одна судьба

Зинаида Малыгина 2
                ОДНА СУДЬБА  ( из истории освоения Хибин)


   О своей матери рассказала  Салтан М. А.( проживает в городе Апатиты)  Рассказ  ведётся от  первого лица.

                МИНЕЕВА ТАТЬЯНА ДМИТРИЕВНА (1913 г.р.)

 Родилась в селе Мулловка Ульяновской области в семье крестьянина. В 1928 году нас, как кулаков, всей семьёй выслали в Архангельскую область.

 Было у нас две лошади да мелкий домашний скот, который обычно есть в любом крестьянском хозяйстве. А было на 11 человек:  родители, бабушка, дедушка и семь сестёр!

   Наёмных рабочих не было, работали в хозяйстве все от мала до велика, с утра до вечера. Землю обрабатывали сами и даже нанимались в помощь в другие хозяйства, чтобы заработать немного денег на одежду. В 13 лет я умела жать серпом и вязать снопы.

   1921 год был особенно голодным. Лошадей нечем было кормить, пришлось лошадиное мясо употребить в пищу, чтобы  не умереть с голоду. Бабушка с дедушкой отдавали внучкам последний кусок, а сами голодали. Вскоре их не стало, хотя они мечтали дожить до весны.

   Весной нам дали семена подсолнуха для посева, но не было лошадей для пахоты. Дали беглую лошадь в аренду, но она не признавала хозяев и даже могла укусить.

  И вот такое хозяйство посчитали кулацким.  Выгнали нас из дома и вынесли скарб на середину улицы. Смотрят соседи на «без вины виноватых» и боятся пустить нас в свой дом.

   Пять семей погрузили в товарный вагон и  повезли на станцию Коноша Архангельской области.  Отец  был безграмотным, но помню, часто повторял: «Жаль, что нет Ленина, он бы не дал нас в обиду».

   На телегах  доставили  в лес, где каждая семья должна была построить шалаш для жилья,  а потом барак для постоянного жительства.

   Решили мы с сестрой бежать на родину, но нас задержали в Вологде и посадили в тюрьму. Выпустили через два месяца вместе с другими и отправили под конвоем на сбор картофеля. За хорошую работу обещали отпустить к родителям.

   Сестра уехала, а меня приютила богатая семья для ухода за детьми. Но меня не забыли в комендатуре. Двое  военных пришли забрать меня для отправки в тюремном вагоне на Север в город  Хибиногорск. Конвоирам  приказали высадить меня на станции Апатиты.

   Встретил меня пронизывающий ветер, а тёплой одежды у меня не было. Решила я умереть под колёсами поезда и написала сестре прощальное письмо. Отдала письмо конвойным, молодым ребятам.

   Они сумели отговорить меня от самоубийства, за что я им благодарна. Ведь в дороге они относились ко мне по-человечески, приносили горячий чай и кормили хлебом.

 Один из них даже сказал мне: « Я бы женился на тебе, но  мне не разрешат жениться на переселенке».
  Поселили меня в шалмане, где спали вповалку мужчины, женщины, дети. Все семейные.

  Приютила меня добрая семья  с тремя детьми. Мама этих детей работала в столовой, кормила меня горячей пищей вместе со своими детьми и  помогла мне выжить.

   Работала я подсобницей на строительстве и одновременно училась в ФЗО. Только в 1934 году восстановили меня в правах и выдали паспорт. В этом же году вышла замуж, а через год появилась моя радость, дочь Маргарита.

     Муж погиб на фронте в мае 1942 года.
    Жизнь прошла в труде и горестях. Не забываю о хороших людях, которые помогли мне выжить в суровых условиях Севера.




   фото из архива краеведческого музея, Кировск, Мурманская область
    из книги "Дети бараков", 2015 год, ред. Малыгина З.Я.