Лондонские хроники. Экскурс в Coney Island

Борис Готман
   Boris Gotman, Ph.D

   Некоторые из читателей сайта уже побывали вместе со мной на лондонском колесе обозрения  – "Лондонском глазе".

   Напомню, это сооружение  высотой 130 метров построено в 2000 году.  Колесо оборудовано  32 герметизированными  капсулами  на 25 человек каждая, с кондиционерами, телевидением и интернетом. 

   "Лондонский глаз", как помнит читатель, это первое в мире колесо обозрения нового типа, получившего название "Наблюдательные колёса" ("observation wheel"). В таких колёсах пассажирские кабинки –  капсулы - установлены снаружи несущего их обода и поэтому, когда они находятся в верхнем положении, ни конструкции обода, ни другие капсулы не мешают их пассажирам  любоваться открывающимися видами.

    После строительства "Лондонского глаза" изобретение создателей "observation wheel"  - молодой супружеской пары архитекторов Юлии Барфильд (Julia Barfield) и Дэвида Маркса (David Marks) – начало победное шествие по планете.

    Однако наряду с такими рекордно высокими сооружениями существуют и другие очень интересные типы колёс, с конструкцией которых жители Европы практически не знакомы. 

    В этой заметке мы "покатаемся" в кабинках колеса "Wonder Wheel" -  "Чудо-колеса",  установленного  в  парке "Coney Island".

    Для этого нам придётся из британской столицы перенестись через Атлантику в Нью-Йорк,  в Бруклин, где на берегу океана и расположен этот замечательный парк.

    По выложенным "деком" дорожкам проходим вдоль берега мимо афиш других аттракционов к достаточно скромному "Wonder Wheel" – высотой "всего" 46 метров.

    На колесе смонтированы 24 кабинки, 8 из них выкрашены белой краской, остальные 18 красные или синие. И на красных, и на синих кабинках  нанесены  одинаковые широкие жёлтые полосы.
 
    Чем ещё, кроме раскраски, отличаются кабинки, мы сейчас выясним.
 
    Заходим в одну из "пёстрых" кабинок, садимся на лавочки и с некоторым скрипом трогаемся. Скрип колесу, построенному ещё в 1920 году,  придётся простить.

    Из кабинки, кроме океана уже видны и кварталы Бруклина.  Вдруг, на высоте около двадцати метров наша кабинка на секунду останавливается и тут же начинает … падать!

    Правда, почти сразу становится ясно, что она не падает, а скользит  по направлению к центру колеса.

    Скорость кабинки растёт, хотя очень быстро мы чувствуем довольно резкое торможение, причём, как говорят в авиации, с набором высоты…

    Кабинка несколько поднялась, резко качнулась вперёд и ... опять двинулась вниз. Правда, совсем чуть-чуть. Опять тормознула, опять резко качнулась…  И так несколько раз.

    Если читателя ещё не укачало, "едем" дальше.
 
    При всех этих манёврах нашей полосатой кабинки можно заметить, что белые кабинки продолжают набирать высоту, двигаясь,  как ни в чём не бывало, по кругу!
 
    Наша же кабинка, выражаясь теперь уже "космическими" терминами, переходит на другую орбиту, причём, меньшего диаметра.
   
    А над нами плывут со всем возможным комфортом – то есть без периодических раскачиваний - пассажиры белых кабинок… Им сверху видно всё…
   
    Немного прокатились спокойно, но вот наступает пора вернуться на старую орбиту.  По пути к ней опять переживаем скольжения вниз, рывки вверх и раскачивания – прямо,  как космонавты…
 
    Теперь понятно, почему на цветных кабинках широкие жёлтые полосы? Хорошо, мол, подумай, хочешь ли ты сюда. Может, тебе лучше в белую гондолу?!
 
    Вряд ли изобретатель и строитель этого чудо-колеса, румынский эмигрант инженер Чарльз Герман в далёком уже 1920 году задумывался над имитацией перехода с орбиты на орбиту космических кораблей.
 
    Он хотел соединить в один аттракцион американские (или русские) горки с колесом обозрения.

    Ему это блестяще удалось.  Если увеличить иллюстрацию к заметке, будут хорошо видны эллипсовидные персональные орбиты-направляющие  каждой подвижной гондолы.

    О судьбе этого аттракциона можно написать целый роман. Много десятилетий чудо-колесом владеет семья, глава которой когда-то выкупил его по цене металлолома, потому что оно уже и было больше всего похоже  на ржавые развалины.

    Тогда он сказал своей молодой жене примерно следующее: "Сейчас, если не возражаешь, я куплю тебе вместо кольца с бриллиантом вот это колесо. Оно без драгоценных камней.  И не из золота, а из ржавого железа, но с таким бриллиантом, как ты, мы сделаем из него настоящее чудо…"

    Фотография,  которую видит читатель, сделана сегодня специально для этой заметки замечательным фотохудожником  Станиславом Селицким. Спасибо ему и его супруге Инне за организацию  нашей прогулки.