Пасека

Игорь Засыпкин
Лето для меня это детство.
Конечно же в детстве была и зима с хоккеем во дворе, санками, горками, мокрыми валенками и красными от мороза щеками.
Весна. Когда двор, разлившись ручьями, звал нас запускать кораблики. Мы бежали вниз по улице,  весело шлепая по лужам. Набухшие почки тополей пахли необычно и выглядели волшебно. Походы в парк «Победы» за березовым соком и подснежниками.
Осень с прелым пьянящим запахом листвы. Хлопанье крыльев рябчиков и косачей, полные корзинки опят и россыпи гроздьев рябины и калины.
Все так. Но детство для меня это, прежде всего воспоминания о лете. Когда небо было голубым, были бабушка и дедушка, а впереди, казалось, бесконечная и беззаботная жизнь. Ну не совсем беззаботная,  дел  у меня хватало. Грибы, покос, пруд, рыбалка. Огород, смородина, трава для кроликов. Встреча коровы, вода для бани. Пиканы и пасека. Да, пасека, большое воспоминание  детства. Запах воска и меда, жужжание пчел, разжигание дымаря, медогонка и медведь. Настоящий, большой, коричневый, грязный и косматый медведь.
Медведь, это тот, кто знает, где мед. Медведь знал, что мед есть у нас. И пользовался этим. Время от времени.

Пасека у нас была на нескольких хозяев. Наша семья держала около пятнадцати семей пчел. Это мало для того, чтобы мед продавать, но не мало,  для себя и для постоянной заботы. Пчел надо перевозить на пасеку из поселка на лето. Делают это для увеличения сбора меда. В лесу «взяток» больше. То черемуха цветет, то кипрей, это так Иван-чай зовется, то зверобой, то клевер. Даже пихта.… Не знаю, как пихта цветет и где у нее нектар заводится, но августовский мед, темный, почти черный, у нас называли пихтовым. В июле-августе пчелы роятся, Новые молодые пчелы покидаю улей ведомые молодой самкой–маткой. Если прокараулить такое явление пчелы улетят в лес и ищи–свищи. Опять же у пчел есть свои заморочки, то клещ их кусает, то взяток пошел и магазины (это дополнительные соты такие) доставлять надо, то осы докучают.
Дядя Витя Лобанов, отец Лешки, моего друга был заводилой пасеки. Это он пасеку завел и «соучредителей» созвал, зятя своего и моего деда. Дед мой пчел держал, но все больше в одиночку, то дома, в огороде ульи стоят, то на елках борти с дикими пчелами висят. А вот тут за общее дело и он взялся. Вместе проще. И территорию огородить и подежурить, если надо. Опять же веселей. И не страшно.
 Мы как-то с Лехой на пруд собирались, искупаться, да порыбачить, но тут отец Лешкин из леса пригнал и говорит, мол, медведь к нам на пасеку пожаловал и надо делать что-то, а то он поскудник, всех пчел нарушит.
Я пошел за дедом, а дед и сам тут как тут, подъехал на своем «Урале» к лобановскому дому. Маракулили они с дядей Витей, обсуждали что-то, а нам с Лешкой на пруд охота. Но дядя Витя, наконец, встал и велит нам одеваться по-походному и с Савельевичем (с дедом моим) собираться в лес на пасеку. Медведя караулить. А ему на работу надо, но вечером он нас сменит.
Так-то на пруду купаться лучше, чем на пасеке париться, но вот встреча с медведем нас с Лешкой заинтриговала. Леха полез за рогаткой в чулан, а я пошел домой собираться. Нарезал хлеба, сала, луку в огороде нарвал. Малосольных огурцов в мешок наложил и картошки вареной. Посмотрел на деда и говорю:
-Деда, я ружье свое тоже беру, мало ли?
Дед на меня даже не посмотрел, из-за спины буркнул, мол, патронов, у меня снаряженных нет и времени готовить их тоже нет. А я ему тут и выкладываю 20 штук в латунных гильзах -10 –картечи «00», 6 в пулях круглых и даже «турбинки» две штуки. Ну, еще и пара «бекасинников», на всякий случай.
 Дед спорить не стал, извлек молча свою «ижевку» двуствольную из-за шкафа и патронов в карманы напихал штук десять.
Собрались мы и поехали на нашем мотоцикле, в соседней улице Лешку подобрали, он тоже собран  был и даже захватил свой топорик туристический. Ну,  все, кирдык медведю. Мы с Лехой завалим его, как пить дать. Нам и дед для этого  не нужен. Я косолапова валю из  своей «тозки» 32-го калибра, а Леха  на полном скаку своим чудо-топором отсекает его косматую башку. Дело в шляпе, мы герои, и даже дядя Витя, в этот раз, нас похвалит. Кстати,  не бывало такого еще.
 Доехали быстро. По грунтовке со щебнем 10 километров это шесть поворотов, четыре лога, две прямых и один разбитый лесовозами участок  - минут за тридцать домчали.
  Мотоцикл за сто метров оставили, спешились. Дед впереди, он егерь, как-никак, я с дружком своим позади. Незаметно пулю  вставил и без щелчка ствол замкнул. Это чтоб деда не нервировать. Он хоть и разрешил мне ружье взять, а команду заряжать не давал. Мне ведь еще только 12 годков. Хоть и обучен, все равно малоумен для охотника. Леха с завидками на ружье мое смотрит, а мне приятно.
Зашли на территорию, Леха рогатку наготове держит, я стволом по кустам шарю.. Никого. Вот досада!
Когда медведя добудем я лавку в домике обобью шкурой. А голову мы с Лехой на елку повесим, чтоб другие медведи тут не шастали. Я ведь серьезно настроен. Глянул я на Леху, он похоже тоже. В одной руке топор, рогатка в другой и желваками так и играет. И взгляд недобрый…
 Оглядели мы окрестности. Четыре улья перевернуты, у одного стенка сломана, и рамки с сотами вывалились. Пчелы летают, злющие. Меня два раза ужалили, Лешку один. Как будто мы виноваты, что им дома разбомбили!
 Дед ульи поднял, рамки в корыто сложил, фанерой накрыл. Мы с Лешкой одели маски, стали столбы восстанавливать и проволоку натягивать. Потом к проволоке  консервные банки стали приспосабливать – это как сигнализация. Злоумышленник в проволоке запутывается, банки гремят, сторожа просыпаются.
Ну и тут кердык всем нарушителям пасечным!
Часа три боролись с последствиями медвежьего визита. Умаялись, а освежиться не где. сидим в тенечке, в домике пасечном, отдуваемся.  Тут Леха подкрепится, решил. Молоко достал, хлеба белого, сидит, ест. Я для аппетита приволок рамку с сотами из разбомбленного улья. Сидим ложками соты терзаем, воск в ведро плюем.
Слышим звук мотора. Может дядя Витя приехал? А вставать лень. Разморило. Свежий мед может даже температуру тела поднять на два-три градуса или в лихорадку загнать. Ну лихорадки я не чувствовал, но после меда с молоком аж испариной покрылся.
Через какое-то время заходит дед и говорит, мол так и так, надо до поселка сгонять, на часок, ветеринар пришел, ждет у дома, вот сосед приехал специально известить. И, мол, не бойтесь, медведь только к вечеру явится, а днем он не ходит, он по малиннику шастает или на овсяном поле сидит. А вообще, закройтесь в домике и подремлите.

Мы лениво кивнули и дед уехал. Я на лавке разместился, Леха на мешках с мохом в углу, лежим, преем.
А чего, у нас все схвачено, ружье заряжено, топор наточен…
 Так и задремали.
 Проснулся я от того, что Леха меня  разбудил. Рукой мне рот закрыл и глаза выпучил. Второй рукой показывает, чтоб я не орал и пальцем в окно тычет. Я бы и внимания не обратил, да только вид у Лехи больно испуганный. Стали мы в окно смотреть, что же случилось там? А там медведь! Медведь настоящий, огромный, орет все время, кряхтит страшно. Я Лехе показываю на ружье моё, а он мне пальцем у виска крутит, показывает, что медведь уж очень большой, а я сумасшедший. Я на рогатку Лехину и топорик и показывать не стал. Дышу еле слышно,  в грязное окошко всматриваюсь, а медведь в трех метрах от нас улья курочит.  Да главное по –порядку сваливает их с подставок, одно за другим, крышку отбросит, лапой рамки зацепит и в рот тянет. Жрет не стесняясь вместе с по щепками и проволокой. Я домик оглядел, вид унылый, конечно. от зверя такого нам здесь не скрыться, это точно..
Вот сидим мы в сарайке, смотрим, как это чудище лесное нашу пасеку уничтожает. Прошелся по ряду, двадцать ульев на боку. И не успокаивается. Башкой трясет, урчит, лапой нос закрывает и крушит все новые ульи.  Что делать-то?
Я Лехе маячу, может в воздух пальнуть? А он головой трясет, не соглашается. Но тут и медведю надоело все. Видимо и его пчелы достали укусами. Встал он на задние лапы и заревел на весь лес, мы с Лехой под лавку забились и не дышим. А медведь в кусты, через проволоку  не задерживаясь, гремя всеми консервными банками,   вниз по косогору побежал.
Через некоторое время дед приехал, молча, осмотрел побоище, ничего не сказал. Чуть по-позже и дядя Витя нагрянул. Вид у всех удручающий. Я на Лёху посмотрел, он тоже себя героем не чувствует. Да, дела!
 Но  медведь больше почему-то не приходил, видимо не очень ему понравилось, одно дело мед жрать, другое дело - пчелы так просто его не отдают, кусаются, сотнями гибнут и не сдаются. Вот кто герои настоящие, хоть и маленькие.
 Нам с Лехой все поломанные соты достались. С молоком, хлебом неделю ели, дядя Витя лично проследил за этим.   Меда мы года на три вперед наелись. Аж тошнит.  Мы бы и с медведем поделились да так  его больше в этом году и не видели.