского обряда лишь покаянием перед  омовением, а от ессейского обряда чисто  техническими приёмами  и отсутствием испытательного срока.
               
                Я не ставил своей целью пересказывать всё, что написано о крещении. Это огромный материал. Любой желающий способен это сделать, пользуясь услугами интернета, который даст ответы на все вопросы.  Я рассказываю читателю только то, что явилось объектом моих собственных размышлений. Например, рассматривая картины художников, отображающих крещение Иисуса, невольно спрашиваю себя: каким образом обряд посвящения в христианское сообщество распространился на несмышленых младенцев? Ведь именно с крещения детей и смерти близких для многих начинается  религия. Я имею в виду людей неверующих или полуверующих (это мой термин - читатель поймёт, что я имел в виду позже, прочитав данные ВЦИОМа), не впитавших религиозность с молоком матери.

                Ведь воцерковление, думал я, должно выражать осознанный выбор человека? А что если потом этот младенец, когда вырастет, выберет другую религию или станет атеистом?
                О значимости детского крещения для церкви говорит преподаватель экзегетики Нового Завета Новосибирской библейской богословской семинарии (НББС) , магистр богословия П.Б. Тогобицкий |12|:

                «Желание родителей, чтобы их дети были ближе к Богу, чтобы они с детства получали благодатную помощь, чтобы они вместе с родителями полноценно участвовали в церковной жизни, психологически вполне объяснимо. С учетом того, что именно дает человеку крещение с православной точки зрения (возрождение, чистоту, благодать), нельзя не желать, чтобы этим обладали и дети».
                Однако должен заметить, что здесь автор статьи говорит о верующих православных родителях. А сколько их? Этого никто не может сказать. Церковь утверждает, что восемьдесят процентов населения России. Однако эти цифры вызывают, мягко говоря, большие сомнения. Дело в том, что Россия государство светское (при всём желании церкви активно играть на политическом поле) и при проведении переписи населения вопрос вероисповедания исключён. Но любой интересующийся человек может познакомиться со статистикой ВЦИОМа по этому вопросу, а она далеко не такая радужная, как в РПЦ |13|:
                Только что завершившийся всероссийский опрос с рекордной численностью - 56900 респондентов показал: число православных убыло вдвое. Данные нового соцопроса «Левада-центра» тоже подтверждают уменьшение православных при росте мусульман на четыре процента.
                Не реже, чем раз в месяц в храм приходит каждый десятый россиянин пенсионного возраста и житель Москвы и Санкт-Петербурга (11%) и только 5% молодежи и селян.
                Сенсация состояла в том, что принадлежность к русской православной церкви указали лишь 41% опрошенных. Вторая по численности группа — 25% - это те, кто просто верят в Бога, но не исповедуют какую-то конкретную религию. На третьем месте — атеисты — 13%. Мусульман у нас 6,5%. Интересно, что представителей нетрадиционных конфессий: старообрядцев, протестантов, пятидесятников в России ничуть не меньше, чем адептов признанных государством религий: иудаизма и буддизма. Иудеев и староверов — по полпроцента. Зато 8% опрошенных верят в НЛО и чудеса.

                И вот при таком положении дел с религиозностью в стране говорить об осознанном  крещении детей не приходиться. Это, скорее всего дань моде, дань древним традициям, живущим в памяти народа.

                Даже подходя с православных, богословских позиций Т.Б Тогобицкий  сомневается:
                «Вопрос о действенности таинства остается. Если это не «магия», а свободный ответ человеческой веры Богу, то где же вера при крещении детей? Традиционный православный способ разрешить эту проблему – «заменить» веру детей верой других людей, родителей и восприемников. Православные восприемники обещают Богу лишь то, что крещаемые будут наставлены в вере и благочестии и будут принадлежать к спасительной Церкви Христовой. Таким образом, вера родителей и восприемников – это способ создания определенной среды для воспитания ребенка. Такой подход хорошо вписывается в православное понимание веры как выбора правильного пути, ведущего к спасению. Если взрослый человек, крестившись, сам определяет свои жизненные приоритеты, то за детей эти приоритеты, до некоторой степени, определяют родители» |12|.
                А вот протодиакон А. Кураев даже не сомневается. Он говорит: «Христос заключает Новый Завет с новым народом Божиим… Поэтому очень важно понять, что обрезание и крещение не есть частные требы. Это не просто личное или семейное событие. Это СОБЫТИЕ ОБЩЕНАРОДНОЕ.
                Какое же «общенародное», если церковь отделена от государства и в наличии только сорок один процент верующих. Двадцать пять процентов не знают, в какого они Бога верят: в Иисуса Христа, Иегову, Яхве, Аллаха или Будду? И посещающих храм в среднем восемь процентов! На возможную критику отвечу, что при опросах, ВЦИОМ гарантирует достоверность в размере пять с небольшим процентов. Даже если это не совсем так, то положения дел не меняет.
 
                И остаётся главный вопрос: а правомочны ли родители делать выбор за детей? Такими вопросами  церковь не задаётся. Ведь, по их мнению, младенец в грудном возрасте при крещении получает права гражданства в народе Божьем!


                А если выросший ребёнок примет решение перейти в другую веру?
                Обряда «раскрещивания» церковь не предусматривает. Имеется только практика отлучения от церкви. Правда, сейчас так называемые «неоязычники» практикуют обряд раскрещивания, но он вне церкви. Вообще желание крестить неосознанно, лишь бы усилить своё влияние приводило к парадоксальным поступкам, как, например, к крещению умерших в христианской секте мормонов или крещению детей пленных мусульман в Византии.


                До настоящих дней многие протестантские конфессии младенцев не крестят,  например, баптисты публично повторно крестят взрослых людей, крещённых во младенчестве, считая это недействительным.
 
                Распространение практики крещения детей создаёт массу проблем, как в доктрине, так и в самой культуре церковной жизни. Часть христиан приняли детское крещение, часть нет.
                Главный богословский спор вокруг крещения младенцев  касается природы удаления греха. Согласно обычно цитируемому 124-му правилу Карфагенского собора 418 г: «младенцы, никаких грехов сами собой совершить еще не могущие, крестятся истинно во отпущение грехов, да чрез возрождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения».
                То есть крестят младенцев для отпущения им грехов прародителей!
                Абсолютно запутанная история. Ведь православная церковь считает, что первородный грех прародителей трансформировался в генетическое состояние повреждения по отношению к физическому и психологическому здоровью Адама и Евы. То есть это  УЖЕ НЕ ГРЕХ,  а «ПОВРЕЖДЕНИЕ», которым  Бог наказал человечество за непослушание прародителей. Оно характеризуется потенциальной возможностью страдать, причинять зло и неотвратимостью смерти. Таким образом, у младенца, родившегося с этим «повреждением» грехов быть не может и только от него зависит творить добро или зло, страдать или не страдать! Только с конечностью жизни он справиться не может.
                Вот что пишет нам из глубины веков один из отцов церкви экзекет и полемист Кирилл Александрийский (376-444):
                «Адам был побеждён и, презрев божественное повеление, был осуждён на тление и смерть. Но... какое отношение к нам имеют эти его преступления?... Множество людей стало греховными не потому, что они разделяли вину Адама – их ведь тогда ещё не было – а потому, что они были причастны к его природе» |14|.

                Профессор Московской духовной Академии А.И. Осипов в лекции о первородном грехе говорит по этому поводу |15|, что «Святые отцы решительно заявляют: никакой виновности не несёт ни один человек за грех первых людей. Вот, что я вам говорил: не могущий вызвать порицание, повреждение природы – никакого порицания не возлагается на человека. Поэтому прощать то, в чём он невиновен, было бы странно. Это то, что касается первородного повреждения, или то, что в западном богословии получило наименование первородного греха, и что мы взяли спокойно».

                В таком случае странно звучит определение Карфагенского собора в части  того, что «младенцы крестятся истинно во отпущение грехов, да чрез возрождение очистится в них то, что они заняли от ветхого рождения»! То есть грех есть - и греха нет! Ещё загадочней выглядит мнение другого отца церкви Григория Богослова по поводу крещения младенцев:   «У тебя есть младенец? Не давай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и от юности посвящен»!
                Совсем уж парадоксальная точка зрения: все заявляют о наследственности «повреждения», а Григорий Богослов опровергает принцип генетики, представляя наследственность, как болезнь в её развитии!
                Более ясно выражается протопросвитер и историк церкви И. Мейендорф |16|: «Мы крестим младенцев не потому, что они грешны, а потому, что они смертны».
                Но тогда возникает вопрос: а после крещения младенцы становятся бессмертными? Вообще читая высказывания отцов церкви и современных богословов по поводу крещения новорождённых,  поймал себя на мысли, что все эти схоластические споры не имеют здравого смысла. Только  голова от них идёт кругом!

                Каковы же побудительные причины этих споров в борьбе за крещение несмышлёнышей?

                Думаю, что как всегда, они лежат в политической и коммерческой плоскости. Влияние, власть над людьми – главная побудительная причина. Раз крещение есть присоединение к церкви, значит она заинтересована в расширении своего влияния и власти. И государству выгодней иметь дело и управлять  религиозным институтом, имеющим значительное влияние среди своих граждан, а в России духовная власть всегда имела огромное значение. Это понимали и в древности.
                Византийский император Юстиниан Великий  издал декрет о крещении в империи, где предписывалось:
«Кто еще не крещен, да идут с детьми и женами и со всеми домочадцами во св. церкви. Они немедленно должны крестить своих малолетних детей. И своих детей, жен, слуг и всех при них находящихся... Если они не будут креститься, ссылаясь на военную службу или должность или дела имущественные, то описывать их имение и изгонять их из государства» |17|.

                Вот так. Не больше и не меньше. Изгонять из государства! Всё это говорит о полном слиянии церкви и государства и задачи государства становятся церковными. Юстиниан  заставил снова говорить о совершенстве римского права, ликвидировал научные и философские школы, причём из-за диссидентства, а не как еретиков, ввел все структуры церкви под императорскую руку. (Вспомните Петра Великого. Когда только церковь стала мешать его реформам, возникла необходимость подмять её под себя, он просто отменил институт патриаршества.  Ограничил власть церкви и провёл другие церковные реформы.).  Вот с  лёгкой руки Юстиниана крещение младенцев стало повсеместным. В этом был большой государственный смысл, потому, что в какой среде ребёнок вырастет, что услышит и усвоит по вере родителей, то и будет носить в себе. А что надо носить? Вдумайтесь в слова обряда: «Да знаменается свет лица твоего на РАБЕ твоём… Крещается РАБ Божий во имя Отца и Сына и Святаго духа…» и т.д.
                Думается, что целью Юстиниана  являлось воспитание очередного раба, который будет служить церкви без сомнений и рассуждений, а значит и государству. Раб – он и есть раб!
 
                Написал эти слова и вспомнил, как на днях смотрел телевизионную передачу о воспитании малолетних детей Украины. Маленькая девочка с огромными бантами на голове, картавя, кричит: «Москаляку на гиляку»! Что из неё вырастит?  Это, на мой взгляд, типичное повреждение. Привитое, но мОгущее перейти и в генетическое. Вот такие грустные размышления.


Примечания:

*Откуда же Кирилл и Мефодий взяли это слово «крещение»?  Священник Константин Пархоменко пишет |7|:  «Скорее всего, как показывают лингвисты, слово чисто славянское слово «крещение» прошло такую эволюцию: Христ/Крист (древневизантийское слово, означающее Христос) – Крест (отсюда наше слово крест) – Крещение.
Ученые разделяются лишь во мнениях: слово крещение произошло от крест или сразу от Христ/Крист.
В первом случае значение слова Крещение будет производным от Крест. Значит, истолковать это слово можно будет как приобщение Кресту. Если же считать, что крещение произошло от Христ/Крист, то есть от слова Христос, то означать оно будет приобщение Христу, мистерия Христа».
 
** В еврейской электронной библиотеке микве |8| (;;;;;;;, буквально означает «скопление воды»; ср. Быт. 1:10), водный резервуар для омовения (твила) с целью очищения от ритуальной нечистоты. Законам о микве посвящен трактат Микваот в Талмуде.
                В эпоху Второго храма омовение в микве практиковалось широкими массами (Иосиф Флавий, Древ. 18:38), и обязательность омовения перед посещением территории Храма признавалась даже иноземными царями, правившими Иерусалимом (Древ. 12:145). Для тысяч пилигримов, прибывавших в Иерусалим в паломнические праздники, были построены десятки микве.

*** Ессеи (греч. ;;;;;;;, ;;;;;;; или кумраниты) — одна из иудейских сект, получившая начало в первой четверти II в. до н. э. Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского, Иосифа Флавия и Плиния Старшего.
                Многие богословы считают, что Иоанн Креститель воспитывался в среде ессеев, живших неподалеку от места крещения на реке Иордан в местечке Кумран. (Обнаруженные в 1947 г. свитки  из «библиотеки» Ессеев носят название «Кумранских»).

****В Евангелиях  отсутствуют сведения о  месте нахождения и делах Иисуса с тринадцати до тридцати лет.  Есть несколько версий. Это и египетская версия, и индийская, тибетская. Многие учёные считают, что наиболее вероятная версия - это нахождение Иисуса у ессеев.
***** Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 27.12.2011г. утверждён документ «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви». В нём, в частности, сказано: «Оглашение должны проходить все взрослые и дети старше 7 лет, желающие принять Таинство Крещения. Недопустимо совершения Таинства Крещения над взрослыми людьми, которые, не зная основ веры, отказываются готовиться к участию в Таинстве». При совершении Таинства Крещения над младенцами и детьми до 7 лет необходимо помнить, что крещение детей совершается в Церкви по вере их родителей и восприемников (т.е. крёстных). В этом случае минимальную огласительную подготовку должны пройти как родители, так и восприемники, кроме тех случаев, когда они научены основам веры и участвуют в церковной жизни. Огласительные беседы с родителями и восприемниками следует проводить заранее и отдельно от совершения Таинства Крещения, указывается в документе.

Использованная литература:

1.Евангелие от Матфея. Глава 3, Стих 1,5,6.
2.Евангелие от Иоанна. Глава 1, Стих 6,7, 8.
3.Практический справочник по православию. Серия «Энциклопедические справочники» М. ОЛМА Медиа Групп, 2008г.  1024стр. ISBN 978-5-901227-80-0, Стр. 389.
4.Э.Ренан «Жизнь Иисуса», М, Амрита-Русь, 2004 г. 224 стр. USBN 5-94355-126-3. Стр. 38-43.
5.Давид Фридрих Штраус «Жизнь Иисуса» 1992г. «Республика»  ISBN: 5-250-01960-9. Стр. 170; 174-175.
6.Руслан Хазарзар (Смородинов) «Сын человеческий» », г. Волгоград
ООО «ПринТерра-Дизайн, 2004г.- 624 стр.  ISBN5-98424-005-X, Стр.240-242.
7.Протоиерей о. Константин. Форум в интернете:  Ответ священника http://www.bibleland.ru/ritualnye-omoveniya-iudeev.php (В интернете размещён сайт священника Константина Пархоменко http://azbyka.ru/parkhomenko/)
8.Еврейская электронная энциклопедия http://www.eleven.co.il/article/12762
9.Владислав Кипнис. Рекламная статья. Путешествие по святой земле.
http://www.bibleland.ru/ritualnye-omoveniya-iudeev.php
10.Википедия https://ru.wikipedia.org/wiki/
11.С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. М. ИТИ Технологии; Издание 4-е, доп. 1953г.
12.П.Б.Тогобицкий. . Статья 11.12. 2010 г. «Богословие, Крещение, Русская православная церковь, Христианская жизнь. Крещение в Православной церкви. http://www.propovedi.ru/resource/baptism-in-roc/
13. Данные ВЦИОМ    http://www.xpomo.com/ruskolan/liter/kritika/stat.htm
14.Св. Кирилл Александрийский. Толкование на Рим. Цитата по Иоанну Мейендорфу, протоиерею. «Жизнь и труды Григория Паламы. Введение в изучение. СПб, 1997г.
15. А.И. Осипов, профессор Московской Духовной Академии. Крещение.
https://my.mail.ru/mail/petrndi/video/3915/8873.html
16.Иван (Иоанн) Феофилович Мейендорф (1926-1992) – протопросвитер православной церкви в Америке, богослов и церковный историк. https://ru.wikipedia.org/wiki/,_
17.Фла;вий Пётр Савва;тий Юстиниа;н , более известный как Юстиниа;н – византийский император с 1 августа 527 вплоть до своей смерти в 565 г.
 yustiniana-aktualenoste-d/stranica-3.html

Продолжение: http://proza.ru/2016/03/24/1378