Балы Вены

Ольга Сергеева -Саркисова
   Судьба ведёт и дарит откровения...
   Балы прекрасной Вены.
   
    Время быстро летит. В Вене должен был состояться мой концерт. Я приехал в этот удивительный город-сказку,где встретил свою любовь- Анну.Сейчас, глядя на Анну, я всё время вспоминал Нино и боялся радоваться,чтобы не спугнуть счастье, и чтобы оно не упорхнуло… от меня.
 Она была совершенно очаровательная красавица, тонкий знаток музыки и человеческих душ, как я убедился позднее. К моей радости она стала моим гидом по этому прекрасному городу. Это был город искусства, музыки, город Штрауса и Моцарта, прекрасных балов, музеев и кофеин. Это был любимый город моей мамы и бабушки.Они часто говорили о нём, так как долго жили там. Но только теперь я стал вспоминать отдельные фразы и разговоры старших, их рассказы и воспоминания,в которые я никогда не влезал раньше, считая неприличным вмешиваться в разговор взрослых.Только сейчас, здесь, в Вене, я понимал сколько любви было в их словах к этому городу, сколько тепла от воспоминаний, чего раньше не замечал… И вот теперь они словно вели со мной экскурсию по Вене… Как я мог этого раньше не замечать? Хорошо, что я всё помнил, все их разговоры вдруг всплывали в моей памяти. Детская память очень цепкая.Бабушка говорила, что в Вене надо обязательно сделать три вещи - посетит оперу, попить кофе в знаменитой кофейне, посетить бал… Из их разговоров, которые они постоянно вели между собой с мамой, я понял, что все в нашей семье любили кофе и любили танцевать. Специально готовились к балам в Вене. Это было очень важное событие. Шили вечерние туалеты, длинные платья, обязательно несколько, так как появляться на балу в одном платье дважды считалось неприлично.Нужно всегда менять туалеты. Покупали украшения, или дарили друг другу… Нанимали учителей танцев, чтобы быть на высоте.Бальный сезон длился долго, поэтому они старались попасть на разные и самые престижные балы.Оперный, любимый бабушкин бал – считался венцом бального сезона и собирал знаменитостей со всего мира. Там она познакомилась с дедушкой.Огромный зал Оперы на время бала украшается великолепными композициями из шестидесяти тысяч роз, привезенных из знаменитых теплиц Зальцбурга и Эквадора.По традиции бал открывал президент Австрии, после чего триста шестьдесят девушек и юношей выступают с полонезом, после специального сигнала под музыку Моцарта, специальная музыкальная нарезка из : "Волшебной флейты", "Дон Жуана" и "Свадьбы Фигаро". Маме больше нравился Императорский бал, один из самых ярких, престижных балов, со своими традициями- это Новогодний бал в Хофбурге.Новый год был её любимый праздник. Этот бал проводится в новогоднюю ночь в самом сердце Вены в апартаментах императора Франца Иосифа и его жены Сиси. Да, той самой Сиси, которая просто была помешана на своей красоте… О ней много до сих пор ходит баек и рассказов.
Рассказывают служители музея, что в этих покоях по ночам происходит нечто
невообразимое: можно увидеть следы женской ножки на полу по рассыпанной пудре…
По ночам оживают все вещи Сиси - платья, одежда, башмаки, пудреницы, флаконы, веера и прочее… Никто не хочет дежурить в этих покоях по ночам, все сторожа бегут. Это продолжается и сегодня. Но только по ночам. А на бал у входа выставляется караул императорской охраны, гостей встречают лакеи в ливреях, на скамеечках сидят читающие девушки в пышных платьях,а молодые люди в белоснежных париках дарят им маленькие подарочки- как в старину при дворе Франца Иосифа, соблюдая древнюю традицию.На мероприятии строгий Дресс - код: дамы должны появляться только в бальных или вечерних платьях, а их спутники –во фраках. Народ весь с нетерпеньем ждёт, как Штраус палочкой взмахнёт. Звучат фанфары!Вот дебютантов в зал впускают, так начинают La Grand Ball.  «Alles Walzer!» -звучит сигнал. Хофбург роскошный! Бал настал… Вальс главный танец! Он от Бога! Хотя в другие времена он находился под запретом, ведь Байрон нам писал об этом
«Вульгарным» называя зря. В России до 1830 года вальс был запрещён. Да! Венский бал-это явление! На нём всегда столпотворение! Кто на балу хоть раз бывал- навек запомнит этот бал. Такие события как бал– вневременные, и они доказывают, что и Россия жива всегда прежде всего традициями,культурой, музыкой. Классика   существует и будет существовать вечно. Они вспоминали особенности всех балов: Конфетный- где собираются сладкоежки, Кофейный- где море кофе,- и это не метафора, а реальность , Офицерский- где всегда стреляли из ружей, Цветочный-самый красивый,там всё утопает в цветах…бал Прачек- самый весёлый, резвый, непосредственный…   и ,конечно, Русский….самый молодой бал на нём уже прабабушка и бабушка не были, только мама. Русский бал проходит в историческом зале Церемоний, самом элегантном зале дворца Хофбург. Сегодня Русский бал - единственный русский бал в Австрии, входящий в десятку самых престижных и элегантных балов европейской бальной столицы –Вены. Его тема меняется каждый раз -это то "Жар-птица",то – «Образы». Всегда обычно готовится театрализованная программа, где будут воссозданы» образы знаменитых балов классической русской литературы, в том числе бала из «Евгения Онегина», «Маскарада» и эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир», "Мастер и Маргарита"....
Начинается  бал с полонеза из "Евгений Онегин". Гости принимают участие в
шикарном гала-ужине со свечами с выступлениями знаменитостей из России и всего
мира, танцевальном мастер-классе и самой бальной ночи, которая будет длится до 4-х утра… А дальше начиналось утро…Часто оно превращалось в утро любви… ,а если всё сложится- то в свадебную церемонию.Все, кто имел хоть каплю русской крови в своей крови, непременно старались туда попасть, встретиться со своими дальними и ближними соотечественниками,друзьями. Приходят туда и любые желающие повеселиться  и любители России. Особенно интересно бабушка рассказывала нам о бале –маскараде- «Рудольфина редут» - единственный бал-маскарад, где до полуночи танцплощадка принадлежит дамам в загадочных масках, которые сами делают свой выбор, поскольку объявляются только белые танцы. Она шутила, что здесь полный матриархат, это бал для мужчин, которые любят покоряться женщинам властным и сильным... бал женской тирании… Для женщин обязательно длинное вечернее платье и маска (В стиле «Летучая мышь» . На этот бал часто собираются роковые женщины…,вамп –женщины.( как говорили между собой мои близкие), эти дамы искали себе жертву… и находили! А мне представлялись они очень коварными. Сколько тут было различных историй... В детстве я больше всего хотел попасть на самый сладкий бал. Я вспомнил, как упрашивал бабушку взять меня с собой на Конфетный бал или бал Кондитеров, где были розовые стены, как глазурь и кругом горы конфет…Горы! Это была моя мечта. Я был сладкоежка в детстве. На этом балу выбирали королеву бала «Бон-Бон», красотку сажали на одну чашу весов, а на другую насыпали столько шоколада, столько сладостей, сколько нужно, чтобы уравновесить эти чаши. Всю эту огромную гору сладостей частенько королева забирала с собой. Как я ей завидовал!Я очень ей завидовал, так как любил сладости. Мне очень хотелось попасть на этот бал и наесться этой вкуснятины до отвала,… но бабушка меня отговаривала, говоря, что так много сладостей вредно для здоровья.У меня были даже фотографии с этого бала - я и королева...с корзиной конфет. На фото я смотрю не на королеву, а на конфеты...Бабушка вела меня в кафе и покупала вкусное пирожное, которое я с удовольствием ел, забывая уже о бале и уже не завидуя королеве.  -  Вот ты и побывал на сладком празднике, мы можем его повторять хоть весь год- говорила она мне. Запомни, всё рукотворно! Праздник должен быть всегда с тобой",- это было золотое правило моей бабушки.- Всё рукотворно, хочешь праздника- делай его, не ленись! "Что мы и делали.Основные танцы на балах- это вальс, полька, кадриль, полонез, а также танцы в индивидуальном стиле сообразно умению и ловкости гостей. Я только сейчас вспоминал все разговоры и подробности, которые сами собой всплывали в моей голове, выстраиваясь в логическую цепочку.
 Мама и бабушка вспоминали прабабушку, которая была модница и держала когда-то
модный дом в Вене, у неё многие богатые дамы шили себе туалеты к балам.
Заказов было много. Она хорошо рисовала, так как училась у знаменитого
художника.(Климта)Могла быстро набросать фасон вечернего платья, неповторимого, в котором будет блистать на балах её заказчица, и могла убедить  её, что это будет шедевр. Её Модный дом был популярен, пользовался успехом, тем более, что её друг, художник, расписывал для неё ткани. А его знала вся Вена.
Вспоминали как собирались на балы… Их каждый сезон было около пятисот - разных и сказочно прекрасных! Но главный всегда был во дворце…Какие шли приготовления! Наряды, украшения!Море украшений! Сколько эмоций, ожиданий чего-то необычного…, желанного, на грани открытия. Тут проявлялись все влюблённости, а сколько надежд...А сколько не сбывшихся желаний и надежд тонуло в кружевах прекрасных туалетов...  На бал я попал, так как солировал с оркестром на своей скрипке. Везде было прекрасно, на любом балу, как и сегодня. Венцы чтят свои традиции…
Кто на балу хоть раз бывал- навек запомнит этот бал. Это феерическое действо не
забудешь уже никогда. Все знаменитые кафе Вены работали круглосуточно в этот период, где каждый мог наслаждаться прекрасным кофе и вкуснейшими пирожными в любое время суток, часто заходили после бала в кафе целыми компаниями, а не домой… В этот приезд я решил подольше погостить в этом месте, побродить по узким улочкам Вены, попить прекрасный кофе в разных кафе, о которых вспоминал из рассказов моих близких.По совету моих предков устраивал паломничество в мир кофеен… Моя спутница очень любила свой город и была рада открыть мне его тайны.
Себе в проводники  после репетиции, я приглашал красивую скрипачку оркестра, с
которым я выступал - первую скрипку… Анну...Она была великолепна!
Она мне очень нравилась. Меня завораживал не только голос её скрипки, но и её
собственный, тёплый, чуть низковатый тембр голоса. Я чувствовал, что наши чувства взаимны. Мне очень хотелось побывать там, где бывали всякие знаменитости. Вена - прекрасная кофейня! Дух кофе голову кружит. Душистый аромат кофеен по древним улочкам разлит…Здесь Рай сладкоежек, кофеманов, с утра в кафе уже народ отменный кофе дружно пьёт…В кафе «Ландман» сам Фрейд бывал…Любимый кофе попивая, он о либидо рассуждал, друзей поить не забывая…
Частенько мои родные вспоминали «Cafе Museum», где любила бывать моя прабабушка…
Она садилась у окна со своим другом и так они сидели допоздна,поедая вкуснятину и выпивая кофе.Они пропадали все вечера здесь… Мы тоже посетили его, пили там кофе, который хвалила когда-то моя бабушка- «Капуцин» и заедали отменным
вишнёвым тортом.Это было необыкновенно вкусно. Со смехом вспоминали мама и бабушка кафе «Сентрал» - известное гнездо шпионов,о котором каждый венец знал, народ тихонечко шептал,- так тайны хранили сообща и раскрывали все секреты.Шутили все- ….в местечке оном полным –полно всегда шпионов…Будьте осторожны! Здесь кто-то Сталина встречал, и Троцкий в шахматы играл... И конечно, знаменитое кафе «Дюммаер», где дебютировал, когда -то Штраус, король всех вальсов! Он написал их более двухсот! Выступал здесь с братом с большим успехом… Там музыка не умолкала, всегда -Штраус, Штраус, Штраус!
Гёте и многие художники, поэты и музыканты бывали здесь.
Я чувствовал себя почти Бальзаком.... Общеизвестно, что Бальзак выпивал порядка
пятидесяти чашек кофе за день, а позже для него и этого стало недостаточно, и
он начал есть сухой молотый кофе...или грыз кофейные зёрна.
Я до этого не дошёл, но полюбил это шествие по душистым кафешкам Вены…
Так каждое утро начиналось с них и день заканчивался тоже там же.
Я посетил почти все, что вспоминал из рассказов мамы или бабушки.
Вот «Хавелка» - знатное кафе! В картинах видим стены все…Картины –в качестве
оплаты, художников за кофе плата. Раньше расплачивались картинами, рисунками… Все стали сегодня знаменитыми художниками… Там торт вкуснейший «Моцарт» - раритет, имеет он авторитет. Его здесь каждый выбирает, прекрасным кофе запивает. Звучит там музыка его…Есть ощущение, что он сидит рядом, пьёт вино.  Мой рейд по кафе оказался очень познавательным и интересным.
 Знаменитое кафе с тортом- «Захер»-о котором венцы говорят с восторгом и
придыханием-я тоже посетил, и торт испробовал,  но он мне понравился меньше…
Пусть не обижаются на меня венцы, у всех свои вкусы.О! Этот незабываемый аромат кофе…. А главное, меня как- будто кто-то вёл за руку по этим дорогим моему сердцу местам. Я стал кофеманом в Вене и это мне нравилось, хотя совсем недавно я был к нему почти равнодушен… Как всё меняется в жизни!
 Но главное, в этот раз я хотел выяснить один момент, который не исчерпал с
 детства, когда ещё с мамой приезжали в Вену, о чём и пойдёт речь дальше.     Мой концерт прошёл с успехом, и я был свободен, как птица для полёта. , это событие, Мы отметили с Анной это событие  и я пошёл по своим делам.
 Конечно, я пошёл в Бельведер…куда меня давно тянуло.К моему счастью, в залах совсем не было посетителей, или их было настолько
мало, что я их не замечал…Я бродил по залам с удовольствием в каком-то гордом одиночестве и погружался в мир воспоминаний.
Подойдя к работам Климта, я долго заворожённо вглядывался в каждый мазок на его
картинах, оценивая филигранность исполнения, смаковал каждый завиток, каждую
золотую пластинку, цветок, каждую спиральку… в его удивительном орнаменте
фигур, женские лица притягивали меня, и я чувствовал что-то родное….
Я не мог пошевелиться и незаметно погрузился в медитацию…
И здесь-  я увидел себя маленьким мальчиком с мамой, стоявшими перед картиной
и услышал свои слова  :
--  Эту тётю я знаю, её зовут «сахарок», а другие зовут Аделька…
Фердинанд , например, так её звал… Мама  удивлённо посмотрела на меня тогда и  быстро увела из музея,  сказав ,что мы куда-то опаздываем…  На самом деле мы никуда не спешили.
- -  Откуда ты знаешь эту тётю с картины? - спросила она, выходя из музея.
- –  Я не знаю откуда, просто знаю, мы знакомы и я называл её всегда «сахарок»… или «сладенькая»…
- -  Ты? Ты называл….- у мамы на лице читалось удивление и даже нечто большее….
--   Не говори глупости, ты не мог знать эту женщину… она жила в другом мире, в другом месте, в другое время…. Я упирался и настаивал на своём, что это моя хорошая знакомая… Мама произнесла в задумчивости: -  Это «Золотая Адель» художника Климта…знаменитая Адель…  Твоя прабабушка её знала хорошо… Когда-нибудь ты всё узнаешь тоже…-  А когда? - последовал мой вопрос.-  Когда подрастёшь… Я вышел из музея потрясённый. Мамы уже не было на этом свете, …но я вновь с ней пообщался. Дежа вю…
Я многое увидел и вспомнил , схватился за перо и написал о балах, кафе, Сиси и Климте...

Вальс в Вене.

Вальс в Вене - главный эпизод,
с него здесь начинают год.
Традиция прекрасна эта-
о ней расскажем всему свету.
Вена – империя балов!
Пятьсот их! Посетить готов?

Здесь подготовка полным ходом,
а что творится здесь с народом!
Как много света и цветов!
Звучат фанфары, зал готов.
Красиво всё! Гостей встречают.
Так ежегодно  продолжают
 в Вене историю балов.
 
При входе в зал даме презент,
на память о прекрасном бале.
Чтобы запомнила навек,
судьбу, что повстречала в зале.
И в сердце каждого "секрет",
желанье все уж загадали-
найти любовь- вот тот момент!
О нём тут многие мечтали...

Дресс -код  и макияж не ярок,
много огня и фейерверк,
море цветов, шары, порядок
 и аромат духов в подарок...   
А на пороге другой век....
 
От бальных кружев ветерок.
А платья! Как они порхают!
Волна несётся за волной,
и драгоценности сверкают!
Что-то творится с головой.
Глаза, улыбки, дух витает
 прекрасной старины живой,
она теперь в права вступает
 И наступает Рай земной!

Вдруг, суета вся  исчезает,
и зал на время затихает. 
Народ весь с нетерпеньем ждёт,
как Штраус палочкой взмахнёт.   
Вот дебютантов вводят в зал   - 
так начинают « La Grand Ball»*.
   
«Alles Walzer»!** звучит сигнал.
Хофбург  роскошный! Бал настал.
Пара за парой в танце дивном
 легко кружатся, всем завидно,
тем, кто на бал не попадёт,-
ещё от зависти  умрёт...
В Вене балОв проходит много,
на главный - во дворце идёт.

Все дружно встретят Новый год.
Ему все люди рады, видно.
На лицах и в душе восторг.
Бал - элегантности урок,
и задушевности завидной.
И "пена "платьев, кружев тут
 все комплименты соберут.
 
Вальс –главный танец! Он от Бога!
Хотя в другие времена,
он находился под запретом,
и Байрон нам писал об этом,
«Вульгарным» называя зря!
И в вихре вальса жизнь летит,
Украсить танцем мир спешит.

Бывают разные балы -
они специфики  полны :
«Охотничий» - все там стреляют!
А «Бал Юристов», « Бал Врачей»?
Профессии там прославляют,
богатство мыслей и речей,
хороших славят там людей.

А самый сладкий-« Карамельный»!
Любитель сладостей- вперёд!
На бал дорогу он найдёт,
но ,правда, много сладкоежек
 и в этом городе живёт.

Красивый – то  «Цветочный бал»
Море цветов, сплошной аврал!
А «Оперный»?- один респект,
он в Венской Опере проходит,
но места хватит тут на всех,
всё чинно, важно происходит.

«Бал Иоганна Штрауса»- конечно,
проходит всюду! Повсеместно!
На Голубом Дунае, и в лесу.
А « Бал владельцев всех кофеин»-
заканчивается поутру 
в кафе ,где продолжают пить,
и веселиться, и кутить.

Бал так похож на наваждение
 Приносит всем он наслаждение!
 "Балы невест"- вот всем что надо!
Хороший муж для всех награда!
Две тысячи часов длится сезон.
Приехать в Вену есть резон.

Найдём повсюду в Вене Вальс,
где музыка рекой лилась.
Шопен, и Кальман, Штраус и Легар,
Чайковский- сколько вальсов написали!
Народы мира все их танцевали,
однако...лучше всех танцуют в Вене Вальс!

Да! Венский бал-это явление!
На нём всегда столпотворение!
Кто на балу хоть раз бывал -
Навек запомнит этот бал!

Воспоминания нахлынули на меня, и я решил скорее вернуться в свой город, где
меня всегда ждал самый дорогой и близкий человек – Резо и священные могилы
близких и друзей…

__________________
« La Grand Ball»* - Главный бал года, проходит во дворце Хофбург 31 декабря.
  **«Alles Walzer»! - "Вальсируют все!"
  ***Иоганн Штраус-сын, считается "королём" вальса, создал около 200 вальсов.
В России до 1830 года вальс был запрещён.

  **** Вальс
        (франц. valse, от нем. Walzer, от walzen - выкручивать ногами в танце, кружиться; англ. waltz, итал. valzero) - парный танец, основанный на плавном кружении в сочетании с поступательным движением; один из самых распространённых бытовых муз. жанров, прочно утвердившийся в проф. музыке европ. стран. Муз. размер трёхдольный ) Раз,два,три...).Темп умеренно-быстрый.
    Название "Вальс." появилось в 70-х гг. 18 в. как обозначение народного крестьянского танца некоторых областей Южной  Германии и Австрии (то же что лендлер, или "немецкий танец").
В 20 в. появляется новый вид медленного Вальса, Вальс -Бостон, пришедший в Европу из Сев. Америки в 20-х гг.
Многие композиторы отдали дань уважения этому танцу- Вальсы писали- Ланнер, Штраус отец, его сыновья, особенно  сына Иогана Штрауса, которого считают "Королём вальса", создал цепь вальсов,  Шуман, Шуберт, Брамс, Гуно, Верди, Пуччини, Григ, Сибеллиус, Делиб,Глинка, Грибоедов, Шопен, Лист, Рахманинов, Чайковский, Глазунов, Скрябин, Шостакович, Прокофьев, Цфасман,
Хачатурян и многие другие композиторы.