Из записной книжки

Даная Дан
***
В Фейсбуке я подписана на нескольких блогеров. Заглядываю на свою страницу в минуты праздного состояния, когда не работаю и не хочется что-то делать, с тем, чтобы окунуться в юмор, тонкую иронию или узнать новости мира из уст обывателей. В моей ленте, наряду с подписками, появляются посты одного блогера, на которого ни разу не подписана, но по какой-те абсолютно мне неведомой причине они регулярно отображаются: как Чуня сегодня спала, что Чуня сегодня кушала, где гуляла, с кем знакомилась... Чуня - это собака, маленькая собачка, симпатичная и забавная. Посты этого блогера пестрят и фотографиями: Чуня спит, Чуня лежит, сидит, смотрит в окно...  Фото Чуни, всегда новые и милые, появляются с той же периодичностью (спит, лежит, сидит, снова спит, сидит...), что и короткие рассказики о ней. Блогер - вполне в своем уме, цивильный и даже поэт. Имеет массу подписчиков и массу лайков. Не знаю каков будет ваш вердикт, но для себя я сделала вывод: нынче народная любовь к поэтам приходит через их любовь к домашним питомцам. Новые нравы. Хочешь скорой известности, заведи блог, но не пиши про свои стихи - пиши о собачках, кошечках, хорьках... Ничего не имею против Чуни и оригинальной раскрутки имени. Да и сам поэт симпатичен. Раз любит животных, значит не может не любить людей. Его милые посты про Чуню поднимают настроение - думаю, не только мне. Как-то принято неординарность отождествлять с чудачеством. А мне на ум приходит другое - будь больше чудаков, человечество не страдало бы от комплексов.



***
Некий автор со странным ником на днях в рецензии поведал мне о своем воображении. Видимо, любовь к коту его настолько заворожила, что не мог не удержаться - как есть, на духу, изложил свое видение на взаимную привязанность людей и животных. Прежде чем продолжу запись о необычайном видинии на любовь и обязательства, окунусь в предысторию. Посты про Чуню вдохновили меня на произведение о маленьких радостях и маленьких неудобствах, в котором, между прочим, описываю отношения семьи с котом - кто чем жертвует ради присутствия любимца. Ничего необычного в том, что пропитанные любовью к сущему делят ее с животными, нет. У кого в семье мир и лад, тот понимает, что такое забота о ближнем. А в семье все любимые - ближние. Нет деления на людей и животных. Но перед животными двойные обязательства. Взрослый сам о себе может позаботиться: открыть холодильник, найти на полках еду, покушать. А собак и кошек нужно кормить. Квартира - не то место, где можно половить птичек и кроликов. Даже кран с водой не смогут открыть, если в миске пусто. Так вот, этот автор со странным ником, видимо, никогда не бывал на Дёрти. Это сайт такой, для продвинуто умных. Число уникальных посещений в месяц за миллион, из 140 стран с интернетом. Каждый третий пост на главной о животных, с фото или видеосъемкой. Из разных стран наши соотечественники описывают жизнь своих любимцев. У некоторых по стае кошек или собак, чаще - классическое трио - две кошки и одна собака, и каждый - член семьи. Из чего может сложиться мнение, что чем дальше уезжать из России, тем больше любви проявится к животным. Но может как раз наоборот? Уезжают наиболее человечные? Как бы там ни было, знаю одно - любовь к животным невозможна без любви к людям. Там же, на Дёрте, узнала, что кошачьих и собачьих психологов не меньше врачевателей человеческих душ. Ну, это так, к слову. К слову и то, что на Западе наибольшее количество лайков набирают посты про спасенных животных. Что это, как не показатель гуманизма и человеческой любви. Но вернемся к теме, как некий автор со странным ником в моей любви к коту обнаруживает одиночество, о чем с восторженной поспешностью размашисто пишет в рецензии, что мол больна на всю голову, больна и зла, и никто меня не греет, и постель моя хладна, и моими же терминами об искаженной действительности меня кроет. Из последнего делаю вывод: автор-то - не некий, знаком с моими произведениями и читает мои рецензии об этом самом, о реальности сумасшедших. И как тут не вспомнить недавно мной написанное в "Талантах и фанатах" о том, что врач, в реальности душевного больного, всегда болен, сам пациент - здоров.



***
Существует два типа людей: с психологией свободной личности и с психологией раба. Рабская психология может быть ярко выраженной и быть в постоянной или временной конфронтации с психологией свободной личности, это когда человек внутренне борется с проявлением раба в самом себе и следует установкам свободной личности - пытается самостоятельно мыслить, критически оценивать свои способности и возможности, ищет альтернативу отрицательным эмоциональным привязанностям, придерживается системных взглядов. Второй подтип людей с психологией раба рассматривать неинтересно. Ну принимают ценность социальных систем - и ладно. В будущем их потомки психически эволюционируют и статут людьми с психологией свободной личности. Первый же подтип, находясь в постоянном конфликте с желанием жить по подобию раба, без ответственности за что-либо быть на чьем-то (хозяйском) содержании, вне бытовых и социальных проблем (хозяин сказал - раб сделал), и невозможностью не придерживаться социально правовых норм, подвержен психическим расстройствам. Нарушение психических процессов может быть и у людей с психологией свободной личности - в единичных случаях. У людей же с рабской психологией психические расстройства имеют массовый характер. Безнадежно, с точки зрения психической эволюции. Нет генетического материала. Пары подбираются из себе подобных. Каждое новое поколение наследует рабскую психологию своих родителей.



***
Говорят, что высокая уверенность порождает и питает ложные надежды. Так ли это? Заглянем в справочник по психологии. Ага, вот оно (по нашему случаю) - основой для формирования уверенности в себе служит достаточный поведенческий репертуар. И вот это - для формирования уверенности в себе необходима позитивная оценка действий со стороны значимых людей. Далее, мы (то есть я) сами закрутим сюжет. Ложные надежды на пустом месте не рождаются, подкреплено цитатами выше. Ложные надежды произрастают из внимания. Пожалуй, с этого места я перейду на серьезный тон. Не до смеха, когда плачь и стон поджидают в конце ложных надежд.

Каждое внимание мы расцениваем как нечто большое. Психологически свойственно всем. Во внимании к себе мы укрепляемся в собственной вере в незаменимости своего существования. Политик не был бы политиком, если бы не мог к себе привлекать внимание общества. И без общественного внимания, он бы не состоялся как политик. Размах амбиций больше. Больший запрос во внимании. Это все, чем отличается политик от обычного человека. А так - одна калька.

Если человек отвечает ответным вниманием, то, вероятнее, ему нравится быть в чьем-то во внимании и продолжает одаривать вниманием исключительно ради ответного внимания, не задумываясь о последствиях этого интереса. Наибольшая потребность во внимании случается во времена психологических трудностей. И этот период опасен ложными надеждами. Потому как внимание значимого человека принимается за нечто большое, растет уверенность в себе и поведенческий репертуар (принимаемое внимание значимым человеком) способствует этому. В результате, разочарование - меньшая душевная утрата, легкий психологический шок.



***
В свою копилку «Оксюморон» собираю высказывания авторов, чья глупость достигла противоположных высот гениальности. Ее так и называют: гениальная глупость. Конечно, мои авторы не намеренно творят гениальную глупость. Это их уровень интеллекта и/или уровень восприятия. Нездравость восприятия иногда идентифицируется обыкновенным шизофреническим бредом, а иногда - буйным воображением. Вот буйное воображение авторов особенно оксюморично, в случаях, когда ум заходит за разум, а ума с гулькин нос, а разум в состоянии расщепленного сознания. Подумываю о публикации этих уникальных высказываний, да вот в сомнении - не станут ли цитируемые оспаривать авторство?



***
Я часто в Интернет бросаю идеи. Потом, с удивлением обнаруживаю, что некоторые из них стали народным достоянием. Так мои цитаты «Талантливый человек во всем талантлив» и «Нет предела совершенству» обрели бессмертие, правда без упоминания моего имени, но то, что стало народным, как бы не требует авторства. Одно отрадно - я, посредством своих цитата, участвую в развитии русской культуры.



***
На «Проза.ру» есть замечательный автор. Это Александр Багмет. Его произведения душевно глубоки и исторически реалистичны. Одно из них, «Музыка моего детства», погрузило меня в собственные воспоминания, в результате чего появилось маленькое эссе:

Моей первой классической музыкой из детства был полонез Огинского. Почему-то она, а не другая классическая музыка привлекла мое внимание и пробудила любовь к классике. С тех пор мои музыкальные предпочтения менялись - от джаза до рока, от металлики до готики, от церковных хоралов до оперных партий, но Огинский не менялся. Его музыкальное произведение «Прощание с Родиной» живете во мне всегда, в том исполнении, в котором услышала впервые. Безошибочно узнаю свою музыкальную любовь и в эфире. Манеру исполнения Бориса Эммануиловича Хайкина не спутаешь с другими. Именно в его дирижерском исполнении я впервые услышала Полонез №13 ля минор, «Прощание с Родиной».

Детские восприятия самые сильные, и все, что особенно поражает в детстве, остается с нами навсегда. Задумываясь над этим вопросом, почему только одно из множеств заостряет наше восприятие, будь то картина или музыка, пришла к убеждению: в памяти остается созвучное нам или нашему восприятию.
 
Есть версия, что музыка (определенное расположение нот в определенной тональности) является кодом к душе. Если она звучит в унисон нашим вибрациям, то код (ключ) подобран верно. И по любви к музыке, к определенному произведению, можно отыскать друзей - людей схожих с нашим восприятием. Друг - это прежде всего второе наше «Я», человек с которым комфортно и в минуты молчания. Все счастливые пары похожи друг на друга - знаю по себе. Мы с супругом совершенно разные, но когда знакомимся со знакомыми знакомых, нас принимают за брата и сестру. И среди наших знакомых есть пары, по отдельности разные, вместе - похожи. Это удивительно и очень трогательно - наблюдать за похожими людьми. У них все слажено. Они понимают друг друга с полуслова. Одни вкусы, одни привычки. Конечно, в семье слаженность отношений не замечаешь, и объективно их не оценишь. Только со стороны, наблюдая схожие пары, можно понять каковы в действительности твои семейные отношения. И то, что нравится одному нравится и другому и одинаково обоим что-то не нравится, можно назвать счастьем. Недаром говорят, что нет большей радости, чем понимание друга.

P.S.
Мне приятно писать рецензии на понравившиеся произведения. Мотивом может послужить какая-то мысль, новая для меня или созвучная мне. Думаю, у всех вдумчивых читателей появляются ответные мысли, но не все их озвучивают. Часть из того, что оставляю в откликах, сохраняю. Позже, использую в подходящих произведениях и не всегда в изначальной формации. Как в случае с этим эссе.



***
Тема ура-патриотизма обрела широкий размах. Даже не знаю, были ли другие темы, столь бурно и долго обсуждаемые. Как врач, на это явление смотрю иначе. Для меня все просто, если касается психологии и психоаналитики. Недавно у меня был диалог с Александром Багмет, и, благодаря ему, я смогла сформулировать мысль что есть в действительности ура-патриотизм. Для начала небольшой экскурс в психологию, а именно в разъяснение термина деструктивизм.

По Эрику Фромму, деструктивизм - это бессознательно складывающийся психологический механизм, импульсы которого проявляются во всякого рода разрушениях. Согласно политической психологии, разрушительность - результат изменений в жизни, тех индивидуальных и социальных условий, которые вызывают страсть к разрушениям (например, Германия периода фашизма).

Психоаналитик Эрих Фромм склонен к тому, что корни деструктивизма в ненависти к самому себе, и полагает, что нет глубокой деструктивности по отношению к другим у тех, у кого мало враждебности по отношению к самим себе. В своей книге «Анатомия человеческой деструктивности» Фромм поясняет, что «Деструктивность - следствие блокировки плодотворной энергии, препятствий на пути к развитию, к самоосуществлению, когда человеку не удается реализовать свой потенциал. Деструктивность представляет собой в известной мере патологическое явление. Деструктивность - личность несчастна, даже если ей удается достичь целей ее деструктивности. Уважение к жизни, жизни других людей и своей собственной - условие психического здоровья.».

Отдельно вынесу следующее:
Деструктивная личность несчастна, даже если ей удается достичь целей - деструктивности.
Но почему? Ответ здесь:
Деструктивность - это патологическое явление.
В чем ее основное проявление? - В ненависти к самому себе.

Из этого отношения, из чувств к самому себе, человек строит отношение с миром.
Ложного патриотизма, как и ложной любви, не бывает - есть политические, любовные заблуждения и есть деструктивизм, люди с набором психических расстройств, с ненавистью к самим себе и окружающему миру, для которых любой клич (например, призыв к ненависти к кому-то или чему-то) может послужить началом активных деструктивных действий. Призыв к деструктивизму завуалированный под патриотизм и рождает такое явление как ура-патриотизм.

Вывод, основанный на мнении Эриха Фромма:
Демонстрация деструктивизма - симптом психического расстройства, осложненный обскурантизм.
Следовательно,
Ура-патриотизм - патологическое явление, и имя ему - деструктивизм.

Игорь Гарин созвучен с моими мыслями, он пишет: «Негативная, отягощенная насилием и ложью историческая наследственность рождает паскудную жизнь, а при такой жизни процветают агрессия, ненависть и деструкция.». Верно, жизнь, при которой процветают агрессия, ненависть и деструкция, неизменно приводит к антисоциальному расстройству личности, суть которой в демонстрации полного неуважение к правам и чувствам других людей. В общих чертах, расстройство личности является систематическим характером мышления, чувств и поведения, которые существенно отличаются от того, что считается нормальным в пределах человеческой культуры. Антисоциальное расстройство личности имеет и более тяжелые последствия - ненависть к самому себе и миру. И прав Игорь Гарин, утверждая  что «человеческий вандализм неизбежно возникает всякий раз, когда к власти приходят "сукины дети" и сучья жизни начинается у всех», ибо социальная среда формирует в человеке нормы поведения.

В своей книге «Психология бессознательного» Зигмунд Фрейд описывает механизм взаимодействия личности с социальной средой, где главенствующая роль отдана бессознательному. По Фрейду, бессознательное - область психического, где происходят принципиально недоступные для личности вещи, имеющие смысл и логику, но их может расшифровать только специалист специальными методами. Зигмунд Фрейд предположил, что многие человеческие действия, которые обычно кажутся случайными, на самом деле не случайны, а являются симптомами глубинных внутриличностных конфликтов - настолько серьезных, что психика их не выдерживает и отказывается видеть: делает бессознательным. Фрейд утверждает, что главный (первичный) конфликт, которой в последствии обрастает множественными внутренними противоречиями, это конфликт между первичными детскими влечениями и требованиями общества. В широком смысле, бессознательное - это то, чем живет человек в нулевой позиции восприятия. Нулевая позиция восприятия - замещение собственного восприятия и инициативы неконтролируемым выбором из имеющегося набора стереотипов восприятия и поведения. По другому, нулевая позиция - это основа бездумного существования, шаблонного и ведомого поведения. Шаблонное и ведомое поведение - признак того, что человек проживает не свою, а чужую жизнь. При нулевой позиции живое восприятие заменяется шаблонным восприятием, творческое мышление - интеллектуальными шаблонами, свободное общение - суррогатами массовой культуры. С нулевой позицией большинство, их в психологии принято обозначать молчаливым большинством. Активно же выходящие за рамки шаблонов подвергаются давлению и агрессии со стороны молчаливого большинства. Молчаливое большинство или конформисты, не имея собственной позиции, подчиняются бессознательному принципу существования - пути наименьшего сопротивления, дабы еще больше не войти в конфликт меж собой, это - приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей и господствующих мнений. Но я отвлеклась, вернусь к бессознательному - к механизму зарождения и развития ненависти к себе.

Внитриличностные конфликты - это прежде всего потеря контроля над собой, над невозможностью контролировать собственные желания, ограничивать порог между доступным и недосягаемым. Какой дурак не хочет быть умным, нищий - богатым, а не получивший в детстве культурного воспитания стать похожим на интеллигента. При правильном воспитании и родительской любви ребенок смиряется со своими умственными или физическими недостатками. Он утверждается в том, что и такой он любим. Взрослея в благополучной среде, ребенок приходит к пониманию, что природную ограниченность не исправишь и перестает входить в конфликт меж собой - желанием стать другим. Но если ребенок в детстве на вопрос почему ему не даются знания в ответ слышит, что он - дурак, идиот, потому и не умный, то, впоследствии, начинает в себе ненавидеть эту природную часть, которая не позволяет ему стать умным, то есть старается отторгнуть от самого себя причину своей глупости, перенося внутреннюю ненависть во внешний мир - на умных людей. То же самое происходит и с людьми, чья культура не отвечает нормам поведения. Через ненависть к своей субкультуре, человек пытается отгородиться от нее. Естественно, подход неправильный, ибо ненависть рождает только ненависть. У конфликтных под действием непримирения обладать желаемым и невозможностью иметь желаемое психика претерпевает серьезные изменения и, как последствие эмоционального гнета, травмируется настолько, что создается благоприятная предпосылка для развития психического заболевания. Неадекватная реакция, мнительность, психоэмоциональная неустойчивость, агрессия, злоба, ненависть обусловлены потерей контроля над собой и являются симптомами глубокого внутреннего конфликта.

Более простым языком:

Погрязший внутриличностых конфликтах из-за того, что хочет быть умным, но не может, ненависть к собственному умственному недостатку переносит на тех, кто умнее его. Это его психическая защита - в большей степени ненавидеть умных, чтобы ненависть к самому себе, к собственному умственному недостатку, не поглотила целиком и не спровоцировала на суицид. Личность, чьи внутренние конфликты происходят из-за того, что он не может походить на интеллигента, ненависть, как защиту, переносит на интеллигентных людей. Но комплексы имеют множественную природу - они, без коррекции со стороны, растут снежным комом. Невежественный хам - явление множественного конфликта. Ура-патриотизм - шаблонная любовь к родине. И любящие родину по шаблону тоже психически защищаются, их защита - агрессия к истинным патриотам, к тем, кто родину любить не шаблонно, с широко открытыми глазами. Более ярко об истинном патриотизме сказал Александр Багмет: «Я не умею любить родину с закрытыми глазами.»


Используемый материл:
Эрих Фромм, Анатомия человеческой деструктивности
Зигмунд Фрейд, Психология бессознательного



***
Есть такое мнение: помогая другим, помогаешь себе. А как в отношении психологических трудностей? Можно ли, психологически помогая другому, помочь себе? Сплошь и рядом. Человек большую часть времени занят своими мыслями. И охотно участвует в разгружении чужих мыслей, попутно освобождаясь от своих. Когда же нет слушателей, сложно помочь самому себе. Но разве не бывает альтернатив? Например, дневник. Вести дневник - наиболее доступный, материально и временно не затруднительный способ разобраться в самом себе. Излагая мысли о наболевшем или о впечатляемом, человек упорядочивает поток сознания, отделяя от себя ненужное - рутину, хаос, мысленную суету, оставляя на бумаге существенное, которое тоже не нужно, но это ненужное может вывести на причину беспокойства. По другому - ухватить нить клубка проблем. Такой простой способ помогает распутать и клубок и избавиться от внутреннего беспокойства, от наплыва излишних чувств, эмоций. Сравним с методом случайного попутчика. Только не попутчик исполняет роль слушателя, а второе «Я». Дневник - одна из форм развития личности и система лечебного воздействия на психику. Психологический тренинг на дому и бесплатная психотерапия. Не нужно боятся  медицинских терминов, ибо психика и организм взаимосвязаны, и каждая психологическая проблема отражается на физическом здоровье.



***
О графоманах:

Блещут, блещут в извилинах блики...
Это штампы, отголоски чьих-то мыслей.



Любителям графомании:

Где не нужно напрягать мозги? -
В прозе, где и ветер знаний не гулял,
Где восход дремучести притягателен для глаз.



Абстрактный импрессионизм:

Пустынный мир,
Выжженные белым солнцем до бела пески,
Трагичен, но с пустынным небом...
Белые пески и выжженная до бела белым солнцем высь.
Может и осталась где-то синь,
Да в глазах от белого одно ослепительно белое.



***
Жил-был автор. И было у автора превеликое множество клонов. Автор был личностью творческой, в один образ никак не умещался, и ни дня не мог не творить. Любил всякие пакости. Еды не надо, лишь бы кому в рецензии напакостить. Клон - сюда. Клон -туда. Так весь день проходил, а когда и ночь, если автору жутко не здоровалось - то бунт поднимали в нем личности. Одной хотелось котлет, другой - каши овсяной, третей - бутерброда с огурцом. Метаясь от одного желания к другому, автор оставался голодным и выл от голода, и не мог уснуть. Однажды автор умер. Сайт опустил на тридцать процентов.



***
В одной стране национальной гордостью стал государственный идиотизм.