При всем материализме, свойственном людям некоторых военно-прикладных специальностей, скажем летчикам, не чужды они веры в приметы и прочие заморочки. Все наслышаны про их знаменитую тему - "крайний-последний"? Ну, тогда - полетели!
...весна выдалась ранняя, что означало по местным меркам, - в середине мая уже вовсю текли ручьи вдоль просек, а сами эти...ммм..."путепроводы" местами разбухли и превратились в кашу, слабо держащую не то что колесную технику, а и пешеходов, эту самую технику тянущих, толкающих и вынимающих из "муляки" через каждые триста метров...Короче говоря, извечный вопрос "дорог" в этом углу Родины был особенно отчетливо слышен.
Ага. Особенно тут, "на просеках" и когда отделение полным составом пытается "на руках" нести "шишигу"*, весело поругивая ("но-но, разговорчики в строю! Отставить материть машину, водителя и командование! Материть разрешаю весенние ручьи!") выдавшиеся обстоятельства и попутно обсуждая вязкость грязи.
Но что делать? "Перемещение личного состава в рамках Устава и вверенной территории" никто не отменял.
А тут..."эх, путь-дорожка, фронтовая..." Ну в смысле, нет её.
Нет, "шишига" определенно снаряд зачетный!
Когда есть в нем то, ради чего он создан...исправная ходовая часть.
Этот же экземпляр...Да и водитель евонный...эх.
"Товарищ командир! Развешите доложить?" (молчаливый кивок в ответ..."давай, рассказывай")
"Передний кардан "завязали" "в узел" вчера, попутно посрывав вакуумную систему подкачки колес" ( "И кто же это мог быть? Только ты, диверсант хренов и настоящий "ездюк", ибо твою "гарцовку" вчера уже "отрисовали" как надо!)
Впрочем, - это молча. Перевожу.
Полного привода - нет и не будет, колеса "стравить" - тоже не получится**.
А значит - ехать двадцать семь километров придется "до талого". Этакий автопробег по безнадеге и бездорожью. Без учета времени, но чтобы - "к сроку".
Погрузились. "Водятел" за рулем, "тов.ком" рядом, иные - в кузове, согласно штатному расписанию.
И началося...Ну, триста-не триста, но каждые пятьсот - "Эх, ухнем!"...Ухаем.
"Тов. ком", то бишь, покорный ваш рассказчик, - занят.
("Командир кроме непосредственного руководства личным составом обязан вести и штабные документы"(с)
А остальные - при деле.
"Сели"-вылезли-толкнули-пихнули-залезли обратно-"сели"-вылезли-толкнули-пихнули-залезли обратно-"сели"-вылезли...
По итогу - пять часов по всем этим просекам, низинам, сопкам и прочим прелестям рельефа вверенной местности...Но приехали. Ведь главное - не думать о плохом, да? ("И не думать о белой обезьяне"(с).
А чего я там про полеты то говорил? А, ну да.
Обратно - налегке.
Вертолетчики случайные подвернулись на "большой точке"***.
"Мигом тебя, капитан, до "малой точки" кинем...испугаться не успеешь".
Так и есть. Испугаться никто не успел.
...кто на "Ми-Восемь" летал? Про "зарулем" не спрашиваю...хоть так, как Мимино своих пассажиров возил?
Ну не буду томить. Ощущения - как в стиральной машине.
Ухающе-чмокающий, характерный звук винта, от которого на определенных "режимах полета" закладывает уши - это еще туда-сюда...вибрация! Вибрация всего и вся...такая, что минут через десять собственный ливер начинает свой собственный "твист энд рок-н-ролл", совершенно не согласуясь с "шейком" головного мозга и тремором конечностей...А карандашик хочется как капу, зубами зажать...чтобы пломбы из зубов не повылетали...
На любителя развлечение.
Но летуны-вертуны храбрятся! Да еще как! Шутят-балагурят...хотя и не слышно их ни рожна в их вибростенде общевойскового назначения. Их двое. Им - зашибись.
А я - один.
...лететь было всего-ничего...двадцать минут, с учетом "рулежки" (чего там рулить, если с места "берутся"?), полета по-над просекой, да посадки на "пятаке").
И на тебе...уже видна "малая точка", уже близок тот "пятак", как....хлоп! Вой механический сверху, матюки человеческие из кабины....и нехорошое ощущение потери веса...и вибрация куда-то делась...
"Падаем! Держись, кэп! Крепче держись!!!"
("Мамочки! Вот еще чего!") - благо про себя. Ибо хоть ори - а толку то...
Держусь "крепче"...аж кости побелели...
И не прошло и секунд двадцати...плюх...ровненько так..."На три кости"****.
И веселая морда (ох, пилот, ну и морда у тебя была в проеме!)
- Нормалёк? Не побился?
- Чтой-то былО?
- Да не трясись....Авторотация! Вертолетная техника - надежней всего! А "чтой-то было" сейчас узнавать будем.
....загостились летуны аж на трое суток...сколько баек нарассказывали, да какими словами - так хоть самому "за рычаги"...
А дело было - "не в бобине". Дело было в том, что "последний сукин кот авиатехник" на "дембель" уходил...и "как последний" бухал накануне. Посему какую-то там "магистраль" какой-то "смазки" заглушил на радостях и открыть забыл. Или чего еще там он насовершал в свой "последний день"...разве важно? Он - на дембеле, машина - на земле, все - живы и здоровы.
Боюсь ли я летать? Неа...главное не говорить "последний", а также не брать в расчеты погнутый кардан и прочие системы.
И "не думать о белой обезьяне"(с).
* "Шишига" - ГАЗ-66, зверь, а не машина. Если исправна, а за рулем - осминог с восемью суставами в правой руке, уж больно "некомильфо" там рычаг коробки запрятан.
** "стравить колеса" - сбросить давление, чтобы резина "распласталась", так давление на грунт меньше, а проходимость - выше.
*** "Большая точка", "малая точка"...да хоть "средняя"...точки на карте. А что там есть - то тайна военная.
**** "на три кости" (из жаргона вертолетчиков) - на три точки опоры. То есть максимально ровно и безопасно.
На фото (спасибо интернету!) - Ми-8, точно такой, шучу конечно, на фото единственная в мире белая горилла.
29.10.2015